Познавательные процессы: мышление и воображение. (То же самое, что и выше)))))))))) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательные процессы: мышление и воображение. (То же самое, что и выше))))))))))



Познавательные процессы - психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды. Эти факторы определяют выбор человека. Обеспечивают получение знаний об окружающем мире и о самом себе. Это и есть взаимодействие с внешним миром. Все знания человечества являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных процессов разного уровня сложности. С помощью органов чувств, в каждый момент мы вос­принимаем только часть пространства, но знаем, что пространство окружающе­го нас мира целостно и непрерывно, оно развивается и существует в прошлом и будущем. Протекая одновременно, эти процессы взаимодейству­ют друг с другом так, что мы в каждый момент целостно воспринимаем и понимаем весь мир. Образы окружаю­щих нас объектов представляются нам настолько достоверными, что мы отожде­ствляем их с самими объектами. Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружаю­щей действитель­ности. Вершиной познавательных процессов является способность мыслить. М. основывается на чувствен­ных образах, создаваемых с помощью процессов более «низкого» уровня — ощущения, восприятия и представления. Для того чтобы понять скрытые связи и отношения, необходимо активно в них вмешаться. С помощью мыш­ления человек познает окружающий мир, не только действительное, но и возможное, он не только познает, но и создает его. Первичная форма существования м. – действие. В дальнейшем, уже мышление становится. Уровни мышления: наглядно-действенное (отношения вскрываются пу­тем непосредственного манипулирования конкретными предметами); наглядно-образное (вскрывает связи и отношения, не физически перемещая предметы, а соотнося друг с дру­гом образы одного и того же предмета или образы различных предметов); понятийное или словесно-логическое (в каче­стве элементов, над которыми производятся перечисленные и иные операции, служат понятия, представленные словом). Фазы мыслительного процесса: постановка вопроса; подбор возможных, вероятных, вариантов решения задачи; гипотеза (выби­рается наилучший вариант на основе различных критериев — «стоимости», субъективной привлекательности и, наконец, вероятности выполнения требова­ния); получение ответа или формулировка сужде­ния.

Виды мышления.

· Теоретическое ( направ­лено на познание наиболее общих законов и правил, оперирует наиболее общими категориями и отвлеченными понятиями).

· Практическое (подготовка физиче­ских преобразований действительности, т.е. постановка цели, создание плана, проекта, схемы действий и преобразований, оно часто развертывается в условиях дефицита времени).

· Эмпирическое ( интуитив­но и ситуативно).

· Аналитическое (развернуто во времени, имеет более или менее четко очерченные эта­пы, а сам процесс мышления в достаточной мере осознан).

· Интуитивное (свернуто во времени, иногда решение пробле­мы производится молниеносно, в нем отсутствуют этапы, его процесс осознается в минимальной степени).

· Реалистическое основывается на реальных знаниях о мире, направлено на достижение жизненно важных це­лей, регулируется логическими законами, его течение осознанно контролиру­ется и направляется).

· Аутистическое ( «аутизм» — стремле­ние к уходу от реальной действительности во внутренний мир, оторванность от реальности, склонность к фантазиям и мечтам в ущерб актуальным целям и за­дачам). Основной его движущей и направляющей силой являются плохо осознаваемые или неосознаваемые желания или страхи. Плохо контролируется сознанием.

М. и воображение. Манипулируя образами памяти (представлениями), человек может мысленно их расчленять, соединять, изменять их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать в различные цвета, заменять одни элементы други­ми и т.д. Такая способность к мысленному преобразованию чувственных обра­зов памяти и есть воображение. В воображении сливается чув­ственный и отвлеченный характер отражения действительности, позволяющий человеку создавать новые образы. Представления, полученные в результате деятель­ности воображения, дают возможность предста­вить образ конечного результата в форме предмета или ситуации. На дости­жение этого образа и будут направлены действия, с ним будет сверяться полу­ченный конкретный результат. Активное продуктивное воображение является основой творческой деятельно­сти человека. Литература: Учебник по педагогике и психологии (для вузов) А.А Реан, Н.В Бордовская;

 

 

Вопрос 33. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память.

Ощущения — это простейший психиче­ский процесс, состо­ящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при воздействии раздражителей на рецепторы.

Сложность образов и их каче­ство, связаны со сложностью органов, с помощью которых они строятся, у человека они наиболее сложны.

Воспринимают информацию клетки рецепто­ры, чувствительные к воздействиям со стороны внутренней и внешней среды. Ощущение возникает только в результате из­менений, происходящих в рецепторах под движения самих органов чувств, либо окружающей среды.

Пространство, которое мы ощущаем отличается от физического пространства самого анализатора.

О. длительности воздей­ствий и интервалов между ними является основой для формиро­вания представления о времени.

Чувствительность — способность рецепто­ра давать ощущение вообще. Порог чувствительности — выраженное в физических величи­нах значение интен­сивности воздей­ствий.

Сенсорная адаптация — приспособительное изменение чувствительности рецепторов к интенсивности действующе­го на орган чувств раздражителя.

Восприятие — это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непо­средственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверх­ности органов чувств. Образ в. — не просто совокупность ощу­щений потому, что сами ощущения в процессе построения образа претерпевают определенные, иногда существенные изменения. Образ в., как и ощущение, является чувственным образом объекта, который возникает и существует здесь и сейчас.

Характеристики образа восприятия:

1. Предметность (отделенность от фона, пространственную обособленность, отдельного предмета)

2. Целостность (это процесс, состоящий в организации отдельных элементов образа в единое целое)

3. Обобщенность (объект, сохраняя индивиду­альные особенности, воспринимается в качестве представителя класса объектов, однородных с ним)

4. Константность (один и тот же объект в разной обстановке предстает в новом виде, при этом сам он остается неизменным для воспринимающего)

В. пространства. Возникновение образа объекта только и возможно при вы­делении в нем размеров, форм и взаимной удаленности его эле­ментов. Любой объект имеет пространственные характеристики, опре­деляющие его форму, а форма объекта в нашем мире является его наиболее устойчивой жизненно важной для субъекта характеристикой. В повседневной жизни мы определяем принадлежность предмета к какой-то категории прежде всего по его форме.

Обра­зы объектов (предметы) в пространстве восприятия располагаются в точном соответствии с их расположением в реальном, физическом пространстве. Точность отражения формы и удаленности объектов является для организма жизненно важной.

В. времени. В восприятии время дифференцируется, дробится на отрезки, ин­тервалы. Появляется переживание определенной длительности и последовательности. Влияющие факторы: окружающая среда, задача, стоящая перед субъектом, возраст, мотивация.

В. движения. Физическое движение и восприятие движения — не одно и то же. Мы можем воспринимать движение там, где его в действительнос­ти нет. Так возникает, например, иллюзорное движение луны за облаками. В восприятии движения важную роль также играет выделение фигуры из фо­на.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.007 с.)