Система уроков по изучению творчества А. Блока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система уроков по изучению творчества А. Блока



Поэтическая эпоха Росии начала ХХ века названа временем Блока и Маяковского. Целая эпоха, имя которой - Блок, страница в истории литературы и искусства.

Взволнованным словом учителя начинаются уроки об Александре Блоке, звучат записи стихов поэта в исполнении знаменитых актеров: А. Коонен, В.Качалова, В. Яхонтова…

При изучении творчества поэтоиа учащиеся пройдут путь, вехами которого станут чтение и анализ тех произведений,которые ознаменовали этапы жизненного пути самого Блока, являлись по его собственному выражению, «внешними результатами подземного роста души».

При выборе методического варианта изучения темы «А.А.Блок» исходим из общих концепций творчества поэта. Именно в них сложились объективные и целостные представления о «беспрерывном движении «его творческого сознания.

Значительная часть учебного времени отводится для работы с учащимися над поэмой «Двенадцать».

В других случаях можно уделить больше времени классному часу изучению лирических стихов, составляющих дну из ценнейших сторон поэтического наследия Блока. Но в любом случае анализ творчества завершает развернутое изучение поэмы о революции.

1. "Личность и творчество. Романтический мир А.А. Блока"

Цель урока: познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; выявить особенности поэтики первой книги – “Стихов о Прекрасной Даме”.

Вступительное слово учителя:

А.А.Блок – одно из ключевых имен русской литературы, который завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство.

Блок родился и воспитывался в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера, в которой он вырос, способствовала тому, что традиции классической культуры были неотделимы в восприятии Блока от понятия слова “дом”. Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета. Детство и юношеские годы поэт провел в доме деда, он звростал в обстановке Любви, заботы, среди литературы и музыки. В семье Бекетовых многие занимались литературным делом: дед был автором научных трудов, бабушка и ее дочери занимались переводами научных и художественных произведений.

Сам Блок писать начал рано, уже в пятилетнем возрасте, однако серьезное обращение к литературному творчеству приходятся на годы окончания им гимназии и поступления в университет в 1898 году.

На доске: вочеловечиваться – воипостаситься, делаться человеком,, образ человека, естество его, воплощаться, вселяться в человеческое тело. (Словарь В.Даля)

Лирикa Блoкa – “Тpилoгия вoчeлoвeчeвaния” Caм Блок гoBорил: “ Этой тeмe я сoзнaтeльнo и бесповорoтнo пoсвящaю жизнь. Всe ярчe сoзнaю, чтo этo – пeрвeйший вoпрoс, сaмый жизнунный, сaмый рeaльный. К нeму я пoдхoжу давнo, с нaчaлa свoeй сoзнaтeльнoй жизни, и знaю, чтo путь мoй в свoeм устрeмлeнии, кaк стрeла прямoй. Нeсмoтря нa всe уклoнeния, сoмнeния, пoкaяния – я иду.”

На доске: вочеловечиваться – воипостаситься, делаться человеком, принимать вид, образ человека, естество его, воплощаться, вселяться в человеческое тело. (Словарь В.Даля)

- Каков путь поэта?

-Что хочет донести до читателя автор посредством своего творчества?

А.А.Блок. Своеобразие лирики. Образ Прекрасной Дамы.

В начале 1900 – х годов произошли два события, повлиявшие на личную и литературную судьбу Блока – любовь и женитьба на Л.Д.Менделеевой и увлечение философскими трудами В.С.Соловьева. Появляется первая книга поэзии Блока – “Стихи о Прекрасной Даме” (1904 – 1905), которая поставила автора в круг видных русских поэтов.

“Он был Лермонтовым нашей эпохи. И у него была тяжба с миром, богом, собою, тот же роковой, демонический шок, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя”,- говорил К.И.Чуковский.

Отмечал К.Федин: “Блок умер молодым, но странно ощутилось, что с Блоком отошла прежняя старая эпоха, та которая, дожив до революции, сделала шаг в ее владения, как бы показав, куда надо идти, и упала обессиленная тяжестью своего дальнего пути. Стало очевидно, что уже никто оттуда не сделает такого шага, если повторит его, в том не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А.Блок”.

Русский романтизм оказал влияние на формирование эстетики символизма, занявшей лидирующее место в поэзии. Желание пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное в реальном, одиночество и устремленность к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала, исповедальность – вот какие черты нашли свое отражение в лирике Блока, в первой книге “Стихов о Прекрасной Даме”, о которой он сказал: “ Стихи – это молитва, а поэт Апостол, слагающий их в “Божественном экстазе”, его вдохновение сродни вере”.

Знакомство с русской символистской поэзией произошло на первых курсах университета, Блок, как представитель молодых символистов, воспринял от Д.Мережковского и В.Брюсова поэтику намеков, оттенков и понятие символа как образа, воплощающего безграничную идею. Идеалистическое, религиозное отношение к действительности, идеи о порочности мира А.Блок воспринял у В.Соловьева – философа и поэта. Идея Вечной Женственности или Мировой Души, позаимствованная у немецких романтиков (Гете, Новалис…),рассматривавших все земное через отношение к небесному, вечному, бесконечному. Более всего Блок воспринял тезис, что “в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и любовь к миру открыта через любовь к женщине”. “Стихи о Прекрасной Даме” и были написаны в этом духе, а Спасительница Мира – София, Мировая Душа, Венная Женственность – идеал, предшественницей которого стала его жена – Л.Д.Менделеева. (Чтение стихотворения “Вхожу я в темные храмы…”)

- Какова интонация стихотворения? (Торжественно-молитвенная интонация)

- Кого ожидает лирический герой?(Ожидание чуда – появление Прекрасной Дамы, уводящей от бытового уровня в молитвенно-возвышенное состояние души)

- Образ Прекрасной Дамы предстает в каком облике? (Образ религиозный - Богоматери, животворящего начала, при появлении которого в душе героя наступит гармония и вера)

Чтение стихотворений цикла и второй книги: “Мне снились веселые думы…”(1903); “Скрипка стонет под горой..”(1903); “Рассвет”(1903); “Осенняя воля”(1905).

Итак: выступает три образа героини – Душа Мира, в космическом плане; в религиозном Царица Небесная; в земном – возлюбленная.

Чтение и комментирование стихотворений: “Ты свята, но я Тебе не верю…” (1902);

“Тебя скрывали туманы..”(1902); “Она стройна и высока…” (1902); “Днем вершу я дела суеты…” (1902); “Я жду призыва, ищу ответа…” (1901).

“Стихи о Прекрасной Даме” Ответы на вопросы по прочитанным стихотворениям.

1. Каков лирически герой? К чему он стремится?

2. Что стоит за этим стремлением?

3. Кому жаждет служить лирический герой?

4. Что противостоит этому стремлению?

5. Что ожидает поэт от своей Прекрасной Дамы?

6. В образе кого появляется любовь героя?

7. Для чего устремляется поэт в неизвестность и что хочет найти?

Чтение стихотворения “Ушла. Но гиацинты ждали…”

Вопросы:

Какие чувства переживает лирический герой этого стихотворения?

Какой предстает перед читателями образ возлюбленной? Как он создается?

Какой цветовой ряд представлен в этом стихотворении?

Образ героини символичен или реалистичен?

Итог урока:

На основании подробного обсуждения двух стихотворений учащиеся должны сделать вывод об особенностях лирики А.А.Блока (Цикл “Стихов о Прекрасной Даме” объединен одной темой, героями – это как “роман в стихах”: ожидание сменяется отчуждением, появление Прекрасной Дамы – несовместимостью путей земных и небесных, недостижимости мечты, предчувствием приближения “Вечной Женственности”, которая озарит и изменит мир.)

Домашнее задание: выучить наизусть наиболее понравившееся стихотворение А.А.Блока из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.

2. А.Блок. "Незнакомка"

Цели урока: показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов; дать анализ стихотворения Блока «Незнакомка».

I. Проверка домашнего задания

Чтение и разбор нескольких стихотворений из книги «Стихи о Прек­расной Даме».

II. Слово учителя

«Лирическая уединенность», «одиночество» Блока, в атмосфере кото­рых создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступают перед явлениями реальности. В последнем разделе первой книги, в «Распутьях» (1902-1904), появляются непривычные для ро­мантического ореола поэта новые темы и образы. Обратимся к стихотворению 1903 года «Фабри­ка». «Грубый чекан этих ударяющих, как молот кузнеца, строк был так непривычен под пером поэта «Прекрасной Дамы», — так вспоминал впоследс­твии редактор журнала, где публиковались стихи из первой книги Блока.

В поэзию Блока входит тема города, тема социальной несправедливос­ти. Образ нищих рабочих с их «измученными спинами» обобщен, как и образ противопоставленного ему зла: «Недвижный кто-то, черный кто-то /Людей считает в тишине». Образ лирического героя еще над происходя­щим: «Я слышу все с моей вершины». Возникает чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении. Уродства «страшного мира» показывают­ся символически, здесь особую роль играет цвет. В символике цвета у Бло­ка желтый обозначает увядание, тление; черный — тревожное, гибельное, катастрофическое. Постепенно вызревает сформулированная Блоком позже мысль: «Одно только делает человека человеком: знание о соци­альном неравенстве». Подлинная жизнь с ее остротой социальных проти­воречий постепенно проникает в творчество Блока. Именно отсюда настойчиво повторяющаяся тема ожидания будущих тревог и потрясений. Эта тема определила образное содержание второй книги стихов.

Лирика второго тома (1904—1908) отразила существенные изменения мировосприятия поэта. Он отходит от мистицизма Соловьева, от идеала мировой гармонии, но не потому, что поэт разочаровался в этом идеале. Он навсегда остался той «тезой», с которой начался его творческий путь. События окружающей жизни вторгаются в сознание Блока как сти­хия, вступающая в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, как «антите­за», противостоящая «тезе». Поэт, изображая сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы и ощущает себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, воспринятые им, подобно другим символистам, как проявление народной разруши­тельной стихии, как борьбу с царством социального бесправия, насилия и пошлости.

III. Чтение стихотворений «Вися над городом всемирным...», «Митинг», «Сытые»

Лирический герой не считает себя достойным оказаться среди тех, кто выступает на защиту угнетенных («Барка жизни встала...», 1904): «Вот они далеко, / Весело плывут. /Только нас с тобою, / Верно, не возьмут!». Здесь намечается одна из главных проблем в творчестве Блока — народ и интел­лигенция.

Происходит некое «раздвоение», противоречие в душе самого поэта: теперь он замкнут в себе, теряет связь с миром, в котором все заранее ис­числено, измерено, все повторяется. Память не хочет подчиняться зако­нам бездушного существования, хранит высоту, красоту идеала. Душа ищет способа восстановления связей с миром. Возникает образ «Незна­комки». Сам поэт считал, что этот образ — антитеза Прекрасной Дамы: «никакого перехода от одного образа в другой нет».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.02 с.)