Творческая эволюция А.Блока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческая эволюция А.Блока.



Б. – поэт рубежа веков, и с этим связана хар-ка его ТВ-ва. Блок принадлежит к тем поэтам, чья судьба, в которой были высочайшие взлеты и гибельные падения, отразила судьбу России к конце 19 – нач 20 века. Б – крупнейший представитель младосимволистов, нах-ся под влиянием идей Вл. Соловьева – о мировой гармонии, о вечной женственности, о душе мира.

Первый период в творчестве Блока- период захвата идеей «вечной женственности», эту идею он обнаружил в символистских стихах Владимира Соловьева. Идея потрясла Блока и завладела им целиком. Воздух был напоен мистикой везде: в природе, в окружающих он видел таинственные знаки присутствия Вечной Девы. 1901 год цикл «Стихи о прекрасной даме», посвященный Любови Менделеевой. Этот цикл можно назвать мистическим откровением, в котором он называет Ту, которую видит Божеством. В цикле стихов два героя: он и она, и отношения между ними двойственные. Лирический герой воспринимает свою возлюбленную в двух образах: это и конкретная девушка, наделенная земными чертами «стройна и высока, надменна и сурова», и мистический образ «дева, Заря, Величавая Вечная Жена, Светлая, Ясная», атмосфера стиха напряженная, окутанная неразрешимым конфликтом между земным и небесным, реальным и нереальным миром. Наиболее яркие стихотворения из сборника: «Предчувствую тебя, года проходят мимо - Все в облике одном предчувствую тебя», «Я жду призыва, ищу ответа, Немеет небо, земля в молчаньи, За желтой нивой - далёко где-то - На миг проснулось мое воззванье», «Верю в Солнце Завета,Вижу зори вдали. Жду вселенского света От весенней земли», «Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив, Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Были странны безмолвные встречи. Впереди — на песчаной косе Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе», «Я и молод, и свеж, и влюблен, Я в тревоге, в тоске и в мольбе, Зеленею, таинственный клен, Неизменно склоненный к тебе.

И весь сборник – это своеобразный дневник о любви, земной и небесной, отразившейся в мистическом видении молодого Блока. Его стихи отражают трагическое восприятие мира, и трагедия Блока в том, что он долго жил в сознании неприятия действительности, Блок боялся реальную жизнь, но скоро действительность проявила себя. Рухнул идеальный мир и поэт оказался лицом к лицу с миром реальным.

. Революция 1905 года оказала на Блока очень сильное влияние, он помогла ему многое осознать. Он вдруг очнулся от своих грез, он понял, что время требует других дел, немедленного действия, требует отказа от поклонения красоте, без которой он не мыслил свою жизнь. Далее наступает период кризиса творчества, он очень мучительно переживает неумение сообщаться с жизнью. Происходит драма расставания с символизмом. Цикл «Распутья» - ст-я наполнены присутствием мистически пугающих сил в городе. Три драмы «Балаганчик», «Незнакомка», «Король на площади» - это изображение различных сторон лирич героя, кот переживает драму расставания со своим идеалом. 1906 год самый тяжелый в жизни Блока, надо найти силы жить дальше(По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. Вдали, над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач.) В цикле «Город» мы наблюдаем мистику повествования, некрасовские сюжеты и образы, мотивы жизни и бедноты, город серый, каменный, отмеченный знаком апокалипсиса.

В циклах «Снежная маска» и «Фаина» - лирич герой в состоянии разлада с самим собой, мир вокруг ледяной, в котором царствует любовь угарная, как убийственная страсть. Трагическое мирочувствование и тема обреченности, утраты пути в цикле «Страшный мир». Замысел поэмы «Возмездие» (из отрывков – цикл «Ямбы»), которая не была закончена, она была задумана в Варшаве после похорон отца Блока, который при жизни был ему чужим – страдание как расплата за грехи его предков. В Б. существовало стремление вырваться из тупика. Одноврем сплелись 2 начала: отчаяние и живая обращенность к жизни. В «Ямбах» он заявляет нов позицию- активную, действенную. Поэма «Соловьиный сад» как выбор пути между «напрасным жаром сердца», слабость души и трудной жизнью. Цикл «Родина» свидетельствует о выходе его из пут страшного мира-тема России, которой поэт сознательно и бесповоротно посвящает жизнь.

В поисках верного пути Б. прпиходит к принятию революции, хотя непонимание подлинного ее смысла. Он ожидал революцию как потрясение всего мира и как пришествие хаоса всего мира.

1917 год поэт приветствует свершившуюся революцию. В этот год он чувствовал, что происходит обновление, в этот год он ближе к народу чем когда-либо. С пугающей быстротой распространялась разруха, но Блок все еще во власти стихии революции. Поэма «Двенадцать» - смешалось все вместе: анархия и жесткая дисциплина. Это состояние Б. испытывает одной человеч судьбой – Петруха, кот влюблен в свою Катьку, он убивает ее в приступе ревности. Революция проступает ч/з отдельного чел-ка, ч/з ч-во любви и ревности. «Двенадцать»-Блок воспроизвел революционный фольклор, увековечил голос народа. Для Б. было абсолютно значимо, куда деть Христа. Младосимволисты крестом освещали весь пкть, кот должна проделать Россия. В конце дает бестелесный призрак Христа. Его творч путь завершается кризисом творч сознания.

 

 

33.Человек и мир в поэзии Маяковского М начинал с футуристами – подписывал все их манифесты, разделял программы. Идея бунта против бурж общ-ва. В его раннем тв-ве сложилась романтич двоемирие, основанное на позиции вызова лирич героя к окруж миру. Ни в каком другом поэте революция не отразилась таким трагическим эхом, как в Маяковском (М). Позиция вызова существующему миру в стихотворениях «Нате!»: Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. «Вам!»: Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет! Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет? Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие нажраться лучше как,- может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?..», «Ничего не понимают». Лир герой надел на себя маску грубого вруна, кот выбрасывает вызывающие слова бурж публике. Лирический герой Маяковского – это герой города. Лирическое я и окружающий мир. Пространство города- это пространство насилия и надругательства над человеком. И в этом мире, мире сытых, в мире остановившегося времени лирический герой, который пришел с вызовом. Ст-е «Из улицы в улицу»: «Лебеди шей колокольных/ гнитесь в силках проводов»; «Ветер колючий/ трубе/ вырывает/ дымчатой шерсти клок» - образ насилия.Ст-е «Адище города», как место страданий и насилия на людьми. И в этом адище города лирический герой выглядит чужим, романтический бунтарь, кот ощущает себя не по росту нынешнему времени. Сам лирический герой в эту пору явлен как огромный по величине и пространству человек. Подлинный трагизм заключается в наталкивание на непонимание «я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека»Экспрессионистический характер поэтики – в поэзии чрезвычайно напряженная интонация (Улица провалилась, как нос сифилитика – ст-е «А все-таки»; города повешены). Метафоризация несет ф-цию усиления катастрофичности жизни. Город-застенок, тюрьма. Противоречивость образа лирического героя раннего М, сочетание в нем внешней грубости, наглости, хулиганства и нежности, ранимости, беззащитности. С одной стороны «Нате!» или «Себе любимому»(Если бы я был
маленький, как океан…, О, если б я нищ был! Как миллиардер!... Если б быть мне косноязычным, как Данте или Петрарка!, а с другой стороны обращенность к людям. Он наталкивается на непонимание толпы. Он любой ценой хочет привлечь внимание толпы, но его – нет! => он бросает вызов толпе («А с неба смотрела какая-то дрянь величественно, как Лев Толстой. …», «Я люблю смотреть как умирают дети.»)Поэзия становится наполнена социально значимыми мотивами.Серия гимнов «Гимн ученому», «Гимн взятке» (желудку, судье) - сатирические. Резкие социальные обличения в антивоенных произведениях «Мама и убитый немцами вечер», Война объявлена».Маяковский выходит к жанру поэмы. Поэма «Владимир Маяковский» как лирико-философская поэма синтезирующая комплекс тем и мотивов лирики поэта (+ Я сам, Человек, Война и мир). Поэма «Облако в штанах» - 4 части, 4 крика «Долой!» (вашу любовь, иск-во, религию, строй). лирический герой и его восприятие окружающего мира является определяющим. Предисловие суммирует те образы, которые были в раннем его творчестве. Поэма по жанру лиро-эпическая. Исток – страдающее «я» лирического героя, взбудораженного тем, что любимая уходит. Потом окапанное кровью сердце бунтует против этого мира. Главы связаны между собой настроением лирического «я». По законам лирики весь материал скреплен лейтмотивом – образ слез – одавленности, беды и трагедии, ночи и дождя, они создают единую атмосферу во всей поэме. Выражает свой бунт против современной поэзии, где автор чирикает как перепел и общество сытых – он вызывает к бунту. Он скорбит от того, что ему нет места.Разъяренный чел отвергает все, на чем держится совр мир. Он ощущает себя огромным, космическим, сильным, вровень со вселенной, но наталкивается на ее молчание, она его не замечает. И этот протест наталкивается на молчание Вселенной. Трагическая оппозиция человека и мира. Закончил жизнь самоубийством (случилась революция, положение его было трагедийным).

 

 

35.Творческая эволюция С. Есенина, Н. Заболоцкого, А.Твардовского (по выбору студента)

Исследователи делят все творчество Есенина на два периода: дореволюционный и послереволюционный, обозначенные разной образной системой.

Родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в типографии. В 1915 году Есенин приехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. Е с Клюевым выступают в разл культурных общ-вах. Е – образ сусального ангела, светлого мальчика и ст-я были такими же. Цветовые решения в его поэзии тоже имеют большое зн. В январе 1916 г. Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара. Сб стихов "Радуница" – 1916 (о деревне, в кот нет людей).

Раннее творчество: характерна пейзажная лирика, создавая которую, поэт использует все краски пейзажа: синие розы, полыхающие зори, красные крылья заката, рыжая осень, белая береза. «Выткала на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари», «Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе», «Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром», «Гой ты, Русь моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края Только синь сосет глаза», «Топи да болота, Синий плат небес, Хвойной позолотой Взвенивает лес». Есенин пишет о природе и сравнивает себя с ней. Поэзия Е кажется оч простой, простым явл сам худ язык. Кажется, что чел посвятил себя полностью родине и природе. Но Е совершенно по-другому относится к природе. Природа приобретает антропоморфный смысл.

Творчество Есенина 1914—1917 годов предстает сложным и противоречивым («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» и др. стихотворения). В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. В книге «Ключи Марии» (1918) поэт дает ключ к своей поэзии. В этом трактате разделил лирич образ на 3 образа: 1) статичный – метафора (солнце сравнивается с колесом) 2) динамический – образ духа, появляется движение, появл переход к др образу 3) ангелический (творч процесс – это сотворение нов жизни).

Особый образный подход – он связывает образы в некий художественный мир.Основные образы поэзии Е: главный образ – образ России, который распадается на образы дороги, природы, деревни, образы природы очень многообразны(закат, росы, восход, клен, береза, осень…).Прелесть стихов создается прежде всего за счет неожиданных сравнений и метафор (синь - сосет глаза; осень – рыжая кобыла; выткался на озере алый цвет зари; кудрявый сумрак за горой), Есенин дал русской поэзии свыше полусотни удивительных образов месяца, луны.

Далее лир герой провозглашает себя пророком, сказать людям, в чем они провинились и куда двигаться дальше. ст-ния «Инония» (1918), «Пантократор» (вседержитель), «Кобыльи травы» Е. предстает пророком. Отрицает старые идеи, у него появл нов философия. Провозглашает град «Инония» - «Не устрашуся гибели,/Ни копий, ни стрел дождей,—/Так говорит по Библии /Пророк Есенин Сергей./Время мое приспело,/Не страшен мне лязг кнута./Тело, Христово тело,/Выплевываю изо рта» - кощунство. 8микрыл – признак ангела, призванного изменить весь мир (нов лир герой – теперь пророк, бунтарь, пантократор). «Пантократор»: Славь, мой стих, кто ревет и бесится, Кто хоронит тоску в плече, Лошадиную морду месяца Схватить за узду лучей. Тысячи лет те же звезды славятся, Тем же медом струится плоть. Не молиться тебе, а лаяться Научил ты меня, господь.«Кобыльи корабли»: Если волк на звезду завыл, Значит, небо тучами изглодано Рваные животы кобыл, Черные паруса воронов. Не просунет когтей лазурь Из пургового кашля-смрада; Облетает под ржанье бурь Черепов златохвойный сад.

Слышите ль? Слышите звонкий стук? Это грабли зари по пущам. Веслами отрубленных рук Вы гребетесь в страну грядущего. Плывите, плывите в высь! Лейте с радуги крик вороний!Скоро белое дерево срони Головы моей желтый лист.

С 1918-1920 гг. активно участвовал в кружке московских имажинистов, имажинисты трактовали написание стихов как создание ярких образов, но от имажинизма Е быстро отошел – т.к. нельзя живительную образность ограничивать каким – либо направлением. В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачев».В этот период мы наблюдаем лирического героя хулигана.

Сложно и в конце концов трагично отозвалась революция в поэзии и жизни Е. В стихотворении «Письмо к женщине» Е рассказывает бывшей жене Зинаиде Райх свое ощущение от жизни послереволюционных лет: Любимая, Меня вы не любили, Не знали вы, что в сонмище людском Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком. Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму - Куда несёт нас рок событий.

Стихотворения Советского периода содержат горькие сожаления о потере былой России. «Русь уходящая», «Русь советская» -(Тот ураган прошел. Нас мало уцелело. На перекличке дружбы многих нет. Я вновь вернулся в край осиротелый, В котором не был восемь лет. Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив?) О себе Е говорит: «Я последний поэт деревни».

Сохраняя в обращение к природе образ древней Руси, Е не мог не замечать тех разрушений, которые произошли в его родной деревне, воспетой им в ранних стихах: Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе. 1921; «Ах, родина, какой я стал смешной! На щеки впалые летит сухой румянец. Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец».

В одной из последних поэм — «Страна негодяев» — поэт очень резко пишет о лидерах современной ему России, что некоторыми могло восприниматься как обличение советской власти. Это привлекло повышенное внимание к нему со стороны правоохранительных органов, в том числе и работников милиции и ОГПУ. В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, драках и прочих антисоциальных поступках

В последние годы усилился мотив одиночества, пришли размышления о жизни, о ее цельности, о ее смысле. Настало время «собирать камни». Путешествуя по Кавказу, Е написал цикл стих «Персидские мотивы», где стихи льются как горный ручей. И все же Е понимал, что им утрачено что-то очень важное: «Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком…» 1924; «Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона, И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Уж не я ли сам?»1925;

В ранней лирике лирический герой сначала выступает как отрок, который пришел на землю, чтобы скорее ее покинуть, затем лирический герой меняется - пророк «Я», который несет людям новую правду- «В человеке есть сила!». «Пантократор»: Славь, мой стих, кто ревет и бесится, Кто хоронит тоску в плече, Лошадиную морду месяца Схватить за узду лучей. Тысячи лет те же звезды славятся, Тем же медом струится плоть. Не молиться тебе, а лаяться Научил ты меня, господь.«Кобыльи корабли»: Если волк на звезду завыл, Значит, небо тучами изглодано Рваные животы кобыл, Черные паруса воронов. Не просунет когтей лазурь Из пургового кашля-смрада; Облетает под ржанье бурь Черепов златохвойный сад.

 

Поэма «Черный человек» завершает поэтич путь Е. Начал писать ее в 21-22гг в Америке. Шершеневич носил черную одежду? 2 мотива: черный чел и мотив двойничества (черн чел становится двойником гл героя). Перв встреча с ЧЧ – ЧЧ читает книгу, в кот запмсаны дела человеческие. Это вызывает странную интенсивную реакцию самого героя (что мне жизнь поэта, иди другим рассказывай). Ощущение конца жизни передается ч/з чтение этой книги. Трагическая безвыходность, одиноч-во. В конце Лир герой разбивает зеркало = завершение жизни как таковой: «Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь,Осыпает мозги алкоголь./// "Черный человек! Ты прескверный гость. Это слава давно Про тебя разносится". Я взбешен, разъярен, И летит моя трость Прямо к морде его, В переносицу......Месяц умер,Синеет в окошко рассвет. Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала Я в цилиндре стою. Никого со мной нет.Я один...И разбитое зеркало...» 1925

28 декабря 1925 года Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер» повешенным на трубе парового отопления.

 


36.Антиутопическое начало в русской литературе 20века. Утопическое мышление особенно характерно для писателей революционного склада, в центре внимания которых всегда находится поиск новой модели общества, государства. Антиутопические произведения, как правило, выходят из-под пера авторов, для которых объектом художественного исследования стала человеческая' душа, непредсказуемая, неповторимая. Такие произведения зачастую полемически направлены против утопий. Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии - предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути. Утопия- дело происходит в ограниченном пространстве, выключенном из исторического времени. Антиутопия же включает ограниченное пространство в историческом времени. В основе антиутопии - пародия на жанр утопии либо на утопическую идею. Сюжет утопии – герой попадает в некий идеальный мир, в антиутопии герой уже находится в этом мире и проходит в нем испытания.Среди лучших антиутопий XX века - романы О.Хаксли, Г.Уэллса, Д.Орруэлла, Р.Брэдбери, А.Платонова «Катлаван», братьев Стругацких, В.Войновича «Москва 2042», Зиновьев «Глобальный человейник», Набоков «Приглашение на казнь» Первым же произведением, в котором черты этого жанра воплотились со всей определенностью, был роман Евгения Замятина «Мы», написанный в 1920 году. Одной из главных черт антиутопии является псевдокарнавал. Это - структурный стержень антиутопии. Принципиальная разница между классическим карнавалом, описанным М.М.Бахтиным, и псевдокарнавалом - порождением тоталитарной эпохи – заклю-чается в том, что основа карнавала – амбивалентный смех, основа псевдокарнавала – абсолютный страх. Как и следует из природы карнавальной среды, страх соседствует с благоговением перед государственной властью, с восхищением ею. Благоговение становится источником почтительного страха, сам же страх стремится к иррациональному истолкованию. Вместе с тем страх является лишь одним полюсом псевдокарнавала. Он становится синонимом элемента "псевдо" в этом слове. Разрыв дистанции между людьми, находящимися на различных ступенях социальной иерархии, вполне возможен, и даже порой считается нормой для человеческих взаимоотношений в антиутопии замятинского "Мы".

В мировой литературе утопический жанр имеет многовековую историю. Он давал возможность заглянуть в будущее, представить с помощью фантазии завтрашний день, как правило, радостный и безмятежный. Создавая картины будущего, писатели-утописты рисовали их чаще в розовом свете. Они воплощали извечную человеческую мечту о жизни без войн, без горя, нищеты и болезней, о гармонии и радости. В двадцатом веке одним из первых Замятин сумел написать книгу актуального и своеобразного жанра-антитезы — сатирическую антиутопию, разоблачающую сладкие иллюзии, которые вводили человека и общество в опасные заблуждения относительно завтрашнего дня, и насаждаемые сплошь и рядом вполне сознательно. Роман «Мы» — это и предостережение, и пророчество. Его действие происходит через тысячу лет. Главный герой – инженер, строитель космического корабля «Интеграл». Он живет в Едином Государстве, во главе которого — Благодетель. Перед нами предельно рационализированный мир, где господствуют железный порядок, единообразие, униформа, культ Благодетеля. Люди избавлены от мучений выбора, все богатство человеческих мыслей и чувств заменено математическими формулами.

Повествование ведется от лица главного героя: мы читаем его записи в дневнике, что характерно для антиутопии. По замыслу Благодетеля граждане Единого Государства должны быть лишены эмоций, кроме восторгов по поводу его мудрости. С высоты взгляда современного человека некоторые моменты организации жизни Нумеров доходят до абсурда, например: вместо любви — «розовые билетики» на партнера в сексуальные дни, когда стеклянные стены жилищ разрешалось ненадолго занавешивать, что позволяет политической полиции, именуемой «Хранители», без труда надзирать за ними. Все носят одинаковую униформу и обычно друг к другу обращаются либо как «нумер такой-то». Питаются искусственной пищей и в час отдыха маршируют по четверо в ряд под звуки гимна Единого Государства. Живут в стеклянных домах, так же прозрачно сознание каждого нумера. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы. Человек был счастлив в саду Эдема, но в безрассудстве своем потребовал свободы и был изгнан в пустыню. Ныне Единое Государство вновь даровало ему счастье, лишив свободы. Итак, мы видим полное подавление личности во имя благоденствия Государства! Замятин не собирался писать пародию на коммунизм, он нарисовал финал развития любого общественного строя, в основании которого заложена идея искусственности, насилия над человеком. Таким образом, главной в романе "Мы" является тема свободы личности. Раскрывается эта тема с помощью пародийного переосмысления идеи "всеобщего равенства". Замятин был противником этого тезиса, ценя в каждом человеке его неповторимую индивидуальность.

 

 

37.Сатира в литературе 1920хгг. (Маяковский, Н.Эрдман, М. Зощенко, Ильф и Петров)

В 20е годы происходит взрыв сатиры. В этот период происходят экономические изменения в стране, причиной которых явилось * введение НЭПА в 1925 г., * разруха в сельском хозяйстве и экономике (дефицит), *разрушение индивидуального предпринимательства, * спекуляция (все продается втридорога(нэповство – так говорили сатирики). Причины идеологического характера: * создание нового человека, простые люди пытались подстроиться под новые требования, новые обстоятельства, * формализм поступков и слов, * главное не быть, а казаться (по мнению сатириков) – быть внешне благонадежным, активным, внешне культурным. Внутреннее содержание, мысли оказываются не нужными, не интересными государству => раздвоение человека. *бюрократия, *самое главное имитировать какую-либо деятельность, создать иллюзию, видимость деятельности человека. Темы сатиры: -бытовые и общественно экономическое устройство, экономический абсурд, который полностью расходится с провозглашаемыми лозунгами; - бюрократия, хамство, взяточничество, подхалимаж, спекулянтство, хамелеонство; - бескультурье (приобщение к культуре формально, без интереса); -непонимание происходящего советским человеком, толкование вещей по-своему.

Творчество Михаила Зощенко – самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль. Сатира должна быть положительной. Он стоял за жизнеутверждающее искусство, показывающее гармоничного, сильного и красивого человека, пронизанного светлым мироощущением. Разоблачение мещанства, пошлости, скудоумия, духовной нищеты стало главной целью его творчества.

Первая книга М. Зощенко «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» представляла собой сборник юмористических новелл, где все персонажи – мещане, пытающиеся приспособиться к новым условиям существования. Комическая несообразность их претензий, духовная нищета выступают в смешных, уродливых и курьезных ситуациях. Важнейшей фигурой во всех юмористических и сатирических новеллах, составивших эту книгу и все последующие, является рассказчик, сама речь которого, косноязычная, переполненная уличным жаргоном, канцеляризмами и грамматическими нелепостями, разоблачает и его самого и тех, о ком он рассказывает. Эта маска простодушного, невежественного рассказчика была создана Зощенко поистине с великим искусством. Юмор Зощенко заключал, однако, в своей глубине сострадание к так называемому маленькому человеку», растерявшемуся в годы великой ломки социальных и человеческих отношений. Этот внутренней болт обычно у Зощенко не видели, отдавая должную восхищенную дань блеску юмористических ситуаций, выразительности речевых характеристик, словом, в основном юмору положений. Герои таких рассказов как «Богатая жизнь», «Жертва революции», «Аристократка», «Нервные люди», «Хозрасчет», «Прелести культуры», «Монтёр» - не очень грамотные, недалекие люди, лишенные каких-либо нравственных и политических принципов. Они быстро овладели революционной фразеологией и очень хорошо усвоили все практические и социальные выгоды своего положения.

Ильф и Петров. Сотрудничество И. и П. началось, когда они, откликнувшись на шутливое приглашение В. Катаева стать его «литературными неграми», приступили к сочинению сатирического романа-обозрения на тему, предложенную им же, – о поисках сокровищ, спрятанных в стуле.

«12 стульев» – авантюрно-приключенческий роман с фигурой удачливого плута в центре. Остап Бендер в качества «плута» скорее играет своими «масками», чем живет в них и отнюдь не стремится закрепиться в какой-либо из этих временных личин. Он бывает циничным, но не в силу душевной опустошенности и не с людьми простодушно-доверчивыми или нравственно чистыми. Остап – цельная личность, он больше чем просто плут, он прекрасный психолог. Он обманывает людей, но при этом он нам симпатичен. Он продукт своего времени. Остап Бендер наделен специфической художественной функцией – быть «лакмусовой бумажкой», которая проявляет сокровенную сущность всего, с чем соприкасается. Все персонажи с которыми сталкивается Бендер уродливы по своей сути и в столкновении с ним, все герои проявляют свою нелепую суть. Летом 1929 г. созрела идея «воскресить» Остапа Бендера, столь «легкомысленно», по собственному признанию писателей, «убитого» ими в финале первого романа. В «Золотом теленке» повторяется сюжетно-композиционная схема «12 стульев» с тем же центральным героем, с аналогичной сквозной темой и панорамным накоплением сатирических типов и зарисовок. Только прежде Остап Бендер включался в погоню за сокровищем случайно, теперь он сам обосновывает стратегию поиска. А сокровище, которого он добивается, уже богатство новое, имеющее совсем другой социальный, юридический и политический статус, нежели бриллианты мадам Петуховой. Тема денег в «Золотом теленке» обретает глубокий концептуальный смысл. Идея Остапа («раз в стране бродят денежные знаки, то должны быть люди, у которых их много») и его стартовая цель (полмиллиона – колоссальная по мерке рядового трудящегося человека сумма) с самого начала переводят тему «денег» из области мелких плутней и розовых грез обывателя в сферу государственных и социальных отношений и идей.Остап Бендер вступает как бы в негласное соревнование с государством, выполняя за него эту работу. В романе выявляется устрашающая тенденция перерождения изначально высоких слов, лозунгов, идей и идеалов в наглый или бессмысленный идиотизм абсурда. Роман тем самым и проблемно, и стилистически подключается к магистральной линии русской классической сатиры гоголевского, щедринского типа. Финальный крах бендеровского идеала денег как моральной ценности, замещаемой в сознании молодого поколения ценностным идеалам труда, и затем заурядно пошлое ограбление Бендера - миллионера первыми же встречными блюстителями порядка по ту сторону границы – все это ставит роман в ряд вершинных явлений русской литературной классики.

Н.Эрдман начинает с поэзии и переключается на драматургию. Пьесы Э строятся на недомолвках. Особенность – к какой-то момент появляется призрак в виде принцессы Анастасии. Гл герой хочет выдать дочь замуж. Появл платье императрицы, т.к. оно не пролетарского происхождения, его надевают на кухарку (сделать кухарку императрицей – герой переодевается и совершенно перевоплощается). Все герои – люди старого мира, и у них старые мозги, поэтому они не могут примириться с нов миром. Мотив слова произнесенного и права чел-ка на слово. В «Мандате» - запрет на слово. Момент несвободы слова стан-ся важнее, чем дело. Осн конфликт – столкновение чел-ка и чел-ка слова. 1925 г. Пьеса «Мандат» - тема приспособленчества, бюрократии и хамелеонства. 1928 г пьеса «Самоубийца» - начало скандально – перепалка супругов ночью из-за лив колбасы. Осталось впечатл, что муж обижен и может что-то сделать. Возникает слух, что Подсекайников хочет покончить с собой. Затем приходит Клеопатра Максимовна – должен оставить записку, что покончил с собой за идею. Соотношение идеи и чел-ка (монолог «Нам нужны идеологич покойники»). пьесу запрещают хотя она и имела огромный успех. 1932 г состоялся закрытый просмотр пьесы - запрещают окончательно. Эрдмана не печатают, он находится в подпольном положении, у него наступает творческий кризис. В пьесах показан образ маленького человека, который растерян и никому не нужен, не интересен. Столкновение маленького человека и абсурда окружающей его действительности. Все управляется случаем, идея самоубийства связана со случаем, герой перестает верить самому себе, его жизнь подчинена логике абсурда. Человек получает статус самоубийцы и наконец получает долгожданное внимание к себе как к человеку, он ощущает себя нужным, важным, человек ощущает себя живым через статус самоубийцы.

В. Маяковский Пьесы «Клоп» и «Баня». «Клоп» - тема заморозки чел-ка, что произойдет, когда он проснется в будущем, и что произойдет с миром, если в нем проснется такой чел. Обыватель мещанин из 20х г замерзает (Присыпкин отправился в магаз за одеждой, пожар, пожарники залили, заморожен) и оттаивает через 50 лет и вместе с ним оказывается клоп, который замерз тоже, а в этом мире клопов нет. Ученые нач исследовать, что это за доисторическое животное. Клоп – аллегория=мещане. Гл конфликт – столкновение наст-го и буд-го. Переход в это будущее возможен как прерход ч/з пропасть, четкая черта м/у ними. Клоп сбегает, люди стан-ся обычными, а не теми роботами, которыми стали. Присыпкин играет на гитаре, признает в людях будущего своих мещан (Мы построили будущее, а клоп его разрушил – Можно ли построить будущее? Основная тема - неуничтожаемость мира быта. «Баня» - бани нет в пьесе, почему так называется? – это метафора сатиры, баня – символ очищения, просветления, метафора времени. Велосипедкин изобретает машину времени, она невидима, когда ее вытаскивают на сцену, появляется фосфорическая женщина из будущего – сказать, что коммунизм построен и забрать достойных с собой. Рядом с женщиной оказ бюрократ Победоносиков, он оч хочет попасть в будущее и пост чем-то руководит. В самой пьесе ставится еще пьеса против бюрократов. Победоносиков эту пьесу признает. Активно задействована метафора театра – победоносиков хочет быть зрителем и ничего не делать. Все бросаются в машину времени, исчезают в ней, Победоносиков остается с бумагами в настоящем. Для научн фант-ки характерен герой-изобретатель. В «Бане» - не печется ни о чем остальном и попадает в буд.Пьесы не были поняты современниками, пришлись не ко времени.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.025 с.)