Ярмарка тщеславия» .У.М.Теккерея 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ярмарка тщеславия» .У.М.Теккерея



 

(«Книга снобов» является эскизом к развернутой картине, нарисованной в прославленном романе Теккерея «Ярмарка тщеславия», к. завершает второй период творчества Теккерея. Произведение создавалось в период революционного движения на континенте и чартизма (движение рабочих «Народная хартия») в Англии)

Печатается 1847-1848 г.

Обрамляющая композиция (аллегорический символ ярмарочного представления) подчеркивает значительность и типичность происходящего в жизни, где над всем царит ярмарка тщеславия: «Ах, кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего? Давайте, дети, сложим кукол и закроем ящик, ибо наше представление окончено».

Нравоописательный роман.

До сих пор читатели «Панча» знали его автора как писателя-пародиста, зло и остроумно высмеивающего высокомерных и презрительных снобов. Это произведение закрепило за Теккереем имя реалиста.

В романе промежуток 10-20-х годов XIX в. Картина общества того времени символически названа «ярмаркой тщеславия»:

«Здесь увидят зрелища самые разнообразные: кровопролитные сражения, величественные и пышные карусели, сцены из великосветской жизни, из жизни очень скромных людей…»

События в разных городах Европы, разные слои общества.

Читатель посвящен во все семейные тайны героев.

Естественность и компактность композиции, удачное переключение между сценами и лицами.

Люди обогащаются и разоряются, гибнут надежды и рождаются новые иллюзии.

Следуя традициям просветительского романа, Теккерей в качестве режиссера гигантского спектакля, разыгрываемого на ярмарке, выбирает кукольника. Кукольник - это всезнающий автор XVIII в., он создает сценарий и руководит действием своих артистов. Его выход открывает и закрывает действие романа, обрамляет заключенные в нем события. Но одновременно с кукольником есть автор другого века, умный, наблюдательный, проницательный и объективный, всезнающий романист помогает развеять неправильные представления о героях, сложившиеся у читателя. Эссеистическая манера раннего Теккерея уступает место мудрому созерцательному опытному романисту, который делится с читателем своими горькими наблюдениями над современным обществом.

Название романа и само его содержание навеяны Теккерею «Путем паломника» Д. Беньяна. Однако изменилось и значение слова «тщеславие», освободившись от христианского морализаторского смысла и приобретя характер социальной болезни. В этом смысле в романе ощущается более тесная связь с «Книгой снобов», чем с «Путем паломника». Тщеславие в мире героев Беньяна осуждается как человеческий порок.

В мире героев Теккерея тщеславие - норма человеческого поведения. Она необходима, чтобы выглядеть респектабельным. Культ респектабельности тесно связан со снобизмом, так как определяет социальный статус, а следовательно, и человеческое поведение.

Честный купец лондонского Сити Осборн процветает, в то время как отец Эмилии Седли разоряется, поэтому женитьба Осборна-младшего на дочери разорившегося коммерсанта нежелательна.

Две сюжетные линии (две героини, на какое-то время их жизни пересекаются, потом расходятся, чтобы сойтись вновь. Характер этих повествовательных линий различен, он окрашен то в лирические, даже сентиментальные тона, то в иронические и даже резко сатирические.)

ЭМИЛИЯ СЕДЛИ - Вначале производит впечатление положительной героини. Она приветлива, заботится о своей подруге (сироте). Но она забывает о родителях, что лишает Эмилию репутации «голубой героини». После смерти мужа не замечает благородных поступков влюбленного в нее Доббина.

БЕККИ ШАРП – основной двигатель сюжета, полная противоположность Эмилии. Поражает своей хищнической цепкой хваткой, честолюбием, изворотливым умом.

Она обаятельна и приветлива, но ее глаза и обворожительная улыбка могут обмануть неопытного человека.

После смерти отца плачет не от горя, а от сознания, что осталась нищей. «Если раньше ее нельзя было назвать лицемеркой, то теперь одиночество научило ее притворяться»

Бекки постоянно ощущает свое одиночество, ведь ей в одиночку приходится бороться за свое счастье. Вот почему она надевает маску лицемерия и носит ее до конца своих дней, даже когда станет всеми уважаемой почтенной дамой. Бекки коварна, лжива, лицемерна – все из-за общества, враждебного и неприветливого. Она цинично высказывается о банкротстве Осборнов и с улыбкой сообщает своему мужу, что Эмилия «это переживет».

Теккерею было близко XVIII столетие =>

нравоописатнльный роман.

Теккерей заботится о том, чтобы характеры героев героев смотрелись живо на воссозданном фоне социально-исторической действительности первой трети XIX в.

о судьбе Бекки и Эмилии: «...разве не жестоко, что столкновение великих империй не может свершиться, не отразившись самым губительным образом на судьбе безобидной маленькой восемнадцатилетней девушки, воркующей или вышивающей кисейные воротнички у себя на Рассел-сквер? О нежный простенький цветочек! Неужели грозный рев военной бури настигнет тебя здесь, хоть ты и приютился под защитою Холборна? Да, Наполеон делает свою последнюю ставку, и счастье бедной маленькой Эми Седли каким-то образом вовлечено в общую игру».

Триумф Наполеона в романе влечет за собой разорение и крах семьи Седли; битва при Ватерлоо уносит жизнь Джорджа Осборна. А для Бекки крупная финансовая удача (спекуляция лошадьми) связана со всеобщей паникой в Брюсселе во время битвы при Ватерлоо.

Повествовательная линия в этом романе Теккерея играет очень большую роль и несет смысловую нагрузку. Поскольку перед нами разыгрывается кукольная комедия, не всегда действующие лица могут быть понятны зрителю, их поступки и действия нуждаются в пояснении серьезного и всезнающего кукольника-режиссера. После семейной сцены, участниками которой явились Бекки, лорд Стайн и Родон Кроули, автор не без сочувствия своей героине замечает: «Столько лжи и выдумки, столько эгоизма, изворотливости ума и такое - банкротство!»

После смерти матери Эмилия стала нежной и любящей дочерью по отношению к своему больному отцу. Оценки влюбленного в нее Доббина и автора здесь как бы совмещаются: «„Она входит в комнату тихо, словно солнечный луч",- думал об Эмилии Доббин. Кто не видел на лицах женщин нежного ангельского света любви и сострадания, когда они сидят у колыбели ребенка или хлопочут у постели больного»,- продолжает автор.

Сатирическое мастерство Теккерея-художника и писателя проявилось в создании групповых портретов и массовых сцен. Перед нами разные семьи, разные социальные среды - семейство Питта Кроули, аристократические особняки, в которые попадает Бекки, военно-чиновничья среда в Брюсселе и Лондоне, буржуазия из Сити, частные пансионы и учебные заведения. Лондон и Брюссель, гостиная Осборнов и Седли, рейнские сады, немецкая опера. К концу книги панорама жизни героев расширяется и как бы заставляет героев обратить внимание на собственные судьбы, что-то изменить в них. Так происходит с Эмилией и Доббином, которые наконец обретают счастье после того, как Эмилия узнала от Бекки о неверности горячо любимого ею мужа и рассталась со своим жестоким и неверным идолом.

Концовка подчеркивает единство и целостность композиции

глубину авторского замысла

возможности живописца (рейнская земля описана глазами живописца).

совершенство мастерства писателя, сатирика и реалиста, рассказчика и режиссера кукольного представления, сочинителя кукольных и человеческих судеб.


 

Жакерия» П. Мериме

 

· Драма, написана в 1828 году.

смелый сюжет - крестьянское восстание 1358 г.

Мериме - современник блистательной французской исторической школы.

Анализ социальных отношений: имущественная рознь вносит раскол в ряды восставших.

Автор позволяет себе отступать от исторических фактов, воплощает свое представление о событиях отдаленной эпохи, осмысливая их в свете своего времени.

Опирался на опыт Шекспира, Гёте, следовал советам, изложенным в трактате «Расин и Шекспир» Стендаля.

Самостоятельность как художника. Преобладают сцены крестьянской войны, словно выхваченные из общей цепи событий, при том показывают их изнутри - помогают понять, почему восстание вспыхнуло, как нарастало, в чем были причины его поражения.

· В драме присутствует полемика с принципами классицистского театра:

многократный перенос места действия: глубокий овраг, готическая зала, деревенская площадь, дороги на опушке леса, внутренний двор мятежников

отсутствие единства действия и времени, идеального главного героя благородного происхождения

неприменимы и принципы переноса действия, использовавшиеся в театре Шекспира (следует из ремарок к 36 сценам «Жакерии»)

· Драматург также спорит и с зарождающимся театром романтизма:

1. коллизия «Жакерии» подлинно жизненна: феодалы жестоко эксплуатируют своих крестьян, попирают их права.

2. из столкновения феодалов и крестьян и проистекает драматическая ситуация пьесы.

3. народное восстание - жакерия - воспринимается как закономерный взрыв народного гнева, капля за каплей назревавшего в народе.

· Знатные люди, как и крестьяне, поддаются дегероизации. Особенно это подчеркивает образ десятилетнего Конрада, известного своей жестокостью. Не связывает образ героя Мериме и с «отверженными» людьми, находящимися по своему общественному положению вне сословий. Оборотень – смел и умен, но чрезмерная жестокость превращает его в безнравственного человека. Брат Жан же воспринимается не как носитель морали, а как живой человек. И хотя он действует бескорыстно по сравнению с другими участниками восстания, он также часто поддается влиянию старых обид. Поведением героев Мериме управляет смена социальных обстоятельств и социальная психология персонажей. Множество персонажей с индивидуальными характерами Мериме объединяет историческим фоном, что создает ощущение цельности повествования.

В драме Мериме нет идеального образа героя - борца во имя утверждения своей внутренней и внешней свободы, как это бывает в романтических пьесах. Его нельзя найти ни среди крестьян, ни среди людей знатных. Крестьяне у Мериме - люди невежественные, неспособные к осмыслению своего положения в свете общественных отношений, испытывающие фанатический страх перед религией. Конечно, можно и среди них выделить мужественных и благородных людей, например Рено, который отомстил за смерть своей сестры и добровольно отдал себя в руки феодала д'Апремона, чтобы он не казнил за его поступок заложников. Рено - фигура трагическая, но не идеальная: при всем величии духа это - робкий и покорный раб, доведенный до отчаяния.

Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что в «Жакерии» представления Мериме о социальной обусловленности характеров носят вполне реалистический характер: поведение его героев диктуется не субъективной волей автора, к обстоятельствами, психологией персонажей. Реалистичны и принципы типизации. Писатель вывел на сцену множество героев, придав каждому индивидуальный облик, но «стянув» поступки, помыслы, внутреннее развитие характеров к определенному историческому событию. Поэтому пьеса отличается художественной цельностью, и, хотя и страдает фрагментарностью, в ней чувствуется мощь народного движения.

Кратко.Жан – предводитель отряда. Помогал крестьянам, но становится во главе случайно. Он-то хотел быть настоятелем монастыря, но из-за интриг не вышло.

*Изабелла – спесива. Узнаёт о любви Пьера (он потом спасёт её от смерти, предавая при этом своих – крестьян) и выгоняет его.

*вольные стрелки Сиворда: Сиворд – оборотень-разбойник.

Изабеллу насилуют (они, вроде как) и она просит Сиворда на себе жениться.

Сиворд – Оборотень – вовсе не романтический благородный разбойник, он безнраственен, хотя и смел и умён.

Аристократия – крестьянство – духовенство – разнообразно так всё.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.022 с.)