Специфика жанрового мышления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика жанрового мышления



1. «Я пишу фрагментами, кусочками» (сотрудничал с журналом «Отечественные записки»). По складу мышления он глобальный автор. Отрывочное письмо сочеталось с эпическими замыслами, поэтому соединение их происходило через циклы. Сборник рассказов «Губернские очерки» - общая тема и единый автор-повествователь Н. Щедрин, отставной надворный советник.

2. собственно циклы - «Помпадуры и помпадурши», «Господа ташкентцы»,

«Благонамеренные речи», объединенные общей темой и 1-м рассказчиком.

«Помпадуры и помпадурши» - помпезность + дурость. Помпадур – губернатор, идеолог хищничества + варианты помпадуров. Дмитрий Павлович Козелков, которого сверстники называли кто Митенькой, кто Козликом, кто Козленком, однажды начнет управление губернией. Облик его тотчас меняется, в лице возникает какая-то «глянцовитая непроходимость». Он становится «задумывающимся администратором», что значит не что иное, как «разброд мыслей». Мысли бродят в его голове, «как в летнее время мухи по столу. Побродят-побродят и улетают». От сомнения он переходит к решимости, страстному желанию что-то предпринять, желательно в опоре на закон, например задать порку маленькому чиновнику из мещан за то, что тот ходит всегда подвыпивши…

Недоумение вызывает старый добрый помпадур, вдруг кончающий свой административный бег. «Как можно-с?» Ведь нет примера, чтобы помпадур, однажды увядший, вдруг расцвел вновь. Поэтому, лишь только задуют ветры перемен, помпадур думает, что все, что он пьет и ест, случается с ним «в последний раз». В последний раз ему отдаются почести, оказываются услуги, звенит музыка. Никто из помпадуров не предполагает, что в будущем их ожидает возмездие.

«Господа ташкентцы»- там, где бьют по зубам. Чиновник – хищник, который живет на окраинах России. + варианты этих хищников: «Разорю, не допущу». «Единственная» - утопия (невозможность вмешательства в жизнь обывателя).

«Благонамеренные речи» -те столпы общества, которые навязывают обывателю (о святости государства, семьи, частной собственности), разоблачения того, чего нет.

3. Роман вырастает из цикла «Современная идиллия или жизнь провинциала в Петербурге». Жанрщедринского романа- роман-обозрение, который возник на базе цикла. Есть конкретный сюжет. Сатирич р-н «История одного города» - отношение власти и народа: власть наглее и нард приобретает зачатки сознания. Идея – дальше так продолжаться не может.

Особенности стиля и художественного языка

Стилевое мастерство, исключительное богатство художественного слога. Наиболее ярко его талант проявился в цикле «Сказки» и романе «История одного города» (1870). «История одного города» начинается шутливой пародией на летописание. Речь блещет остроумием, подлаживаясь под древнерусскую речь, под слог XVIII в., неоднократно вводя и меняя многие другие речевые маски.

«Головотяпы», жители города Глупова, не умея жить в ладу, отправляются искать себе князя. «…приходят прямо на поляночку, а посередь той поляночки князь «сидит». Князь «володеть» головотяпами пожелал, но идти к ним жить наотрез отказался, назначив «заместо себя» «новатора-вора» Угрюм-Бурчеева. Глуповцы покорно приняли наместника, но их покорность была ему не по нраву. Ему нужны были бунты, усмирением которых он надеялся снискать себе милость князя и собрать хабару с бунтующих. И получил от князя славу великую, но до того проворовался, что князь послал ему петлю. Но вор не выждав петли, зарезался огурцом. Гротесковая фантазия автора изображает реальную историю Отечества – эпоху непрерывных бунтов и смену правителей, в т.ч. просматриваются ассоциации с десятилетиями женского правления в России XVIII в.

 

Творчество Ф.М.Достоевского 1840-1860 гг. : вопрос о природе человека («Бедные люди», «Двойник», «Записки из Мертвого дома»). «Записки из подполья» как философский пролог его романов.

Вопрос о природе человека

1-я идея:Творчество Достоевского антропоцентрично.

2-я идея:Творчество Достоевского христоцентрично.

Одно другому не противоречит.

Творчество Достоевского антропоцентрично. Д. уже в 15 лет говорил, что чел есть тайна, которую можно раскрыть до предельной искренности человеческого сознания. Он понимает, что есть болезни общества, но главная болезнь – болезнь человеческой души. Д. – писатель разных эпох и разн поколений. Ему важно, что тот/иной пис-ль дал нового в опис хар-ра чел-ка, восхищается человековедением в лит-ре. Все герои Д. обладают развитым самосознанием. Бахтин М.М.: Достоевский совершил «Коперников переворот» в изображении человека. Предшественником был Н.В.Гоголь (изображение «под лупой» Башмачкина, открытие всей истины о нем, т.е. взгляд со стороны). Достоевский изобразил самосознание человека: что он думает и как представляет себя в этом мире.

Герои Достоевского не безмолвны, как Акакий Акакиевич, они говорят. Макар Девушкин живет хуже, чем Башмачкин, но он мыслящий человек.

Жанр «Бедных людей» (1845)- роман в письмах – эпистолярный роман, авторск слово отсутствует, говорит и пишет сам гер. Макар Девушкин рассказывает о себе, с кажд письмом он стан-ся глубже, он делает усилие над своим сознанием. Он не просто описывает и оценивает, голая правда страшит героя – ему больше нравится «Капит дочка», чем «Шинель». Для чел-ка важно кто я и где я. Герою важна живая душа, ему необходимо самоутвердиться, для этого нужен др чел, чтобы чувствовать себя чел-ком Описание доходного дома в духе натуральной школы. У Достоевского главное – заставить человека сказать о себе, поэтому много не собственно прямой речи (поток сознания от 1 лица). Д: Мало родиться, нужно выделаться в человека, нужно найти в чел-ке человеческое. На пути духовного становления чел-ка есть много препятствий. Д. показывает нам не гармонического чел-ка, а чел-ка с разорванным трагическ сознанием, болезни человеч души.

 

Представление Д. о развитии чел-ва, 3 этапа:

I этап – эпоха патриархальности, когда люди жили общинным сознанием, была категория «мы» (племя, род), а не «я», «мы-мировоззрение», нет ни психологич ни соц конфликтов («Золотой век в прошлом»);

II этап – эпоха цивилизации. Развитие чувства личности, «я». Человек начинает осознавать себя как единицу и противопоставлять себя окружающим. «Я право имею, все твари дрожащие». Эпоха обособления, отчуждения. Есть отчуждение социальное и внутреннее. К.Маркс: «От человека отчуждается человеческая природа». Об этом говорит и Достоевский – право распоряжаться чужой жизнью – Раскольников, Ставрогин, Свидригайлов, Лужин, Петруша Верховенский.. , Иван, Дмитрий, Федор Павлович Карамазовы. Человек убивает в себе человека

Задача Д. – выявить болезни общ-ва и описать их:

«Двойник»(1846)– двойничество человеч души, утрата адекватности самосознания. Титул советник Голядкин: «я как все» или же «я сам по себе». Сюжетом повести становятся не только реальные события, но и «роман сознания» Голядкина. Уже в «Бедных людях» Достоевским были затронуты тема низведения дворянско-чиновничьнм обществом человека до степени грязной и затертой «ветошки», равно как и тема «амбиции» человека-«ветошки», задавленного обществом, но при этом не чуждого сознания своих человеческих прав, которое проявляется у него нередко в форме болезненной обидчивости и мнительности. Оба эти мотива получили углубленную психологическую разработку в истории помешательства Голядкина. Его раненая «амбиция» рождает постепенно усиливающуюся у героя манию преследования, в результате чего из недр его сознания возникает гротескный, отталкивающий образ издевающегося над ним и вместе с тем беспощадного к нему двойника, похищающего не только его место в чиновничьей иерархии, но и самую его личность. Обойденный асессорским чином и вытесненный из дома своего прежнего покровителя, Голядкин, чувствуя свою беззащитность перед лицом враждебного мира, грозящего стереть его в порошок, превратить в «ветошку», хочет найти опору в самом себе, в сознании своих прав как «частного» человека, свободного вне службы и хотя бы здесь никому не обязанного отчетом о своих действиях. Но именно тут-то его и ждет комическое и унизительное поражение. Самая личность героя обманывает его, оказывается лишь непрочным, иллюзорным прибежищем, неспособным противостоять окружающим его «подлецам» и «интригантам». Сознание не выдерживает и он погибает – впадает в раздвоение (Это путь Макара Девушкина, исходя из последнего письма).

«Записки из Мертвого дома»(1860) – описание своего рода ада, «каторжной бани».

Горянчиков, дворянин, оказался на каторге сроком на 10 лет за убийство жены. Убив жену из ревности, Александр Петрович сам признался в убийстве, а отбыв каторгу, оборвал все связи с родственниками и остался на поселении в сибирском городе К., ведя замкнутый образ жизни и зарабатывая на жизнь репетиторством. Одним из немногих его развлечений остаётся чтение и литературные зарисовки о каторге. Жизнь каторжников – это «жизнь, изъятая из жизни» (то есть из общей, обычной жизни). Тип времени, подобный времени «последних мгновений сознания» перед казнью или самоубийством, подобный вообще времени кризиса.

«Записки из подполья»(1864)– сознание уродливости жизни и невозможности что-либо исправить ни вокруг, ни в самом себе (трагизм «подполья»). Иногда мечта становится агрессивной. Цель к самоутверждению любыми ср-вами – через человеч жизни. Трагизм подполья в том, что нет в жизни ничего святого, отсутствие веры в общие правила (герои придумывают свои правила и навязывают их другим).

«Записки из подполья» завершают период 1840-1860-х годов и открывают другой большой период – Пятикнижия.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.03 с.)