Дантовские мотивы и образы в «Человеческой комедии» Бальзака. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дантовские мотивы и образы в «Человеческой комедии» Бальзака.



· в 1834 году в момент оформления общего плана бальзаковской эпопеи она ещё не названа «Человеческой комедией». Название это, представляя некий pendant (фр. «соответствие, пара, парный предмет») к «Божественной комедии» Данте, родится позже, отразив главный критический пафос произведения

· «Если в “ЧК” буржуазное общество играет роль “Ада”, а патриархально-феодальное – роль «Чистилища», то “среднее состояние” является её “Раем”» (советский литературовед В.Р. Гриб). Примечательна в этом отношении повесть «Златоокая девушка», значительную часть которой Б. посвящает описанию буржуазного Парижа, представленного как огромный город, «непрестанно волнуемый бурями корысти», «придающими почти инфернальную окраску («ибо адом прозван Париж не только в шутку») облику парижан», «истощённых, отмеченных неизгладимой печатью задыхающейся жадности». «Чего они хотят?» – вопрошает автор, сам же отвечая. – «Золота и наслаждений!» Сравнивая современный Париж с Адом, «который, может быть, однажды обретёт своего Данте», неутомимый Б. через все круги этого Ада проводит своего читателя

· если истоки буржуазной Франции связаны с величественными и трагическими событиями революции 1789 года, то Июльская монархия являет собой, в восприятии Б., жалкую и одновременно жестокую карикатуру на идеалы вождей этой революции. Трагедия XVIII столетия сменилась комедией середины XIX века, комедией, которую разыгрывают – иногда даже неведомо для себя (отсюда характерное заглавие одного из произведений «ЧК»: «Комедианты неведомо для себя») – реальные наследники великих революционеров

· соотнося свою эпопею с «Божественной комедией» Данте, Бальзак устанавливал мифологическую преемственность с прошлым

· «Маленькими и большими реками прозорливости орошена “Человеческая комедия” Оноре де Бальзака – писателя, опрокинувшего на землю “Божественную комедию” Данте»

· Ромен Роллан, боготворивший Данте, одним из первых увидел органическую связь «Божественной комедии» Данте с «Человеческой комедией» Бальзака. Как отмечает М.А. Тахо-Годи, вслед за Данте Бальзак осмелился показать комедию или трагикомедию человеческой жизни.

· пройдёт пять столетий, и на другом историческом этапе, но, вращаясь вокруг сходных социальных проблем, мысль гениального Бальзака, боготворившего Данте, потечёт сходным (но отнюдь не подражательным) руслом и побудит его объединить группу его лучших романов почти дантовским названием: «Человеческая комедия».

· персонажи Бальзака живут мечтами об обогащении и вступлении в «приличное общество», где они будут приняты как «порядочные» люди, может быть, и как важные персоны, а для этого, сохраняя внешне приличный вид, карабкаются наверх по спинам, а то и по головам нижестоящих и слабых. И то и другое – трагично. Но разве при этом не смешно? Название «Комедия» напрашивается само собой. Бальзак прекрасно понял Данте и с полным правом воспользовался великолепной литературной находкой старинного флорентийца.

· Бальзак подхватил мысль Данте, глубоко раскрыл великий замысел поэта, давшего своей грандиозной, порою – громоподобной поэме скромное, а в сущности проницательнейшее название – «Комедия».

* здесь же можно подробнее рассказать о трёхчастной композиции эпопеи (из вопроса о философско-эстетических взглядах) в сопоставлении с триадой «Ад-Чистилище-Рай»


Сквозные персонажи в романах Бальзака.

 

· реализации невиданного дотоле замысла потребовала от Б. создания огромного количества персонажей – их в «ЧК» более двух тысяч

· мы знаем о каждом самое необходимое: происхождение, родителей (а порой даже и дальних предков), родственников, друзей и врагов, прежние и настоящие доходы и занятия, точные адреса, обстановку квартир, содержимое гардеробов и даже имена портных, у которых сшиты костюмы

· история бальзаковских героев, как правило, не кончается в финале того или иного произведения; переходя в другие романы, повести, новели, они продолжают жить, испытывая взлёты или падения, надежды или разочарования, радости или мучения, т.к. живо общество, органическими частицами которого они являются

· взаимосвязь «возвращающихся героев» и скрепляет фрагменты грандиозной фрески, порождая многосложное единство «ЧК»

· в процессе работы над эпопеей кристаллизуется бальзаковская концепция типического, являющаяся основополагающей для всей эстетики реалистического искусства. «Тип – персонаж, обобщающий в себе характерные черты всех тех, которые с ним более или менее сходны, рода». При этом тип как явление искусства существенно отличен от явлений самой жизни, от своих прототипов. «Между этим типом и многими лицами данной эпохи» можно найти точки соприкосновения, но если бы герой «оказался одним из тех лиц, это было бы обвинительным приговором автору, ибо его персонаж не стал бы уже открытием».

· При этом типическое в концепции Б. отнюдь не противоречит исключительному, если в этом исключительном находят концентрированное выражение закономерности самой жизни. Почти все главные герои «ЧК» - личности в той или иной мере исключительные, все они неповторимы в конкретности и живости своего характера – в том, что Б. называет индивидуальностью. Таким образом, типическое и индивидуальное в персонажах «ЧК» диалектически взаимосвязаны, отражая двуединый для художника творческий процесс – обобщение и конкретизацию. «Не только люди, но и главнейшие события отливаются в типические образы».

· в отличие от всех предшествовавших произведений, где второстепенные персонажи охарактеризованы Б. весьма поверхностно, в «Отце Горио» каждый из героев имеет свою историю, полнота или краткость которой зависят от роли, отведённой ему в сюжете романа. И если жизненный путь Горио находит здесь трагическое завершение, то истории всех остальных персонажей остаются принципиально незавершёнными, так как автор уже предполагает «возвращение» этих персонажей в другие произведения «ЧК». Принцип «возвращения» персонажей – не только ключ, открывающих выход в будущий мир бальзаковской эпопеи. Он позволяет автору вписать в начинающую свою литературную жизнь «ЧК» произведения, ранее уже опубликованные, в частности «Гобсека», где была рассказана история Анастази Ресто, «Покинутую женщину» с её героиней де Босеан, оставившей высший свет и заточившей себя в родовой имении, «Красную гостиницу», повествовавшую об убийстве, некогда совершённым во имя денег Тайфером, наконец, «Шагреневую кожу», на страницах которой впервые мелькнуло имя не только Тайфера, но и Растиньяка.

· собственно, сами сквозные персонажи:

v Эжен Растиньяк – парижский студент (первое появление – в «Шагреневой коже»; «годы ученья» - в «Отце Горио»; затем – «Утраченные иллюзии», «Банкирский дом Нюсинжена», «Блеск и нищета куртизанок», «комедианты неведомо для себя», «Депутат от Арси» и др. ~ становится миллионером, пэром Франции, министром)

v Люсьен Шардон – поэт, земляк Растиньяка (главный герой всех трёх частей «Утраченных иллюзий»; самоубийство - «Блеск и нищета куртизанок»)

v Вотрен – беглый каторжник, «Наполеон каторги», принимает участие в «воспитании чувств» Растиньяка («Отец Горио»), один из «наставников» Люсьена Шардона («Утраченные иллюзии»), главный герой одной из первых драм Б. «Вотрен»

v Бьяншон – студент-медик, «в будущем одно из светил парижской Медицинской школы» («Отец Горио», «Дело об опеке», «Обедня безбожника»)

v Тайфер – банкир

v Анастази Ресто – одна из дочерей «папаши Горио», ставшая женой дворянина де Ресто

v Дельфина Нюсинжен -одна из дочерей «папаши Горио», ставшая женой банкира Нюсинжена

v виконтесса де Босеан – «проводник» Растиньяка в высшем свете

v Гобсек – ростовщик, «скряга и философ, подлое существо и возвышенное»

и др.

Философско-эстетические взгляды Бальзака (Предисловие к «Человеческой комедии»).

· замышляя создание «Человеческой комедии», Бальзак в 1834 году продумывает план будущей эпопеи, которая будет включать три больших раздела, подобных трём ярусам колоссальной пирамиды:

v фундамент пирамиды – «Этюды нравов», в которых Б. намерен изобразить «все социальные явления, так что ни одна жизненная ситуация…ни один характер…ни один уклад жизни…ни один из слоёв общества, ни одна французская провинция, ничто из того, что относится…к политике, правосудию, войне не будет позабыто»; «здесь не найдут себе места вымышленные факты», ибо будет описано «лишь то, что происходит повсюду»

v второй ярус – «Философские этюды», ибо «после следствий надо показать причины», после «обозрения общества» надо «вынести ему приговор»

v третий ярус (наименее разработанный) – «Аналитические этюды», где «должны быть определены начала вещей»

«Нравы – это спектакль, причины – это кулисы и механизмы сцены. Начала – это автор…по мере того, как произведение достигает высот мысли, оно, словно спираль, сжимается и уплотняется. Если для «Э.н.» потребуется 24 тома, то для «Ф.э.» нужно будет всего 15 томов, а для «А.э.» - лишь 9».

· позже Б. свяжет рождение замысла «ЧК» с достижениями современного ему естествознания, в частности, с системой «единства организмов» Жоффруа де Сент-Илера, ибо именно знакомство с этими достижениями (как и достижениями французской историографии 1820-30х гг.) способствовало становлению его собственной системы (многоликий и многомерный мир «ЧК» и будет являть собой бальзаковскую систему «единства организмов», в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено)

· не исключено также то, что рождение замысла «ЧК» связано с именем Шекспира, перед гением которого преклонялся Б. (критик Давен сравнивал будущее творение Б. со speculum mundi – зеркалом мира – полномасштабным отражением действительности, подобным шекспировскому) + вспомним о параллели между «Отцом Горио» и «Королём Лиром»

· в самом Предисловии Б. так поясняет свой истинный замысел: «Запасшись основательным терпением и мужеством, я, быть может, доведу до конца книгу о Франции XIX века, книгу на отсутствие которой мы все сетуем!»

· исходный принцип – объективность («Самим историком должно было оказаться французское общество, мне осталось только быть его секретарём»), однако создатель «ЧК» - не беспристрастный копиист нравов («Суть писателя, то, что делает его писателем и, не побоюсь…сказать, делает равным государственному деятелю, а быть может, и выше его, - это определённое мнение о человеческих делах, полная преданность принципам»)

· называя части своей эпопеи этюдами, Б. словно бы утверждает: его труд художника сродни труду учёного, тщательно исследующего живой организм современного общества – от его многослойной, находящейся в постоянном движении экономической структуры до высоких сфер интеллектуальной, политической и научной мысли («Мне нужно было изучить основы или одну общую основу…социальных явлений, уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий»)

· «социальный двигатель» - в борьбе эгоистических страстей и материальных интересов, характеризующих общественную и частную жизни Франции 1й половины XIX века; этим двигателем определена диалектика исторического процесса, отмеченной неизбежной сменой отжившей свой век феодальной формации формацией буржуазной

· в своей эпопее Б. стремится проследить, как этот основной процесс проявляется в различных сферах общественной и частной жизни, в судьбах людей, принадлежащих к различным социальным группам, от потомственных аристократов до трудового люда города и деревни ~ Б. – «доктор социальных наук»

· по мере воплощения планов Б. в жизнь предполагаемый объём всё более и более разрастался (в каталоге 1844 года к 97 намеченным произведениям прибавляется ещё 56; после смерти Б. в его архиве обнаруживаются названия ещё 53 задуманных романов и более сотни набросков)

· исходя из принципиальной установки, согласно которой художник обязан сделать «из своей души зеркало, в котором вся вселенная должна отразиться», Б. творит мир «ЧК» по аналогии с миром действительным. «Мой труд имеет свою географию, так же как и свою генеалогию, свои семьи, свои местности, обстановку, действующих лиц и факты, также он имеет свой гербовник, своё дворянство и буржуазию, своих ремесленников и крестьян, политиков и денди, свою армию – словом, весь мир». Этот мир живёт самостоятельной жизнью. И поскольку всё в нём основано на закономерностях реальной действительности, в своей исторической достоверности он в конечном итоге превосходит саму эту действительность. Потому что закономерности, подчас с трудом различимые (из-за потока случайностей) в мире реальном, обретают в мире, сотворённом художником, более чёткую и ясную форму, будучи воплощёнными в типических характерах, действующих в типических обстоятельствах.

· сам Б. настаивал на том, чтобы отдельные его произведения воспринимались в общем контексте «ЧК»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.016 с.)