Долговременная и кратковременная память



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Долговременная и кратковременная память



Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена.

 

Вопрос 34. Эмоции и чувства.

Эмоции и чувства – переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и к самому себе.

Э. — это психическое отраже­ние в форме непо­средственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловлен­ного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Ч. — устойчи­вые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека; сложное, постоянное, устоявшееся отношение, черты личности.

Э – более простое, непосредственное переживание в данный момент.

Каждая эмоция состоит из двух компонентов — импрессивного, характеризующегося переживанием субъективной неповторимости дан­ной эмоции, и экспрессивного — непроизвольных реакций организма, включаю­щих в свой состав реакции внутренних органов и систем, недифференцирован­ные мышечные реакции (дрожь), а также так называемые выразительные движения, имеющие коммуникативный, сигнальный характер (крик, мимика, поза, интонации голоса).

Чувства выражаются в эмоциях, чувства свойственны только человеку, а эмоции может переживать животное.

Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с потребностями чел. То, что способствует удовлетворению человеческих потребностей, вызывает эмоции.

Э побуждают чел к деятельности. Э и Ч часто определяют поведение человека, постановку жизненных целей.

Физиологические механизмы эмоции и чувства: Восприятие объекта – кора мозга - распространение на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что обуславливает изменения в организме. Э. Центры мозга – Центр Наслаждения и Страдания.

В психической жизни человека эмоции выполняют функции, общей характеристикой которых является функция оценки зна­чимости для субъекта той или иной ситуации или объектов в их отношении к его мотива­ционной сфере.

Внешнее выражений эмоций и чувств: мимика, жесты, интонация, искусство.

Э. можно разделить на эмоциональные реакции, состояния и отношения (чувства). Каждая из них характеризует­ся длительностью, предметностью, интенсивностью и качеством (модальностью). Э. выполняют и основную функцию психики — предвосхищения насту­пления биологически или личностно значимого события. С этим связана основ­ная (оценочная) функция эмоций. Э. выполняют и другие функции.

Стенические Э. – (сила) повышенная активность, подъем, бодрость.

Астенические Э. – (бессилие) уныние, подавленность.

Э. - настроение и аффект (Настроение – слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность, отражается на деятельности и поведении. Аффект – кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носит характер взрыва).

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Определение эмоций

Эмоции и чувства – переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и к самому себе.

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психическое отражение в форме непосредственного, при­страстного переживания, жизненного смысла явлений и ситу­аций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта (Психология: Словарь, 1990).

Чувства — устойчи­вые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека; сложное, постоянное, устоявшееся отношение, черты личности.

Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент.

Двойственная природа эмоций

Давно замечено, что при описании эмоциональных пережи­ваний люди обязательно обращаются к описанию тех телесных изменений, ко­торые при этом происходят. Помимо всем известного изменения частоты пульса и дыхания, повышенного или пониженно­го пото- и слюноотделения, тремора (дрожания) конечностей и головы, напря­жения скелетных мышц, даже при едва заметных переживаниях эмоций наблю­даются и другие, незаметные физиологические сдвиги, например изменение со­противления кожи, частоты и амплитуды электрической активности мозга и других параметров.

Эта непременная связь между эмоцией и ее физиологическими проявления­ми используется для проверки искренности высказываний на так называемом «детекторе лжи» или просто полиграфе.

Физиологические изменения являются одним из двух компонентов эмоций, причем компонентом весьма неспецифическим. Ряд физиологических реакций проявляется как при положительных, так и при отрицательных эмоциях, напри­мер сердце может забиться не только от страха, но и от радости, это же справед­ливо и в отношении частоты дыхания и многих других реакций. Специфичность эмоции придает та субъективная окраска переживаний, благодаря которой мы никогда не спутаем страх с радостью, несмотря на сходство некоторых сопровождающих их физиологических реакций. Субъективное переживание эмоции, т.е. ее качественная особенность, называется модальностью эмоции. Модаль­ность эмоций — это и есть субъективно переживаемые страх, радость, удивле­ние, досада, гнев, отчаяние, восторг, любовь, ненависть и т.д.

Каждая эмоция состоит из двух компонентов — импрессивного, характеризующегося переживанием субъективной неповторимости дан­ной эмоции, и экспрессивного — непроизвольных реакций организма, включаю­щих в свой состав реакции внутренних органов и систем, недифференцирован­ные мышечные реакции (дрожь, усиление тонуса), а также так называемые выразительные движения, имеющие помимо всего прочего коммуникативный, сигнальный характер (крик, мимика, поза, интонации голоса).

Формы эмоций

В зависимости от длительности, интенсивности, предметно­сти или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разде­лить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (В.Н. Мясищев).

Эмоциональные реакциихарактеризуются высокой скоростью возникнове­ния и быстротечностью. Они длятся минуты, характеризуются достаточно вы­раженным их качеством (модальностью) и знаком (положительная или отрица­тельная эмоция), интенсивностью и предметностью. Эмоциональная реакция в норме всегда возникает по поводу событий, произведенных в конкретной ситуации чем-то или кем-то Интенсивность эмоциональных реакций может быть раз­личной — от едва заметной, даже для самого субъекта, до чрезмерной — аффек­та. Степени аффекта могут достигать только некоторые эмоции — гнев, радость, горе, тревога, страх, и тогда они принимают форму соответственно ярости, вос­торга, отчаяния, растерянности и ужаса. Аффект и есть та бурно протекающая эмоция большой интенсивности, которая оказывает выраженное дезорганизующее действие на протекание, в частности, познавательных психических процессов.

Эмоциональные состоянияхарактеризуются: большей длительностью, кото­рая может измеряться часами и днями, в норме — меньшей интенсивностью. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различ­ных оттенков настроения — от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния.

Эмоциональные отношенияиначе еще называют чувствами. Чувства в широком смысле могут быть связаны с различными объектами или действиями, например, можно не любить данную кошку или кошек вообще, можно любить или не любить делать утреннюю зарядку и т. д. Некоторые авто­ры предлагают называть чувствами только устойчивые эмоциональные отноше­ния к людям. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний длительностью — они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, например чувство любви или ненависти. В отличие от состояний чувства пред­метны — они всегда связаны с предметом или действием с ним.Исторически сформированные устои социального сотрудничества порож­дают у человека нравственныечувства - чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство возмуще­ния, негодования и ненависти.

 

Эмоциональность. Под эмоциональностью понимают устойчивые индивиду­альные особенности эмоциональной сферы данного человека. В.Д. Небылицын предложил при описании эмоциональности учитывать три компонента: эмоци­ональную впечатлительность, эмоциональную лабильность и импульсивность.

Эмоциональная впечатлительность — это чувствительность человека к эмоциогенным ситуациям, т.е. ситуациям, способным вызвать эмоции.

Эмоциональная лабильность характеризуется скоростью перехода от одного эмоционального состояния к другому.

Импульсивность определяется быстротой, с которой эмоция становится по­будительной силой поступков и действий без их предварительного обдумыва­ния. Это качество личности еще называют самоконтролем.

Функции эмоций

В психической жизни человека эмоции выполняют множе­ство разнообразных функций, общей характеристикой которых является функ­ция оценки значимости для субъекта той или иной ситуации или объектов в их отношении к его мотивационной сфере. Из этой общей функции эмоций вытекают и более специфические: функция побуждения, подкрепления, предвосхищающая функция, функция дифференцирующей и синтезирующей основы образа, функция мобилизации орга­нов действия, функция «аварийного» разрешения ситуации, организующая функция, коммуникативная функция, а также множество иных функций, выполняемых дифференциальны­ми эмоциями, такими как радость, гнев, презрение и т.д.

Функция побуждения заключается в том, что эмоции не только сигнализиру­ют о потребности или желании, но и с достижением ими определенной интен­сивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить.

Подкрепляющая функция заключается в том, что после достижения ситуа­ции, получения предмета или выполнения действия, способных удовлетворить потребность, возникает состояние, в ряде случаев очень сильное, как награда за достижение цели, которая в свою очередь в дальнейшем становится силой, по­буждающей к достижению подобных ситуаций. Косвенным образом подкрепляющая функция эмоций подтверждается наличием специальных мозговых структур, раздражение которых приводит к возникнове­нию соответствующих эмоций.

В процессе индивидуального развития подкрепляющая функция эмоций предшествует побуждающей. Карл Бюлер показал, что переживание удоволь­ствия у детей сдвигается по мере развития ребенка. В раннем возрасте эмоции удовольствия возникают в момент получения желаемого результата и, таким образом, играют завершающую роль. В дальнейшем ребенку доставляет удо­вольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Будучи связан­ным с этим процессом, эмоция выполняет функциональную роль. У более стар­ших детей эмоции начинают играть побуждающую роль.

Дифференцирующая и синтезирующая функция эмоций проявляется в та­ких феноменах, как избирательность восприятия, направленность мышления и наличие аффективных комплексов. Именно эмоциональное отношение к проис­ходящему позволяет субъекту отобрать из бесчисленного множества впечатле­ний те, которые отвечают его насущным потребностям.

Функция мобилизации органов действия и «аварийного» разрешения ситуа­ции ярко проявляется в состоянии аффекта, когда человек совершает действия, по силе и стремительности несопоставимые с его обычными возможностями.

Коммуникативную функцию выполняют, строго говоря, не сами по себе эмоции, а те выразительные движения, которые их сопровождают. Крик при испуге, подкрепленный появлением ре­альной опасности, или расслабленная поза, за которой следует дружелюбное об­щение, становятся сигналом и в дальнейшем служат непроизвольным средством коммуникации. Вообще процесс коммуникации возможен только с помощью движений, которые в этом процессе приобретают характер жестов. Человек может очень убедительно признаваться в любви принятым в данном обществе спосо­бом, но если он в действительности при этом испытывает чувство ненависти, он может выдать себя непроизвольным жестом — мимикой, позой, интонацией, оговоркой.

Классификация эмоций

Какие же эмоции составляют ту базу, на основе которой, по­добно семи нотам в музыке или семи цветам радуги, образуется богатейшая па­литра человеческих чувств и эмоциональных переживаний? Классификаций базовых эмоций много.

Американский психолог К. Изард предлагает считать основными или, по его терминологии, фундаментальными эмоциями следующие:

1. Интерес.

2. Радость.

3. Удивление.

4. Горе, страдание и депрессия.

5. Гнев.

6. Отвращение.

7. Презрение.

8. Страх.

9. Стыд и застенчивость.

10. Вина.

Эти 10 эмоций Изард называет фундаментальными потому, что каждая из них имеет: а) специфический нервный субстрат; б) характерные только для нее выразительные нервно-мышечные комплексы; в) собственное субъективное пе­реживание (феноменологическое качество).

 

 

Вопрос 35. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Группа — это надинди­видное целостное образование, внутри которого действуют собственные психоло­гические закономер­ности, определяющие как поведение группы в целом, так и психические процессы и поведение отдель­ных индивидов.

Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих восприятие связей, возникающих между социальными группами, а также способ взаимодействия групп. Специфика М восприятия:

1) объединение индивидуальных представлений в целое, качественно отличное от составляющих его элементов;

2) длительное и недостаточно гибкое формирование межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям;

3) схематизация и упрощение возможного диапазона сторон восприятия другой группы.

М. О. и В. характеризуются: ярко эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью а поэтому не всегда истинны, адекватны. Их стереотипность приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы. Названные особенности М. В. отчетливо проявляются в процессе установления различий между собственной и другой группами. Типичный эффект М сравнения - тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражающаяся в стремлении благоприятствовать ее членам в противовес членам “чужих” групп (эффект межгрупповой дискриминации), нередко сопровождается недооценкой последних (внутригрупповой фаворитизм). Бывает и наоборот, но реже. Первое приводит к напряжению М. О., а второе к ослаблению внутригрупповых связей.

Объединение в общности, как процесс обособления и противопоставления внешнему окружению с одновременным уподоблением и единением общности внутри, является универсальным механизмом, отношений между социальными группами — то есть общественных отношений.

Феномен внешне-групповой враждебности (Фрейд это проецирует на Эдипов комплекс) враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с почитанием внутригрупповых авторитетов, озабоченность вопросами статуса и власти, стереотипность суждений и оценок, нетерпимость к неопределенности, склонность подчиняться людям, наделенным властью, и нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне. Возможно проявление тенденции ко взаимной межгрупповой изоляции, когда взаимосвязи, взаимодействие и общение между группами сокращаются до минимума.

Социальная категоризация — упорядочивание индивидом своего соц окружения путем распределения окружающих людей по группам («категориям»), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.

Социальная идентификация — отнесение индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.

Социальное сравнение — соотнесение признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различии между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.

Как исправить: смена конкурентного взаимодействия на кооперативное - устранение или уменьшение воспринимаемых различий между группами и максимизация сходства между представителями разных групп, позволяющего им воспринимать себя как членов одной группы.

Кризис социальной идентичности, когда индивид затрудняется определить свою групповую идентичность и отношение к представителям своей и других групп.

Интегративные тенденции в межгрупповых отношениях называются тенденции объединения, взаимосодействия групп.

Без внутригруппового обособления и внутригрупповой интеграции невозможно существование группы как психологической общности, а значит и эффективное межгрупповое взаимодействие и взаимоотношения.

Межгрупповые отношения и взаимодействия.(то же самое)))))

 

Группа — это надиндивидное целостное образование, внутри которого действуют собственные психологические закономерности, определяющие как поведение группы в целом, так и психические процессы, и поведение отдельных индивидов.

Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих восприятие связей, возникающих между социальными группами, а также способ взаимодействия групп.

Межгрупповые отношения и взаимодействия характеризуются: ярко эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а поэтому не всегда истинны, адекватны. Их стереотипность приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы.

Возможно проявление тенденции ко взаимной межгрупповой изоляции, когда взаимосвязи, взаимодействие и общение между группами сокращаются до минимума.

Социальная категоризация— упорядочивание индивидом своего соц окружения путем распределения окружающих людей по группам («категориям»), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.

Социальная идентификация — отнесение индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности.

Социальное сравнение — соотнесение признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различии между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.

Как исправить: смена конкурентного взаимодействия на кооперативное - устранение или уменьшение воспринимаемых различий между группами и максимизация сходства между представителями разных групп, позволяющего им воспринимать себя как членов одной группы.

 

В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности.

В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.

Руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену группы. Учитывая реально существующие межличностные связи, руководитель добивается двоякой цели: включает членов группировок в коллективную жизнь и влияет на жизнь самой группировки .

 

Свободный обмен мнениями, дискуссии, внимание руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический, коллегиальный способ принятия решений и управления создает основу для создания сплоченного коллектива.

Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу. Наличие или отсутствие этих качеств служит диагностическим признаком для различия просто группы людей и коллектива.

Вопрос 36. Образовательная система России.

С.О. – один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессионально деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

С. О.: учреждения дошкольного воспитания, общеобразовательные, профессиональные (начальные, средние и высшие) учреждения заведения, различные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно – образовательные учреждения.

Цель С.О. – обеспечение права человека на образование _ критерий эффективности – уровень образованности (воспитанности и обученности) выпускников. Требования к С. О.: России нужны образованные молодые люди; О. станов движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства – о. должно исп. для консолидации общества. 3. Сохранение и развитие рус яз и культуры, формирование самосознания и самоидентичности.

Факторы развития С.О.: Политико-экономическая трансформация страны, рынка труда; социальная политика государства; исторический опыт и национальные особенности в области народного образования; общие тенденции мирового развития; педагогические факторы.

Формы получения образования: в образовательном учреждении – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; не образовательное учреждение – в формах семейного образования.

 

Образовательная система России

Образование играло и продолжает играть ключевую роль в истории человеческой цивилизации.

Система образования формируется государством. Оно определяет структуру всей системы в целом, принципы её функционирования и направления развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.

Принципы государственной политики в образовании отражены в Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании», принятом 10 июля 1992 года (статья 2):

1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;

2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5. свобода и плюрализм в образовании;

6. демократический, государственно – общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

Система образования РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

· государственных образовательных стандартов и образовательных программ различного уровня и направленности;

· сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно – правовых форм, типов и видов;

· органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Государственный образовательный стандарт – утверждаемый Законом РФ документ, устанавливающий взаимо-обязательства в содержании образования каждого из участков процесса образования на федеральном, федеральном, национально-региональном, школьном уровнях.

В стандарте, согласно законодательству, фиксируются нормы, относящиеся к содержанию образовательных программ и, главное требования к уровню подготовки выпускников школ, средних и высших профессиональных учебных заведений. Большой заслугой создателей российских ГОС является то, что они с самого начала отказались от идентификациисо стандартами в техносфере.

Идентификация - это поиск сходства (в пределе - тождества) между двумя объектами, или поиск того, что у них совпадает, причём как, в общем, так и в частностях при выделении разных уровней общности. Это также уподобление субъекта объекту (или другому субъекту) в актуальных отношениях.

идентификация в образовании - это культурное сближение участников педагогического взаимодействия за счёт уменьшения «разности потенциалов» между ними по вовлеченности в актуальную предметную область с одновременным её развитием - расширением и усложнением.

Еремеев Б. А. Идентификация и идентичность в образовании

Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности. Материалы Х Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2008 г.) / Под научн. ред. И.Л. Набока. - В 2-х частях. Часть 1. - СПб.: Астерион, 2008. С.29-34 (0,39 а.л.) (476 с.; 250 экз.)

Образовательные стандарты проектировались на принципиально другой основе, предполагающей создание условий для свободы обучения в рамках единого образовательного пространства.

Единое образовательное пространство единство образовательной политики и содержания образования в различных регионах России.

В государственных образовательных стандартах, прежде всего, описываются требования, предъявляемые к образованности человека (общей или профессиональной). В соответствии с этим формируется концепция образованности человека на различных ступенях образования.

Соответствующие нормативы государственного образовательного стандарта представлены в форме базисного учебного плана. Он является составной частью стандарта, определение которого входит в концепцию государства. Одной из основных функций, которые выполняет базисный учебный план, является обеспечение единого образовательного пространства на всей территории его действия. В базисном учебном плане отражаются образовательные области и предметы, которые подлежат обязательному усвоению человеком. При этом в базисном учебном плане:

- устанавливаются нормативы учебной нагрузки, ограничивающие объемы времени участия человека в образовании;

- определяются соотношения нормативов учебной нагрузки;

При этом указывается соотношения как нормативов той нагрузки, которая предъявляется для обязательного изучения, так и нагрузки для дополнительного образования человека.

Учебная нагрузка школьника учебные часы, необходимые на освоение учебной программы. Максимальный объем учебной нагрузки на обучающегося устанавливается государственными документами (Федеральным базисным учебным планом). Учебная нагрузка школьника состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из части часов школьного компонента. В сумме она не должна превышать максимальный объем обязательной учебной нагрузки. Однако часы школьного компонента, используемые на занятия активно- двигательного характера, индивидуальные консультации и развивающие мероприятия по усмотрению администрации и общественного совета и при отсутствии медико-психологических показаний конкретного школьника могут не входить обязательный максимальный объем учебной нагрузки.

Учебная нагрузка преподавателя объем рабочих (академических) часов преподавателя. В общеобразовательном учреждении учебная нагрузка определяется штатным расписанием и тарификацией: например в общеобразовательной школе 18 учебных часов, а в вузе нагрузка рассчитывается, исходя из расчета часов кафедры, фиксируется в учебном поручении и, как правило, не имеет привязки к учебной недели. Годовая нагрузка может колебаться от 600 до 1000 часов в зависимости от должности и научной деятельности.

На основе базисного плана разрабатывается образовательные программы. В соответствии со статьей 9 Закона РФ «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В РФ реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1) дополнительного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

 

К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования;

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии или специальности) устанавливается соответствующим образовательным стандартом.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом РФ «Об образовании» или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

§ в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Таким образом, образовательная программа в широком смысле представляет собой проект образования человека, который может быть реализован различными вариантами. С одной стороны она довольно определенно регламентирована, а с другой допускающая вариативность в исполнении.

Реализуются государственные образовательные стандарты и образовательные программы различного уровня и направленности в сети образовательных учреждениях. Согласно статье 12 Закона РФ «Об образовании», образовательными учреждениями, осуществляющие образовательный процесс, т.е реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся относятся учреждения следующих типов:

1. дошкольные;

2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3. учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4. учреждения дополнительного образования взрослых;

5. специальные (коррекционные) учреждения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6. учреждения дополнительного образования;

7. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

8. учреждения для дополнительного образования детей;

9. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В зависимости от видов реализуемых образовательных программ находятся типовые и видовые различия образовательных учреждений.

В особую группу выделяются специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения. В соответствии с действующим законодательством различают 8 видов:

1. для глухих детей;

2. для слабослышащих детей;

3. для слепых детей;

4. для слабовидящих детей;

5. для детей с тяжелым нарушением речи;

6. для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

7. для детей с задержкой психического развития;

8. для умственно отсталых детей.

Для них предполагается реализация специальных (коррекционных) образовательных программ.

Дошкольные образовательные учреждения.

В соответствии с действующим законодательством различают следующие виды:

· детский сад;

· д/с с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.д.);

· д/с компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом психическом развитии воспитанников;

· д/с присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

· д/с комбинированного вида: центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

В дошкольном учреждении ребенок осваивает образовательные программы дошкольного образования. Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Отличительной их особенностью является, то что они строятся на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивают:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

- эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- интеллектуальное развитие ребенка;

- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей в целях полноценного развития ребенка.

Начальное общее образование.

Образовательные программы начального общего образования реализуются в следующих видах образовательных учреждений:

1. начальное образовательное учреждение в котором реализуются только образовательные програм



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.02 с.)