Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-философская проблематика и стилевое своеобразие прозы А.Платонова 1899-1951.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Платонов – чел пролетарского происхождения, помощник машиниста.. Интересен сам человек, человек увлекающийся всем в мире. Революцию воспринимает как явление мыслительного характера. Революция, как возможность узнать тайну, истину жизни, т.к. именно бессмысленность мучает человека больше всего. После революции занимается философией, политикой, журналистикой. В 27 году первый сборник «Епифанские шлюзы». Искусство по Платонову – это метод жизнестроения, возможность овладеть тайной мира. Платонов увлекается философией Николая Федорова – «Философия общего дела».Человек может все, но природа враждебна человеку, самая главная кознь природы - это то, что человек смертен => необходимо преодолеть смертность. Необходимость воскресить все предыдущие поколения до первого колена, для того, чтобы объединить опыт – общее дело. Перенаселения не будет, т.к. женщин не будет – общество мужества, нет необходимости продолжать род и потому что женщина воплощение пола, воплощение чувственного и она отвлекает мужчину. Особое отношение к мертвым, они знают что-то, что не знают живые. Смерть- это некое особое состояние сознания у Платонова. Это некое знание, которое человек получил, знание это великий смысл и человек успокаивается- смерть. Смерть как знание должно придти само. В 20е годы Платонов увлекается всем, чем только можно. Занимается электрификацией и мелиорацией и под его управлением построены 3 электростанции, сотни прудов, шахтных колодцев. В 28 году повесть «Сокровенный человек» - особый тип человека, человек как загадка, даже для самого себя. Фома Пухов именно такой человек. Фома Пухов не понимает революцию, но он ее интуитивно чувствует, воспринимает революцию, как стихию. Образ очарованного странника, он нездешний человек. Он оказывается в острых моментах революции, он родственник революции, родственник к миру, в нем есть что-то причастное к тайнам мира. Пухов отрезан от всего оседлого, от своего дома (на гробе жены колбасу режет). В конце 20х взгляды Платонова меняются. «Чевенгур» - создает модель идеального общества. Получилась жутковатая утопия. Повесть «Котлован». Задумывает как антиутопию. Автор у Платонова находится внутри общества, внутри художественного мира. Автор у Платонова, так же как и герои ответов не знает, мучается вопросами, не знает к чему приведет такой путь, вместе со всеми копает котлован и докапывается. В центре котлована построение единого дома для будущего пролетариата, которого еще не существует. Этот дом строится без плана, без сроков, без размеров. Строят по некому внутреннему чутью, полуинтуитивно, полубессознательно. Это превращается в метафору всей жизни, которой человек идет без дороги, без плана. Платонов передает утрату чувства реальности у героев и у читателей. Герои не столько копают, сколько докапываются. Рытье котлована – метафизический поиск, каждый копает свое, ищет свой собственный смысл. Котлован – центр, к которому стекаются все. Всех волнует образ нового будущего человека, какой он будет, насколько будет отличаться от нынешних. Героев волнует будет ли душа у нового человека? А что такое душа?- уже не найти ответ, это вопрос не разрешим. Все герои измождены от неразрешимости вопроса, от усталости. Ощущение серости – чел., который лишен смысла жизни, у него возникает усталость. Сцена: Вощев идет мимо дома, где ругаются муж и жена и ребенок плачет – Вощёв его жалеет, говорит, что человек рожден на муку, только смерть дает покой. Образ Насти – она на границе двух миров, старого и нового. По происхождению из мира старого, а собирается жить в мире новом. Сознание Насти – предмет для дискуссий, очень двоякое, она говорит и мыслит лозунгами, объясняет вещи и мир по-новому. Это вступает в конфликт с органическим, природным в Насте и она не выдерживает этот конфликт = > усталость и тоска, от бессмыслицы и от одиночества. Все люди отдельны, нет общности, т.к. человек загадка даже для самого себя => для остальных он полная загадка. Тоска порождает абсурд. Текст наполнен символикой – момент с медведем молотобойцем. Платонов показывает в образе медведя человека одержимого революционными инстинктами. Революционные инстинкты вымещают в человеке природное, душу. Антилитературность, сырость языка Платонова - это результат кропотливой работы автора, для того чтобы показать, как в человеке меняется природа, как замещается его мышление. Платонов пытается создать одеревеневший, мертвый язык революции, в котором все доведено до предела. Платонов создает свои неологизмы (колхозирую). Показывает как рождается мысль, как она неумело оформляется, как мысль изнемогает в поисках истины. Повесть «Усомнившийся Макар». Платонов оказывается в культурной изоляции. Обвиняется в том, что провоцирует тему мученичества. Арестован его сын (15 лет) – досрочно освобожден. Умер от туберкулеза – удар от которого Платонов не оправился. Его тексты начинают возвращаться в 60е. р-з «Июльская гроза», «Возвращение» - совершенно другие. П. возвращается к обычным идеалам: самое главное – семья, чел должен вернуться.
Шолохов Рассказы, повести, романы Шолохова – это, собственно, единая Книга о судьбах народа на разных этапах революционного пути. Началом этой книги, отразившей разделенный с народом путь самого художника, были «Донские рассказы», центральным звеном – «Тихий Дон», эпическое полотно о путях народа к Советской власти, продолжением его – «Поднятая целина», роман о сложностях, трудностях, истинном отношении крестьянства к коллективизации. Самой высокой духовной ценностью для Шолохова было чувство любви к родине и ее народу, имеющему полное право на счастье. Но Шолохов не мог принять тех жестоких путей, которые были навязаны народу в борьбе за его счастье. «Книга «Донские рассказы» займет далеко не последнее место в литературе, посвященной воспроизведению эпохи гражданской войны. В книге 8 небольших повестей. Все они трактуют о столкновении белого и красного казачества. Эти рассказы ценны еще и тем, что все они посвящены Тихому Дону и, несмотря на это, не повторяются, и от каждого в отдельности веет своим, особым».В центре рассказов – острый социальный конфликт, дающий возможность показать быт казачества, его семейный уклад, беспросветную нужду бедноты и жадность и бесчеловечность зажиточной казачьей верхушки. Рассказы «Пастух» (брат и сестра, брат хочет ехать в город учится, пишет статьи о кулаках, они его убивают, сестра едет в город учиться), «Алешкино сердце» (мальчик-сирота, от голодной смерти его спасает политком Синицын, устраиваться работать к богатею, тот его эксплуатирует, услышал разговор хозяина о разбойничьем налете, передает Синицыну – тот организует отпор, оптимизм), р-з «Жеребенок» (жеребенок оказался в отряде, халко убивать, т.к. напоминает ребенка, символическая развязка6 во время переправы жеребенок начинает тонуть. Жеребенок мешает отряду воевать, т.к. напоминает о мирной жизни, отогнать не получается, убить рука не поднимается. Боец Тимофей бросился спасать. Тимофея убивают как дизертира). Композиционно отчетливы, резки, в них не чувствуется растянутости. Шолохов впервые в художественной форме сказал о социальных противоречиях, особенно ярко отразившихся на Дону, показал, насколько неправы те, что огульно всех без исключения донских казаков относят к категории отъявленных белогвардейцев. Борьба нового, рождающегося в муках, с отживающим прошлым. В 1924 году Шолохов возвращается на Дон, начинает писать “Тихий Дон” – роман, принесший мировую известность. Изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, рисует судьбы народа и личности в революции. Казаки были проблемой для больш-ов (анархия), представляли опасность для прохождения больш-ов. Почему усомнились в авторстве? Р-н был написан оч быстро, 2ой том в спешке. Возникает ощущение, что 1 чел не мог так быстро написать такой текст – возникает подозрение, что Ш украл рукопись. Предположения: 1) при женитьбе получил сундучок с рукописью Федора Крюкова – но ничегообщего у них нет 2) у Ш есть кагорта неизвестных писателей 3) Соавтор – Александр Серафимович 4) Ш не мог написать, т.к. был слишком молод (20 лет – невозможно обладать жизненным опытом) и впоследствии не написал ничего подобного. Солженицин доказал литературоведчески, что Ш не один писал р-н. В 40м году выходит последняя 4 книга «ТД». «ТД»- роман эпопея широкий временной охват, изображение значимых исторических событий, большое количество действующих лиц, эпопейность складывается из изображения широкого исторического полотна. Для Ш важно изображение семьи и личности в соотношении с историей. «ТД» история 5 казачьих семей. Семья - это нравственное ядро повествования. Некая экзотика – изображение казачьего быта, уклада, который осознает себя отдельным особым народом. Ш показывает отличие казачества от офицерства. Понятие воинская честь, воинский долг для казаков является естественным. С другой стороны казачество это сословие земледельческое, но это не крестьяне, они не насильно привязаны к земле, для каждого труд это внутренняя потребность. Для казаков все природное окружение становится родственным. Дон – батюшка, земля - матушка. Восприятие себя, как единого звена природы. Понятие семьи определяет повествование, сюжет – понятие семьи через быт, описание будничной жизни. Уже в начале чувствуется разлад – расправа над турчанкой. Т. К. она чужая, она воспринимается оч враждебно. Они считают, что она ведьма и убивают ее. Она родила сына. Пантелй – сын Прокофия и турчанки. Отсюда смесь казаков и турок, отсюда двойственность гл героя Григория. Он не знает, чью сторону принять (расные или белые). Он как будто бы по-человечески слаб, но с др стороны – дикость и звероватость в его хар-ке. Григорий Мелихов – трагедия Мелихова – трагедия человека и времени. Сложно проследить передвижение М по социальным лагерям. Он ищет свой путь интуитивно. Ищет простых примитивных вещей – труда, покоя и семью. Нормальная шкала человеческих ценностей делает его чужим в этой эпохе. У него критерии остались традиционными – человеческое отношение к человеку, тогда, как время требует классового отношения к человеку. Нам становится понятно, что это трагедия человека и времени. Быт – это женщина – скрепа, основа семьи – Ш рисует именно этот стержень. Женщина – хранитель быта, ценностей, устоев. Три поколения женщин представлены в романе, воплощающих ту или иную концепцию семьи, тип семьи, степень трансформации устоев. Каждая женщина в романе имеет свою собственную функцию: Ильинична – крепкая традиционная семья, сохранение традиционных ценностей, сохранение нравственных устоев. Функция - мать, всеобщая, страдающая. Ильинична - Россия земля. Среднее поколение: Аксинья, Наталья, Дарья. Аксинья – роковая женщина, которая влечет погибель. А сама жертва обстоятельств. Функция - страсти, женское начало. Эта страсть не созидательная – у А нет детей. Описание А связано с природой – волосы ее пахнут дурнопьяном. Наталья – противоположность А, хранительница очага. Функция – женщина, мать, которая рождает детей. Умирает, т.к. не желает исполнять свою функцию, не желает быть матерью, покушается на свою суть. Дарья – аспект плотского желания. Автор ее не осуждает. В семью врывается революция и мы видим как на этом поколении разрушаются семейные устои, не одна семья не сохранилась, в семью вмешивается время. Дуняша – новое поколение женщины и новый тип семьи. Ш показывает, что это за новая семья. – Михаил Кошевой - радикальная трансформация ценностей и устоев. Эта семья основана на преступлении старых нравственных норм. У Кашевого нет нравственных понятий дружбы, ценности человеческой жизни, главная его ценность - революция. В новом обществе понятие брака разрушается. Автор показывает, что у семьи нет ни нравственного, ни этического будущего. Время, которое вмешалось в семью разрушило все до основания. Идея разрыва на всех уровнях худ целого (семейн ценности, исчезает представление о гос-ве, родине, ссоры, семейные связи – родственники убив др друга, в конце – одна связь – отец и сын). Разрыв в сюжете, повествов-ии, языке ----соединение. ВОВ: очерки “На Дону”, “На юге”, “Казаки” и др. Рассказ “Судьба человека” (1956-1957) стал заметным явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в ее связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что дает возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма. Эта сложная, историческая основа определила и поэтику рассказа. Отчетливо выделяются ведущие образы- (дорога автора – дорога героя – судьба человека на дорогах войны и т.п.), свободно чередуются голоса героя-рассказчика и автора-повествователя. Судьба Андрея Соколова воплощает не только страшное зло войны, сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа – вера в доброе, человеческое, утверждение подвига. Первая книга «Поднятой целины», -тема коллективизации, вторая –тема взаимоотношений власти и народа, носителями подлинно народной нравственности выступали рядовые колхозники, а руководители-коммунисты уже не столько учили, сколько учились у народа. Раскулачивание. Массовые сцены – народ творец истории. Создание колхоза. Кондрат: труженик, любит свое хозяйство. Вклад писателя в мировое искусство определяется, прежде всего, тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем богатстве типов и характеров (богатый душевный мир, неиссякаемая талантливость народа, стремление к свету и правде), в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы. Триединство его поэтики: человек – общество – природа – выражает одну из особенностей цивилизации, гуманистическое направление всего его творчества Особая энергия стиля. Фраза, запятая, глагол. Энерг язык, особая речь (казацкая, украинизмы). Поэтич язык (месяц-инвалид, глаза-2 пробоины от пуль). Метафор язык. Ш при написании использует фольклорный прием – отражение состояния человека в природе.
Пастернак 1890-1960 В юности мечтал стать композитором. Оригинальность формы и многообразие содержания лирики. Творческая и жизненная судьба поэта — своеобразное отражение трагедии подвижнического подвига творца — подвига служения своему народу. В его творчестве нашли отражение многие события и реалии ХХ века. Судьба его, так же как судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Творчество стало спасением и выходом, бегством от окружающей его советской действительности. В поэзии раннего Пастернака особое место занимает лирический герой. Особенность его в том, что поэт передает видение мира через свое растворение в объекте изображения. Такая растворенность создается не только с помощью метафор, но и с помощью звуковой организации стиха. У Пастернака, как у любого другого поэта, мы находим стихотворения о природе. Языческое преклонение перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет — постоянные спутники его монологов: Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Восклицательные предложения, восторженные междометия, создают в каждом его стихотворении приподнятую атмосферу, передают чувство радости влюбленного в природу поэта: «Что почек, что клейких заплывших огарков налеплено к веткам!» («Весна» «р» и «л»); «Ужасный! — Капнет и вслушивается,/ все ли он один на свете/ мнет ветку в окне, как кружевце,/ или есть свидетель» («Плачущий сад» - тишина, плескание в шлепанцах). Веселые, праздничные звуки. Чуткий внутренний слух музыканта помогает Пастернаку воспроизвести эти звуки, звуки пробуждающегося мира природы. Философская насыщенность содержания. Он понимал поэзию как отображение жизни творческой личности. Безусловное требование настоящей поэзии — свобода творца. Основные темы и мотивы творчества Пастернака: человек и бытие, человек и история, человек и общество, человек и природа, человек и искусство, человек и любовь и т. д. Обновление природы способствует обновлению души, рождает творческий порыв. В творческом сознании поэта в позднем творчестве природа все больше сознается как противоположность суете мира (раньше было отождествление мира природы и мира человека). Она поэтически преобразуется в храм, который был всегда противоположен мирской структуре: ст-е «Когда разгуляется» - «Природа, мир, тайник вселенной,/Яслужбу долгую твою,/
Философского осмысления потребовала от Пастернака и тема свободы творчества и личности. Этому посвящены почти все стихи к роману «Доктор Живаго» (ЮЖ, мать –Марья Ник, дядя – Ник Ник Веденяпин, Тоня Громеко, ее мать Анна Ив, Лара Гишар-Паша Антипов (потом Стрельников), Виктор Иппол Комаровский). В этой связи очень показательно стихотворение «Гамлет» (раздумья над характером эпохи). Смысл жизни, выбор моральной позиции в мире зла и насилия — так можно определить тему произведения, в котором звучат мотивы ответственности человека «за время и за историю». Важную роль в понимании философской позиции автора играют библейские мотивы. Образ Христа в его творчестве — символ человека, готового на самопожертвование в борьбе со злом. Но, как каждому человеку, ему свойственны сомнения и страхи, которые надо преодолеть.
Философски осмысливая любовь, Пастернак вновь прибегает к библейским символам и мотивам. Настоящая любовь поднимает человека над суетой, может спасти его духовный мир, во тьме бытия стать источником света. Такая любовь дается человеку в награду и требует от него высокого самопожертвования. В стихотворении «Зимняя ночь» рядом сосуществуют «жар соблазна» и «ангелы», «метель» как символ хаоса бытия и «свеча» как символ человеческой веры в добро и любовь к людям: На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно.
Поиски новой поэтики, страсть к разрыву, переход к новой манере художественного самовыражения — “неслыханной простоте”, провозглашенной сборником “ Второе рождение ” (1930-1931). Осмыслить и тем самым внутренне преодолеть кризисные моменты жизни, которые так часто побуждали его к “отказам” и “разрывам”. Именно проходящая через все творчество тема “второго рождения” (особое переживание открывшейся новизны жизни). Каждый переломный момент жизни, который сопровождался “отказом” от прежней формы деятельности, не просто открывал для Пастернака перспективу нового пути во “втором рождении”, но и нес в себе опыт преодоленной смерти. Автобиографическая основа явственно проступает в стихотворении “ Баллада ”(катастрофическое падение с лошади переросло в сознании мальчика в событие его творческого становления, мать-пианистка).Жизнь служителя искусства представлена как “тернистый путь”, путешествие галопом навстречу инобытию. Евангельская тема “Баллады” (сопоставление поэта с Христом, а творческого служения — с мученичеством и самоотречением) позволяет соотнести стихотворение с образами позд-них произведений Пастернака, например, с Гамлетом или Юрием Живаго. «ДЖ»: Рисуя широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны, книга затрагивает тайну жизни и смерти, проблемы русской истории, интеллигенции и революции, христианства, еврейства. Смерть – начало романа, жизнь как лес, в к-м герой заблудился. Непонятность мира, хаос. Герой как странник, у к-го нет и не м.б. дома, попытки создать семью. Везде чужой. Лара отождествл с самой Россией, творчество – женщина. Тема предстоящих страданий и их неизбежности, заканчивается добровольным их принятием. Образ свечи – свет. Книга стихотворений Юрия Живаго — это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью, и его «образ мира, в слове явленный».
42.Владимир Набоков(Сирин) Семья Н выехала за границу в 1919.Как художник Н сложился за рубежом, закончил Кембридж. Был писателем, поэтом,переводчиком, литературоведом и энтомологом. Самореализовался за рубежом – младоэмигрант. Первые англоязычные романы «Подлинная жизнь Себастьяна Найта», «Под знаком незаконнорожденного». Среди известнейших образцов русскоязычного творчества романы «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар». Известность у широкой публики Н получил после выхода в свет скандального романа «Лолита». Н. был писателем интеллектуальным, рациональным. Произведения Набокова характеризуются сложной литературной техникой, глубоким анализом эмоционального состояния персонажей в сочетании с непредсказуемым сюжетом. Отношение к его творчеству было неоднозначным, кто-то считал его литературным виртуозом, восхищались его талантом (Ходасевич – любил и ценил Н., многое понял и предсказал в Н., почувствовал его металитературность + Ведле, Берберова). Были и те, кто чувствовал в Н нечто чуждое рус лит-ре – Тургенев, Адамович, Шиховская – она анализирует и тв-во Н и его жизнь, говорит, что Н переиграл самого себя. Гл идея Н – написать о творце и его тв-ве. Доминантой его творческой интуиции была интуиция эстетическая. Эстетизм – первичное в его тв-ве. Ощущение красивого, органичного – эти хар-ки важнее, чем материальные. Сам Н открещивался от группы эмигрантов: Отказ от жесткой идеологич лит-ры; обращение к вечным темам (любовь, родина, сущ-е чел-ка в мире); Н активно использует модернистские приемы (внутр монолог, поток сознания); автор не просто пишет вымысел, а делает литературную форму ощутимой. Его повеств-ль смотрит на р-н и комментирует его. Поскольку главные свойства мира – многослойность и многоцветность, его зрелые произведения почти не поддаются привычным тематическим определениям. Многообразие тем: неустроенный быт русской эмиграции («Машенька»), история литературного роста начинающего поэта и его любви («Дар»), жизнь и смерть талантливого шахматиста («Защита Лужина») американская «мотельная» цивилизация («Лолита»). Все произведения как бы предполагают продолжение: они как бы фрагменты глобального художественного целого, проясняют и обогащают друг друга. Темы: «утраченного рая» детства (а вместе с ним – расставания с родиной, родной культурой и языком); драматических отношений между иллюзией и действительностью и тема высшей по отношению к земному существованию реальности (метафизическую тему «потусторонности»). Сложность восприятия: особенности субъективной организации повествования. Внимание к частностям, хорошая память и развитое воображение. Предметный мир зачастую более важен для понимания авторской позиции, чем собственно сюжет. Переклички с литер классикой (пушкин – ганнибал-ганин, детали, образы, афоризмы). Главные герои: разновидность одного психологического типа. «Живой» (одинокий – враждеб мир) человек восприним мир, как «мерцающую радость», способность к творчеству. Отношение героя к жизни, почувств суть вещей. «Мертвый», декоративный персонаж (их много – абсолютная глухость к гармонии, нечувствит-ть). Р-н «Машенька»: описывается 4 дня. Гл герой – Ганин, представитель рус эмиграции, живет в пансионе, подрабатывает кем попало, случайно встречает в фотографиях своего соседа Алферова свою бывш любовь Машеньку (Тамара), Ганин решает вернуть Машеньку, мечтает о возвращении в Россию. Воспоминания Ганина – это аналог тв-ва. Завершенные воспоминания Ганина – это эстетически завершенный образ. День, в кот Г должен был встретить Машеньку на вокзале – Вс как символ воскрешения прежней Машеньки, кот не может уже измениться. Почему Г, столько усилий предпринявший, чтобы встретиться с М, в последн мом пренебрегает этой встречей: Машенька, жена алферова, стала другой, Г отвергает ее, она стала совершенно непохожей на ту 16-летнбб девушку с черным, как ночн бабочка, бантом. Он преодолевает нарисованный себе образ, воссозданный, преображенный творческой памятью, мечтой, хотя именно он (а не реальная Машенька) так много дал ему для осознания полноты собственного внутр-го бытия. Суть творца – в устремлении вперед. Г переходит к нов жизни, он уезжает, преодолевая реальные границы и ностальгию, кот сковала его натуру. Кульминация – счастье невозможно. В Набок тв-ве всегда есть гл герой, и весь ост мир отодвинут от него. Н творит мир своего двоемирия. Омт мир- мир пошлости, непонимания. Гл гер – всегда творец, он наделен особенностью. Ганин – обладатель особого, творящего сознания. Оно не может довольствоваться образами ущербного мира и внутри себя творит свою, высшую реальность. Романы дел на 2 группы: афтобиограф, собств опыт Н (Машенька, Дар), условные ситуации, анализ псих состояний, конструир шахмат партий (Защита Лужина). «Защита Лужина»: шахматный роман – в романе шахматная задача. Гл герой- обладатель гениального сознания. Окружающими он восприним как аномалия. Для невесты – он чел другого измерения, не совместимы ни с кем и ни с чем. Даже отец Лужина испытывает ужас, обнаружив дар сына. Все интересы Лужина сконцентрированы лишь на его увлечении шахматами, все, что лежит за пределами творимого мира, не существует для героя, буть то болезнь матери или смерть старичка-наставника. Р-н раскрывает игровую природу тв-ва Набокова, принципы поэтики его тв-ва. Каждый эл-нт структуры – воплощение философского содержания. Это мелодия комбинаций не только шахмат, но и всей жизни, судьбы. Р-н имеет кольцевую композицию, сам построен по типу шахматной игры. Все компоненты текста вертуозны и точнейшим образом связаны. Когда узор судьбы Л начинает повторяться, сначала в образах детства, потом в неожиданной находке затерявшейся за подкладкой маленькой складной шахматной доски, и, наконец, в появлении Валентинова, ставшего его демоном-искусителем, Лужин вынужден поставить «мат самому себе», прекратить игру, выпрыгнув из окна.
43.ШЕСТИДЕСЯ́ТНИКИ, поколение советской интеллигенции, сформировавшееся после XX съезда КПСС. Сформированное «оттепелью» советских людей, принадлежащий в основном к интеллигенции. Внесли весомый вклад в отечественную культуру (А. А. Вознесенский, Б. Ш. Окуджава, Б.А. Ахмадулина, Е. А. Евтушенко, Н.Заболоцкий,А. Тарковский, А.Астафьев, К.Симонов) Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников» были годы сталинизма, ВОВ и эпоха «оттепели». Их родители, как правило, были убежденными большевиками, часто участниками Гражданской войны. Вера в коммунистические идеалы. Огромное влияние на мировоззрение шестидесятников оказала ВОВ. Столкновение с жизнью и смертью, с массой реальных людей и настоящей жизнью страны, требовало формировать собственное мнение. На 20 съезде были разоблачены сталинские преступления. ----Либерализация общественной жизни, известная как эпоха «оттепели», стала контекстом активной деятельности «шестидесятников». Журнал «Новый Мир» (Твардовский) последовательно публиковал литературу и критику, свободные от соцреалистических установок. Прежде всего это были честные, «окопные», произведения о войне, в основном молодых авторов - так называемая «лейтенантская проза»: «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Пядь земли» Григория Бакланова, «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева и др. (подробное, без прикрас описание военной жизни, впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью.) Знание фронтовой жизни и опыт выживания в лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына, подвергшего советский режим наиболее последовательной критике. Главным событием была публикация в повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» - первого произведения о сталинских лагерях. Важную роль в среде «шестидесятников» стала играть модернистская поэзия. Традиции устной поэзии. Молодые поэты: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава. Меняются темы, стилистика стиха. Поэты шестидесятники осознают себя как носители некой миссии – открыть людям новые взаимоотношения между человеком и историей. Поэзия - мессианство: человек – человек, а не винтик. Патриотическое звучание. В стихах появляется образ России. Поэты – освободители родины: И надеждою маюсь (полный тайных тревог), что хоть малую малость я России помог. Пусть она позабудет про меня без труда, только пусть она будет навсегда, навсегда. (Евт «Идут белые снеги»). Масштабное размышление выражается через интимный, доверительный контакт со стихами. Образ домашней беседы. На поэзии миссия, но поэт сам не знает где ответ. И поэтому зачастую оказывается не в ладах сам с собой – куча сомнений тревог и страхов. «Со мною вот что происходит, Ко мне мой старый друг не ходит, А ходят в разной суете Разнообразные не те. Со мною вот что происходит, Совсем не та ко мне приходит, Мне руки на плечи кладет И у другой меня крадет.(Евтушенко) С поэта снимается лак положительности: «Я разный - я натруженный и праздный. Я целе- и нецелесообразный. Я весь несовместимый, неудобный, застенчивый и наглый, злой и добрый. Я так люблю, чтоб все перемежалось! И столько всякого во мне перемешалось от запада. и до востока, от зависти и до восторга!(Евтушенко, Пролог)» Ценность человека в том, что он живой. Человек хочет, чтобы на него обратили внимание и послушали. Евт: «Тревожьтесь обо мне пристрастно и глубоко. Не стойте в стороне, когда мне одиноко.» Время разговоров на кухне. Утверждается красота и духовное богатство советского человека. В обыденном видеть удивительное, прекрасное. В литературе нет неинтересных людей. Шестидесятники возлагали надежды на хрущевскую “оттепель”, однако вскоре стало очевидно, что коренных перемен в жизни советского общества “оттепель” не сулит. Многие были лишены советского гражданства (А.Солженицын, В.Аксенов, В.Максимов, и др.). Повесть «Один день Ивана Денисовича»: Автобиографичность. Шухов – узник сталинского лагеря. Особый мир, параллельный нашему. Мир изнутри. Счастливый день: миновал карцер, досталась лишняя порция каши, знакомая работа – класть стену на ТЭЦ, миновал шмон, пронес ножовку, подработал у Цезаря, не заболел. Осужден по сфабрикованному делу: якобы вернулся из плена с секретным заданием. Ш – доброта, благожелат отнощение, человечность, готов делиться, запаслив, понятия гордости и чести, хозяйственный, делает на совесть свою работу, тюрьма не озлобила, не сд его мелочным, скупым, единоличником.. Таких много. Алешка – не приспособлен к тюрьме, всем угождает, заработать не может. Фетюков – шакал, живет за счет объедков других, отвращение. Стукач Пантелеев. Бригадир Тюрин – «отец родной», защищает. Цезарь забывает о других, вспоминает когда что-то надо. Драматургия 60х: возникает потребность высказаться, потребность в исповедальном слове. В драматургию проникает лиризм. Рассвет жанра мелодрамы. Ее зачатки были еще перед войной Э. Радзинский, Розов, Володин, Арбузов. Герой этих драматургов – в некот степени провинциален, он обычен, это «обычный» чел-к. Задача драматурга – увидеть в этом об чел-ке наст драму. Обычн герой, кот может совершить необычн поступки, гер, кот предпочитает жить незаметно и страдает от этого. Внешне заурядный, но внутренне неустроенный герой – разлад с самим собой. Человек изображается в его житейских хлопотах. Наблюдается острый драматизм конфликта. Пространство максимально приближено к читателю -общаги, обычные советские квартиры. Домашняя среда, где человек предстает самим собой. Меняется язык – простой обычный человеческий говор, живая русская речь. Максимально стирается дистанция между сценой и зрительным залом. авторы дают волю человеческим чувствам. Розов и Володин открывают сов человека, который в конфликте с самим собой, выворачивается между принятой системой стандартов и ценностей и своей самобытностью. Герои преодолевают давление стандартов, пытаясь найти себя. Розов «В добрый час», «Вечно живые»: в его пьесах проигрывается одна ситуация. Герой оказывается на перепутье. Выбор эстетического и этического. Термин «розовский мальчик» - герой в состоянии выбора, кот окажет влияние на всю дальнейшую жизнь. Арбузов «Сказки старого Арбата» - тема общения 2ух поколений. Вампилов «Утиная охота» - авантюрное начало оборачивается в драму. Володин, пьеса «Пять вечеров» - Ильин не успешен, приехал в Ленинград ненадолго, живет на севере, работает шофером, Тамаре говорит, что инженер на крупном заводе, зовет Тамару с собой. Мы чувствуем разлад во внутр состоянии героя. Они встречались еще до войны, а когда он ушел на фронт, переписывались, но потом он перестал писать. Бытовая неуспешность помогает найти истинное.У него обостряется чувство собственного достоинства. Ход: любовь высвобождает в человеке прекрасное, заставляет человека раскрываться. По интонации, рисункам хорошо прослеживается сплав страданий и улыбок, иронии, патетики и пафоса прославляющего человека. Новизна: взаимоотношение бытового, натуралистичногои и лиричного.
44.ВОЕННая ПРОЗа 60-80-Х ГОДОВ (Лейтенантская проза)
|