Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познавательные процессы: мышление и воображение. (То же самое, что и выше))))))))))Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Познавательные процессы - психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды. Эти факторы определяют выбор человека. Обеспечивают получение знаний об окружающем мире и о самом себе. Это и есть взаимодействие с внешним миром. Все знания человечества являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных процессов разного уровня сложности. С помощью органов чувств, в каждый момент мы воспринимаем только часть пространства, но знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно, оно развивается и существует в прошлом и будущем. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом так, что мы в каждый момент целостно воспринимаем и понимаем весь мир. Образы окружающих нас объектов представляются нам настолько достоверными, что мы отождествляем их с самими объектами. Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. Вершиной познавательных процессов является способность мыслить. М. основывается на чувственных образах, создаваемых с помощью процессов более «низкого» уровня — ощущения, восприятия и представления. Для того чтобы понять скрытые связи и отношения, необходимо активно в них вмешаться. С помощью мышления человек познает окружающий мир, не только действительное, но и возможное, он не только познает, но и создает его. Первичная форма существования м. – действие. В дальнейшем, уже мышление становится. Уровни мышления: наглядно-действенное (отношения вскрываются путем непосредственного манипулирования конкретными предметами); наглядно-образное (вскрывает связи и отношения, не физически перемещая предметы, а соотнося друг с другом образы одного и того же предмета или образы различных предметов); понятийное или словесно-логическое (в качестве элементов, над которыми производятся перечисленные и иные операции, служат понятия, представленные словом). Фазы мыслительного процесса: постановка вопроса; подбор возможных, вероятных, вариантов решения задачи; гипотеза (выбирается наилучший вариант на основе различных критериев — «стоимости», субъективной привлекательности и, наконец, вероятности выполнения требования); получение ответа или формулировка суждения.
Виды мышления. · Теоретическое ( направлено на познание наиболее общих законов и правил, оперирует наиболее общими категориями и отвлеченными понятиями). · Практическое (подготовка физических преобразований действительности, т.е. постановка цели, создание плана, проекта, схемы действий и преобразований, оно часто развертывается в условиях дефицита времени). · Эмпирическое ( интуитивно и ситуативно). · Аналитическое (развернуто во времени, имеет более или менее четко очерченные этапы, а сам процесс мышления в достаточной мере осознан). · Интуитивное (свернуто во времени, иногда решение проблемы производится молниеносно, в нем отсутствуют этапы, его процесс осознается в минимальной степени). · Реалистическое основывается на реальных знаниях о мире, направлено на достижение жизненно важных целей, регулируется логическими законами, его течение осознанно контролируется и направляется). · Аутистическое ( «аутизм» — стремление к уходу от реальной действительности во внутренний мир, оторванность от реальности, склонность к фантазиям и мечтам в ущерб актуальным целям и задачам). Основной его движущей и направляющей силой являются плохо осознаваемые или неосознаваемые желания или страхи. Плохо контролируется сознанием. М. и воображение. Манипулируя образами памяти (представлениями), человек может мысленно их расчленять, соединять, изменять их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать в различные цвета, заменять одни элементы другими и т.д. Такая способность к мысленному преобразованию чувственных образов памяти и есть воображение. В воображении сливается чувственный и отвлеченный характер отражения действительности, позволяющий человеку создавать новые образы. Представления, полученные в результате деятельности воображения, дают возможность представить образ конечного результата в форме предмета или ситуации. На достижение этого образа и будут направлены действия, с ним будет сверяться полученный конкретный результат. Активное продуктивное воображение является основой творческой деятельности человека. Литература: Учебник по педагогике и психологии (для вузов) А.А Реан, Н.В Бордовская;
Вопрос 33. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память. Ощущения — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при воздействии раздражителей на рецепторы. Сложность образов и их качество, связаны со сложностью органов, с помощью которых они строятся, у человека они наиболее сложны. Воспринимают информацию клетки рецепторы, чувствительные к воздействиям со стороны внутренней и внешней среды. Ощущение возникает только в результате изменений, происходящих в рецепторах под движения самих органов чувств, либо окружающей среды. Пространство, которое мы ощущаем отличается от физического пространства самого анализатора. О. длительности воздействий и интервалов между ними является основой для формирования представления о времени. Чувствительность — способность рецептора давать ощущение вообще. Порог чувствительности — выраженное в физических величинах значение интенсивности воздействий. Сенсорная адаптация — приспособительное изменение чувствительности рецепторов к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Восприятие — это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Образ в. — не просто совокупность ощущений потому, что сами ощущения в процессе построения образа претерпевают определенные, иногда существенные изменения. Образ в., как и ощущение, является чувственным образом объекта, который возникает и существует здесь и сейчас. Характеристики образа восприятия: 1. Предметность (отделенность от фона, пространственную обособленность, отдельного предмета) 2. Целостность (это процесс, состоящий в организации отдельных элементов образа в единое целое) 3. Обобщенность (объект, сохраняя индивидуальные особенности, воспринимается в качестве представителя класса объектов, однородных с ним) 4. Константность (один и тот же объект в разной обстановке предстает в новом виде, при этом сам он остается неизменным для воспринимающего) В. пространства. Возникновение образа объекта только и возможно при выделении в нем размеров, форм и взаимной удаленности его элементов. Любой объект имеет пространственные характеристики, определяющие его форму, а форма объекта в нашем мире является его наиболее устойчивой жизненно важной для субъекта характеристикой. В повседневной жизни мы определяем принадлежность предмета к какой-то категории прежде всего по его форме. Образы объектов (предметы) в пространстве восприятия располагаются в точном соответствии с их расположением в реальном, физическом пространстве. Точность отражения формы и удаленности объектов является для организма жизненно важной. В. времени. В восприятии время дифференцируется, дробится на отрезки, интервалы. Появляется переживание определенной длительности и последовательности. Влияющие факторы: окружающая среда, задача, стоящая перед субъектом, возраст, мотивация.
В. движения. Физическое движение и восприятие движения — не одно и то же. Мы можем воспринимать движение там, где его в действительности нет. Так возникает, например, иллюзорное движение луны за облаками. В восприятии движения важную роль также играет выделение фигуры из фона.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.116.61 (0.012 с.) |