Социально-историч. и экзистенциальные аспекты прозы В.Астафьева, В.Распутина, Ю.Трифонова, В.Шаламова (1 из авторов по выбору).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-историч. и экзистенциальные аспекты прозы В.Астафьева, В.Распутина, Ю.Трифонова, В.Шаламова (1 из авторов по выбору).



Важная тема для лит-ры оттепели (53-68) – лагерь, ссылка. Для современного ему писателя важно быть документальным, это требование века. Считается, что проза должна быть документальной, проза не может ничему научить. Ш часто оказывается не столько фактографическим, сколько поэтом. Начинает как поэт, как прозаик позже.. Ш. арестован в 29 г. За то что читал и распространял завещание Ленина. Снова арест – в 37 г. отправили на Колыму (10 лет), когда начинается ВОВ – еще срокза то, что назвал Бунина велик рус писателем. Из лагеря выпустили в 55г. в 60-м удалось выбраться.

Несмотря на такой срок и условия, кот могли отбить всякую охоту писать, для Ш ТВ-во – это бой, переживание д-ти. Начинает писать «Колымские рассказы» - не делал никаких уступок цензуре, писал как все было. Это в перв очередь повеств-е о людях. Ш пишет о том,что жизнь чел-ка разделена на жизнь до лагеря и жизнь после лагеря. Лагерный чел понимает, что у него нет будущего. Колыма – это изморение всего – системы, человека, вечных ценностей. Колыма – это некое государство в государстве – остров, который не имеет нчего общего с нормальной жизнью. Для автора есть только этот мир. Обустроенная страна со своей культурой. Показывает как меняется сознание человека. Образ жителя Колымы. Время измеряется трудоднями. Иерархия на Колыме: блатари и враги народа. Антинорме противопоставлены традиционные образы свечи, слезы, крест, луч солнца – сгустки духовности и красоты, которые могут противостоять общему безумию. Разум человеческий оказывается ненужным, невостребованным. Человеческие отношения отмирают, а остаются только естественные рефлексы: поесть, согреться и первичный рефлекс выжить. Ш. отрицает возможность дружбы в лагере. Пишет о том, что он и его герой поняли, что самое длительное ч-во – это злоба.

Первичным у Ш оказывается физиологический мир – ч/з лишения чел преображается. Ш: чел гораздо выносливее животного, потому что в нем есть внутр дух основа, потому чел и стал властилином мира. Ш по своему творч дару был больше поэт, чем прозаик, наверное поэтому он составил сб рассказов, в центре – одно ч-во, переживание. Ш создает лирич р-зы, в центре кот всегда нах-ся символ, например, образ северного колымского дерева вечнозеленого стланика – символ чел-ка, кот. выживет в самых жутких условиях. Чел. равнодушный, но живой. Пока жизнь тлеется, надо жить. В этой перекличке человеч-го и природного – основа философии Ш: с одн стор, Ш материально объясняет ч-ва (голоден – злоба), с др стор – ни одно животное не выдержало бы таких условий.

Ш и С-н пост-но пишут, что чел-ку можно многое простить, когда он голоден, у чел-ка стан-ся другие этич понятия, многое можно объяснить в поступках голодн чел-ка, но есть определ предел, дальше которого заходить не нужно. В «1 дне Ив Ден» герой облизывает тарелки, С-н не понимает, этот чел преступил все человеческое. У Ш. герой Андреев (р-з Тифозный карантин – лежит в транзитке), встречает Шнайдера, вспоминают разговоры о прошлом. Андреев вдруг видит др чел-ка – сломленный зек, а не спорщик как раньше. Андрееву расхотелось жить, увидя в кого может превратиться чел. Ш не видит никаких + моментов в образе уголовников. Ш отказывает им в том, что они являются носителями правды. Ш как правило противопоставляет людей и это противопоставление жиздится на справедливости и несправедливости. «Старый лагерник» - интервью с академиком. Чел, кот оказался из-за академика в тюрьме, теперь должен брать интервью у академика (А не тот ли вы Голубев?). Повествователь – хранитель слова и памяти. Носитель миссии сохранить память о Колыме. Ш. воприним. свое тв-во как переживание заново. Ис-во не улучшает людей, это образ жизни, документ. Это не описание событий, это жизнь, здесь и сейчас. Сложно понять в произв. Ш. долю вымысла и долю реального. Спорил с Солж. После выхода «Один день ИД». Для Ш. события в лагере – абсолютное зло. После издания «КР» Ш. отпр. В псих. лечебницу.

КРАТКИЕ СОД-Я: Колымские рассказы

Сюжет рассказов В. Шаламова — тягостное описание тюремного и лагерного быта заключенных советского ГУЛАГа, их похожих одна на другую трагических судеб, в которых властвуют случай, беспощадный или милостивый, помощник или убийца, произвол начальников и блатных. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение и нравственная деградация — вот что находится постоянно в центре внимания писателя.

Надгробное слово, Житие инженера Кипреева, На представку, Ночью, Одиночный замер, Дождь, Шерри Бренди, Шоковая терапия, Аневризма аорты, Тифозный карантин и др.

 

 

Жанр романа-эпопеи в русской литературе XX в.

Роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни.

Эпопея –литературное произведение эпического характера, в котором изображаются крупные исторические события(книжн.).

«Роман-эпопея» - произведение, в центре художественного внимания которого:

1. судьба народа (поколений), а не отдельного человека;

2. жизнь представлена в драматических (или даже трагических) изломах;

3. присутствует широчайшая социально-историческая проблематика.

Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914--1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одновременно стали работать: М. Горький – над эпопеей «Жизнь Клима Самгина»,

А. Н. Толстой – над эпопеей «Хождение по мукам», М. Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон».
Роман-эпопея «Тихий Дон» М.А.Шолохова.

1. судьба народа (поколений), а не отдельного человекаСобытия в "Тихом Доне" начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. В центре романа жизнь донского казачества. В «Тихом Доне» много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская.
2. жизнь представлена в драматических (или даже трагических) изломах;

Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие. Весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со «сдержанной тревогой и ожиданием». Казаки устали от войны. Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем.
3. присутствует широчайшая социально-историческая проблематика.

Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение. Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли». В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому. Философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории, получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях.
Уничтожение «старого мира» было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет.
Роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» М.Горького.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.007 с.)