Судьба народа (поколений), а не отдельного человека; 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судьба народа (поколений), а не отдельного человека;



На его страницах воссоздана духовная жизнь России почти за полвека – с 80-х годов XIX века до 1918 г. В романе показаны судьбы людей разных сословий и классов, их умонастроения, философские споры. Наряду с вымышленными персонажами, в романе действуют реальные исторические лица: царь Николай II, Савва Морозов, известные художники и литераторы.

2. жизнь представлена в драматических (или даже трагических) изломах;

9 января 1905 г. в Петербурге. Сцены Кровавого воскресенья. Москва, революция 1905 г. Мысли Самгина о революции и Кутузове: «И прав!.. Пускай вспыхнут страсти, пусть все полетит к черту, все эти домики, квартирки, начиненные заботниками о народе, начетчиками, критиками, аналитиками…» Баррикады. Самгин и боевые отряды. Товарищ Яков — предводитель революционной толпы. Казнь на глазах Самгина сыщика Митрофанова. Смерть Анфимьевны. Самгин понимает, что события развиваются помимо его воли, а он их невольный заложник. Начало мировой войны как символ краха коллективного разума. Возвращение с фронта. Вечер у Леонида Андреева. Его слова: «Люди почувствуют себя братьями только тогда, когда поймут трагизм своего бытия в космосе, почувствуют ужас одиночества своего во вселенной, соприкоснутся прутьям железной клетки неразрешимых тайн жизни, жизни, из которой один есть выход — в смерть», — которые словно подводят черту под духовными поисками Самгина. Февральская революция 1917 г. Родзянко и Керенский. Незавершенный финал. Неясность дальнейшей судьбы Самгина…

Присутствует широчайшая социально-историческая проблематика.

В центре повествования - фигура «революционера поневоле». Это человек, которого страшат социально-политические потрясения в стране и мире, и он чувствует себя «жертвой истории». Сам Горький писал о главном герое романа так: «Мне хотелось изобразить в лице Самгина такого интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни…»

Споры о славянофилах и западниках, России и Западе. Не зная народа, они пытаются решать его судьбу. Знакомство Самгина с Мариной Зотовой — богатой женщиной с «народным» образом мысли. Её рассуждения о том, что интеллигенция никогда не знала народ, что корни народной веры уходят в раскол и еретичество и это является скрытой, но истинной движущей силой революции. Кошмар «двойничества», преследующий Самгина и выражающий начало распада его личности.

Роман-эпопея «Хождение по мукам» А.Н.Толстого.

1. судьба народа (поколений), а не отдельного человека;

Роман-эпопея повествует о судьбе двух сестер Булавиных Даши и Кати и их любимых мужчин в период с 1914 по 1920 год. Книга первая «Сёстры» - начало первой мировой войны. Книга вторая «Восемнадцатый год» - революционный хаос. Книга третья «Хмурое утро» - гражданская война.

2. жизнь представлена в драматических (или даже трагических) изломах;

Жизнь народа, конкретных семей и отдельного человека – поистине «Хождение по мукам».

3. присутствует широчайшая социально-историческая проблематика.

Роман не только о любви, а о судьбах людей на просторах разваливающейся и раздираемой на части Российской империи.

Роман-эпопея «Петр Первый» А.Н.Толстого.

1. судьба народа (поколений), а не отдельного человека;

К концу XVII в. после смерти государя Федора Алексеевича в России начинается борьба за власть. Бунтуют стрельцы, подстрекаемые царевной Софьей и её любовником, честолюбивым князем Василием Голицыным. Стало в Москве два царя — малолетние Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, а выше их — правительница Софья.

«Россия — золотое дно — лежала под вековой тиной… Если не новый царь поднимет жизнь, то кто же?» Петр начинает поход на Крым (предыдущий — Василия Голицына — закончился позорной неудачей); а часть армии идет войной на турецкую крепость Азов. И этот поход кончился бесславно. В 1700 г. молодой и храбрый шведский король Карл XII разбивает под Нарвой русские войска; у него сильнейшая армия, и уже кружится голова в предчувствии славы второго Цезаря. Карл занимает Лифляндию и Польшу, хочет броситься за Петром в глубь Московии, но генералы его отговаривают. А Петр мечется между Москвой, Новгородом и Воронежем, заново воссоздавая армию; строятся корабли, отливаются (из монастырских колоколов) новые пушки.

2. жизнь представлена в драматических (или даже трагических) изломах;

«Западная зараза неудержимо проникла в дремотное бытие… Боярство и поместное дворянство, духовенство и стрельцы страшились перемены (новые дела, новые люди), ненавидели быстроту и жестокость всего нововводимого… Но те, безродные, расторопные, кто хотел перемен, кто завороженно тянулся к Европе… — эти говорили, что в молодом царе не ошиблись». Петр проводит свои реформы – от непомерных тягот народ начинает разбойничать или уходит в леса к раскольникам, но и там их настигают государевы слуги, и люди сжигают себя в избах или церквях, чтобы не попасть в антихристовы руки.

3. присутствует широчайшая социально-историческая проблематика.

А. Т. Черкасов Хмель: Сказания о людях тайги. 1963.

Всего же действие в трилогии Хмель, Конь Рыжий, Черный тополь продолжается свыше ста лет. «Хмель» - первая часть популярного цикла романов об истории Сибирского края - воссоздает события от восстания декабристов до потрясений начала XX века. Это первая книга знаменитой семейной саги А.Черкасова, посвященной старообрядцам Сибири. Это роман о конфликте веры и цивилизации, нового и старого, общественного и личного… Петр Краснов. Роман-эпопея «От Двуглавого орла к красному знамени» (1922). Над романом-эпопеей генерал работал в зарубежье более 20 лет. Конец империи и начало революции.

Анатолий Иванов. «Вечный зов» (1976).

 

 

Творчество И.Бродского: поэтическая философия и стилевая самобытность.

Бродский Иосиф Александрович (1940–1996), поэт, переводчик, прозаик, драматург родился в Ленинграде. Детство прошло в маленькой квартире в том самом «питерском» доме, где до революции жили Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус и откуда они отправились в эмиграцию.

В 1955, не доучившись, Бродский поступает работать на военный завод фрезеровщиком, выбрав для себя чтение как самообразование. За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа и т.д. Ищет работу, которую можно совмещать с творчеством. Писать стихи впервые попробовал в 16 лет.

Характерная черта поэта: боязнь быть на какого-то похожим, растворить свою индивидуальность в чужих смыслах.

Поэтическая философия

Бродский осознал необходимость синтеза преемственности и выявления новых выразительных возможностей русского классического стиха. Лирика Бродского впитает основные принципы «метафизического» мышления: отказ от культа переживаний лирического «я» в поэзии, «суховатая» мужественная интеллектуальность, драматичная и личная ситуация лирического монолога, часто – с напряженным ощущением собеседника, разговорность тона, использования «непоэтической» лексики (просторечья, вульгаризмов, научных, технических понятий), построение текста как череды доказательств в пользу какого-то утверждения.

Стилевая самобытность

Поэзия Б по его языку, синтаксису, образам была не похожа на все, что было до него. Сложные, непонятные облазы и особ философия лир героя. Для него хар-но противопоставление 2ух философий: молчание / речь, кот должна победить молчание; смерть / жизнь; теснота / открытое пр-во, перспектива; врем / пространство; наполненность / пустота, вещь / мысль (сознание, кот иногда ужасается вещам). Одно из больших ст-ний (этот жанр ввел Бродский) – «Пришла зима, и все, кто мог лететь…» (1965): «Пришла зима, и все, кто мог лететь,/покинули пустую рощу - прежде,/чем быстрый снег их перья смог задеть,/добавить что-то к легкой их одежде». Первый снег в пространстве этого ст-я – снег, кот глушит каждый звук. Ст-е является непрерывным говорением. Ст-е должно занимать на странице много места, должно быть широким столбцом, надвигаться на читателя как танк. Здесь мы видим противопоставление речь (оказывается синонимом жизни) / снег (синоним смерти). В этом ст-нии Б тоже создает словарь. Снег летит в этом мире, и дальше перечисляется все, что он заносит. Убеждение в том, что мир существует. Часто в ст-ях Б. пространство замыкается вокруг лирич героя – Ст-е «Пророчество» (1965): «Мы будем жить с тобой на берегу,/отгородившись высоченной дамбой/от континента, в небольшом кругу,/сооруженном самодельной лампой». Есть неск ст-ний, где Б. говорит о спасительности комнаты: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку./Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?/За дверью бессмысленно все, особенно - возглас счастья./Только в уборную - и сразу же возвращайся» - желание огородиться от всего мира и ощутить спасительную тесноту. Другие люди предстают в виде темной массы, кот враждебна к герою. Толпа и ощущение некот взгляда – ст-я «Представление», «Натюрморт» («Вещи и люди нас/окружают. И те,/

и эти терзают глаз./Лучше жить в темноте»). Важны не так вещи, как мысль, кот можно ощутить. Мысль иногда оказывается звуком, кот формирует образ вещи. Важна связь мысли героя с шопотом дерева «Мне нечего сказать ни греку, ни варягу / Зане не знаю я, в какую землю лягу. / Скрипм, скрипи, перо! Переводи бумагу». Вяз не раз появляется в ст-ях Б. – ст-е «В Кафе».

Ст-е «Прачечный мост» - составной образ, образ не может существовать отдельно. Мост как символ встречи, одновременно – симво разлуки. Эта всиреча на мосту уподобляется циферблату, люди, как стрелки, на момент соединяются перед тем, как расстаться. Ст-е «Элегия» (82).- Поэтич язык Б стремится к помтоянному усложнению, со временем яз стан-ся все более сложным.

Ст-е «Август» - сплошь состоит из символов: витязь, кот стал сфетофором – чел на распутье, кот не знает, что выбрать. Подросток, выбежавший в переднюю – символ обновляющегося времени. Вокзал – место встреч, разлку, место пребывания, зеркало – чел отражается, понимает, что живет.

В 1987 году Б стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. С конца 1980-х творчество Б постепенно возвращается на Родину, однако сам он неизменно отклоняет предложения даже на время приехать в Россию. В то же время в эмиграции он активно поддерживает и пропагандирует русскую культуру. Б умер в Нью-Йорке от инфаркта в 1996, во сне, в ночь на 28 января. Ему было 55 лет.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.017 с.)