Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: идейно-тематический анализ сценария.

Поиск

1. Повторение пройденного материала:

А) основные компоненты замысла сценария;

Б) определение «Тема»

В) определение «Идея»

Г) определение «Жанр»

Д) определение «Конфликт»

Е) сценарный ход

2. Практическое задание:

А) прочитать сценарий новогоднего праздника для взрослых;

Б) определить тему, идею, жанр, конфликт;

В) обсуждение с группой;

 

3. Ознакомление с учебной литературой:

А) Н.П. Шилов; «Сценарное мастерство» - учебное пособие для студентов

1 – 5 курсов специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников»;

Б) С.К. Борисов, «Основы драматургии театрализованного действа» - учебное пособие для студентов 1 – 4 курсов специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

 

4. Домашнее задание:

Написать эпизод сценария посвящённого Дню КМ и сделать идейно – тематический анализ.

 

Вопрос 17. Методика преподавания сценарного мастерства на примере темы: «Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действия».

План лекции: Разновидности литературной стилистики (ретардация, медитация, суггестивная стилистика). Художественные выразительные средства и их характеристики (аллегория, гипербола, интонация, ирония, каламбур, персонификация, сарказм, символ, оксиморон, эпитет). Литературные формы, используемые в драматургии театрализованного действа (поэзия и проза, монолог и диалог). Изобразительные средства языка (синонимы, эвфемизмы, антонимы, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория, фразеологизм).

Практические занятия:

1. Ознакомление с выразительными средствами предложенных литературных произведений.

2. Определение в предложенном тексте языковых художественных категорий, форм и выразительных средств.

3. Проанализировать как исполь­зуются в тексте сценария синонимы, эвфемизмы, антонимы, какова роль тропа (эпитет, сравнение, метафора, ме­тонимия, олицетворение, аллегория) в работе сценариста.

4. Проанализировать одну из басен И.Крылова ("Стре­коза и муравей", "Волк на псарне", "Волк и ягненок"). Оп­ределить, за счет чего возникает художественный смысл произведения.

5. Сочинить смешную фразу, используя прием двойно­го истолкования слова.

6. Придумать эвфемизмы для обозначения давно зна­комых вам людей, предметов, явлений.

7. Проанализировать функции антонима в пословицах и поговорках. Используя противопоставление, сконструировать смешную фразу.

8. Сочинить фразу, обыграв традиционную метафору.

9. Придумать репризу на основе двух или нескольких фразеологических оборотов.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

1. Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действа: Учеб. Пособие. – ЧГАКИ – Челябинск, 2000.

2. Выготский Л. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.

3. Наровчатов С. Необычайное литературоведенье.- М.: Дет. литература, 1981.

4. Словарь современного русского литературного языка (и другие толковые словари). Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь омонимов. Фразеологический словарь. Этимологический словарь русского языка.

5. Шилов Н.П. Сценарное мастерство: Учебное пособие. – Челябинск: ЧГАКИ, 2000.

1. Тема занятия.   Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действия.  
2. Вид занятия (лекционное или практическое) Комбинированное занятие.
3.   Цель занятия.     1.Изучить языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действия.    
4. Учебно-художественные задачи.   1. Дать определение основных понятий.   2. Научиться определять и различать языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действия.   3. Научится применять языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действия.    
5. Учебно-художественные средства. 1. Разъяснение.
6. Учебно-художественные методы 1. Словесные   2. Практический
7. Учебно-художественный материал, тех. оснащение занятия 1. Сборник сценариев, художественных текстов.  
8. Ход занятия (план урока) 1. Организационный момент.   2. Лекция по заданной теме.   а) Разновидности литературной стилистики (ретардация, медитация, суггестивная стилистика).   б) Художественные выразительные средства и их характеристики (аллегория, гипербола, интонация, ирония, каламбур, персонификация, сарказм, символ, оксиморон, эпитет).   в) Литературные формы, используемые в драматургии театрализованного действа (поэзия и проза, монолог и диалог).   г) Изобразительные средства языка (синонимы, эвфемизмы, антонимы, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория, фразеологизм).     3. Ознакомление с выразительными средствами предложенных литературных произведений.   4. Определение в предложенном тексте языковых художественных категорий, форм и выразительных средств.   5. Проанализировать как исполь­зуются в тексте сценария синонимы, эвфемизмы, антонимы, какова роль тропа (эпитет, сравнение, метафора, ме­тонимия, олицетворение, аллегория) в работе сценариста.   6. Задание для контроля умения применения знания на практике (выполняется самостоятельно).   7. Домашнее задание.
     
10. Домашнее задание     Домашнее задание   1. Сочинить смешную фразу, используя прием двойно­го истолкования слова.   2. Придумать эвфемизмы для обозначения давно зна­комых вам людей, предметов, явлений.   3. Проанализировать функции антонима в пословицах и поговорках. Используя противопоставление, сконструировать смешную фразу.   4. Сочинить фразу, обыграв традиционную метафору. 5.Придумать репризу на основе двух или нескольких фразеологических оборотов.  

 

Вопрос 18. Методика преподавания сценарного мастерства на примере темы: «Драматургическая кривая и ее характеристики».

План лекции:Драматургическая кривая. Графическое изображение драматургической кривой. Участки драматургической кривой.

Практические занятия:

1. Разбор событийного ряда в предложенном сценарии театрализованного представления.

2. Определение событийного ряда будущего сценария театрализованного представления.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

1. Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действа: Учеб. Пособие. – ЧГАКИ – Челябинск, 2000.

2. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. – М.: Сов. Россия, 1984.

3. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. – М.: Просвещение, 1981.

4. Шилов Н.П. Сценарное мастерство: Учебное пособие. – Челябинск: ЧГАКИ, 2000.

1. Тема занятия.   Драматургическая кривая.  
2. Вид занятия (лекционное или практическое) Комбинированное занятие.
3.   Цель занятия.   Изучить драматургическую кривую.
4. Учебно-художественные задачи.   1. Дать определение основных понятий.   2. Научиться определять элементы драматургической кривой.  
5. Учебно-художественные средства. 1. Видеопоказ
6. Учебно-художественные методы 1. Словесные   2.Наглядно-иллюстративный   3. Практический
7. Учебно-художественный материал, тех. оснащение занятия 1. Видео фильмы, сборник сценариев, художественных текстов.   2. Видеопроектор, экран, ноутбук.
8. Ход занятия (план урока) 1. Организационный момент.   2. Лекция по заданной теме.   а) Определение драматургической кривой.   б) Графическое изображение драматургической кривой.   в) Участки драматургической кривой: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.   3. Просмотр короткометражных видеофильмов и композиционный разбор (выполняется с помощью педагога).   4. Задание для контроля умения применения знания на практике (выполняется самостоятельно).   5. Домашнее задание.
9.    
10. Домашнее задание   Написать сценарий по намеченной композиции.  
11. А) вопросы для проверки теор. знаний учеников по этой теме.   Б)Задание для контроля умения применения знания на практике. А) 1. Что собой представляет и как выглядит драматургическая кривая?   2. Из каких участков состоит драматургическая кривая?   3. Чем отличается действие в театрализованной пьесе от действия в сценарии театрализованного представления?   Б) На предложенном сценарии определить участки драматургической кривой. От простого к сложному.  

 

Вопрос 19. Методика преподавания сценарного мастерства на примере темы: «Основы инсценирования литературного материала».

План лекции:Выбор и анализ литературного материала. Процесс драматургизации (инсценирования).

Практические занятия:

1. Выбор литературного материала.

2. Анализ литературного материала.

3. Написание сценарного эпизода на заданную тему.

4. Инсценирование литературного материала малой формы.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

1. Аль Д.Н. Основы драматургии: учебное пособие. – СПб.: СПбГУКИ, 2005.

2. Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действа: Учеб. Пособие. – ЧГАКИ – Челябинск, 2000.

3. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. – М.: Сов. Россия, 1984.

4. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. – М.: Просвещение, 1981.

5. Шилов Н.П. Сценарное мастерство: Учебное пособие. – Челябинск: ЧГАКИ, 2000.

 

Вопрос 20. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Театрализация как творческий метод режиссуры театрализованных представлений».

План лекции: Театрализация – ведущий метод организации массовых праздников, метод художественного осмысления реальных событий и организации действия масс участников. Оформление и выражение содержания праздника, его идеи и темы в художественно-образном действии. Принцип тематического отбора и использования готовых художественных образов в праздничном действии. Использование различных видов искусств: поэтического слова, музыки, песни, танца, кино и т.д. Принципы построения театрализованного действия (иллюстрация события, формирование сюжета на основе событий, ассоциативные сочетания в построении действия).

Практические занятия - репетиционные: Этюдная работа над эпизодами театрализованного представления.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

1. Шароев И.М. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: ГИТИС, 1992.

2.Генкин Д.М. Массовые праздники. – М.: Просвещение, 1975.

 

Вопрос 21. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Монтаж как творческий метод режиссуры театрализованных представлений».

План лекции: Понятие «монтаж». Различные способы монтажа. Особенности монтажных соединений музыкальных, хореографических, театральных и других выразительных средств. Принципы монтажа документального и художественно-игрового материала в массовом празднике. Монтаж материала внутри эпизодов и в общей композиции праздника.

Практические занятия: Просмотр и обсуждение видеоматериалов театрализованных представлений. Разбор различных способов монтажа.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

Шароев И.М. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: ГИТИС, 1992.

Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы «Монтаж как творческий метод режиссуры театрализованных представлений».

Монтаж - (от фр. "сборка, соединение") подбор и соединение отдельных художественных частей чего-либо на основе их сравнения и сопоставления с помощью использования различных приемов для создания художественного и смыслового единства.

Монтаж - всеобщий метод в искусстве. Он широко применяется в архитектуре (фрески), музыке, кинематографии, поэзии, драматургии, фотографии. В практике театрализованных праздничных форм работы метод монтажа стал одним их главных. Метод монтажа выявляет и показывает все связи существующие в реальной действительности, от поверхностных до самых глубоких. Сама природа праздника, отсутствие явного деления на сцену и зал, на исполнителей и зрителей, активное действие праздничных масс, требует соединения очень далеких друг от друга в этетическом плане явлений. В ряде случаев монтаж понимается лишь как формальный способ соединения материала. Используется самый простой причинно-следственный или хроникальный принцип построения материала. При возникновении логического разрыва между отдельными фрагменами бросаются "мостики"-подводки, которые уничтожают эффект соотнесения смысла. (Шилов)

Творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художественное целое, коим является сценарий театрализованного действа. Эйзенштейном была выведена формула монтажа: изображение А + изображение В +...+образ. Каждое отдельное изображение однозначно, а образ многозначен. И этот образ есть художественное воплощение идеи сценариста по отношению к теме театрализованного действа. Основой монтажа является ассоциативный характер мышления. (Борисов)

Монтаж - это волевое выделение смысла, заложенного в произведении. Поэтому метод монтажа находится в прямой зависимости от гражданской позиции автора, его идейно-художественных устремлений. В монтажной структуре отдельные эпизоды, проникая один в другой, становятся звеньями одного ряда, связанными логическими или психологическими закономерностями объединения. Монтаж драматургичен в своей основе, конфликтен. Смысл зависит от соотношения, столкновения кусков, от их сцепки. Отдельные эпизоды, являясь составной частью целого, подчиненные единой мысли, идущей сквозным действием через самостоятельные эпизоды, объединенные ритмически-смысловым, стремительным движением к конечной цели - сверхзадаче данного произведения. В итоге создается единая целостная конструкция, где каждый номер должен быть объединен в логически развивающееся действие. В монтаже необходимо добиваться синтеза самых различных жанров искусств: театра, кино, эстрады, цирка. Всю жанровую многоплановость необходимо ввести в единое русло действия сценария, где каждый эпизод необходимо логически оправдать и завязать с общим драматургическим ходом сценария. Режиссер массовых праздников должен уметь правильно выбрать пластический материал и выразительные средства для создания зримого сценария. (Шароев)

Монтаж разделяется по форме:

Последовательный. Материал соединяется на основе самых простых причинно-следственных связей, по принципу одно после другого.

Параллельный. Материал стыкуется как тесно связанные между собой, но самостоятельно развивающиеся ряды (неразделимо, но неслиянно).

По содержанию:

Контрастный. Материал монтируется таким образом, чтобы столкнуть различные точки зрения на одно и то же событие, сравнить социально-нравственные позиции и ценности.

Ассоциативный. Материал монтируется на основе соприкосновения ассоциативных кругов, которые порождают документальные и художественные фрагменты.

Иллюстративный монтаж - есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.

На заключительном этапе создания сценария ТП, приступая к монтажу, необходимо учитывать замысел, сюжет, сценарный ход, сверхзадачу и отбрасывая все незначительное, оставлять лишь яркие, ударные пункты, действующие на эмоциональную сторону восприятия. Это и есть основной прием монтажа при создании сценария ТП.

При изучении данной темы предполагаются различные формы контроля. Так для проверки усвоения теоретических знаний необходимо провести устный или письменный опрос по вопросам:

1. Что означает слово монтаж?

2. В каких видах искусства применяется монтаж?

3. Какой прием является основным при составлении сценария театрализованного представления методом монтажа?

4. Какие виды монтажа Вам известны?

Так же для овладения методом монтажа необходимы практические занятия, на которых полученные теоретические знания необходимо применить на практике:

1. Прочитать несколько готовых сценариев, построенных методом монтажа. Определить, какие виды монтажа применяются в каждом сценарии.

2. Самостоятельно разработать сценарий на определенную тему, для определенной аудитории и возрастной категории, используя определенный вид монтажа. Анализ и коррекция, оценка самостоятельной работы обязательно.

 

 

Вопрос 22. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Приемы активизации аудитории».

План лекции:Вовлечение потенциальной аудитории в подготовку праздника как способ ее активизации. Активизация как условие эффективности педагогического воздействия на праздничную аудиторию. Основные приемы вовлечения участников праздника в активное действие: организация реального символического и ритуального действия, создание игровой ситуации, коллективное исполнение песен, танцев, физических упражнений, организация содействия героям театрализованного представления.

Практические занятия:Поиск манков-приемов активизации зрительской аудитории. Отбор участников через вопросно-ответный ход, исполнение коллективных и индивидуальных физических действий. Выбор самого ловкого, громкого, высокого, низкого и т.д. Отбор-аукцион и т.д.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

Генкин Д.М. Массовые праздники. – М.: Просвещение, 1975.

Методика преподавания режиссуры театральных представлений и праздников на примере темы: «Приемы активизации аудитории»

Вид занятия: лекционно – практическое.

 

Цель занятия: Расширять теоретические знания и совершенствовать практические навыки работы с аудиторией, развить творческие способности.

 

Учебно – художественные задачи: Познакомить с методами активизации. Испробовать методы на аудитории, проверить их эффективность.

 

Учебно – художественные средства: рабочие тетради, ручки.

 

Учебно – художественные методы: наглядный, иллюстративный, практический.

 

Ход занятия (план лекционного или практического урока):

1.Вводная часть: цели, задачи урока

2.Основная часть:

Назначение методов активизации аудитории

- привлечение внимания
- формирование интереса
- создание доверия
- возбуждение желания
- призыв к действию

 

Методы активизации аудитории

- «подсадка» Суть приема: среди зрителей находятся «свои люди», которые из зала задают вопросы ведущим и другим действующим лицам праздника, вступают с ними в полемику, побуждая тем самым к активным действиям аудиторию.

 

- «прием длинных шнуров» Разговор-интервью с сидящими в зале зрителями.

 

- коллективное пение. Усиливает ощущение общности, является стимулятором активности аудитории.

 

- Шествия и коллективные выходы (виды реального действия). Важно, чтобы коллективные выходы и шествия были органичны в режиссерском замысле праздника. Они могут быть как прологом (Олимпийские игры- выход команд- представление стран, участвующих в играх), так и кульминацией праздника.

- Коллективные выступление, рапорты, переклички. Выступления очевидцев того или иного события (дает возможность рассматривать любое событие не в общем плане а очень конкретно, через призму жизненного опыта самих выступающих). Выступление свих, местных, узнаваемых героев (ветеранов труда, войны и т.д.). Придает празднованиям особую эмоциональность и теплоту.

- Ритуальные или церемониальные действия. Примеры торжественной церемонии на праздниках: моменты вноса и выноса знамени, зажжение и эстафета огня, поднятие и спуск знамени, принятие клятв, минута молчание, возложение цветов, венков и т.д.

- Игровое действие. С помощью игры можно подготовить человека к активному восприятию, включить его в массовое действие. Следует различать игру по ее специфике и характеру, различные виды игрового поведения (состязание и подражание). При подборе и включении игр в канву праздника необходимо исходить из конкретной аудитории. Игра, какой бы она не была, находится в прямой зависимости от потребностей, запросов, интересов, ценностных ориентаций аудитории.

Активность аудитории так же повышают:

· Формы массового действа, которые готовятся и проводятся самими людьми, - будущими участниками этих зрелищ.

· Деловые игры, митинги, слеты, КВНы, аукционы, викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д.

· Знание режиссером степени эмоционального восприятия, уровня знаний, интересов, потребностей, ориентационных установок аудитории все это необходимо, для того чтобы сделать зрительскую аудиторию активным участником в празднике.

Планируя введение приемов вовлечения зрителя в действие, надо уметь прогнозировать реакцию аудитории, прогнозировать включение зрителя в действие (Будут ли петь? Что нужно сделать, чтобы участвовало как можно больше людей?).

Практическое задание: Попробовать все методы активизации на данной аудитории

3. Заключительная часть: для закрепления материала ответить на вопросы, домашнее задание, список литературы.

Рефлексионный момент на проверку усвоения материала.

Рефлексия «Восхождение на гору»

Цель: оценить проделанную работу на паре и определить уровень «продвижения» студентов.

 

Список рекомендуемой литературы:

Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: «Педагогика», 1991

Ахметов Н.К., Хайдарова Ж.С. Игра как процесс обучения. А-А, 1985

Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991

 

Домашнее задание: подготовить игры для активизации аудитории, наглядный материал (реквизит)

 

А) Вопросы для проверки творческих знаний учеников по данной теме: назначение методов активизации аудитории?

С какими методами активизации познакомились?

 

Б) Задание для контроля умения применять знания на практике: с помощью одного из методов активизировать аудиторию

 

Вопрос 23. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Режиссура концертных программ».

План лекции:Особенности жанров и видов театрализованных концертов. Режиссерский замысел праздничного концерта. Идейно-тематическая основа концерта. Композиционное построение тематического концерта. Понятия «темп» и «ритм». Темпо-ритм концерта. Отбор номеров и формирование тематических «блоков». Ведущие концерта. Их роль в организации сквозного действия. Сквозной режиссерский ход и выразительные средства в театрализованном концерте.

Практические занятия:

Просмотр и обсуждение видеоматериалов различных театрализованных концертов.

Замысел театрализованного концерта, определение идейно-тематической основы театрализованного концерта.

Практическая работа с ведущими концертов.

Этюды на темы эпизодов театрализованных концертов.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – М., Просвещение, 1976.

Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Режиссура концертных программ».

Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный грим, сценическая атмосфера. Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемых текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены). Они создают единый образ представления, причём номера, как правило, объединены в художественно - смысловые блоки.

Каждый из театральных концертов имеет свою тему, свою смысловую и эмоциональную драматургию. Она определяется теми обстоятельствами, которые вызвали постановку концерта (может быть театрализованный концерт, эстрадное обозрение, тематический вечер, концерт-реквием, вечер-портрет, сказочное представление, игровой эксперимент и т.д.), определяется праздничными традициями или пожеланиями заказчика. Режиссёрский замысел – это, прежде всего эмоциональное отношение автора к изображаемым событиям. Готовя концерт, режиссер должен добиваться, прежде всего, чёткой идейной выразительности и художественной образности.

Важнейшая задача режиссера концерта – непрерывное воздействие его программы на зрителей, необходимость поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его. Это называется темпо-ритмом концерта. Зритель, пришедший на концерт, уже знает, чему он посвящён и настраивается на определённую тему. Очень важно привлечь внимание зрителя, заинтересовать, но и взволновать, воздействия на его разум и эмоции системой художественных образов.

К участию в концерте привлекаются все жанры и виды искусства, которые помогают выразить и раскрыть тему концерта.

Отбор номеров осуществляется в соответствии с тематической задачей и идейной направленностью, которые потом будут объединены по художественно-смысловым блокам концерта. Количество номеров не должно нарушать единства темы, замысла, целевой задачи.

Разновидный, разножанровый, разностилевой материал требует определённого способа объединения, потому важнейшим элементом замысла является сценарный ход. Это приём, который на основе какого- либо конструктивного принципа организует материал и придаёт ему смысловую и художественную целостность.

Даёт ли сценарный ход решение всем эпизодам или в каждом отдельном случае, нужно искать специальные средства их организации – сценарист определяет в ходе работы с материалом.

В театрализованном концерте часто используется сюжетный ход. В этих обстоятельствах дополнительный смысловой ряд реализуется через действие персонажей. Художественные номера или эстрадные миниатюры сохраняют полную автономность, а ход развивается пунктирно. Действия персонажей сюжетного хода возникает между выступлениями артистов различных жанров, связывая их и подчиняя единому смысловому и художественному решению.

Выразительные средства и степень их применения определяет сценарист. Где-то определяются только виды искусств, которые составляют основу эпизода (оркестр, звучащее слово, проекция, цирк. и т.д.), где-то возникает художественное произведение с точным названием, а где-то реальная фамилия реального героя.

Ведущие концерта являются, как связующим звеном в смысловой цепочке, так и мощными поэтическо-прозаическими носителями художественной направленности концерта. Они своеобразный эмоциональный камертон, передающий внутреннее содержание и замысел концерта, и поддерживающий его темпо-ритм.

 

Вопрос 24. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Пространственные и временные особенности праздника».

План лекции: Повсеместность и одновременность развития праздничного действия. Использование архитектурных и природных особенностей местности при определении основных точек праздника. Специфика применения выразительных средств.

Практические занятия: Репетиционные занятия – работа над городским массовым праздником.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

1. Силин А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках. – М., 1987.

2. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – М., Просвещение, 1976.

3. Шароев И.М. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: ГИТИС, 1992.

1. Тема занятия.   Пространственные и временные особенности праздника.    
2. Вид занятия (лекционное или практическое) Комбинированное занятие.
3.   Цель занятия.     Изучить пространственные и временные особенности массового праздника.  
4. Учебно-художественные задачи.   1. Дать определение основных понятий.   2. Ознакомится с пространственными и временными особенностями массового праздника.   3. Научить применять выразительные средства их особенности в различных условиях.   4. Выработать навыки создания плана-сценария для различных площадок, с учетом пройденного материала.  
5. Учебно-художественные средства. 1. Видеопоказ
6. Учебно-художественные методы 1. Словесные   2.Наглядно-иллюстративный   3. Практический  
7. Учебно-художественный материал, тех. оснащение занятия 1. Видео фильмы, фото материалы.   2. Видеопроектор, экран, ноутбук.
8. Ход занятия (план урока) 1. Организационный момент.   2. Лекция по заданной теме.   а) Повсеместность и одновременность развития праздничного действия.   б) Использование архитектурных и природных особенностей местности при определении основных точек праздника.   в) Специфические средства выразительности в режиссуре уличного ТП.   г) Виды сценических площадок.   3. Просмотр видеоматериалов.   4. Домашнее задание.
9. Список рекомендуемой литературы   1. Силин А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках. – М., 1987.   2. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – М., Просвещение, 1976.   3. Шароев И.М. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: ГИТИС, 1992.    
10. Домашнее задание   1. Придумать нестандартные сценические площадки. 2. Назвать площадки, знаменитые своим историческим прошлым, продумать пространственно-временное решение для одной из них. 3. Продумать художественный образ и пространственно-временное решение для любой площадки своего города (предварительно узнав об историческом прошлом этого места и уже состоявшихся праздниках в его пределах). 4. Составить план-сценарий с описанием действия в эпизодах.  
11. Форма отчетности 1. Влияет ли место проведения мероприятия на замысел режиссера?   2. Каковы специфические средства выразительности в режиссуре уличного ТП?   3. Что режиссер обязан предусмотреть перед мероприятием, чтобы не возникло непредвиденных ситуаций в день проведения?     4. Назовите главные элементы, составляющие массовое театрализованное представление под открытым небом.   5. Играют ли роль вызываемые данным местом исторические ассоциации?   6. Назовите виды сценических площадок.  

Вопрос 25. Методика преподавания сценической речи на примере темы: «Особенности работы над сказкой».

План лекций: Критерии отбора сказок. Предварительная работа над текстом. Идейно тематический анализ. Сюжет и композиция сказки. Логический разбор. Жанровая специфика сказки. Поиск образа сказочника; типы сказочников: эрики (волшебные сказки), бытовики-реалисты (бытовые сказки), моралисты (сказки о животных), балагуры (бытовые, волшебные сказки и сказки о животных), сатирики (бытовые сказки); искусство рассказывания. Работа над своеобразием языка в сказке.

Практические занятия:

1. Выбрать сказку, сделать разбор выбранной сказки (определить тему, идею, жанр, конфликт; раскыть основные композиционные компоненты; определить жанровые особенности сказки; если есть необходимость, сократить сказку).

2. Разобрать выбранную для чтения сказку на эпизоды, определить главную мысль. Сделать логический разбор каждого предложения.

3. Самостоятельно определить тип сказочника для выбранной сказки; объяснить, почему сделан такой выбор.

3. Работа над видениями (нафантазировать себе киноленту видения от начало и до конца).

4. Исполнить сказку.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

1. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. – М.: Просвещение, 1978.

2. Баранова М. Что за прелесть эти сказки // Дошкольное воспитание. 1977, №7.

3. Петрова Э.А. Эпические жанры в работе самодеятельного театрального коллектива. – Л.: ЛГИК, 1980.

4. Соковикова С.М. Учитесь рассказывать сказки: Уч. Пособие / ЧГАКИ. – Челябинск, 1999.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.76.193 (0.013 с.)