Вопрос 8. Педагогическая деятельность в художественном коллективе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 8. Педагогическая деятельность в художественном коллективе



Цели и задачи учебного процесса. Авторская программа. Муштра и тренинг. Основные формы воспитательной работы (воспитание общей культуры: прослушивание классической музыки, знакомство с шедеврами живописи, дискуссия по тому или иному литературному произведению, спектаклю, кинофильму, беседы по этике, воспитание художественного вкуса).

 

Вопрос 9. Педагогическая деятельность во временных творческих группах

Режиссер – творческий лидер в работе организационного комитета. Взаимодействие с художественными коллективами и солистами. Психолого-педагогические основы общения с реальными героями. Поведенческая модель в день проведения праздника.

 

Вопрос 10. Методика преподавания актерского

мастерства на примере темы: «Сценическое внимание».

План лекции: Внимание. Процесс внимания. Виды внимания: произвольное и непроизвольное, внешнее и внутреннее. Объекты и субъекты внимания. Сценическое внимание и фантазия. Внимание формальное и творческое.

Изучение элемента сценического внимания проходит по четырем этапам (Л.П. Новицкая): развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости; развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости; многоплоскостное внимание; внимание как средство добывания творческого материала.

Практические занятия:

- Слушание. Разглядывание. Осязание. Обоняние. Вкус. Наблюдательность. Память.

- Игры на внимание: «Воробьи – вороны». «Карлики – великаны». «Пишущая машинка» и т.п.

- Индивидуальные упражнения на «публичное одиночество».

Индивидуальные занятия.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

1. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: РАТИ-ГИТИС, 2008.

2. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства. Тренинг и муштра. (Для режиссеров педагогов культурно- просветительных училищ и народных театров). – М.: Издательство «Советская Россия», 1969.

 

Методика преподавания актерского мастерства на примере темы: «Сценическое внимание».

Вид занятия: Лекционно-практическое.

План лекции:

- Внимание. Что такое внимание? Какие виды внимания бывают? Виды внимания: произвольное и непроизвольное, внешнее и внутреннее. Процесс внимания. Объекты и субъекты внимания. Сценическое внимание и фантазия. Внимание формальное и творческое.

Изучение элемента сценического внимания проходит по четырем этапам:

- развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости; выработать у учеников навыки и уменье сосредоточивать свое внимание на дан­ном объекте. Научить их абстрагироваться от всех внеш­них раздражителей, рассеивающих его внимание, и осво­бождаться от мешающих условий творчества в присутст­вии публики. А для этого надо воспитать в каждом уче­нике важное качество произвольного внимания. Необходимо также добиться, чтобы актер научился на публике по-настоящему смотреть и видеть, слушать и слышать.

- развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости; Говорим ли мы, думаем ли, вспоминаем ли, фантази­руем ли о каком-либо явлении, предмете, действии, о со­бытиях и моментах, пережитых в реальной или вообража­емой жизни, мы видим все это (как уже мы говорили в главе «Воображение») на экране нашего внутреннего зре­ния и останавливаем на этих представляющихся нам об­разах и объектах наше внимание. Процесс просмотра ленты внутренних видений должен происходить на сцене все время, пока мы живем там жизнью роли. Необходимо, чтобы все наши внутренние видения относились исключительно к жизни изображаемо­го лица, а не к исполнителю его, ибо они различны. На­пример, видения Москвы у актеров, играющих Чацкого и Шуйского, должны быть разные и соответствующие изо­бражаемой эпохе, а уж никак не видению Москвы нашего времени. При этом актеру надо не только уметь видеть объекты внутренним зрением, но и передавать эти виде­ния партнеру

-многоплоскостное внимание; У человека в жизни внимание многоплоскостное. Каж­дая плоскость внимания абсолютно не мешает другим. Так например, вы вяжете себе кофту (первая плоскость). Од-' повременно слушаете радио (вторая плоскость) и в это время бросаете взгляд на градусник, висящий на стене,чтобы узнать, какая температура в комнате (третья плос­кость) и т. д.

- внимание как средство добывания творческого материала. Наблюдая в жизни какое-нибудь событие, случай, встретившись с инте­ресными людьми, всегда при этом ставили бы себе вопро­сы: кто, что, когда, где, почему так действует человек? А когда приходится наблюдать жизнь человека и быть свидетелем жизненных конфликтов, то они должны по возможности ближе познакомиться со всеми сторонами его жизни; надо вскрыть его внутренний мир через поступ­ки, мысли, порывы, проявление характера. Изучая все об­стоятельства, сопутствующие действиям, поступкам, наст­роениям, страстям, и можно понять склад его души, строй мыслей и высоту его стремлений.

Так же поговорим о кругах внимания. Круг внимания представляет собой пространство, пло­щадь, заключающую в себе множество отдельных, само­стоятельных объектов, ограниченную линиями самих пред­метов. Взгляд перескакивает с одного предмета на другой, но не выходит из границ, очерченных кругом внимания. Круги внимания бывают: малый, средний, большой.

На практических занятиях:

Упражнения (на проверку внимания учеников на все пять органов чувств — зрительное, слуховое, вкусовое, осязательное и на обоняние).

Например:

1. Педагог дает ученику какой-либо предмет и пред­лагает рассмотреть форму, цвет, его особенности и детали. Потом, прикрывая этот предмет, просит рассказать о нем, что он запомнил, что привлекло его внимание. После этого педагог вновь показывает предмет ученику, прове­ряя и сравнивая его рассказ с характеристикой реального предмета.

2. «Зеркало». Два ученика становятся один против другого. Один делает разные движения. Другой же, явля­ясь его «отражением», как бы «зеркалом», повторяет его движения. Если «смотрящийся» делает движение правой рукой, то повторяющий проделывает такое же движение левой (как отражение в зеркале). (на зрительное внимание).

3. Послушать и запомнить звуки, которые прозвучали на улице, в комнате, в коридоре, а потом рассказать, что слышали. (на слуховое внимание).

4. Ощупать пальцами спинку стула и рассказать о форме, деталях, рисунке украшения спинки (на осязательное внимание).

5. Понюхать папиросы, сигареты разных сортов и оп­ределить разницу или сходство между ними. Понюхать цветы и определить запах (внимание на обоняние).

Групповые упражнения на общее внимание, на вы­работку специальных чувств коллективности. В этом упражнении участвует вся группа. Первый ученик называет какой-нибудь предмет, например «стол». Второй ученик повторяет названный предмет и добавляет к нему новый предмет — стол, диван. И так все по очереди, друг за другом повторяют и добавляют названия предмета. Тот ученик, который не сумел перечислить всех предметов, названных до него, объявляет себя проигравшим и выхо­дит из игры. Данное упражнение развивает не только вни­мание, но и память.

Упражнения (на вкусовое внимание) чаще всего идет, как домашнее задание. Педагог конкретно указывает объекты внимания и предлагает проверить вкус лимона, яблока, жареного мя­са, картофеля, селедки, свеклы, колбасы, творога и т. д.

Учебно-художественные задачи

 

Вопрос 11. Методика преподавания актерского мастерства на примере темы: «Мускульная свобода».

План лекции: Понятие «Сценическая свобода». Физическая или мускульная свобода актера. Свобода внешняя и внутренняя. Принцип компенсации. Мускульная свобода и сценическое внимание.

Практические занятия:Групповые упражнения на переливание мышечной энергии. Как держаться сидя. Походка (техника ходьбы). Индивидуальные занятия.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: РАТИ-ГИТИС, 2008.

Методика преподавания актёрского мастерства на примере темы:

«Мускульная свобода»

 
4. Учебно-художественные задачи 1)сформировать теоретические знания, практические умения и навыки в сфере актёрского мастерства 2) изучить приемы и методы устранения творческих зажимов 3)освоить способы устранения зажимов 4)овладеть специальной техникой сохранения свободы индивидуальной пластики  
5. Учебно-художественные средства Разъяснение Этюды Упражнения Творческие игры
6. Учебно- художественные методы 1)словесный 2)наглядный 3)практический
7. Учебно– художественный материал, техническое оснащение занятия Тетрадь. На практическое занятие: аудиомагнитофон, CD-диск с заранее подобранной музыкой, тканевые полотна.
8. Ход занятия (план лекционного или практического урока) Вводная часть. Приветствие. Цели и задачи. Вступительное слово. Основная часть. 1)Понятие сценической свободы: В самом тесном взаимодействии со сценическим вниманием находится второе необходимое условие правильного сценического самочувствия актера — сценическая свобода. Она имеет две стороны — внешнюю (физическую) и внутреннюю (психическую). Телесная и духовная свобода в своем взаимодействии составляет необходимое условие истинного творчества на сцене. Физическая или мускульная свобода актера, как и всякого живого существа, зависит от правильного распределения мускульной энергии.   2)Понятие мускульная свобода: это такое состояние организма, при котором на каждое движение и на каждое положение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько это движение или положение тела требуют, — ни больше и ни меньше. Способность целесообразно распределять мускульную энергию по мышцам — это основное условие пластичности человеческого тела. 3)Свобода внешняя и внутренняя: Внешняя (физическая) свобода является следствием его внутренней свободы. А внутренняя свобода — это уверенность, это отсутствие колебаний, это полная убежденность в необходимости поступить именно так, а не иначе. Итак, знание дает уверенность, уверенность порождает внутреннюю свободу, а внутренняя свобода находит свое выражение в физическом поведении человека, в пластике его тела. 4)Принцип компенсации: Определенное количество энергии того или иного вида может быть замещено эквивалентным количеством мускульной энергии, и наоборот. Поэтому деятельность, вызывающая усиленное расходование мускульной энергии, влечет за собой ослабление деятельности, требующей большого расходования нервной энергии. Вот почему тяжелая физическая работа несовместима с усиленной деятельностью интеллекта. Усиленная интеллектуальная работа требует максимального физического покоя и обычно бывает связана с расслаблением мускулатуры тела. 5)Мускульная свобода и сценическое внимание: Чем сосредоточеннее человек внутренне, тем меньше напряжены его мышцы, и, наоборот, чем больше у человека напряжены мышцы, тем слабее активность его внимания. Одно замещается другим. Поэтому, если актеру удалось сосредоточить свое внимание на заданном объекте, чрезмерное мускульное напряжение исчезает само собой. - Понятие зажимы: внешние и внутренние. Заключительная часть. -Подведение итогов. -Домашнее задание. -Литература. Практическое занятие проходит по этапам: 1-й этап: сознательные волевые усилия, направленные на освобождение внешних органов тела от излишнего мускульного напряжения; 2-й этап: сознательные волевые усилия, направленные на овладение заданным объектом внимания; 3-й этап: превращение произвольного внимания в непроизвольное увлечение (высшая форма активной сосредоточенности) и возникновение в связи с этим чувства внутренней свободы; 4-й этап: приобретение полной физической свободы (непроизвольное исчезновение остатка мускульной несвободы как во внешних, так и во внутренних органах).   Разминка. Общий тренаж тела. Упражнение на умение расслаблять и напрягать мышцы. Упражнения на правильное дыхание, совершенствование осанки и походки, развитие гибкости и подвижности, равновесие, речедвигательных навыков и тд. Пластические этюды «Конвеер», «Бег». Анализ проведённого урока, Домашнее задание. Прощание.
     
10. Домашнее задание Законспектировать Захава Е. «Мастерство актёра и режиссёра» по теме «Мускульная свобода»   А)Контрольные вопросы: 1) Что такое «мускульная свобода». 2) Охарактеризуйте виды зажимов. 3) Как отражается зажим на внешнем воплощении и самочувствии актера. 4) Каковы причины появления зажима на сцене. Б)1) Определите способы устранения зажимов. 2)Придумать упражнения на освобождение зажимов, например, на каждое слово детского стиха или песенки придумать движение.  
11. А) вопросы для проверки теоритических знаний учеников по данной теме, Б) задание для контроля умения применять знания на практике

 

Вопрос 12. Методика преподавания актерского мастерства на примере темы: «Сценическая вера».

План лекции:Убежденность актера – условие убедительности его игры. Сценическое оправдание – путь к вере. Случайности на сцене и их оправдание. Специфика актерского воображения. Выводы: законы и правила сценической веры.

Практические занятия: Оправдание несвязанных между собой слов, поступков, действий. Оправдание поз. Оправдание места действия. Оправдание предлагаемых обстоятельств и т.д. Игры: «Неправда – правда», «Спецы», «Путешествие» и т.п. Упражнения: уходящая ассоциация, привязанная ассоциация и т.д.

Индивидуальные занятия.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Искусство, 1969.

 

Вопрос 13. Методика преподавания актерского мастерства на примере темы: «Сценические отношения и оценка факта».

План лекции:Сценическое отношение – путь к образу. Отношение – основа действия. Два вида сценических отношений: а) отношения, сложившиеся в процессе жизни образа до начала пьесы, б) отношения, возникающие в процессе сценической жизни образа (оценка фактов). Оценка факта. Зарождение сценического действия.

Практические занятия: Отношение к вещам и предметам. Отношение к месту действия. Отношения к партнеру. Отношение к внутреннему объекту. Оценка обстоятельств.

Индивидуальные занятия.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Искусство, 1969.

 

Вопрос 14. Методика преподавания актерского мастерства на примере темы: «Сценическое общение».

План лекции:Введение. Первый этап прохождения элементов общения – органический процесс общения. Второй этап – четыре условия, необходимые для общения. Третий этап – работа по развитию органического непрерывного процесса общения. Выводы.

Практические занятия: Упражнения в условиях органического молчания. Упражнения, в которых допускается импровизационная речь. Составление этюдов на заданную эмоцию.

Создание массовых, групповых и одиночных упражнений и этюдов на основе потешек, загадок, частушек, анекдотов, реклам или жизненных наблюдений за цирковыми актерами, дрессировщиками, спортсменами, играми, зверьми и т.п. Сведение упражнений и этюдов в единую композицию.

Форма контроля и отчетности. Список рекомендуемой литературы.

Литература

1. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Искусство, 1969.

2. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства. Тренинг и муштра. (Для режиссеров педагогов культурно- просветительных училищ и народных театров). – М.: Издательство «Советская Россия», 1969.

Сценическое общение —это психологическое состояние актера, во время которого он вступает в связь с партнером, предметами, внешним миром и внутренними образами. Это своеобразное воздействие друг на друга при неразрывной внутренней взаимосвязи. Оно складывается из отдачи и восприятия, внимания, мысли, чувства. Без моментов отдачи и восприятия нет общения.

Восприятие — это непосредственное отражение предметов реального мира, действующих на наши органы чувств. Все то (люди, предметы), на-что устремлено или на чем сосредоточено наше внимание, называется объектом. Проявление же своего отношения к объекту — это общение.

В жизни, как известно, человек находится в постоян­ном и непрерывном общении то с одним, то с другим объектом, причем очень часто ряд общений бывает меха­ническим.

На сцене актер, как и в жизни, должен также все вре­мя общаться. «К сожалению,— замечает К. С. Станислав­ский,— такое непрерывное взаимное общение редко встре­чается в театре. Большинство актеров, если и пользуются им, то только в то время, пока сами говорят словами своей роли, но лишь наступает молчание и реплика другого ли­ца, они не слушают и не воспринимают мыслей парт­нера...»

А непрерывное и взаимное общение крайне необходимо. Общение — это действие двустороннее. Тут надо следить за каждым внешним и внутренним действием партнера, от которого зависит действие другого или всех остальных актеров. И если один из партнеров меняет свое поведение в роли, следовательно, другой должен немедленно заметить это и так же внести изменения в свои действия. А это возможно лишь тогда, когда общение будет непрерыв­ным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.031 с.)