Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика жанрового мышления

Поиск

1. « Я пишу фрагментами, кусочками» (сотрудничал с журналом «Отечественные записки»). По складу мышления он глобальный автор. Отрывочное письмо сочеталось с эпическими замыслами, поэтому соединение их происходило через циклы. Сборник рассказов «Губернские очерки» - общая тема и единый автор-повествователь Н. Щедрин, отставной надворный советник.

2. собственно циклы - «Помпадуры и помпадурши», «Господа ташкентцы»,

«Благонамеренные речи», объединенные общей темой и 1-м рассказчиком.

«Помпадуры и помпадурши» - помпезность + дурость. Помпадур – губернатор, идеолог хищничества + варианты помпадуров. Дмитрий Павлович Козелков, которого сверстники называли кто Митенькой, кто Козликом, кто Козленком, однажды начнет управление губернией. Облик его тотчас меняется, в лице возникает какая-то «глянцовитая непроходимость». Он становится «задумывающимся администратором», что значит не что иное, как «разброд мыслей». Мысли бродят в его голове, «как в летнее время мухи по столу. Побродят-побродят и улетают». От сомнения он переходит к решимости, страстному желанию что-то предпринять, желательно в опоре на закон, например задать порку маленькому чиновнику из мещан за то, что тот ходит всегда подвыпивши…

Недоумение вызывает старый добрый помпадур, вдруг кончающий свой административный бег. «Как можно-с?» Ведь нет примера, чтобы помпадур, однажды увядший, вдруг расцвел вновь. Поэтому, лишь только задуют ветры перемен, помпадур думает, что все, что он пьет и ест, случается с ним «в последний раз». В последний раз ему отдаются почести, оказываются услуги, звенит музыка. Никто из помпадуров не предполагает, что в будущем их ожидает возмездие.

«Господа ташкентцы» - там, где бьют по зубам. Чиновник – хищник, который живет на окраинах России. + варианты этих хищников: «Разорю, не допущу». «Единственная» - утопия (невозможность вмешательства в жизнь обывателя).

«Благонамеренные речи» -те столпы общества, которые навязывают обывателю (о святости государства, семьи, частной собственности), разоблачения того, чего нет.

3. Роман вырастает из цикла «Современная идиллия или жизнь провинциала в Петербурге». Жанр щедринского романа- роман-обозрение, который возник на базе цикла. Есть конкретный сюжет. Сатирич р-н «История одного города» - отношение власти и народа: власть наглее и нард приобретает зачатки сознания. Идея – дальше так продолжаться не может.

Особенности стиля и художественного языка

Стилевое мастерство, исключительное богатство художественного слога. Наиболее ярко его талант проявился в цикле «Сказки» и романе «История одного города» (1870). «История одного города» начинается шутливой пародией на летописание. Речь блещет остроумием, подлаживаясь под древнерусскую речь, под слог XVIII в., неоднократно вводя и меняя многие другие речевые маски.

«Головотяпы», жители города Глупова, не умея жить в ладу, отправляются искать себе князя. «…приходят прямо на поляночку, а посередь той поляночки князь «сидит». Князь «володеть» головотяпами пожелал, но идти к ним жить наотрез отказался, назначив «заместо себя» «новатора-вора» Угрюм-Бурчеева. Глуповцы покорно приняли наместника, но их покорность была ему не по нраву. Ему нужны были бунты, усмирением которых он надеялся снискать себе милость князя и собрать хабару с бунтующих. И получил от князя славу великую, но до того проворовался, что князь послал ему петлю. Но вор не выждав петли, зарезался огурцом. Гротесковая фантазия автора изображает реальную историю Отечества – эпоху непрерывных бунтов и смену правителей, в т.ч. просматриваются ассоциации с десятилетиями женского правления в России XVIII в.

 

Творчество Ф.М.Достоевского 1840-1860 гг.: вопрос о природе человека («Бедные люди», «Двойник», «Записки из Мертвого дома»). «Записки из подполья» как философский пролог его романов.

Вопрос о природе человека

1-я идея: Творчество Достоевского антропоцентрично.

2-я идея: Творчество Достоевского христоцентрично.

Одно другому не противоречит.

Творчество Достоевского антропоцентрично. Д. уже в 15 лет говорил, что чел есть тайна, которую можно раскрыть до предельной искренности человеческого сознания. Он понимает, что есть болезни общества, но главная болезнь – болезнь человеческой души. Д. – писатель разных эпох и разн поколений. Ему важно, что тот/иной пис-ль дал нового в опис хар-ра чел-ка, восхищается человековедением в лит-ре. Все герои Д. обладают развитым самосознанием. Бахтин М.М.: Достоевский совершил «Коперников переворот» в изображении человека. Предшественником был Н.В.Гоголь (изображение «под лупой» Башмачкина, открытие всей истины о нем, т.е. взгляд со стороны). Достоевский изобразил самосознание человека: что он думает и как представляет себя в этом мире.

Герои Достоевского не безмолвны, как Акакий Акакиевич, они говорят. Макар Девушкин живет хуже, чем Башмачкин, но он мыслящий человек.

Жанр «Бедных людей» (1845)- роман в письмах – эпистолярный роман, авторск слово отсутствует, говорит и пишет сам гер. Макар Девушкин рассказывает о себе, с кажд письмом он стан-ся глубже, он делает усилие над своим сознанием. Он не просто описывает и оценивает, голая правда страшит героя – ему больше нравится «Капит дочка», чем «Шинель». Для чел-ка важно кто я и где я. Герою важна живая душа, ему необходимо самоутвердиться, для этого нужен др чел, чтобы чувствовать себя чел-ком Описание доходного дома в духе натуральной школы. У Достоевского главное – заставить человека сказать о себе, поэтому много не собственно прямой речи (поток сознания от 1 лица). Д: Мало родиться, нужно выделаться в человека, нужно найти в чел-ке человеческое. На пути духовного становления чел-ка есть много препятствий. Д. показывает нам не гармонического чел-ка, а чел-ка с разорванным трагическ сознанием, болезни человеч души.

 

Представление Д. о развитии чел-ва, 3 этапа:

I этап – эпоха патриархальности, когда люди жили общинным сознанием, была категория «мы» (племя, род), а не «я», «мы-мировоззрение», нет ни психологич ни соц конфликтов («Золотой век в прошлом»);

II этап – эпоха цивилизации. Развитие чувства личности, «я». Человек начинает осознавать себя как единицу и противопоставлять себя окружающим. «Я право имею, все твари дрожащие». Эпоха обособления, отчуждения. Есть отчуждение социальное и внутреннее. К.Маркс: «От человека отчуждается человеческая природа». Об этом говорит и Достоевский – право распоряжаться чужой жизнью – Раскольников, Ставрогин, Свидригайлов, Лужин, Петруша Верховенский.., Иван, Дмитрий, Федор Павлович Карамазовы. Человек убивает в себе человека

Задача Д. – выявить болезни общ-ва и описать их:

«Двойник» (1846) – двойничество человеч души, утрата адекватности самосознания. Титул советник Голядкин: «я как все» или же «я сам по себе». Сюжетом повести становятся не только реальные события, но и «роман сознания» Голядкина. Уже в «Бедных людях» Достоевским были затронуты тема низведения дворянско-чиновничьнм обществом человека до степени грязной и затертой «ветошки», равно как и тема «амбиции» человека-«ветошки», задавленного обществом, но при этом не чуждого сознания своих человеческих прав, которое проявляется у него нередко в форме болезненной обидчивости и мнительности. Оба эти мотива получили углубленную психологическую разработку в истории помешательства Голядкина. Его раненая «амбиция» рождает постепенно усиливающуюся у героя манию преследования, в результате чего из недр его сознания возникает гротескный, отталкивающий образ издевающегося над ним и вместе с тем беспощадного к нему двойника, похищающего не только его место в чиновничьей иерархии, но и самую его личность. Обойденный асессорским чином и вытесненный из дома своего прежнего покровителя, Голядкин, чувствуя свою беззащитность перед лицом враждебного мира, грозящего стереть его в порошок, превратить в «ветошку», хочет найти опору в самом себе, в сознании своих прав как «частного» человека, свободного вне службы и хотя бы здесь никому не обязанного отчетом о своих действиях. Но именно тут-то его и ждет комическое и унизительное поражение. Самая личность героя обманывает его, оказывается лишь непрочным, иллюзорным прибежищем, неспособным противостоять окружающим его «подлецам» и «интригантам». Сознание не выдерживает и он погибает – впадает в раздвоение (Это путь Макара Девушкина, исходя из последнего письма).

«Записки из Мертвого дома» (1860) – описание своего рода ада, «каторжной бани».

Горянчиков, дворянин, оказался на каторге сроком на 10 лет за убийство жены. Убив жену из ревности, Александр Петрович сам признался в убийстве, а отбыв каторгу, оборвал все связи с родственниками и остался на поселении в сибирском городе К., ведя замкнутый образ жизни и зарабатывая на жизнь репетиторством. Одним из немногих его развлечений остаётся чтение и литературные зарисовки о каторге. Жизнь каторжников – это «жизнь, изъятая из жизни» (то есть из общей, обычной жизни). Тип времени, подобный времени «последних мгновений сознания» перед казнью или самоубийством, подобный вообще времени кризиса.

«Записки из подполья» (1864) – сознание уродливости жизни и невозможности что-либо исправить ни вокруг, ни в самом себе (трагизм «подполья»). Иногда мечта становится агрессивной. Цель к самоутверждению любыми ср-вами – через человеч жизни. Трагизм подполья в том, что нет в жизни ничего святого, отсутствие веры в общие правила (герои придумывают свои правила и навязывают их другим).

«Записки из подполья» завершают период 1840-1860-х годов и открывают другой большой период – Пятикнижия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.31.194 (0.007 с.)