Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оливер Твист» Диккенса в полемике с ньюгейтским романом

Поиск

 

«Оливер Твист» (1837-39) начал выходить, когда еще печатались «Записки Пиквикского клуба», но по настроению это уже совершенно другое произведение.

 

Роман ждал большой успех, и вместе с этим - многочисленные нападки критиков, которые недоумевали: зачем так подробно и в красках изображать безнравственный преступный мир. Чтобы ответить критикам, Диккенс написал к 3-му изданию предисловие, в котором обозначил свою художественную задачу: «преподать урок добра, рисуя картину нижайшего зла».

 

Ньюгейтский роман (первая половина ХIХ века) получил свое название от Ньюгейтского календаря - альманаха, в котором описывались преступления. В ньюгейтском романе повествование о ворах и преступниках велось исключительно в мелодраматических и романтических тонах, а сами нарушители были изображены смелыми и благородными. Воровской мир был изображен привлекательно. Диккенс хочет уберечь нестойкие души от обаяния мира, изображенного в ньюгейтском романе. Он показывает, что криминальный мир губит в человеке хорошие стремления. Единственный выход из него - смерть.


Диккенс и театр

 

Связи Диккенса с театром разнообразны. Он очень любил театр и сам всю жизнь был актером в любительских постановках. Актерские способности были замечены еще в детстве и ими очень гордился отец Диккенса. До последнего дня своей жизни Диккенс устраивал публичные чтения своих произведений. В поздний период он написал пьесы в соавторстве с Улки Коллинзом.

Театр проник и внутрь его произведений. Он может давать в начале главы ее краткое изложение или основное содержание, так что по ним легко составить сценарий. Художественный мир его произведений театрален и зрелищен. Каждая сцена в романах Диккенса напоминают развернутую сценограмму репетиций. Автор последовательно и зримо изображает действия героев, описывает костюм и яркие детали «реквизита». Портреты героев живописны и вместе с тем характеристичны, представлены во всей полноте своего внутреннего облика, взаимоотношений со средой и другими людьми. Фразы, которые они произносят, легко запоминаются. Все это необходимо для театральных постановок. В романе «Большие надежды» туман, важный символический образ, открывается и закрывается - как театральный занавес.


 

Домби и сын» Ч.Диккенса (1848)

 

 

Названия романов Д. - это часто имена героев. И название этого романа как бы обещает нам историю отца и сынa. Но это название фирмы. Когда у Домби умер отец, он ждал рождения сына, чтобы название фирмы было осмысленным, хотя у него уже была дочь. Фирма - символический образ в романе, для Домби она - центр вселенной.

Маленького Поля отец воспитывает как будущего владельца фирмы, учит его обращаться с деньгами. Отношение к деньгам - проверка для персонажей Диккенса. Домби уверяет сына, что деньги могут все, и Поль спрашивает, почему тогда деньги не спасли маму. Это ставит Домби в тупик, но ненадолго.

Дом их семьи - холодный дом. Все в доме подчинено суровой необходимости выполнения своих служебных обязанностей. Слова «должен», «сделать усилие» - главные в лексиконе фамилии Домби. Флоренс и Поль - дети, у которых нет детства. Поль - будущий владелец фирмы, а Флоренс - девочка-мать, обожающая отца, но не находящая ответной любви. Зато Поль очень любит сестру.

В романе важен образ железной дороги, одного из главных изобретений викторианской эпохи. На железной дороге погибает главный злодей, мистер Картер. Железная дорога - один из знаков индустриализации, большей роли работы в жизни человека, из-за чего рушатся семьи.

По расчету выходит за Домби надменная Эдит. С ней связан не слишком реалистичный поворот сюжета - чтобы сделать мужу больно, она уходит к Картеру.

Изображение семьи дополняют образы теток - бедной доброй миссис Браун и псевдоаристократки, мамы Эдит.


 

Холодный дом» Ч.Диккенса. Символические образы в романе

 

«Холодный дом» был закончен Диккенсом в 1853 г. Год спустя появился первый русский перевод романа.

В романе две сюжетные линии. Одна из них - Канцлерский суд с разбором бесконечно долгой тяжбы «Джарндис против Джарндиса». Судебное разбирательство о наследстве тянется и втягивает все больше людей, и в итоге все спорное наследство уходит на судебные издержки. Вторая сюжетная линия связана с историей Эстер Саммерсон, незаконной дочери леди Дедлок. Тайна родства - мотив из детективных романов, популярных в викторианскую эпоху. Сюжетные линии сходятся к Канцлерскому суду, который является не просто центром повествования, но как бы своеобразным действующим лицом, влияющим на судьбу других героев. Суд - самый холодный дом.

В романе сочетаются два повествовательных пласта - главы от автора и воспоминания Эстер. Если женщины-писатели часто вводили повествователей-мужчин, то Диккенс впервые сделал наоборот. Персонажи из этих двух «миров» дополняют друг друга - те, что являются главными у Эстер, второстепенные у автора.

Главные символические образы в творчестве Диккенса - туман, вода, реже огонь. В «Холодном доме» дождь и туман - символы гибельных сил. О суде Диккенс говорит: «И в самом непроглядном тумане и в самой глубокой грязи и трясине невозможно так заплутаться и так увязнуть, как ныне плутает и вязнет перед лицом земли и неба Верховный Канцлерский суд». В гуще формальностей и бюрократизма, как в тумане, вязнет суд и сама тяжба о наследстве, поглащая жизни людей. Усадьба Джарднисов ветшает под дождями, пока ей не начинает заниматься Джон Джарндис, пока не появляется Эстер и не посвящает себя хозяйству. Усадьба их соседей, аристократически холодной леди Дедлок и мужа, которой старше ее на 20 лет, «утонула в потоке бесконечных ливней». Дом, в котором живет счастливая семья, может противостоять этим разрушительным силам.


 

Поздние романы Диккенса

 

«Тяжелые времена» - относится к так называемому периоду социальных романов Диккенса («Домби и сын» 1846-48, «Холодный дом» 1852-3, «Тяжелые времена» 1854, «Крошка Доррит» 1855-57). В каждом романе внимание приковано к одному определенному социальному институту. В «Тяжелых временах» это мануфактуры. Роман считается наименее удачным, так как Д. написал его, желая отдать дань моде на индустриальный роман, но не знал жизни мануфактур. В романе описывается жизнь индустриального города, и проблемы в семьях и отношениях между людьми, связанные с индустриализацией.

Один из героев романа, Грэдграйнд - теоретик, он создал школу на основе собственной системы образования. За фактами он не видит живых людей, и сам утратил все человеческое. Система воспитания оказывается пагубной для его детей Луизы и Тома. Луиза потеряла интерес к жизни, а Том страстно желает покинуть дом отца. В романе описан цирк - мир людей, которые не могут вписаться в систему. Cесси, дочь циркача, - едва ли не худшая ученица в школе Гредграйнда.

Мистер Баундерби - закадычный друг Грэдграйнда, их связывает отсутствие чувств - они «практические люди». В изображении Баундерби и Грендграйнда Диккенс использует гротеск (например, у Гредграйнда «квадратный сюртук, квадратные ноги, квадратные плечи, квадратный палец»). Дом Баундерби называется «Каменный Приют». Тем самым подчеркивается его холодность, отсутствие в нем семейного тепла и уюта.

Стивен Блекпул - рабочий на фабрике Баундерби. Он добрый и сердечный человек, но жизнь его тяжела - его жена опустилась и спилась, он он влюблен в Рейчел и не может развестись с женой.

Образ Гредграйна принадлежит к ряду образов «переродившихся» людей - он видит, что стало с его детьми и понимает несостоятельность своей теории образования.

«Крошка Доррит» - пессимистическое произведение, не слишком восторженно встреченное современниками. Если в «Тяжелых временах» исследовался мир мануфактуры, то здесь изображается тюрьма.

В романе зловеще место действия (тюрьма Маршалси), трагичен сам конфликт романа, построенный на безжалостном преступлении, поставившем под удар многие судьбы. Сатирические картины, воссоздающие Министерство Волокиты и мир Полипов, оставляют тягостное впечатление. Однако и здесь Диккенс-гуманист верит в торжество добра и справедливости, хотя и при одном условии: если силы добра обьединятся, чтобы разоблачить зло и его носителей. Артуру Кленнэму никогда не удалось бы разобраться в хитросплетениях доводов и наветов Министерства Волокиты, если бы ему не помогали верные и надежные друзья.

За этим последовал исторический роман «Повесть о двух городах» о Франции и Англии, посвященный Французской революции.

«Большие ожидания» - роман воспитания. Главный герой Пип неожиданно получает большие деньги на свое содержание, переезжает в Лондон и становится молодым человеком, подающим «большие надежды». Он уверен, что его благодетельница - мисс Хэвишем, а Эстелла назначена ему в жены. Но постепенно он «утрачивает иллюзии» (название иронически отсылает к «Утраченным иллюзиям» Бальзака).

Диккенс показывает, что деньги и аристократизм - источники зла. В Лондоне у Пипа достаточно денег, но он не знает толком, как ими распорядиться, и бездельничает. Прикоснувшись к миру аристократии, он начинает стесняться своего происхождения. Но аристократия далеко не отличается добротой и благородством - это показано в образах мисс Хэвишем и ее родственников. Родственники мисс Хэвишем - интриганы, сама она холодна и чопорна.

«Наш общий друг» (1864-65) - последний законченный роман Диккенса.

В этом романе деньги уже полностью дискредитированы. C ними связан гротескный образ мусорных куч, деньги как бы вырастают из них.

В основе сюжета - завещание Хармона, нажившего огромное состояние вывозом лондонского мусора. Деньги достанутся его сыну Джону при условии, что он женится на взбалмошной и эгоистичной Белле Уилдорф, а если условие не будет соблюдено - слуге Боффину. В повествование включается вставной эпизод о возвращении Джона Хармона из дальних странствий и его гибели. Позднее в доме Боффина появляется секретарь, который и оказывается молодым Хармоном, пожелавшим узнать свою нареченную и ее отношение к нему. Тайна почти сразу раскрывается читателю, но она оказывается очень удобной завязкой для включения в повествование различных персонажей, так или иначе заинтересованных в наследстве, оставленном «золотым» мусорщиком. Здесь и представители высшего света, и лодочник Хёксам, нажившийся на обкрадывании утонувших и занятый поисками пропавшего Хармона.

Верные слуги получают деньги, но деньги их не портят. Они будут отданы настоящему наследнику, предварительно проверенному в должности секретаря.

В этом романе Диккенс использует знакомые по другим романам повествовательные приемы - счастливые случайности и счастливый финал.

Таинственный, с приключенческим сюжетом, роман «Тайна Эдвина Друда» (1869) остался незаконченным и породил множество продолжений.

Теккерей-сатирик

 

· В философско-эстетических взглядах писателя на первый план выдвигаются его непримиримость ко всякому украшательству, чрезмерному преувеличению, ложной патетике и искажению истины

· В ранний период творчества – сатирические пародии на романтизм (см. билет про пародии)

· Реакции на политические события

o «История будущей французской революции» (1844) - футурологический памфлет-предсказание, действие которого отнесено к 1884 г.

o повествует о трех претендентах на французский престол: добивается успеха пациент сумасшедшего дома, воображающий себя сыном Людовика XVI

o сатирически острые зарисовки характеров претендентов на престол и взгляды автора на важнейшие политические и социальные проблемы

· Как и Диккенс, считает, что писатели обязаны «показывать жизнь такой, какой она действительно представляется им, а не навязывать публике фигуры, претендующие на верность человеческой природе, - обаятельных весельчаков-головорезов, убийц, надушенных розовым маслом, любезных извозчиков, принцев Родольфов, то есть персонажей, которые никогда не существовали и не могли существовать»

o за реалистическую литературу, из которой пытается изгнать «фальшивые характеры и фальшивую мораль»

· «Книга снобов, написанная одним из них» (1846-1847) – открывает второй этап творчества

o критический анализ и осмысление современной действительности

o опирается на богатую традицию просветительского эссе, соединяя в нем черты памфлета и журналистского очерка.

o в серии очерков о снобах изображена английская общ-политич и частная жизнь

o слово «сноб» в толковании Теккерея приобретает особое значение

§ первоначальный его смысл - «сапожный подмастерье», затем оно стало жаргонным - невоспитанный человек; тж. студент, не учащийся в Кембридже

§ автор углубляет и конкретизирует это понятие, придает ему социальный смысл

o «Снобы должны изучаться, как и другие объекты естественной истории, и они являют собой часть Прекрасного. Снобы относятся ко всем классам общества»

o 52 главы, каждая содержит сатиру на определенный тип сноба

§ коронованные снобы, затем речь идет об аристократических снобах, клерикальных, университетских, военных, литературных, деревенских и снобах Сити, ирландских снобах и снобах-радикалах

§ самый важный объект осуждения – англичане за границей

o широта охвата материала об этой распространенной болезни века

o выстраивает целую систему воззрений снобов, описывает их привычки, манеры, моды, характеризует отношения между ними

o не просто словесно описывает снобов, он их живописует

o за портретами стоят социальные явления, определенные характеристики быта, нравов, общественного и частного мнения

o доверительно беседует со своим читателем, совсем в духе романа XVIII столетия

o завершает сатирическую панораму жизни Англии великолепными иллюстрациями

§ что не удаётся выразить словом, он воссоздает с помощью острого рисунка

o выдумывает огромное количество гербов, названий колледжей, полков, изобретает собирательные понятия и имена, передает стиль речи различных слоев

o плакатность и карикатурная условность, гротескность и прямолинейность зарисовок обогащается многочисленными бытовыми деталями, делающими изображенный чудовищный мир реальным, а не фантастическим

o также своеобразная энциклопедия литературной, культурной жизни, информацию о духовном состоянии английской нации в период процветания

o снобы – марионетки, неживые люди, Теккерей – режиссер этого спектакля

· многие считают, что «Книга снобов» - эскиз к «Ярмарке тщеславия», но это не так, снобы есть в каждом произведении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.54 (0.009 с.)