Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ школьных программ по литературе

Поиск

В ходе работы нами были проанализированы программно-методические материалы по литературе 5-9 классов с целью выявления авторов, которые в своем творчестве обращались к образу Парижа.

По программе под ред. Т.А. Курдюмовой в 9 классе изучается творчество Д.И. Фонвизина и его произведение «Недоросль». (Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии: господа Скотинины и Митрофанушка. Значащие имена. Реалистические черты характера. Классицизм в драматическом произведении. Идеал гражданина в рассуждениях Стародума и Правдина. Тема воспитания в комедии).

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». (Сентиментализм. Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Конфликт между любовными чувствами и нравственными традициями. Образы Лизы и Эраста. Отношения автора к своим героям. Язык повести. Карамзин-историк).

Программа под ред. А.Г. Кутузова (А.К. Киселева, Е.С. Романичева, В.В. Леденева, И.И. Мурзак) включает обязательное изучение произведений следующих авторов:

5 класс – Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» (Особенности рождественского рассказа. Влияние духовной литературы на светскую литературу).

8 класс – Д.И. Фонвизин «Недоросль». (Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений).

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». (Изменение взгляда на человека в литературе XVIII века. Основа конфликта. Характеры главных героев. Демократизм повести. Представление о сентиментальности в литературе. Повесть «Бедная Лиза» в русской литературе).

Г. Мопассан«Ожерелье». (Реалистические традиции в европейской литературе. Взаимовлияние литератур).

9 класс – Ф.М. Достоевский «Белые ночи». (Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности. Сюжетные коллизии «Станционного смотрителя» и «Шинели» в повести).

Программа под ред. М.Б. Ладыгина: 6 класс – Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь». (Связь этого произведения с фольклорными традициями. Историческое прошлое в произведении. Нравственное и патриотическое звучание произведения. Художественные средства создания характера. Особенности построения сюжета). Также в этом классе предусматривается подробное изучение творчества Н.М. Карамзина, его интерес к отечественной истории, его поэзия, затрагивается вопрос об историческом значении его творчества;

7 класс –Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке». (Соотношение художественного вымысла и реальности при изображении характера).

8 класс – Д.И. Фонвизин «Недоросль». (Художественное мастерство Д.И. Фонвизина, способы создания комического эффекта в «Недоросле». Актуальное звучание комедии Фонвизина).

9 класс – В. Гюго «Клод Ге» (Тема «униженных и оскорбленных» в творчестве В. Гюго. Выступления В. Гюго против смертной казни. Ф.М. Достоевский о В. Гюго). Для самостоятельного чтения рекомендован роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери ».

О. Бальзак«Гобсек». (Особенности композиции новеллы. Роль рамочного повествования. «Философия денег» в новелле. Трагедия Гобсека. Антитеза в новелле. Образ Дервиля). Для самостоятельного чтения рекомендованы произведения О. Бальзака: «Отец Горио», «Шагреневая кожа», «Обедня безбожника», «Полковник Шабер».

Ф.М. Достоевский «Бедные люди». (Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского. Сравнение Макара Девушкина с «маленьким человеком» Н.В. Гоголя. Особенности эпистолярного жанра. Мастерство Ф.М. Достоевского-реалиста).

Программа Н.П. Михальской: 8-9 классы – В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». (Образ собора и его роль в романе. Главные герои романа: Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. Народ в романе Гюго. История и современность в «Соборе Парижской Богоматери»).

О.Бальзак«Человеческая комедия» (Замысел и композиция этого цикла романов, главные темы). «Гобсек» (Тема власти денег. История жизни Гобсека. Реалистическое мастерство Бальзака в изображении Гобсека).

Программа В.Я. Коровиной: 8 класс – Д.И. Фонвизин «Недоросль». (Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина).

9 класс – Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». (Утверждение общечеловеческих ценностей. Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы).

Ф.М. Достоевский «Белые ночи». (Тип «петербургского мечтателя» –жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского).

Проанализировав содержание программ по литературе различных авторов, мы пришли к выводу, что в школьном курсе литературы при изучении творчества указанных писателей не рассматривается образ города (Парижа).

 

Программа элективного курса по литературе

«Образ Парижа в русской и европейской литературе»

Пояснительная записка

 

Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса, является предметным курсом, представляет собой дополнение к общеобразовательным программам по литературе. Она включает в себя пояснительную записку, содержание курса, темы для самостоятельного изучения, основные понятия курса, основные умения и навыки, список литературы. Для реализации представленной программы предполагается 21 час. В данном курсе охватывается временной отрезок XVIII-XIX вв.

Знаменитая столица Франции на протяжении многих лет вызывала интерес у русских. В настоящее время почти каждый второй человек мечтает побывать в Париже. В художественной литературе этот город представлен с точки зрения положительных и отрицательных оценок. Прочтение литературных произведений позволяет читателю познакомиться с Парижем поближе, узнать об архитектуре этого города, обществе, окунуться в атмосферу парижских улочек.

В существующих школьных программах по литературе не предусмотрено изучение образа Парижа. Программа данного элективного курса позволяет познакомить школьников со знаменитой столицей Франции, которая была представлена в творчестве русских и европейских писателей, проанализировать и сравнить оценки города.

Представленная программа была частично апробирована в школе (Приложение 3).

Целью предлагаемого элективного курса «Образ Парижа в русской и европейской литературе» является более глубокое изучение произведений, выявление образа Парижа и его оценок.

Программа элективного курса предполагает решение следующих задач:

· углубленное прочтение произведений писателей рекомендованных к чтению;

· изучение критической литературы по прочитанным произведениям;

· выявление образа Парижа и его оценок;

· сравнительный анализ оценок Парижа.

Основные формы организации учебных занятий – лекции и практические занятия. Учащиеся приходят на практикумы, предварительно прочитав художественные тексты и подготовив ответы на свои варианты заданий. Вполне возможно, что в ходе обсуждения первоначальная интерпретация произведения того или иного учащегося изменится.

Произведения для практических заданий отобраныи рекомендованыучителем.

Результатом работы учителя является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведения разных исторических эпох, владение навыком выявления образа города в литературном произведении, умения выделять его в тексте. Обобщение результатов работы может быть выражено в форме докладов, презентаций, рефератов, сочинений.

Для успешной реализации педагогического потенциала выбранного элективного курса от учителя потребуется предварительная подготовка, которая включает прежде всего ознакомление с учебно-методическим комплектом курса. Такой комплект состоит из полного текста учебной программы, методического пособия для учителя, электронные версии текстов.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Тематический план учебной дисциплины

Данная программа рассчитана на час в неделю.

Тема Кол-во часов Вид урока. Виды деятельности учителя и учащихся
1. 1. Путешествие в Париж. Историческая справка.     Лекция. Работа со справочной литературой.
2. Образ Парижа в русской литературе. Образ города в творчестве В.К. Тредиаковского.     Лекция. Практикум. Изучение понятий: образ, образ города, хронотоп. Знакомство со стихотворение В.К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу». Выявление образа города и его оценок в стихотворении.
3. Образ города в творчестве Д.И. Фонвизина.   Лекция. Практикум. Знакомство с произведением Д.И. Фонвизина «Письма из Франции». Выявление образа города и его оценок писателем.
4. Образ города в творчестве Н.М. Карамзина.     Лекция. Практикум. Знакомство с произведением Н.М. Карамзина «Письма русского путешественника». Выявление образа города и его оценок писателем.
5. Образ города в творчестве Ф.М. Достоевского.   Лекция. Практикум. Знакомство с произведением Ф.М. Достоевского «Письма русского путешественника». Выявление образа города и его оценок писателем. Сравнительный анализ характеристик образа Парижа.
6. Образ Парижа в европейской литературе. Образ города в творчестве В. Гюго.     Лекция. Практикум. Знакомство с романом В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Выявления образа города и его оценок писателем. Просмотр экранизации Жана Деланнуа.
7. Образ города в творчестве О. Бальзака.   Лекция. Практикум. Знакомство с произведениями О. Бальзака «Физиология брака», «Златоокая девушка», «Фачино Кане». Выявления образа города и его оценок писателем.
8. Образ города в творчестве Г. Мопассана.   Лекция. Практикум. Знакомство с новеллой Г. Мопассана «Пышка». Выявления образа города и его оценок писателем. Сравнительный анализ характеристик образа Парижа.
9. Выступление учащихся с докладами. Написание сочинений «Мой город».    
Итого:    

 

Содержание курса

1. Путешествие в Париж. Историческая справка (2 ч.)

История возникновения Парижа. Париж и мировая история. Парижская коммуна. Архитектура города. Современное состояние Парижа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.008 с.)