Русский романтизм: философия, поэтика, проблема типологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский романтизм: философия, поэтика, проблема типологии.



Германия – родина Р. Важен момент синхронного развития, Россия догоняет зап. Лит-ру (мы не могли подражать западу).Особенно отчетливо зазвучала пр-ма нац. Своеобразия, появл итререс к нац прошлому. Оппозиция свое/чужое – одна из определяющих.Были заимствования, влияния, менялись властители дум (Байрон, Гете), но рус ром-м развивается в направлении, кот сам себе выбирает.Основы ром-ма заложены были немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели, Тик; Ф. Шеллинг). Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого глубокого, научного направления в фольклористике и литературоведении — мифологической школы. Социально-исторические предпосылки зарождения ром-ма в России — обострение кризиса крепостнич. системы, общенациональный подъём 1812г., формирование дворянской революционности. Вершиной русского ром-ма первого периода (до 1825) явилось творчество Пушкина (ряд романтических стихотворений и цикл "южных поэм"). (позднее творчество писателей-декабристов, философская лирика Е. А. Баратынского и поэтов-"любомудров" — Д. В. Веневитинова, С. П. Шевырёва, А. С. Хомякова). Получает развитие романтическая проза (А. А. Бестужев-Марлинский, ранние произведения Н. В. Гоголя, А. И. Герцена). Вершиной второго периода стало творчество М. Ю. Лермонтова. Иное вершинное явление русского ром-ма и одновременно завершение романтич. традиции в рус. лит-ре — философская лирика Ф. И. Тютчева. Все ближе к массовой лит-ре Начиная с 1840-х гг. Р. в основных европейских странах уступает ведущее положение критическому реализму и отходит на второй план. 4 осн. идеи ром-ма: 1. Идея творящей личности. Сфера, где личность выражает себя, ценится индивидуальность. В центре – исключительная личность, кот по масштабу = целой вселенной. Герой – сильная личность. Романтики не боятся субъективизма. Ценится оригинальность. Появляется понятие плагиата. 2. Идея мифа. Философия Шеллинга. Миф – то, что существует здесь и сейчас. Филос. Определяет контакт с окружающим миром. Все рассматривается через миф Единства материального и духовного, субъективного и объективного. Нужно заниматься мифотворчеством здесь и сейчас. Принцип единства биографии и творчества (Байрон, Лермнонтов, Пушкин разные, принцип – один). Рылеев-я поэт-гражданин. Способ творения мифа один. 3. Идея иррациональной образности. И кл-зм и с-зм очень рационально смотрят на мир. Р-ки не все в мире может быть осознано и освоено. Р-ки делают акцент на иррациональном(с этим связяна романтическая концепция двоемирия – ЗДЕСЬ, где я нахожусь ТАМ, куда мы стремимся и не можем достичь желаемого. Ром-к постоянно в поиске ТАМ, герой проверяет свое окружение на прочность, ищет новых людей.Иррациональное изобоажение требует иррацион. Образности, отсюда Тяготение к символам. 4. Идея историзма. Идея ограниченного развития. Все развив. как любой организм. Каждый последующий этап – необходимое условие предыдущего. Особый вид мировоззрения; В центре художеств. системы стоит личность. Основной конфликт – конф. между личностью и обществом. Романтич. личность – это страстная личность. Страсти романтики делили на высокие и низкие. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкие страсти – завить, жадность, честолюбие. Романтич. герой – сильный характер, на голову выше окружающих. Часто в ром. произв герой – художник. Исключительному характеру в ром. эстетике соответствуют исключительные обстоятельства. Ром. герой несопоставим с обыденным миром. Любимая романтич. среда история и экзотика. События ром. произв. разворачиваются в необычной обстановке, в основном, на юге (Кавказ, Крым). В поэтике ром-ма тяготение к жанрам фрагмент и отрывок, отсюда создание циклов (напр, Гоголь «Миргород» и др.). Роль ром-ма гораздо более значительна в ИРЛ, чем роль кл-ма, сент-ма или предром-ма. Заслуга расширения поэтического словаря рус. лирики принадлежит Жуковскому. Своими элегиями Жуковский вдохнул в рус. поэзию новое содержание и преобразовал её строй. Содержание их грустно не потому, что так велят каноны, а вследствие «сложившегося у поэта миропонимания». Преимущественная тональность стихотворений Ж. – очарованность Бытиём, миром, созданным Богом, и разочарованность обществом. Так как в реальном мире между просвещенной, глубоко нравственной личностью с её большими духовными запросами и костным обществом, пролегла пропасть, то личность Ж. всегда отчаянно-одинока. Душа чел-ка необъятна, и вмещает в себя всю Вселенную. Поэт верил, что в итоге прекрасное и возвышенное победят. Двоемирие – со всей полнотой отображено в тв-ве Жуковского. Своеобразие Ж. состоит в том, что поэт увлекает не конкретным изображением того и иного мира, а намёком на присутствие идеального мира в земном. Типичный романт. Пейзаж: море, горы, небо. У чел-ка с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны она сродни его страстной натуре, с другой – он часто вынужден вступать с ней в борьбу (Мцыри)В ром-ме отсутствиет эволюция характеров, так как обстоятельства не влияют на личность. Романтики широко используют символику.Романт. Символ – это возведение от конкретного к абстрактному. Типология: 1. психологический (Батюшков, Жуковский). Концепция невообразимого – не все можно передать словами. Внутр мир героя можно исследовать бесконечно, такова вся поэзия Жуковского. Напрямую о состоянии лир героя не говориться, о пейзаж пропущен через призму романт.героя. Язык не может выразить все ч0ва души. Можно легко описать любой пейзаж, но как передать, что чувствует чел. (Жуковский «Невыразимое»: Невыразимое подвластно ль выраженью)2. Гражданский (декабристы, Рылеев, Кюхельбекер, Пушкин)Здесь появл. Своеобразный гибрид оды и элегии. В унылую оду проникают гражд. мотивы. (Рылеев «Ты посетить, мой друг, желала…») Тональность резко меняется, герой отказ-ся от ласк, он занят гражд. Началами. В центре – личность, кот сознательно жертвует собой во имя отечества.Форма самореализации личности – участие в походах.. 3. Философский. Все три типа – Пушкин, Лермонтов. Филос.ром-м 20-30-е гг. начинается с изучения философии Шеллинга и общ-ва «Любмудрие» Тютчев, Одоевский, Баратынский. Личность ром-ая выражает себя ч/з самопознание и познание мира.Осн. задача лит-ры – излагать филос. идеи. След филос. Ром-ма можно увидетьв: Баратынский сборник «Сумерки», Лермонтов-проблемы самопознания – «Герой нашего времени», поэзия Пушкина. В 40-е потеря интререса к ром-му. Отношение как к беллетристике. Натуральная школа. Отказ от ром-ма. Осн. свойства ром-ма: -доминанта субъективного над объективным (открытая субъективностьо); -стремление не воссоздать, а пересоздать действительность; - тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах). Черты ром-ма: - провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности; - интерес ко всему экзотическому, сильному. яркому, возвышенному; - тяга к интуитивному, бессознательному; - тяготение к фантастике, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного; - мучительное переживание разлада с действительностью; - стремление личности к абсолютной свободе, совершенству, непостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

 

1. Некоторые предпосылки возникновения и специфические особенности древнерусской литературы. Жанровая система. Вопрос о начале ДРЛ очень сложен. Но в XI веке лит-ра уже была (“Слово о законе и благодати” Митрополита Иллариона, 1ая треть 11в.). Предпосылки: Лит. зарожд-ся лишь в условиях развития классового общества. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства(наще общество созрело, чтобы перейти от общинно-родовых отношений к гос-ным), развитие экономики (экономика требовала учета и контроля), появление письменности (863 г. Кирилл и Мефодий создали слов. Азбуку. На Русь пришли книги через Болгарию из Византии), существование высокоразвитых форм устного народного творчества. Возникновение ДРЛ неразрывно связано с процессом создания раннефеод. госуд-ва. Мощный толчок широкому распространению и развитию письменности на Руси дало официальное принятие христианства в 988 г., кот. помогло закрепить идеологически новые общественные отношения складывающегося феодального общества. Лит. церковным языком Др. Руси стал язык древнеслав., близкий по своему характеру, грамматич. строю языку древнерусскому. С конца X в. можно говорить о появлении опред. системы образования на Руси - "книжного учения". Произв-я ДР письменности разделялись на "мирские" и "духовные". Специфич. черты ДРЛ: 1).Р укопис. характер ее бытования и распростр-я. При этом то или иное произв-е существовало не в виде отдельной, самостоят. рукописи, а входило в состав различ. сборников, преследовавших опред. практические цели. Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практич. назначения, полезности. 2) Связь ДРЛ является с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством - с другой. 3) И сторизм. Ее героями являются преимущественно историч. лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. 4) Анонимность, отсутствие авторск. права. Нам известны лишь несколько отдельных авторов, списателей книг, которые скромно ставили свое имя в конце рукописи. Зачастую переписчики выступали в роли редакторов и соавторов, изменяли идейную направленность произв-я, характер его стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии со вкусами и запросами времени. Жанром называют исторически сложившийся тип лит. произв-я, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных лит. произв-й. ДРЛ складывалась во многом под влиянием визант. лит-ры и заимствовала у нее систему жанров. Жанры ДРЛ принято делить на первичные и объединяющие. Первичные жанры. Называются так потому, что они служили строит. материалом для объединяющих жанров. Первич. жанры: житие, слово, поучение, повесть. К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду. Житие. самый распространенный и любимый жанр ДРЛ. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавалось всегда после смерти человека. Каноны жития: 1) Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святой рождался святым, а не становился им; 2) Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве; 3) Описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти; 3)Святой не боялся смерти; 4) Заканчивалось житие прославлением святого (житие святых князей Бориса и Глеба). Древнерусское красноречие. В ДРЛ красноречие выступало в трех разновидностях: Дидактическое (поучительное); Политическое; Торжественное. Поучение –это жанр, в котором ДР летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. («Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха»). Слово – является разновидностью жанра ДР красноречия. (Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли». Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее). Образцом торжественной разновидности ДР красноречия является «Слово о Законе и Благодати» Осн. идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия. Повесть – это текст эпич. характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского». Объединяющие жанры. Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Др. Руси летопись сообщала об историч. событиях прошлого, но и была политич. и юридич. документом. Древнейшей летописью является «Пов. врем. лет». Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 вв. Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях. Патерик – описание жизни святых отцов. Отдельно следует сказать о жанре апокрифа – с древнегреч. языка как «сокровенный, тайный». Это произвед-я религиозно-легендарного характера. А. получили особое распространение в 13-14 вв., но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени. Лихачев выделяет периоды: 1) 11-нач.12в. в лит-ре господствует стиль монументально-исторический, относительное единство литературы: единая Киевская литература. Литература развивается в двух центрах - Киев и Новгород. Время появления первых рус. Житий. («Житие Бориса и Глеба» - первое рус. житие). Зарождение оригинального рус. жанра - летописания - «Повесть временных лет». 2) сер. 12 в. – 1ая треть 13 в. Появляется новые лит. центры: Суздаль, Ростов, Смоленск, Галич и т.д. Местные литер. черты - местные темы. Время начавшийся феодал. раздробленности. 1 и 2 периоды - это литература Киевск. Руси, т.к. господствует стиль монументального историзма. 3) конец 13 - начало 14 века. Период монголо-татарского нашествия. Лит-ра отмирает на время - в лит-ре господствует одна тема - тема борьбы с захватчиками, отсюда трагизм, патриотизм, гражданственность - это ведущие особ-ти времени. 4) конец 14 – 1ая по. 15 в. Век предвозрождения, Русь экономически и культурно возрождается, господствует экспрессивно-эмоцион. стиль (характерен для житий). 5) 2ая пол. 15 века. В ДРЛ проникают переводные произв-я: «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге». В 1453 пал Константинополь (столица Византии), происходит демократизация литературы. Влияние Византии не оказывает на жизнь Руси, на развитие культуры, важного знач-я; становится самостоятельным, незавершенным госуд-вом. Начинает образовываться единое центральное государство (Москва и Новгород), происходит еретическое отключение. 6) Середина 16 века. Главная особ-ть - господство публицистического стиля: время борьбы дворянства и боярства. 7) 17век. Переход к новой лит-ре. Возрастает развитие индивиду. начала в творчестве писателей (появляется авторство, театр, поэзия).

 

2. Русская агиография 11-17 вв. (осн. Идеи, образы, эволюция). Агиогра́фия (от греч. ἅγιος — святой; графо — пишу) — род деятельности, цель кот. — изучение жития святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости. Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых. Оно всегда повествует о событиях, которые составитель и читатели считали истинными, не вымышленными. Сверхъестественные события: воскрешение мертвых, внезапное исцеление больных и т.д. – для др. книжников было реальностью. Жития имеют прежде всего религиозно-назидательный смысл. Описанные истории святых – пример для подражания. Создавая идеальный образ святого, авторы хотели преподать нравственные уроки людям, которые должны очищаться молитвами. Они не должны быть богаты, часто обращаться к «Св. писанию». Житие лишь внешне напоминает биографическое произведение. Автор стремится раскрыть характер героя.В житиях всегда существуют два мира. Это повседневная земная жизнь и высшая, потусторонняя, Божественная реальность. Деяния персонажей напоминают действия Христа. Жития писали на церковно-славянском языке, считавшимся священным. Жанр жития возник в IV в., Византия. Самая популярная литература вплоть до XIII в. 2 метода изображения: фактографическое и идеальное. Компоненты жития: похвала святому и плач о его смерти. Житийная литература статична, идеализирована, в ней нет живых черт. В отличие от византийских житий, писавшихся о святых, русские писались о светских людях, в них больше историзма. Жития о тех людях, которые прославились подвигами. Основная часть житий – не оригинальны, а переведены с греч. Жития святительские – посвящены преподобным и святителям. Житие д. состоять из трех частей. Открывается вступлением, где описываются причины создания. Далее – основная часть – повествование о святом, смерти и посмертных чудесах. Завершение – похвала святому. На Руси с принятием христ-ва стали распространяться жития в двух формах: в краткой - так называемые проложные жития, входившие в состав Прологов (Синаксариев) и использовавшиеся во время богослужения, и в пространной - минейные жития. Последние входили в состав Четьих-Миней, т. е. месячных чтений, и предназначались для чтения вслух за монастырскими трапезами, а также для индивид. чтения. “Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси” – еще не житие, но в нем есть описание подвигов, рассказы о смерти. Из него вырастает первое рус. житие, кот. не имеет еще всех житийных черт. Древнейшие русские агиографические памятники – два жития князей-страстотерпцев – Бориса и Глеба. Исследователи до сих пор выясняют, какое из сказаний о Борисе и Глебе появилось позже: сказание или чтение. Из летописной истории вырастает анонимное сказание о Борисе и Глебе. Здесь нет канонического вступления, младенчества их и отрочества. Затем рассказ о сыновьях Владимира, а потом рассказ о смерти Бориса и Глеба, которых убивает Святополк, их брат (сын убитого брата Владимира). Он боялся соперничества с братьями как князьями.В «Сказании о Борисе и Глебе» рассказывается о вероломном убиении братьев-князей их старшим сводным братом Святополком. Последний во имя власти отдает приказ убить их. Повествование исполнено психологизма. Подробно описываются душевные борения, скорбь и страх святого в преддверии безвременной смерти. В то же время Борис желает принять смерть подобно Христу. Сцены убиения далеки от правдоподобия. Святые произносят пространные молитвы. Посланцы Святополка не прерывают этих молитв-плачей и убивают святых, когда они заканчивают молиться. Молитвы святых построены по всем правилам красноречия. Основная мысль – сожаление о грядущей смерти и готовность принять ее. Князь Глеб произносит трогательную речь убийцам о пощаде. Святые смиренно принимают все и молятся за убийц, сохраняют в душе любовь к ним. Им противопоставлен Святополк. Им чужды мысли о земной славе и могуществе. Святополк охвачен жаждой власти, а святые – вручают себя Богу. Княжеский род тогда еще воспринимается как единый. Но Ярослав затем победил Святополка. В этом сюжете все внимание – событие смерти, которое опис. оч. подробно (рассказывается то, что они чувствуют). Монологи братьев оч. похожи (мы видим, что Борис догадывается, что происходит: он умен, а Глеб не может поверить в братоубийство). Описыв-ся ощущение тоски (то, что дети не похоронили своего отца. Для него – Глеба – отец все еще жив; усиливаются его переживания; хорошо описывается психологическое состояние). Также после смерти брата Глеба Бориса еще сильнее усиливается его переживания. Но это еще и не каноническое житие (поэтому оно такое насыщенное и эмоциональное). Чтение написано Нестором. Так как это житие не каноническое, Нестор взялся сделать его таким. Он добавил вступление, рассказ о юности (а так как мало знал, то добавлял то, что нужно: читали божественные книги, не играли с детьми). Нестор убрал всю конкретику (имя отрока, который пытался спасти Бориса). Конкретика принижала их поступки, приземляла. Когда ушла конкретика, острота, эмоциональность, получились так называемые риторические упражнения. Нестор отредактировал и часть чудес (убирает социальные мотивы, конкретику). Это неудачная модель построения жития. В то же время Нестору удается создать насыщенное, эмоциональное житие - “Житие Феодосия Печерского”. Это чел., с кот. он жил рядом в монастыре. В нем соблюдался визант. канон (правильный). Это – глубоко верующий чел-к, проживший традиц. для святого жизнь с особенностями своей личной жизни. Нестор начин. и пишет житие по правилам. Но о родителях Феодосия говорит подробно (что каноном не требуется!). Он говорит, что мать его была властной, грубоватой, сильной, она считала, что знает, как сделать счастливым своего сына. Феодосий не играет, носит нехорошие одежды, он уходит из дома вместе с паломниками, странниками. Феодосий думает о душе, а мать хочет, чтобы он достиг земного счастья. Уходит в Киев и принимает постриг. Его нигде не хотят стричь. Мать, узнав это, находит Феодосия и просит его выйти (он выходит на третий раз, и при условии, что его мать станет монахиней). Он становится игуменом (настоятелем) Киево – Печерского монастыря. Его подвиги стандартны. Но он еще и воспитатель, и строитель (рассказ о строит-ве новых зданий в Киево–Печерском монастыре). В результате Феодосий получает возможность творить чудеса (так как он очистился душой). Смирение – самая главная добродетель (послушание - было присуще Феодосию). Здесь соблюдается канон, но присутствует и эмоциональность, насыщенность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.015 с.)