Серебряный век русской поэзии. Характеристика одного из поэтических течений.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Серебряный век русской поэзии. Характеристика одного из поэтических течений.



Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая половина XIX века), термин ввёл Николай Оцуп. «Серебряный век» протекал с 1892 до 1921 годов. Путь, который проделала Россия с середины 90х до октября 1917года столь грандиозен, что его содержание будет разворачиваться в провиденциальном плане и живом опыте человечества и человека еще длительное время. Бунин, Брюсов, Бальмонт, З.Гиппиус, Сологуб, Белый, Кузмин, Ходасевич, Гумилев, Мережковский, Цветаева, Есенин, Северянин, Хлебников; Ахматова, Адамович, Пастернак именно их творчество оказалось вершинным в русской поэзии 20х – 30х гг, 40х-60хгг. На долю одного, двух поколений русских художников выпали испытания и потрясения величайшие, изменившие саму систему мировых координат, смысл истории, назначение человека, судьбы культуры: поражение в русско-японской войне, первая революция, мировая война, Февральская и Октябрьская революции. Это вело к невероятному напряжению чувств и мысли. Отсюда содержательная и формальная переполненность русского поэтического слова рубежа веков. В это время формируются такие литературные течения как символизм: (середина 90х годов Брюсов, Сологуб, Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Блок, Белый, Соловьев)-основн принципы :а) мистическое содержание, б) расширение художественной впечатлительности, в) символ, как язык нового искусства не имеет четких границ; акмеизм, который противостоит символизму и провозглашает прекрасную ясность -Н.Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Михаил Зенкевич; футуризм (начало 10хгодов)-основной принцип «Все слова вдребезги».

Акмеизм( от греч. Высшая степень чего-либо, цветущая сила. А возник в пику символизму.

Начинали создавать кружек Сергей Городецкий, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Михаил Зенкевич (+ Гиппиус, Иванов, Нарбут, Кузьмин). Основная их задача: работать над техникой стиха. Они разбирают на собраниях стихи участников объединения. Акмеисты тоже издали свои теоретич трактаты: Н.Гумилев « Наследие символизма и акмеизма»,Сергей Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», Кузмин «О прекрасной ясности».

Акмеисты полемизируют с символистами. Если символизм обращает взоры в непознаваемое, а непознаваемое не может быть познано - так и нечего писать. Акмеизм провозглашал отказ от мистицизма непознаваемого, установка на земное , вещное восприятие мира, на «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь», на самоценность « прекрасной ясности». Акмеисты приняли этот мир со всеми красотами и безобразиями. Они не отказались от вечности, просто они не ушли отреальной действ-ти. В их пр-я хлынула экзотика (звери из др стран). Акмеисты называли себя Адамистами – приходит Адам в новый мир и дает новые названия. Важна ясность слова и мысли, простые, ясные стихи (кларизм – ясный). Акмеисты берут обыденные предметы, а в центр ставят человека, который живет на этой земле. А. привел нов героя. У символистов – слабый, рефлексирующий, болезненно воспринимающий. У акмеистов – здоровый, мужественный, смелый. Такой герой появл в пр-ях Гумилева (открыватели нов земель). А. в качестве языка выбирает вещность и предметность. А. длительное время оказывал влияние на литературу 20 века. Выразил тоску по мировой культуре.

§ Николай Гумилев-родоначальник Акмеизма, книги «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан», «Костёр», «Шатёр», пьесы в стихах (Дон Жуан в Египте (1912), Игра (1913, опубликована 1916), Актеон (1913)).

; книга китайских стихов «Фарфоровый павильон» ввели в литературу героя сильного, которому чужда расслабленная энергия, который мужественно идет по земле. Гумилев создает двоемирие: мир героя и мир остальных людей, которые боятся жизни. Для Гумилева типичный герой таков - отрывок из ст-я «Капитаны»: На полярных морях и на южных/ По изгибам зеленых зыбей/ Меж базальтовых скал и жемчужных /Шелестят паруса кораблей//Быстрокрылых ведут капитаны/Открыватели новых земель/ Для кого не страшны ураганы/Кто изведал мальстремы и мель//Чья не пылью затерянных хартий -Солью моря пропитана грудь/Кто иглой на разорванной карте/Отмечает свой дерзостный путь//И, взойдя на трепещущий мостик/ Вспоминает покинутый порт/Отряхая ударами тростиКлочья пены с высоких ботфорт/Или, бунт на борту обнаружив/Из-за пояса рвет пистолет/Так, что сыпется золото с кружев/С розоватых брабантских манжет. Ст-е «Рн поклялся в строгом храме» - Г. Подвергает сомнению миф о вечной женственности. Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны,
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.…Но, печальный и упрямый,
Он припал к ногам Мадонны:
«Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны».

Анна Ахматова (1889-1966) –другая сторона акм-ма, А. потребовал новой системы форм. Важно, чтобы мир явился в его собственной плоти и отсюда оказывается важной поэтика детали.Ее ст-я отмечены особым знаком двойного сюжета. Драматургичность, психологизированность ее пр-ний. Смысл образуется сломанностью ритма. Ахм развивала жанр лирич пр-я, в кот всесвязующим была лирич деталь – оформление смысла. Стихи несут драму боли. Ст-е «Вечером»: Звенела музыка в саду/ Таким невыразимым горем./ Сежо и остро пахли морем / На блюде устрицы во льду. Мир ее поэзии – мир, кот не чуждается бытового сора. Раскрывая драму любовного ч-ва, использует бытовые предметы для раскрытия смысла. В 1910х гг. вышли три сборника «Вечер»1912, «Четки»1914, «Белая стая»1917 : тема любовная, любовь, как поединок роковой. Представлены драматические сюжеты несчастной любви: ***Безвольно пощады просят/ Глаза. Что мне делать с ними/ Когда при мне произносят /Короткое, звонкое имя? Иду по тропинке в поле /Вдоль серых сложённых брёвен//Здесь легкий ветер на воле/ По-весеннему свеж, неровен. И томное сердце слышит/ Тайную весть о дальнем//Я знаю: он жив, он дышит/Он смеет быть не печальным. (Четки) ; ***Проводила друга до передней/ Постояла в золотой пыли/С колоколенки соседней/ Звуки важные текли// Брошена! Придуманное слово - Разве я цветок или письмо? А глаза глядят уже сурово/В потемневшее трюмо. ; ***Сжала руки под тёмной вуалью... «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я терпкой печалью /Напоила его допьяна//Как забуду? Он вышел, шатаясь/Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдёшь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру» (сб Вечер). В 10 гг в ее тв-ве настал период жены. В ее стихи приходит образ времени, дышащего катострофой. Тема войны – ст-е «Июль 1914», «памяти 19 июля 1914». Бесконечные российск дороги, по которым идут новобранцы, сопровождаемые воем матерей. Интимное ч-во родины: «Ты знаешь, я томлюсь в неволе», «Приду туда, и отлетит томленье». Ст-е «Молитва» (1915) – им она накликала на себя все беды (расстрел Гумилева, задержание сына Льва).

О.Мандельштамдля его восприятия характерна живая картина ровновесного мира, который важен сам по себе, важен своей реальной красотой – эта вещность чрезвычайно важна для него. Пристрастие к мелочам, кот он эстетизирует. Эстетизация деталей выражала обращенность М к огруж миру. Так же, как и Ахм он не боялся предметов обыденных (средних), он любил о них писать. Выстраивается вертикаль, в архитектуре города Мандельштама играют шпили, много архитектурных образов, которые вытягивают вверх земное пространство, но обусловливают устойчивость мира. Сборник «Камень» - ст-я, кот содержат пространства разных стран. Сборник сопрягает единичное, приходящее и вечное. В стихах о Петербурге в его знаменитых зданиях он сумел воплотить образ величественного и прекрасного города: А над Невой посольства полумира/Адмиралтейство, солнце, тишина! И государства крепкая парфира, как власяница грубая, бедна. В первых двух строках через осязаемые образы видится красота и величие города на Неве, следующие строки снижают эту красоту, но создают образ сурового государства. Ст-е «Я полесинке приставной» - спрягат 2 начала – земное и имировое. Лир герой любуется соборами, башнями, крестами, кот утверждают укрепленность мира и выводят сознание за пределы только земных событий. Акмеизм антропоцентричен, чел – абсолютная ценность. М. выразил тоску по мировой культуре. В своих ранних пр-ях показал, что иск-во связано с мировой культурой естественными связями – ст-е «Я не слыхал рассказов Оссиана» - М, прикасаясь к этой цепи, получает новые знания, он восстанавливает культурную цепь..

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.004 с.)