Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема свободы и национальный идеал Достоевского.

Поиск

«Братья Карамазовы» завершают великое Пятикнижие («Преступление и наказание 68», «Идиот 68», «Бесы 72», «Подросток 75», «Братья Карамазовы 79-80»). Ф.М.Достоевского, собирая воедино фундаментальные проблемы предшествующих четырех романов.

 

В «Братьях Карамазовых», как и в других романах 70-х годов, нашли отражение отдельные темы и мотивы двух его основополагающих замыслов. Он намеревался изобразить «падение» и «восстановление» человеческой души, раскрыть ее сокровенные чаяния и движения с одной стороны, в связи с новейшими экономическими и политическими веяниями отечественной и мировой истории, и с другой – в свете религиозных и культурных традиций, борьбы добра и зла, веры и безверия в сердцах людей (Как совместить человеч природу и как сделать веру понятнее для чел-ка). Обыкновенное уголовное происшествие и любовное соперничество в канве детективного сюжета вписываются в более общую картину духовно-мировоззренческих и социально- психологических связей современного общества, которые, в свою очередь, соотносятся с вечными законами бытия и глубокими философско-историческими обобщениями.

«Братья Карамазовы» - первый роман об Алеше Карамазове. Роман – не завершенный писателем замысел. Спустя несколько месяцев после опубликования известного текста Достоевский внезапно умер.

В р-не отражено не только семейное, но и духовное родство героев. Это философский р-н, идея братства, духовного единения, отсутствие единства общ-ва. Гл цель – показать необходимость в единстве, идея духовного перерождения, умереть, чтобы перейти в жизнь (Эпиграфом к роману многозначительно взяты слова: «Истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Евангелие от Иоанна, Гл.XII,24)»). «БК» - р-н в 4 частях с эпилогомФамилия Карамазовы (кара – черный) – темная сила. Карамазовщина – сила низости, желание жить. Философская кульминация р-на – 2 часть, 5ая книга (Про и контра, глава Бунт) – в этой книге Д. раскрывает бунт чел-ка против Бога; и 6ая книга (Русский инок) – центр фигура – старец Зосима – идея смирения, идея веры. Вторая глава должна нейтрализовать первую, Д пыт-ся придать Зосиме жизненность.

1 часть р-на – знакомство с героями. Д. постепенно раскрывает перед нами героя, все глубже и глубже. В первом знакомстве – идейные позиции всех братьев. Далее Д приближает нас к каждому герою, дает им исповедаться. Алеша – почтальон. 2 часть – происходит реализация идей в жизнь. У Алеши появл-ся свой сюжет. Д. действует по принципу вершинной композиции (9 дней из жизни карамазовых). Д. берет только кульминационные моменты. Сам жанр необычен – полифонический р-н (масса героев со своей жизненной позицией, герои самостоятельны по отношению к автору). «Роман-трагедия» (Иванов) – имеется в виду, что р-н – разновидность драматического пр-я. Драма – в описаниях героев и их репликах. В драме герой тоже не развивается, а раскрывается (вершинная композиция).

У Д. герой – идея, воплощенная в плоть (идеи и страсти). Иван мечтает о гармонии, но в основание гармонии он не может положить одну слезинку ребенка. Он верит в творца как в создателя, бог устранился и не вмешивается в то, что происходит на земле. Жить ему помогает сила низости карамазовской.

Смердяков – лакей по соц и психол статусу. Хозяином он выбирает Ивана. Из рассуждений Ивана Смердяков делает вывод: все позволено. Цель Смердякова – разбогатеть, ему нужны 3 тыс. Кто убил – МЫ убили. Иван решает рассказать на суде, что он виновен, следовательно рушатся все принципы Смердякова, он кончает жизнь самоуб., уносит правду в могилу.

Алеша – ранний человеколюбец: Национальный идеал

Алешу Карамазова разные персонажи в романе называют «тихим», «чистым», «целомудренным», «стыдливым», «маленьким человеком», «херувимом», «ангелом».

Благотворное воздействие сердечно-понимающего отношения к людям ослабляет агрессивность Груши. Она находит в себе силы, чтобы порвать с прошлым и начать вместе с Митей в любви и страдании новую жизнь.

Сходное влияние оказывает Алеша и на своего неисправимого отца, в чьей душе зашевелилось что-то доброе при общении с беззлобным, открытым и доверчивым сыном-«херувимом».

Исцеляющую силу в брате прозревает и Иван Карамазов, соблазнивший брата безысходной логикой своих рассудочных теорий, всегда злобно усмехавшийся, а однажды вдруг раскрывшийся при встрече с ним с «радостной», «детской» стороны. Исцеляющую силу личности Алеши испытывает на себе и Митя, сравнивая его «сердце» с «умом» Ивана: «Ты у меня все. Я хоть и говорю, что Иван над нами высший, но ты у меня херувим. Только твое решение решит. Может, ты-то и есть высший человек, а не Иван». «Дитё», явившееся ему откровением в сновидении, подвигает Дмитрия Карамазова и к духовному обновлению. В противоположность брату Ивану, он безрассудно берет на себя всю людскую вину за детские страдания и, как бы следуя за Спасителем, принявшим на себя крест «за всех, за вся и за все», выражает желание пострадать и духовно очиститься. «Слава Высшему на свете, слава Высшему во мне».

Национальный идеал Достоевского – Образ Христов в русских иноках, юродивых, чудаках, детях.

«Были бы братья, - настаивает в своих беседах старец Зосима, - будет и братство, а раньше братства никогда не разделятся. Образ Христов храним, и воссияет как драгоценный алмаз всему миру... Буди, буди».

 

 

Проблема свободы

Что есть свобода (выбор) для героев романа в связи с вопросом «Есть ли Бог и бессмертие души?»

Поэма Ивана «Великий инквизитор». Бог и свобода.

Легенда становится своеобразным философским средоточием романа. Великий инквизитор предстает в ней скорбящим гуманистом, восставшим против Бога и свободы во имя любви к человеку и всеобщего счастья. Иван бунтует против мира Божьего, он ищет ответ, но не может его найти. Христос и велик инквизитор – две возможные формы мироустройства. 1ая идея: презрение по огтношению к людям (дай им хлеба, они пойдут за тобой, им не нужно право выбора. Только избранным нужен выбор); 2ая идея: молчаливость Христа – он все уже сделал и сказал. Позиция Христа – он верит в людей, что чел сам может сделать выбор, поэтому Христос молчит. У Ивана раздвоение сознания. Эти 2 идеи сталкиваются и сводят его с ума.

Достоевский раскрывает глубочайший трагизм человеческой свободы, неизгладимые противоречия между глобальными гуманистическими идеями и конкретными методами и способами их осуществления.

Основная тайна великого инквизитора заключается в том, что он не верит в Бога, а, стало быть, не уважает и принижает человека, поощряя и увековечивая его пороки и слабости.

В эпилоге романа – надежда на воскресение и обновление, захватившая детские сердца на похоронах Илюши Снегирева, на обретение высшей свободы, которая горит даже в сердце великого инквизитора от поцелуя Христа.

 

4) Национальный идеал Достоевского

«Христос же знал, - отмечает писатель, - что одним хлебом не оживить человека. Если притом не будет жизни духовной, идеала Красоты, то затоскует человек, умрет, с ума сойдет, убьет себя или пустится в языческие фантазии».

В логике Достоевского, величайшая любовь, являющаяся главной движущей силой абсолютного идеала и венцом высочайшего развития личности, есть одновременно и совершенно свободная жертва, вполне осознанная победа над адамовой натурой, чудо воскрешения умирающего зерна, обновления губящей себя души. Только бескорыстная любовь к конкретному, рядом находящемуся ближнему, которая не отождествляется ни с каким частным интересом или естественными склонностями, способна возвысить и облагородить приниженную душу человека.

Ракитин. Красота – тело женское.

Дмитрий.

В нем живет идеал Мадонны, как и идеал содомский. Красота — страшная вещь, говорит Дмитрий, тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей.

Эгоистическое вожделение заставляет его пренебрегать душевными терзаниями Груши. Но, освобождаясь от замкнутости в собственных интересах после глубокого внутреннего переворота, Митя в любви к Груше ощутил просветление, ослабление инстинкта обладания, в любви его к этой женщине заключалось нечто гораздо высшее, чем он сам предполагал, а не одна лишь страстность, не один лишь «изгиб тела», о котором он говорил Алеше.

Иван.

В основе абстрактной любви ко всему человечеству, противоположной, казалось бы, конкретной чувственной страсти Достоевский находит то же «искажение в свой интерес», неизбежное вследствие отсутствия в ней нравственной определенности.

Неспособность абстрактного гуманиста Ивана Карамазова перенести центр внимания к конкретному другому, равноправному «ты» создает драматическую раздвоенность в искреннем стремлении к бескомпромиссному познанию истины, тот ад в его душе, который, по определению старца Зосимы, есть мука духовная от невозможности любить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.013 с.)