Выявление и развитие пластических способностей участников самодеятельного творческого коллектива. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление и развитие пластических способностей участников самодеятельного творческого коллектива.



Нет определенной границы между профессионалами и любителями. Кардинальное отличие между ними состоит в целях. Цель профессионального искусства - обогащение человеческой культуры новыми выдающимися образцами (создать что-то новое относительно общества). Цель самодеятельного искусства - развитие творческих способностей широких масс участников любой степени одаренности (создать что-то новое относительно каждого участника).

Основным определением человека как субъекта являются его способности. Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Способность – это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Только в деятельности и через посредство ее могут сформироваться (на базе тех или иных задатков) способности.

Проблема развития способностей по своей теоретической и практической значимости относится к одной из фундаментальных проблем педагогики и психологии. Она широко представлена в трудах отечественных ученых (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Способности не исчерпывают сами себя, не исчезают. Чем больше я реализую свои способности, тем больше они проявляются. Предела реализации способности не существует. Платон сказал: «Как много надо знать, чтобы знать, что ничего не знаешь».

1. Способность к творчеству может развиваться только в творческой обстановке, которая предполагает возможность свободной инициативы, нацеливает на создание чего-то нового, оригинального, а не повторения, копирования известного.

Очень важно вселять в участников уверенность, что подлинность, новаторство доступно не только профессионалам, но и участникам самодеятельности. Знакомить их с лучшими образцами народного творчества, народных умельцев, изобретателей-самоучек, наивными, но свежими творениями детей.

Долгое время физические упражнения назывались гимнастикой. Термин сценическое движение изобрёл Мейерхольд, его студийные занятия назывались сценическим движением с элементами жонглирования, клоунады, цирка.

Пластикой называется передача движением тела различных переживаний. Станиславский подчёркивал, что для отражения тончайшей и подсознательной жизни необходимо обладать прекрасным разработанным голосовым и телесным аппаратом.

Самое важное в развитие пластической культуры внёс Кох. Он систематизировал, методически и пластически обосновал предмет сценическое движение. Школа Коха стоит на трёх китах:

1 и главный - система Станиславского: цель пластического воспитания определяется формулой создания жизни человеческого тела в роли.

2. достижение психофизиологии в области двигательной деятельности человека в их основе определяются пути и способы подготовки телесного аппарата учащегося в творческой работе.

3 китом следует считать творческую практику современного театра, который определяет эстетические критерии подбора учебно-тренировочного материала. На этой базе отбираются дисциплины составляющие цикл пластического воспитания.

Кох выделяет следующие компоненты:

1. владение разнообразными двигательными навыками

2. умение создавать новые двигательные навыки

3. высокая подвижность нервной системы, для быстрого приспособления навыков в меняющемся темпо-ритме спектакля

4. владение приемлемыми с эстетической точки зрения двигательными навыками.

 

Совершенствование пластических навыков начинается с исправления ошибок в осанке и походке. Эти упражнения применяются в течение всего периода обучения. Педагог должен рассказать, что типичные ошибки в этих навыках часто возникают в процессе роста и развития человека и потому трудно поддаются исправлению.

 

Также следует отметить, что одним из основных условий обучения и воспитания будущего актера на занятиях сценического движения является присутствие на них Музыки. Музыка как средство организации движения играет огромную роль в выполнении каждого упражнения. Она организовывает темпо-ритм существования на занятии, «подсказывает» характер исполнения, воспитывает волю к действию, активность, требует силы и ловкости, пробуждает творчество. Пробуждает воображение и фантазию.

 

1. Человек сталкивается с необходимостью обстоятельно познать свою телесную форму, которой он обладает к моменту, когда начинает сценическую работу. Он должен познать возможности полноценного использования своего тела для выразительного сценического действия.

2. Поскольку природные данные могут быть улучшены только соответствующей тренировкой, участники творческого коллектива должны заниматься совершенствованием этих данных в нужном направлении.

3. Участники должены довести эти умения до степени полу автоматизированных навыков, а некоторые — до привычных повседневных действий. Привычные действия — автоматизмы, совершенные по форме, непроизвольно переносимые на сцену, создают в спектакле высокий пластический результат. Это особенно важно для молодых актеров, так как они, как правило, играют роли молодых, а молодость должна быть прекрасна.

 

Во время обучения очень важен верный отбор учебных средств; при этом следует руководствоваться только одним правилом: изучать нужно лишь то, что действительно пригодится в творческой деятельности; это правило необходимо всегда помнить, поскольку современная наука о воспитании движения человека располагает огромным количеством навыков и умений.

Характер — обязательный признак каждого движения — является также обязательной составной частью темпо-ритма физического действия. Огромное количество комбинаций движений (особенно если принять во внимание их тона и оттенки) дает возможность выразить необычайное разнообразие пластических характеристик в поведении людей. Здесь уместно указать еще раз на естественную и органичную неповторимость их движений. Человек не может с математической точностью воспроизвести уже выполненные движения.

 

Выявление пластических способностей начинается при наборе детей в творческие коллективы, при этом необходимо учитывать некоторые особенности

Региональные особенности В большом городе отбор более жесткий, чем в сельской местности или в маленьком городе
Возрастные особенности Дети младшего возраста обладают такими качествами как гибкость, координация, дети среднего возраста – ловкость, более старшего возраста – сила и выносливость.
Половые признаки Девочки – хорошая подвижность суставов, мальчики – мышечная масса.
Физиологические особенности Рост, вес, пропорциональность, наличие хронических заболеваний.
Наследственный фактор Обратить внимание на родителей
Темперамент ребенка Определяем тип темперамента (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик), для учета нагрузки и определения степени восприятия материала.
   

При развитие пластических способностей детей в самодеятельном творческом коллективе, необходимо учитывать следующие факторы:

Степень подготовленности каждого ученика Учитываем возможности каждого ребенка, его природные данные.
Уровень подготовки всего коллектива Учитываем год обучения, уровень нагрузки на занятиях, начало или конец учебного года.
Физиологические особенности детей Младший возраст подходит для развития гибкости и координации, средний возраст для развития ловкости, старший для развития силы и выносливости, с учетом этих особенностей и необходимо строить урок.
Психологический фактор Сангвиники и холерики быстрее справляются с предложенным материалом, флегматикам и меланхоликам необходимо больше времени для восприятия материала.
Уровень восприятия Необходимо выбирать понятные и доступные объяснения для каждого задания, учитывая возраст и уровень подготовленности.
Вид занятия Индивидуальное, малогрупповое, групповое.
Бытовые навыки Мышечная память, воображение, подражание, копирование.
   

Вопрос 48. Методика подготовки и постановки пластического номера в самодеятельном творческом коллективе.

Замысел пластического номера. Подбор музыкального материала. Сценарий (программа) пластического номера. Запись замысла. Формирование рисунков и пластических комбинаций. Подбор исполнителей (учесть: возрастные, физические, индивидуальные особенности, степень подготовленности). Воплощение замысла на сценической площадке. Виды репетиций пластического номера.

Методика подготовки и постановки пластического номера в самодеятельном творческом коллективе.

 

* Что необходимо для подготовки пластического номера:

1. определение замысла номера;

- идея номер;

2. подбор музыкального материала;

- вариации музыкального материала соответствии с замыслом номера;

3. сценарий номера;

- последовательность записи;

- форма записи;

4. подбор исполнителей;

- возраст;

- физические возможности;

- индивидуальные особенности;

- степень подготовленности;

5. репетиции пластического номера;

 

* поэтапный план подготовки и постановки пластического номера

- Разучивание «текста» каждым индивидуально.

- Объясняется рисунок номера (или фрагмента).

- В медленном темпе (обычно под счет) артисты проходят движения, соблюдая рисунок и расположение исполнителей.

- После отработки движений в медленном темпе, с остановками и разборами трудных мест, пробуют пройти кусок в нормальном режиме (под музыку и в полную силу).

- Если «проба» показывает, что артисты не могут исполнить все так, как нужно, то возвращаются к предыдущим пунктам, разбирают непонятные места, выполняют подготовительные упражнения. Если же прокат относительно удачен, то делают еще несколько черновых прогонов и переходят к следующему материалу.

- «Склеив» все кусочки воедино, начинают «вкатывать» номер, добиваться чистоты исполнения путем многочисленных повторений, иногда возвращаясь к детальному разбору некоторых эпизодов или движений.

* Педагогических принципов при подготовке и постановке пластического номера.

- природосообразности (возраст, физические данные, внутренняя готовность к выполнению номера);

- культуросообразности (знание этикета, ритуаль-обрядовых особенностей, национальные формы;

- последовательности (от простого к сложному);

- проблемности при выборе материала;

* Методы используемые при постановке пластических номеров:

- наглядный (показ, видеопросмотр)

- словесный (объяснение, рассказ, использование терминологии)

- практический (показ, использование багажа навыков)

* практическая часть:

- разучивание танцевальных шагов;

- разучивание небольших танцевальных движений;

- соединение танцевальных движений в небольшие комбинации;

 

 

Все участники репетиции являются ее действующими лицами, независимо от занятости в репетируемой сцене. Организует и направляет репетиционное действие режиссер - руководитель самодеятельного коллектива. Режиссер побуждает коллектив к творческому действию, требует внутренних преодолений, переоценок, поисков. Участники репетиции реагируют на режиссерские задания ответными действиями в свою очередь воздействуя на режиссера. Участники коллектива действуют на репетиции как отдельные личности и как группы объединенные общим стремлением.

 

Каждая репетиция - часть единого процесса создания спектакля и самодеятельного коллектива, и режиссёру важно видеть перспективу работы, её дальнюю общественную и художественную цель, в зависимости от которой определяются задачи очередной репетиции.

 

Вопрос 49. Организация и проведение практических занятий по сценической пластике в самодеятельном творческом коллективе.

Подготовка аудитории. Наличие средств обучения.

Этапы (части) урока по сценической пластике.

Вводная часть: проверка психофизического состояния и внешнего вида учащихся; определение цели и задач урока.

Подготовительный этап: «настройка» телесного аппарата к выполнению упражнений; проведение тренинга.

Основная часть: объяснение и показ нового материала; повторение; совершенствование.

Заключительный этап: подведение итогов урока; задание для самостоятельной работы.

Основные методические принципы: выполнение упражнений по словесному заданию преподавателя, контрастность в подборе упражнений, составляющих урок, и в каждом упражнении, комплексность задач в уроке и в каждом упражнении, последовательный переход от легких упражнений (если они хорошо выполнены) к трудным, выполнение упражнений целенаправленно, экономично, точно и с верным мышечным напряжением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.87.38 (0.018 с.)