Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема свободы и национальный идеал Достоевского.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Братья Карамазовы» завершают великое Пятикнижие («Преступление и наказание 68», «Идиот 68», «Бесы 72», «Подросток 75», «Братья Карамазовы 79-80»). Ф.М.Достоевского, собирая воедино фундаментальные проблемы предшествующих четырех романов.
В «Братьях Карамазовых», как и в других романах 70-х годов, нашли отражение отдельные темы и мотивы двух его основополагающих замыслов. Он намеревался изобразить «падение» и «восстановление» человеческой души, раскрыть ее сокровенные чаяния и движения с одной стороны, в связи с новейшими экономическими и политическими веяниями отечественной и мировой истории, и с другой – в свете религиозных и культурных традиций, борьбы добра и зла, веры и безверия в сердцах людей (Как совместить человеч природу и как сделать веру понятнее для чел-ка). Обыкновенное уголовное происшествие и любовное соперничество в канве детективного сюжета вписываются в более общую картину духовно-мировоззренческих и социально- психологических связей современного общества, которые, в свою очередь, соотносятся с вечными законами бытия и глубокими философско-историческими обобщениями. «Братья Карамазовы» - первый роман об Алеше Карамазове. Роман – не завершенный писателем замысел. Спустя несколько месяцев после опубликования известного текста Достоевский внезапно умер. В р-не отражено не только семейное, но и духовное родство героев. Это философский р-н, идея братства, духовного единения, отсутствие единства общ-ва. Гл цель – показать необходимость в единстве, идея духовного перерождения, умереть, чтобы перейти в жизнь (Эпиграфом к роману многозначительно взяты слова: «Истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Евангелие от Иоанна, Гл.XII,24)»). «БК» - р-н в 4 частях с эпилогомФамилия Карамазовы (кара – черный) – темная сила. Карамазовщина – сила низости, желание жить. Философская кульминация р-на – 2 часть, 5ая книга (Про и контра, глава Бунт) – в этой книге Д. раскрывает бунт чел-ка против Бога; и 6ая книга (Русский инок) – центр фигура – старец Зосима – идея смирения, идея веры. Вторая глава должна нейтрализовать первую, Д пыт-ся придать Зосиме жизненность. 1 часть р-на – знакомство с героями. Д. постепенно раскрывает перед нами героя, все глубже и глубже. В первом знакомстве – идейные позиции всех братьев. Далее Д приближает нас к каждому герою, дает им исповедаться. Алеша – почтальон. 2 часть – происходит реализация идей в жизнь. У Алеши появл-ся свой сюжет. Д. действует по принципу вершинной композиции (9 дней из жизни карамазовых). Д. берет только кульминационные моменты. Сам жанр необычен – полифонический р-н (масса героев со своей жизненной позицией, герои самостоятельны по отношению к автору). «Роман-трагедия» (Иванов) – имеется в виду, что р-н – разновидность драматического пр-я. Драма – в описаниях героев и их репликах. В драме герой тоже не развивается, а раскрывается (вершинная композиция). У Д. герой – идея, воплощенная в плоть (идеи и страсти). Иван мечтает о гармонии, но в основание гармонии он не может положить одну слезинку ребенка. Он верит в творца как в создателя, бог устранился и не вмешивается в то, что происходит на земле. Жить ему помогает сила низости карамазовской. Смердяков – лакей по соц и психол статусу. Хозяином он выбирает Ивана. Из рассуждений Ивана Смердяков делает вывод: все позволено. Цель Смердякова – разбогатеть, ему нужны 3 тыс. Кто убил – МЫ убили. Иван решает рассказать на суде, что он виновен, следовательно рушатся все принципы Смердякова, он кончает жизнь самоуб., уносит правду в могилу. Алеша – ранний человеколюбец: Национальный идеал Алешу Карамазова разные персонажи в романе называют «тихим», «чистым», «целомудренным», «стыдливым», «маленьким человеком», «херувимом», «ангелом». Благотворное воздействие сердечно-понимающего отношения к людям ослабляет агрессивность Груши. Она находит в себе силы, чтобы порвать с прошлым и начать вместе с Митей в любви и страдании новую жизнь. Сходное влияние оказывает Алеша и на своего неисправимого отца, в чьей душе зашевелилось что-то доброе при общении с беззлобным, открытым и доверчивым сыном-«херувимом». Исцеляющую силу в брате прозревает и Иван Карамазов, соблазнивший брата безысходной логикой своих рассудочных теорий, всегда злобно усмехавшийся, а однажды вдруг раскрывшийся при встрече с ним с «радостной», «детской» стороны. Исцеляющую силу личности Алеши испытывает на себе и Митя, сравнивая его «сердце» с «умом» Ивана: «Ты у меня все. Я хоть и говорю, что Иван над нами высший, но ты у меня херувим. Только твое решение решит. Может, ты-то и есть высший человек, а не Иван». «Дитё», явившееся ему откровением в сновидении, подвигает Дмитрия Карамазова и к духовному обновлению. В противоположность брату Ивану, он безрассудно берет на себя всю людскую вину за детские страдания и, как бы следуя за Спасителем, принявшим на себя крест «за всех, за вся и за все», выражает желание пострадать и духовно очиститься. «Слава Высшему на свете, слава Высшему во мне». Национальный идеал Достоевского – Образ Христов в русских иноках, юродивых, чудаках, детях. «Были бы братья, - настаивает в своих беседах старец Зосима, - будет и братство, а раньше братства никогда не разделятся. Образ Христов храним, и воссияет как драгоценный алмаз всему миру... Буди, буди».
Проблема свободы Что есть свобода (выбор) для героев романа в связи с вопросом «Есть ли Бог и бессмертие души?» Поэма Ивана «Великий инквизитор». Бог и свобода. Легенда становится своеобразным философским средоточием романа. Великий инквизитор предстает в ней скорбящим гуманистом, восставшим против Бога и свободы во имя любви к человеку и всеобщего счастья. Иван бунтует против мира Божьего, он ищет ответ, но не может его найти. Христос и велик инквизитор – две возможные формы мироустройства. 1ая идея: презрение по огтношению к людям (дай им хлеба, они пойдут за тобой, им не нужно право выбора. Только избранным нужен выбор); 2ая идея: молчаливость Христа – он все уже сделал и сказал. Позиция Христа – он верит в людей, что чел сам может сделать выбор, поэтому Христос молчит. У Ивана раздвоение сознания. Эти 2 идеи сталкиваются и сводят его с ума. Достоевский раскрывает глубочайший трагизм человеческой свободы, неизгладимые противоречия между глобальными гуманистическими идеями и конкретными методами и способами их осуществления. Основная тайна великого инквизитора заключается в том, что он не верит в Бога, а, стало быть, не уважает и принижает человека, поощряя и увековечивая его пороки и слабости. В эпилоге романа – надежда на воскресение и обновление, захватившая детские сердца на похоронах Илюши Снегирева, на обретение высшей свободы, которая горит даже в сердце великого инквизитора от поцелуя Христа.
4) Национальный идеал Достоевского «Христос же знал, - отмечает писатель, - что одним хлебом не оживить человека. Если притом не будет жизни духовной, идеала Красоты, то затоскует человек, умрет, с ума сойдет, убьет себя или пустится в языческие фантазии». В логике Достоевского, величайшая любовь, являющаяся главной движущей силой абсолютного идеала и венцом высочайшего развития личности, есть одновременно и совершенно свободная жертва, вполне осознанная победа над адамовой натурой, чудо воскрешения умирающего зерна, обновления губящей себя души. Только бескорыстная любовь к конкретному, рядом находящемуся ближнему, которая не отождествляется ни с каким частным интересом или естественными склонностями, способна возвысить и облагородить приниженную душу человека. Ракитин. Красота – тело женское. Дмитрий. В нем живет идеал Мадонны, как и идеал содомский. Красота — страшная вещь, говорит Дмитрий, тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Эгоистическое вожделение заставляет его пренебрегать душевными терзаниями Груши. Но, освобождаясь от замкнутости в собственных интересах после глубокого внутреннего переворота, Митя в любви к Груше ощутил просветление, ослабление инстинкта обладания, в любви его к этой женщине заключалось нечто гораздо высшее, чем он сам предполагал, а не одна лишь страстность, не один лишь «изгиб тела», о котором он говорил Алеше. Иван. В основе абстрактной любви ко всему человечеству, противоположной, казалось бы, конкретной чувственной страсти Достоевский находит то же «искажение в свой интерес», неизбежное вследствие отсутствия в ней нравственной определенности. Неспособность абстрактного гуманиста Ивана Карамазова перенести центр внимания к конкретному другому, равноправному «ты» создает драматическую раздвоенность в искреннем стремлении к бескомпромиссному познанию истины, тот ад в его душе, который, по определению старца Зосимы, есть мука духовная от невозможности любить.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.013 с.) |