Методика преподавания сценической речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания сценической речи.



Особенности работы над сказкой

 

1. Тема занятия Работа над сказкой, вводное
2. Вид занятия Лекционно – практическое (комбинирование)
3. Цель занятия Научить работать с литературным материалом в частности со сказкой
4. Учебно-художественные задачи   1. Ориентироваться в видах сказок 2. Ознакомить с этапами работы над сказкой 3. Находить различие между литературным и режиссерским разбором.
5. Учебно-художественные средства   Рабочие тетради, ручки, листы с сказки   Разъяснения, дискуссия
6. Учебно-художественные методы 1. наглядный 2. словесный 3. практический
7. Учебно –художественный материал. Техническое оснащение урока видеоматериал – просмотр творческого урока по сценической речи (сказки) группы заочного отделения
8. Ход занятия 1. приветствие 2. Историческая справка, специфика поэтики Этапы работы над сказкой (Критерии отбора сказок. Предварительная работа над текстом. Идейно тематический анализ. Сюжет и композиция сказки. Логический разбор. Жанровая специфика сказки. Поиск образа сказочника; типы сказочников: эрики (волшебные сказки), бытовики-реалисты (бытовые сказки), моралисты (сказки о животных), балагуры (бытовые, волшебные сказки и сказки о животных), сатирики (бытовые сказки); искусство рассказывания. Работа над своеобразием языка в сказке.)   3. просмотр урока по сценической речи группы заочного отделения (образы чтецов, речевые особенности в зависимости от образов) 4. Разбор событий на примере колобка (исходное, основное….) 5. Идейно-тематический анализ 6. Литературный разбор 7. Режиссерский разбор 8. Домашнее задание (выбор сказки, литературный и режиссерский разбор) 9. Контрольные вопросы  
     
10. Домашнее задание Выбрать сказки народов мира, сделать литературный и режиссерский разбор, при условии, что все сказки будут выполнены в разных жанрах  
11. А) Вопросы для проверки теоретических знаний учеников по данной теме; Б) Задание для контроля умения применять знания на практике 1. Что такое сказка, определение.. 2. Виды сказок? 3. Какие этапы работы над сказкой вам известны? 4. Чем они отличаются друг от друга, Какие события есть, их последовательность и особенность. 5. Чем отличается литературный и режиссерский разбор? 6. Зависят ли от образа чтеца речевые особенности?    

 

 

Вопрос 26. Методика преподавания сценической речи на примере темы: «Работа над поэтическим произведением».

План лекции: Теория стиха. Общее в работе над прозаическим и стихотворным произведением. Отличие стиха от прозы. Содержательность стихотворной формы. Ритмические законы стиха.

Практическое освоение особенностей стихотворной речи. Межстиховая пауза. Определение системы стихосложения. Белый, вольный, свободный стих. Освоение закона авторского ударения в слове. Определение рифм (клаузул), характера рифмовки. Звуковые повторы. Ритмомелодика стиха. Приемы овладения поэтическим материалом. Законы чтения стиха. Методические приемы работы над стихом.

Практические задания:

1. Подобрать стихотворные тексты русских и советских авторов.

2. Составить конспекты статей и глав из книг поэтов, чтецов и актеров по проблемным вопросам стихосложения.

3. Продолжить работу по совершенствованию своих речевых навыков.

4. Подобрать и представить педагогу по 2-3 примера на все закономерности стихотворного ритма.

5. В целях воспитания в себе чувства ритма заняться «сочинительством» и сдать педагогу рифмованные строки стихов на все пять размеров силлаботонической системы стихосложения, а также рифмованное двустишие, переведенные во все пять размеров.

6. Исполнить поэтическое произведение.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

1. Вербовая Н., Головина О., Урнова В. Искусство речи. - М.: Искусство, 1977.

2. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1966.

3. Маяковский В.В. Как делать стихи // Собр. соч.: В 13т. Т.12. - М., 1959, с. 81-117.

4. Петрова А.Н. Сценическая речь. - М.: Искусство, 1981.

5. Промптова И.Ю. Работа режиссера над стихотворной драматургией: Учебное пособие. - М., 1981.

6. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой. 3-у изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002. – 511 с.

7. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. - Л.: ЛГУ, 1972.

8. Шервинский С.В. Ритм и смысл. К изучению поэтики Пушкина. - М., 1961.

Методика преподавания сценической речи на примере темы: «Работа над поэтическим произведением»

Ход занятия:

Цель занятия: Ознакомить студентов с основными понятиями, связанными с поэтикой, поэтическим произведением, в совмещении теории и практики.

Задачи:

1. Ознакомить с данной темой. 2. Научить различать основные понятия, касающиеся данной темы. 3. Закрепить полученные навыки на практике.

План лекции:

1. Работа над поэтическим произведением:

а) критерии отбора поэтических произведений для чтецкого произведения, качественное произведение;

б) высокий стиль, актуальность темы (дружба и т.д.);

в) объем поэтического произведения (цельное четырехстишье имеющее кульминацию);

г) анализ, форма стиха, звукозапись, ритм стиха и т.д.;

д) содержание: идеи по тематическому анализу – тема, идея, конфликт

е) режиссерская задача;

ж) образ чтеца (внешний, внутренний характер, речевая);

з) чтение текста со всеми разборами (тема, характерность);

План практических занятий: чтение для студентов отрывка стихотворения,

показ художественного номера на видео

одевание костюма

дать ученикам попробовать самим его прочесть

Заключение: закрепление полученного материала, подведение итогов по данной теме.

Форма контроля и отчетности: в качестве домашнего задания – работа над поэтическим произведение по пунктам, которые были пройдены на занятии.

 

 

Вопрос 27. Методика преподавания сценической речи на примере темы: «Техника речи: развитие дикции».

План лекций:

Дикция в звучащем слове. Особенности современной сценической речи. Речевой слух в воспитании дикционных навыков.

Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ и языка). Координация работы внешней и внутренней артикуляции.

Гласные звуки и их роль в звучании. Характеристика гласных. Таблицы гласных. Роль беззвучной артикуляции. Упражнения на тренировку гласных звуков в различных сочетаниях: слогах, словах, чистоговорках, небольших стихотворных текстах.

Согласные звуки. Их значение для формирования слова. Характерные группы речевых отклонений в бытовой речи. Пассивность произносительного аппарата, дефекты в произнесении звуков. Аритмия речи, органические и неорганические недостатки речи.

Воспитание дикционной чистоты и выразительности.

Упражнения на тренировку произношения согласных в сочетаниях с гласными в чистоговорках, скороговорках, стихах.

Упражнения по речи, голосу и дыханию, выполняемые с реальными предметами: мячом, скакалкой, палкой, стульями и т.д.

Практические занятия:

В целях развития фонематического слуха вести запись услышанных слов, словосочетаний, фраз с разрушенным звуковым составом, к концу семестра представление «Антисловаря».

2. Упражнения по дикции, вести запись всех упражнений, их целевые установки (тренинг всей группы и индивидуальные упражнения).

3. Орфоэпический тренинг.

4. Работа над исправлением говора, акцента на материале литературных текстов, выработать навыки чтения с листа и использованием записи на магнитофон.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

1. Бруссер А.М. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М., ВЦХТ (Я вхожу в мир искусств), № 8(132), 2008.

2. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. - М.: Советская Россия, 1964.

Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург, 1992.

3. Станиславский К.С. Актер должен уметь говорить //Собрание сочинений: в 8-ми т. Т.1. - М.: Искусство, 1954. С. 365 - 371.

4. Станиславский К.С. Голос и речь актера //Собрание сочинений: в 8-ми т. Т.3. - М.: Искусство, 1955. С. 60 - 133.

5. Сценическая речь: Учебник / под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой. 3-у изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.

6. Чарели Э.М. Как работать над дикцией и голосом актеру. - Иркутск, 1969.

О методике преподавания.

 

Техника речи — неотъемлемый элемент всех видов искусства звучащего слова (сценического, эстрадного, ораторского, лекторского и т. д.).

 

Техника речи как дисциплина подразделяется на три основных раздела:

дикция (произношение), дыхание и голос.

 

Дикция.

Дикция в точном переводе обозначает «произношение» (по-латыни dicefe — произносить, dictio — произношение, а под хорошей дикцией подразумевается четкое и Ясное произношение, чистота и безукоризненность каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фразы – в целом. Дикционные упражнения и материалы всего курса должны быть проработаны учащимися точно в указанной последовательности.

 

Работа над дикцией.

1. Выявление недостатков речи.

Органического или неорганического происхождения. Органические требуют вмешательства логопедов и стоматологов. Неорганические – каждодневной тренировки, постоянного самоконтроля.

2. Артикуляционная гимнастика.

Прежде чем начать тренировку произношения гласных и согласных, полезно каждый раз проводить подготовительные упражнения для губ и языка.

3. Работа над гласными.

- правильная артикуляция.

- упражнения для тренировки произношения гласных звуков.

- тренировка произношениягласных в различных сочетаниях.

- тренировка произношениягласных в словах.

- тренировка произношения гласных в литературных текстах (пословицы).

4. Работа над согласными.

- правильная артикуляция

- упражнения для тренировки произношения согласных звуков.

- тренировка произношения согласных в различных сочетаниях.

- тренировка произношения согласных в словах.

- тренировка произношения согласных в литературных текстах (пословицы, поговорки, фразы, стихотворные тексты).

5. Работа со скороговорками.

Вопрос 28. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Фестиваль в системе современной праздничной культуры»

План лекции: Фестиваль (определение).Классификация фестивалей. Функции фестиваля (коммуникативная функция; социально-интегративная функция, эмоционально-психологическая функция; рекреационная функция; просветительская (воспитывающая и образовывающая) функция) Структура фестиваля. Подготовительный период – основа успеха. Изучение традиций. Проработка стиля и регламента мероприятия. Сотрудничество со специалистами: дизайнеры, стилисты, хореографы и т.п. Кастинги и репетиции. Особенности работы режиссера с ведущими программы. Подведение итогов и награждение.

Практические задания:

Анализ современных фестивалей.

Разработка своей концепции фестиваля в любой области на выбор студента, разработка положения о фестивале, разработка церемонии награждений или вручений премий по тематике выбранного мероприятия.

Просмотр и анализ видеоматериала по данной теме.

Репетиционные занятия.

Литература:

Фестивальный менеджмент. Российский и зарубежный опыт. – М.: Арт-менеджер, 2007.

Журнал «Праздник»

Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Фестиваль в системе современной праздничной культуры»

Лекция по теме «Фестиваль в системе современной праздничной культуры»

Фестиваль – праздник «фестиум», торжество от латинского «festum» -фиеста – праздник день отдыха.

Фестиваль как особый вид массового праздника, включающий в себя показ достижений в области музыка, театра, и др. Включает в себя: народные гуляния, ярмарки, конкурсы, игры, театральные представления и т.д. Праздник наиболее широкое понятие, чем фестиваль.

В основе любого фестиваля лежит ИДЕЯ праздника, идея определяет СПЕЦИФИКУ фестиваля, а специфика определяет ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАНОВКИ И РЕЖИССУРЫ.

Два необходимых компонента фестиваля УЧАСТНИКИ (воплощают идею ф.) и ЗРИТЕЛИ (воспринимающие главную идею).

Спецификой фестиваля может быть: жюри, мастер классы, символика.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФЕСТИВАЛЯ

· по статусу

международные, межрегиональные, национальные, областные, зональные, городские

· по возрасту

детский, молодежный, разновозрастной

· по уровню

профессиональный, самодеятельный

· агропромышленный

пивной, винный, клубничный, цветочный

· в области искусства

музыкальный, театральный, поэтический, конкурсно-игровых программ

· по технологиям

фейерверк, огня и света

· по увлечениям

воздушных шаров, кукол

· по живописи

боди-арту, тату, меловой

 

 

ФУНКЦИИ ФЕСТИВАЛЯ:

2. коммуникативная (обмен опытом общение по интересам)

3. социально интегративная (можно себя проявить и показать таланты)

4. эмоционально психологическая (завоевание наград, особый праздничный настрой, участие в культурных событиях)

5. рекреационная (помогает вырваться из обычных рамок, изменить себя свою жизнь)

6. просветительская воспитывающая и образовывающая связанна с развитием внутреннего мира человека, формирование нравственной системы ценностей укрепление духовных ориентиров)

Вопрос 29. Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Особенности организации и проведения детских праздников и представлений»

План лекции: Особенности работы с детской аудиторией. Формы и виды детских театрализованных представлений. Игра - основа режиссерского замысла. Работа над детскими программами и воспитательные задачи режиссера.

Практические занятия:

Репетиция эпизодов конкурсно-игровых программ для детей.

Литература

1. Детские праздники – это серьезно - журнал Праздник: № 2, 2006. - с. 27-29.

2. Московский детский карнавал «Карнавал в стране зеленых зайцев или великая битва Хиханек и Хаханек» - журнал Праздник: № 2, 2006. - с. 35.

3. День первоклассников - журнал Праздник: № 12, 2005. - с. 39.

4. Сюрпризы от «Сюрприза» - журнал Праздник: сентябрь, 2001. - с. 8-9.

5. На пароходе в сказку - журнал Праздник: сентябрь, 2001. – с. 10-11.

6. История детских праздников - журнал Праздник: сентябрь 2001. - с. 12-13.

7. Проведение праздников в семейных центрах развлечений - журнал Праздник: № 2, 2008. - с. 20-23.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.073 с.)