Прочитайте, вставляя пропущенные приставки. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочитайте, вставляя пропущенные приставки.



 

1. Не …резай так много хлеба: он засохнет! 2. Стало прохладно: …брось на плечи куртку. 3. …лейте, пожалуйста, мне полчашки кофе. 4. Мама не может … радоваться на своего послушного ребёнка. 5. Колесо машины случайно …ехало на тротуар. 6. Надо …клеить на конверт ещё одну марку и …писать адрес. 7. После душа полезно …нести на тело питательный крем. 8. Я скоро …собираю денег на покупку машины. 9. Джинсы, к сожалению, стали малы и уже не …лазят на меня. 10. Мать..крыла малыша тёплым одеялом. 11. Землетрясение в Китае нанесло огромный моральный и материальный ущерб.

 

Глаголы с приставкой о-/об-/обо-

Основные значения приставки:

1.движение вокруг предмета: обойти здание, облететь вокруг Земли;

2.распространение действия на много объектов: обойти все магазины, опросить всех студентов;

3.подробное действие, доведение действия до результата: обсудить план, осмотреть выставку, обыскать преступника, осмотреть больного;

4.ошибочное действие: ослышаться, оговориться, оступиться;

5.«превзойти другого»: обыграть, обогнать, опередить;

Нормы управления

Глагол + В.п.: обдумать тему, обследовать местность, описать внешность;

Глагол + вокруг + Р.п.: обойти вокруг озера, объехать вокруг света

Переносное употребление

Обносить/обнести забором, оградой, рвом

Осветить тему, проблему, вопрос

Обвести глазами, взглядом

У п р а ж н е н и я

1. Определите значение приставки о-/об- в глаголах.

1. Сначала дети молча обошли вокруг новогодней ёлки, потом осмелели, засмеялись, захлопали в ладоши и запели песню. 2. Прости, я оговорился: консультация назначена не на 9, а на 10 часов. 3. Средневековые замки обносили рвом – это было средством защиты от врагов. 4. Во время коллоквиума преподаватель не успел опросить всех студентов. 5. Профессор обвёл глазами аудиторию, а потом начал лекцию. 6. После лекции студенты окружили профессора и засыпали его вопросами. 7. В старости пёс ослабел, почти ослеп и редко выходил из дома. 8. Некоторые учёные высказывают мнение, что осушать болота не нужно, потому что это нарушает флору. 9. Наш сосед каждое утро обливается холодной водой. 10. Мы оклеили детскую комнату яркими обоями.

 

*2. Постройте высказывания на основе данной информации, используя глаголы из скобок.

 

1. Ни в одном магазине я не нашёл этой книги (обойти).

2. Не надо печатать этот рассказ без заглавия (озаглавить).

3. Не смотри на солнце без солнцезащитных очков (ослеплять).

4. Эта музыка слишком громкая, я ничего из-за нее не слышу (оглохнуть).

5. В одной лекции невозможно остановиться на всех вопросах (осветить).

6. Наши хоккеисты победили противника со счетом 3:1 (обыграть).

7. Милиционер проверил, нет ли у преступника оружия (обыскать).

8. После лечения в санатории бабушка чувствовала себя лучше (окрепла).

9. Я поздоровался на улице с чужим человеком, подумав, что это мой знакомый (обознаться).

 

Глаголы с приставкой от-/ото-

Основные значения приставки:

1. удаление на небольшое расстояние: отъехать от дома, отсесть на другое место;

2. деление предмета на части, отбавление, отсоединение: отпить глоток воды, отобрать деньги, отломать ветку от дерева, отрезать кусок хлеба;

3. завершение действия: отремонтировать машину, отточить нож.

Нормы управления:

Глагол + от + Р.п.: отъехать от города, отвернуться от собеседника.

Переносное употребление:

Отойти/отходить от темы, от вопроса, от существа дела

Отступать/отступить от правил, от нормы, от своих принципов

Откликаться/откликнуться на просьбу, на призыв, на горе, на звонок

Отзываться/отозваться о ком? о чём? как?

Откладывать/отложить встречу, собрание, поездку, разговор

У п р а ж н е н и я

1. Определите значение приставки от -.

Отучиться от курения, откусить пол-яблока, отойти к окну, отплыть от берега, отделить раствор от прим е сей, отрезать кусочек сыра, отложить работу на завтра, отсоединить провода, откликнуться на призыв о помощи, отнять игрушку, отст е гнуть капюшон от куртки, отв ез ти д е тей в школу, отнести обу в ь в ремонт, отправить сообщение по Интернету, оторвать пуговицу от пальто, отблагодарить за поддер ж ку.

 

Объясните правописание выделенных букв.

Закончите предложения, используя глаголы с приставками в нужной форме.

1. Чтобы узнать вкус яблока, надо … кусочек.

2. Если ты наелся, … тарелку.

3. Она мечтала стать артисткой, но родители … её поступать в театральный институт.

4. С детства меня учили: за добро … добром.

5. Ребёнка никак не могут …от вредной привычки грызть ногти.

6. Отзывчивый человек всегда …на просьбу о помощи.

7. Из-за плохой погоды прогулку придётся или … или … вообще.

8. Все с восторгом … о новой постановке пьесы Шекспира «Двенадцатая ночь».

9. Старайтесь говорить по существу, не … от темы.

10. Не успели мы … от дома, как началась гроза.

11. На пальто не хватает пуговицы, она ….

 

Для справок: …двинуть, …кусить, …ехать, …ходить, …говорить, …советовать, …зваться, … платить, …учить, …метить, …кликнуться, …рваться, …менить.

 

Глаголы с приставкой пере-

Основные значения приставки:

1. направление действия через предмет: перелезть через забор, переехать в другой город, переплыть озеро, перелить из стакана в чашку;

2. повторное действие: перечитать книгу, переодеться, переобуться, перекрасить волосы в другой цвет;

3. превышение нормы в действии: переоценить свои силы, пересолить еду, переутомиться. В этом значении приставка пере- вступает в антонимичные отношения с приставкой недо -, имеющей значение недостаточности действия (переоценить – недооценить, пересолить – недосолить, пережарить – недожарить);

4. разделение предмета на две части: перерезать верёвку, перепилить дерево;

5. исчерпанность действия: перемыть всю посуду, перечитать все книги, много пережить;

6. взаимное действие (с постфиксом - ся): переговариваться по телефону, переписываться с друзьями;

7. преимущество в действии: переспорить брата, перебороть свой страх, перекрикивать друг друга

Нормы управления:

Глагол + через + В.п.: перейти через дорогу, перевести через дорогу

Глагол + с + Т.п.: перешёптываться и переглядываться с подругой

Переносное употребление:

Переносить/перенести болезнь, операцию, страдания, горе, испытания, нужду

Передавать/передать чувства, настроение, характер, обстановку

Переходить/прейти к (следующей) теме, вопросу

Перебить/перебивать собеседника, взрослых (при разговоре)

У п р а ж н е н и я

1. Объясните значение глагольных приставок пере-, недо-.

1. Дипломник перечитал всю литературу по теме исследования. 2. Перечитай это стихотворение ещё раз и вникни в его подтекст. 3. Плох тот начальник, который перекладывает свою работу на плечи других. 4. Будьте объективны, не переоценивайте способностей своего ребёнка. 5. Художник Левитан в своих картинах сумел передать неброскую красоту русской природы. 6. Русские художники-передвижники устраивали выставки, которые перевозили из города в город. 7. Во время болезни он пересмотрел все телевизионные передачи, перечитал все газеты и журналы. 8. В старости Лев Толстой пересмотрел свои взгляды на жизнь и назначение в ней человека. 9. В русской пословице говорится: «Не перекладывай с больной головы на здоровую». 10. Передай от нас привет своим родителям. 11. Чтобы не промочить ноги, попробуй перепрыгнуть через лужу. 12. Через эту мелкую речушку нет моста, её можно перейти бродом. 13. В сказке лиса перехитрила всех зверей. 14. Сколько горя перенесли люди в годы войны! 15. Макароны лучше чуть-чуть недоварить, чем переварить. 16. Няня недосмотрела за ребёнком, он упал. 17. Мой брат недобрал два балла, поэтому не поступил в университет. 18. За столом помните: лучше недоесть, чем переесть.

 

2. Прочитайте, заменяя выделенные выражения глаголами с приставкой пере-.

 

1. Когда гости ушли, хозяйка убрала со стола и вымыла всю посуду.

2. Давай чаще писать и звонить друг другу!

3. Почему во время лекции вы говорите друг с другом?

4. Этот учебник издавался уже несколько раз.

5. Розы лучше посадить на другое место, где больше солнца.

6. Вам придётся сдавать этот экзамен повторно.

7. Летом я хочу прочитать все произведения Чехова.

8. Вы заплатили за этот старый дом слишком большую сумму.

9. Ивановы здесь больше не живут, они уехали в Москву насовсем.

3. Замените словосочетания противоположными по значению с приставками недо-, пере-.

 

Жарить мясо, солить суп, варить рис, сушить выстиранное бельё, оценить свои возможности, выполнить план, платить за товар, грузить сотрудников работой.

 

Глаголы с приставкой под-/подо-

Основные значения приставки:

1.приближение: подойти, подъехать, подозвать, пододвинуть, поднести;

2.движение снизу верх: подбросить мяч вверх, подпрыгнуть, поднять;

3.добавление: подлить кофе в чашку, подогреть еду, подсолить салат;

4.скрытное, незаметное действие: подсказать, подсмотреть, поджечь, подучить;

5.неполное действие: подкрасить губы, подрезать волосы, подклеить книгу

Нормы управления

Глагол + к + Д.п.: подъехать к дому, подсесть к столу;

Глагол + под + В.п.: подлезть под шкаф, подложить под голову подушку;

Глагол + Р.п. + в + В.п.: подбросить дров в костёр, подсыпать сахару в чай

Переносное употребление:

Подходить/подойти (об одежде, причёске: это платье тебе подходит

Подписываться/подписаться на газету, журнал

Поднимать/поднять настроение, дух, производительность труда, цены, уровень

Поддерживать/поддержать что-либо, кого-либо (мнение, предложение, друга)

Подводить/подвести итоги, товарищей

Упражнения

1. Определите, какое значение имеют глаголы с приставкой под-.

1. Суфлёр – это служащий театра, который подсказывает актёру текст, если тот его забыл. 2. Малыш хохотал, когда сильные руки отца подбрасывали его вверх. 3. Серёжа подучил Диму прогулять урок. 4. Тебе подлить ещё супа в тарелку? 4. Ступени в поезде слишком высокие: надо подсадить ребёнка. 5. Чтобы костёр не погас, надо подбрасывать в него сухие ветки. 6. Перед тем как поставить цветы в вазу, надо подрезать стебли. 7. Не носи зелёный цвет, он тебе не подходит. 8. В результате инфляции цены на товары резко подскочили. 9. Родители поддержали моё решение поехать учиться за границу. Они материально поддерживают меня, пока я учусь. 10. Мать подошла к спящему сыну, осторожно подложила ему под голову подушку, накрыла пледом. 11. Рыба недосолена, надо чуть-чуть подсолить её. 12. Чтобы не забывать покупать газету, лучше подписаться на нее, и почтальон будет приносить газету на дом. 13. Спортсменка подпрыгнула и подбросила мяч вверх. 14. В санатории дедушка хорошо отдохнул и подлечился. 15. Подойдите, пожалуйста, ближе: я не слышу, что вы говорите.

 

2. Дайте полные ответы на вопросы, используя глаголы из скобок.

 

1. Как выделить глаголы в тексте? (подчёркивать/подчеркнуть).

2. Что сделать, если еда остыла? (подогревать/подогреть).

3. Как зайти в троллейбус с ребёнком? (подсаживать/подсадить).

4. Как улучшить экономическое положение (поднимать/поднять производительность труда).

5. Что сделать, если суп недосолен? (подсаливать/подсолить).

6. Как налить в кастрюлю воды? (подставлять/подставить).

7. Что сделать, если гость выпил свой чай? (подливать/подлить).

8. Что сделать, если книга порвалась? (подклеивать/подклеить).

9. Что делает преподаватель в конце занятий? (подводить/подвести итоги).

 

Глаголы с приставкой при-

Основные значения приставки:

1. приближение, присоединение: приклеить марку, придвинуть стол к столу, прикоснуться к руке, приставить лестницу;

2. неполнота действия: приоткрыть дверь, прилечь отдохнуть, присесть на минуту;

3. углубление в действие: присмотреться к студентам, прислушаться к совету;

4. приобретение каких-либо качеств: приручить зверя, приучить к порядку, привыкнуть к жаре, привить любовь к поэзии

Нормы управления:

Глагол + в, на + В.п.: прилететь в Минск, прийти на концерт, в театр;

Глагол + из, с + Р.п.: приехать из деревни, из Москвы, с моря, c юга;

Глагол + к + Д.п.: прислушаться к звукам, приблизиться к городу, привыкнуть к шуму;

Глагол +В.п. + к + Д.п.: пришить пуговицу к рубашке, привязать лошадь к дереву, приучить детей к труду, привить любовь к книге;

Глагол + В.п.: привезти подарки, привести друга, приобрести умения, знания, профессию, имущество.

Переносное употребление:

Приносить/принести пользу, вред, радость, горе, удачу

Приступать/приступить к учёбе, к работе, к занятиям, к выполнению обязанностей

Прививать/привить любовь, интерес к спорту, к искусству, к математике

У п р а ж н е н и я

1. Определите, какое значение имеет приставка при- в глаголах.

1. Небо пот е мнело, прибл и жалась гроза. 2. Когда я внимательно присм о трелся к собеседнику, то вспомнил, что уже встр е чался с ним раньше. 3. Еще в древности человек приручил волка и приобрёл верного друга – собаку. 4. Чтобы стать хорошим специалистом, надо приобрести необходимые знания и умения. 5. От удивления она даже приоткрыла рот и привстала со стула. 6. К документам необходимо приложить фотографию. 7. Родители с раннего детства должны приучать ребёнка к дисциплине, прививать ему хорошие манеры. 8. Приоткройте окно и прислушайтесь, не идёт ли дождь. 9. Скоро придёт почтальон и принесёт свежие газеты. 10. Надо приложить все силы, чтобы написать дипломную работу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.004 с.)