Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские, религиозные и эстетические взгляды Д.Элиот

Поиск

 

Джордж Элиот (1819-1880) (наст, имя Мэри Энн Эванс) относится к другому поколению романистов, нежели писатели «блестящей плеяды». Иначе складывалась ее писательская судьба, сложнее были взаимоотношения с современным литературным процессом, где все отчетливее давало о себе знать влияние идей позитивизма и эволюционного развития. Эпоха Элиот - хотя и продолжение викторианской, но в ней видны приметы нового, грядущего века.

Всесторонне образованная женщина, прекрасно знавшая философию, математику, естествознание, переводившая немецкого теолога Д. Ф. Штрауса, Фейербаха, Спинозу, она была превосходной музыкантшей и познакомила английскую читательскую публику с переводами статей Листа о Мейербере. Элиот была хорошо знакома с Гербертом Спенсером; с философом-позитивистом Генри Льюисом она состояла в гражданском браке, в течение многих лет навлекая на себя гнев и родственников и представителей так называемого высшего света, не принимавшего ее в своих кругах. Воспитанная в строгой вере, она впоследствии (в начале 40-х годов) отказывается посещать' церковь и все чаще задумывается над нравственным смыслом религии. Это был период раскола в церковном движении, когда четко обозначилось так называемое оксфордское направление, католицизм нового типа (Ньюмен).

Проза в 50-х годах становится статичной, а значит, требует более тщательного детального воспроизведения будничной, обыкновенной жизни. Зато это дает возможность читателю внимательнее и пристальнее разглядеть человека, разобраться в его действиях, поступках, взаимоотношениях с другими людьми. Д. Элиот, знакомая с новейшими открытиями в естествознании, использовала фактор наследственности при изображении характера. Изменение структуры романа было закреплено новациями Элиот. Сюжет перестал существовать как таковой. Его функцию стал, по существу, выполнять характер персонажа.

По мере совершенствования своего мастерства писательница отказывалась от прямого морализаторства, хотя ей были далеко не безразличны характеры, которые она создавала с такой убедительностью. Она стремилась запечатлеть поток жизни, богатой и разнообразной даже в провинциальном скучном городе. Интерес Элиот [620] к естественным, точным наукам помогал ей проникнуть в тайны человеческой природы, какой бы сложной она ни казалась. Методы раскрытия характеров у Элиот различны, как непохожи и сами характеры. Они могут развиваться (например, Доротея Брук). Они могут быть статичными, но каждый раз производить впечатление своей неповторимости и кажущейся текучести (например, Селия), они могут быть предельно схематичны, как, например, характер Кейсобона или Балстрода. В результате перед читателем возникает разнообразно представленный механизм поступков и действий человека, аналитически и критически преподнесенный, причем этот критический настрой передается читателю, стремящемуся постичь сущность натуры героев.

В творчестве Элиот можно выделить два периода.

Первый - 1858-1861 гг., когда были созданы романы: «Сцены провинциальной жизни» (1858), «Адам Вид» (1859), «Мельница на Флоссе» (1860), «Сайлес Марнер» (1861).

Второй этап творчества Д. Элиот открывается романом «Феликс Холт, радикал» (1866). К этому периоду [613] относятся романы «Мидлмарч» (1871 -1872), «Даниэль Деронда» (1876).

Произведения первого периода посвящены в основном жизни провинции, в них отразились детские и юношеские впечатления Элиот, проведшей 1819-1835 гг. в Варвикшире. главное достоинство героев Элиот состоит именно в их простоте, даже заурядности, которые являются залогом их нравственной чистоты и порядочности. Простые люди у Элиот оказываются носителями высшей справедливости и нравственности, но они предпочитают оставаться в своей среде! Лучшим романом Элиот первого периода является «Мельница на Флоссе» (1860).

Пожалуй, именно в воспроизведении исторических событий Элиот ближе к Теккерею, чем к Диккенсу или В. Скотту, если иметь в виду исторический жанр. Ее интересуют характеры, а не сюжет, факты человеческой судьбы, а не факты истории. Народная жизнь в переломные кризисные моменты истории осталась за пределами художественного изображения Элиот. Однако ее романное творчество второго периода развивается в соответствии с теми изменениями, которые претерпевает жанр романа во второй половине XIX в.

Об этом свидетельствует ее роман «Феликс Холт, радикал» (1866), где ставятся важные вопросы политического, социального и нравственного характера. Расширяется тематический диапазон ее творчества - в романе изображены все круги общества 30-х годов, период да борьбы буржуазии за избирательную реформу.

 

Тут же можно сказать, что помните о «Миддлмарч» - это одно из самых ярких ее произведений и относится оно именно ко второму периоду.

 

А вот что об этом билете есть в Кристининых лекциях: - посвятила себя философии и религии (несколько сектантский характер)

- увлекалась новейшими и побочными течениями естествознания

- первая женщина-философ (позитивизм) в викторианскую пору

- сделала вызов обществу, вступив в гражданский брак с женатым (Льюис)

- отразила свой жизненный опыт в серии романов «Из сцен клерикального общества»

- необычная манера повествования, психологизация прозы

- была разочарована состоянием англ.романа, считала, что ему нужен стимул для органического развития

Миддлмарч» Д.Элиот

(делался чисто по учебнику – только некоторые мелкие детали убраны)

Особое место в творчестве Элиот второго периода занимает роман «Мидлмарч» (1871 - 1872). Перед нами тщательно выписанные картины быта провинциального города с большими и мелкими страстями его обитателей, со смертями и рождениями, со свадьбами и политическими дебатами. В этом романе реализуется эстетическая программа писательницы - передать поток жизни, остановленный волей художника.

 

Главная героиня романа - Доротея Брук - незаурядная энергичная женщина, умная и независимая». Но деятельная натура Доротеи чужда пустых мечтаний и беспочвенных проектов - героиня стремится к общественно полезной деятельности, хочет видеть в своем избраннике духовного собрата, хочет быть ему верной помощницей. Однако Доротея в чем-то сродни Эмме Бовари Г. Флобера. Она боготворила жалкого эгоиста, самовлюбленного и недалекого педанта, мнимого ученого Кейсобона, который не понимает широты и богатства натуры своей супруги. Она жертвует для него обществом, ведет замкнутый образ жизни, помогая ему создавать «бессмертный» труд, оказавшийся плодом несостоявшегося ученого, незрелого интеллекта, а когда Кейсобон умирает, некоторое время не может принять предложение любящего ее Уилла Лэдислоу (в варианте моей электронной книги он был Уилл Ладислав).

 

Элиот убедительно передает духовную атмосферу эпохи, погружая читателя то в узкий захолустный мирок обывателей и мещан, то в богатый внутренний мир героини. Доротея Брук создает вокруг себя удивительную интеллектуальную атмосферу. Она заряжает своей энергией и самопожертвованием даже глубоко безынициативных людей, инертных и вялых. Она не может быть сопоставлена с великими христианскими мучениками, ибо век иной - обществу таковые не нужны, но она готова к совершению подвига во имя идеи и дела.

 

Как и в предыдущих романах Элиот, в этом романе несколько сюжетных линий. Полицентрическое построение хорошо подкреплено главными характерами - Доротеи, ее сестры Селии, доктора Лидгейта, Розамунды. Мастерство композиции и структуры романа проявляется в стиле повествования. В огромной по объему книге повествование разбивается на эпизоды, каждый из которых мог бы стать самостоятельной повестью, но вместе с тем они воспринимаются как единое целое. Особое место принадлежит банкиру Балстроду, нажившему свое состояние мошенничеством и даже преступлениями. Балстрод - ханжа и лицемер, прикрывающий свои подлые делишки разглагольствованиями о частной филантропии.

 

По мере совершенствования своего мастерства писательница отказывалась от прямого морализаторства, хотя ей были далеко не безразличны характеры, которые она создавала с такой убедительностью. Она стремилась запечатлеть поток жизни, богатой и разнообразной даже в провинциальном скучном городе. Интерес Элиот к естественным, точным наукам помогал ей проникнуть в тайны человеческой природы, какой бы сложной она ни казалась. Методы раскрытия характеров у Элиот различны, как непохожи и сами характеры. Они могут развиваться (например, Доротея Брук). Они могут быть статичными, но каждый раз производить впечатление своей неповторимости и кажущейся текучести (например, Селия), они могут быть предельно схематичны, как, например, характер Кейсобона или Балстрода. В результате перед читателем возникает разнообразно представленный механизм поступков и действий человека, аналитически и критически преподнесенный, причем этот критический настрой передается читателю, стремящемуся постичь сущность натуры героев. Несмотря на обилие персонажей, сюжетных мотивов, эпизодов и сцен, многочисленных деталей, черточек быта, пересказанных сплетен и оценок, вся книга составляет гармоничное целое. Нравственный урок преподан автором и в этом произведении. Не случайно к концу романа повествование вновь возвращается к Доротее. В ее судьбе сосредоточено общечеловеческое и типичное. У нее благородное сердце, она сумела выразить свой протест против несовершенства окружающей среды, а «в таких коллизиях великие чувства нередко оборачиваются ошибками, а великая вера заблуждениями. Ее восприимчивая ко всему высокому натура не раз проявлялась в высоких порывах, хотя многие их не заметили.

В этих словах заключена правда и о самой писательнице, и о судьбе ее творений, спустя несколько десятилетий после ее смерти переживших свое второе рождение, что еще раз подтвердило ту простую истину, что все гениальное остается для истории и для человечества.

 

Жизнь и литературная деятельность Шарлотты Бронте.

Дочь бедного и многосемейного священника, Ш. Бронте всю жизнь (1816—1855) прожила в деревушке Йоркшира. Ее биография не богата событиями. В школе для бедных детей она получила скудное образование, но непрерывно пополняла его в течение всей жизни чтением и изучением языков. Ее жизненный путь — это путь неутомимой труженицы, постоянная борьба с горем и нищетой.

После смерти матери и двух сестер она осталась старшей в доме, когда ей было всего девять лет. Чтобы добыть средства к существованию, она была вынуждена одно время служить гувернанткой в доме фабриканта и лично пережила все те унижения, о которых она с возмущением говорит устами героинь своих романов.

Ш. Бронте происходит из талантливой семьи. Ее отец в молодости издал несколько сборников своих стихов. Сестра Шарлотты, Эмилия, написала роман «Грозовой перевал», а другая сестра, Анна, даже два романа, хотя эти романы гораздо слабее произведений Шарлотты и Эмилии. Их брат готовился стать художником. Еще в детстве все они сочиняли стихи и повести, выпускали рукописный журнал.

В 1846 году сестры издали за свой счет сборник стихотворений. Но, несмотря на их талантливость и трудоспособность, их жизнь была слишком тяжела. Вскоре сестры и брат Шарлотты умерли от туберкулеза, и с 1849 года она осталась одна со старым и больным отцом.

Нелегко было бедной и безвестной девушке из глухой провинции пробить себе путь в литературу. Ее первый роман «Учитель» (1846) не был принят ни одним издательством. Но уже через год выход в свет романа «Джен Эйр» (1847) явился значительным событием в литературной жизни Англии. Буржуазная пресса резко обрушилась на роман из-за бунтарского духа, однако именно этот бунтарский дух сделал имя автора широко известным и любимым в демократических кругах. Ко времени выхода в свет «Шерли» (1849) вся Англия знала имя Керрер Белл — псевдоним, под которым Ш. Бронте выпустила «Джен Эйр». Керрер Белл — мужское имя, и в течение долгого времени читатели не знали, что за ним скрывается женщина. Ей пришлось прибегнуть к обману, ибо она была уверена, что ханжеская английская буржуазия осудила бы ее произведения только за то, что они написаны женщиной. У Бронте был уже и некоторый опыт в этом отношении: еще до издания сборника стихов она однажды послала письмо и свои стихи поэту Роберту Саути. Он ответил ей, что литература — не женское занятие; женщина, по его мнению, должна находить удовлетворение в домашнем хозяйстве и воспитании детей.

После «Шерли» Ш. Бронте написала всего лишь один роман — «Вильет» (1853), в котором рассказала о своем кратковременном пребывании в Брюсселе, где она училась и работала в пансионе в надежде открыть впоследствии собственную школу. Это предприятие в буржуазной Англии могло бы обеспечить писательнице большую независимость. Но намерению так и не суждено было осуществиться. Кроме четырех романов и юношеских произведений, она оставила большую переписку с интересными высказываниями по общественным и эстетическим вопросам.

В России творчество Ш. Бронте известно еще с 50-х годов XIX века. Переводы всех ее романов печатались в русских журналах того времени; им был посвящен ряд критических работ.

 

И то, что к делу вообще не относится, но меня удивило – в ее честь назван один кратер на Меркурии!)


 

Джейн Эйр” Ш. Бронте

 

Наиболее значительным в творчестве Ш. Бронте является роман «Джен Эйр». В нем раскрывается история жизни молодой бедной девушки — сироты Джен Эйр, история ее борьбы за свое человеческое достоинство.

Простое по сюжету произведение Ш. Бронте сумела наполнить острым социальным содержанием и большим чувством. Роман разбивается на пять основных эпизодов, которые представляют собой различные этапы жизненного пути героини. Одно из наиболее обличительных мест в романе — это эпизод пребывания Джен Эйр в Ловудской школе. Здесь детям стараются привить чувство покорности, раболепия, убить в них всякую волю к сопротивлению, морят их голодом и холодом. Им внушают ханжеские религиозные принципы об «умерщвлении грешной плоти ради спасения бессмертной души». На примере Элен Берне показано, что достигается таким обращением с детьми. Элен — умная и начитанная девушка, но воля ее сломлена, она безразлична ко всяким издевательствам над собой. Повинны в этом такие люди, как пастор Броклхерст и другие воспитатели детей-сирот. Лицемерию пастора Броклхерста нет границ. Ш. Бронте разоблачает его, выявляя несоответствие между его проповедями и делами. Так, однажды, когда он ханжески разглагольствовал о необходимости одеваться как можно скромнее и беднее, в зал вошли его жена и дочери, пышно разодетые в шелк и меха. Лицемерие Броклхерста настолько очевидно, что его проповеди мало действуют на детей, и далеко не всех удается ему сломить и запугать.

Характер Джен Эйр — полная противоположность характеру Элен Берне. Джен Эйр — носительница стихийного протеста против угнетения, против неравноправия людей в обществе. Ненависть к насилию, лжи и несправедливости, дух протеста и независимости, любовь к правде, огромная человечность придают образу Джен Эйр особое обаяние. С исключительной взволнованностью Ш. Бронте говорит о стремлении своей героини к равноправию, которое было заветной мечтой самой писательницы. Хотя она понимает это равноправие довольно узко, зато она выступает за него очень горячо. Для нее равенство — это прежде всего равенство женщины с мужчиной в семье и в трудовой деятельности. Джен Эйр стремится к тому, чтобы быть независимой, но не богатство, а честный труд должен обеспечить ей эту независимость.

Уважение писательницы к труду, к людям труда и презрение к бездельникам и паразитам роднит образы ее романов с лучшими образами Диккенса. Джен Эйр всегда на страже своей независимости, своей чести, для нее невозможно пойти против совести. В этом причина ее разрыва с Рочестером: она не может быть рабыней, игрушкой даже любимого человека, честь, человеческое достоинство — ее единственное достояние, и она им дорожит больше всего на свете.

Бронте с большим мастерством вскрывает психологию своей героини, показывает глубокий и сложный душевный мир простого человека, противопоставляя Джен Эйр буржуазно-аристократическому обществу. С этим обществом бедная гувернантка сталкивается в доме Рочестера, и оказывается, что она, простая девушка, по своему развитию и культурному уровню, по своим духовным интересам гораздо выше блестящих аристократок.

Важное значение в романе Ш. Бронте имеет осуждение церкви и ее служителей. Оно свидетельствует о большой смелости и честности писательницы. Хотя сама Бронте — благочестивая христианка, образы священников в ее романах омерзительны. И часто чувство стихийного протеста против лицемерного буржуазного мира заставляет ее восставать и против мертвящей церковной морали. В «Джен Эйр» даны два образа священников: Броклхерст и Сент-Джон. Первый занимается воспитанием детей в приюте, руководствуясь в своей деятельности бесчеловечными мальтузианскими принципами, а второй — сухой педант и фанатик, который приносит все живые чувства и человеческие отношения в жертву превратно понимаемому им долгу служения человечеству и своему честолюбию.

Джен Эйр находится в постоянном конфликте с буржуазно-аристократическим обществом; ее жизнь проходит в непрерывных столкновениях с ним. Но протест Джен Эйр, так же как и протест героев других романов Ш. Бронте, — это бунт одиночек; он никогда не поднимается до настоящей революционности. В романе «Вильет» героиня говорит: «Если жизнь — война, то мне приходится вести ее в одиночестве». Положительная программа Ш. Бронте довольно ограниченна: писательница заставляет свою героиню найти счастье в семейной жизни, отгородиться от всего внешнего мира. Роман не лишен также некоторых традиционно-романтических эффектов, посредством которых, как полагала Бронте, проявляется чудный дар писателя — богатство воображения. Но, несмотря на эти недостатки, отражающие ограниченность мировоззрения Ш. Бронте, читатели по достоинству оценили роман.

 

Новаторский характер романа «Джейн Эйр» состоит в том, что в нем изображена героиня, смело отстаивающая свое человеческое достоинство, право на самостоятельную трудовую жизнь и любовь. Писательницей создан образ свободолюбивой и мятежной женщины, серьезно размышляющей о жизни, глубоко чувствующей и в полный голос заявляющей о своих стремлениях и взглядах. В образе Джейн Эйр Ш. Бронте воплотила свои представления о современной женщине, способной определить свою жизнь и стать не только женой, Нои достойной подругой мужчины. В условиях викторианской Англии такая постановка проблемы была воспринята как проявление крайней смелости взглядов автора. Героини, подобной Джейн Эйр, не было ни у Диккенса, ни у Теккерея, ни даже у Гаскелл, которая перекликалась с Ш. Бронте в трактовке женских характеров.

Каждый из диалогов имеет специфическую окраску: самоутверждение, страстная исповедь, печальное предчувствие, философски окрашенный спор о мире, человеке, вопросах нравственности. Созданная таким образом эмоциональная и интеллектуальная атмосфера романа является новаторским приемом и неким прорывом в последующую эволюцию жанровой структуры, формирование романа идей, психологического, интеллектуального.

Природа и человек воспринимаются Ш. Бронте в тесном единстве. Разнообразные явления природы: гроза, буря, проливной дождь – подчеркивают эмоциональное состояние героев, усиливают нюансировку чувств. Бурному объяснению в любви и несостоявшейся свадьбе (кульминация романа) предшествует символическая сцена грозы в саду Торнфильда, удар молнии, расколовший на две части старый каштан. Скрытую угрозу таят в себе сильные порывы ветра, который мчал облака по всему небу, громоздил их друг на друга, закрывая пеленой июньское небо. Но Джейн Эйр с наслаждением бежала навстречу ветру, «отдавая свою тревогу этим безмерным потокам, проносившимся с воем над землей».


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.0 (0.009 с.)