Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия и поэтика романа «Анна Каренина» (1877).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Роман Льва Толстого «Анна Каренина» (1873-1877) обычно называют семейным, но это в первую очередь роман о любви. Полная жизни молодая красавица Анна и сословно и духовно ограниченный аристократ Вронский, неловкий честный чудак Лёвин и правдивая, жаждущая счастья в любви и семье Кити, добрая, несчастная в любви, но счастливая в семейных заботах и детях Долли, легкомысленный, безответственный, но обаятельный жизнелюб Стива Облонский и даже сухощавый сановный бюрократ Каренин, этот боящийся реальной жизни «человек в футляре» – все они любят, и каждый понимает любовь по-своему. Анна Каренина и Константин Левин – два основных типа героев. Оба находятся в состоянии неудовлетворенностью жизнью. Их выходы – разные. Жизнь может строиться на эгоистических началах, а может – на альтруистических. Путь Константина Левина – путь к народу. «Жить надо не для живота, а для души» (путь, кот привел его к простому мужику). Путь Анны Карениной – путь отчуждения, закрывается от народа (в мире она и Вронский), путь духовной гибели. Но Анна Каренина вне авторского осуждения. Это прекрасная женщина, но путь ее ошибочен – он основан на страсти. В этом мире нет места ни ее сыну, ни ее дочери. «Мы с Алексеем расходимся жизнями». Для нее мир сужен до эгоистического желания «обладать». Она вместо одного замкнутого мира выстраивает др замкнут мир, в кот есть место только ей и Вронскому и любой выход из этого мира она воспринимает как предательство. Вронский бросает военную карьеру ради Анны. Анна обладает нравственным максимализмом, слишком близко к сердцу воспринимает ситуации. Ситуация могла быть банальной, но для Анны она становится трагической. Это попытка спасти себя в нравственном плане привела в нравственный тупик. Путь Константина Левина – история любви, женитьбы, которые не спасают его от отчаяния. Мир его раздвинут социумом, ему это интересно, он ищет ответы в окружающем мире. Путь А.К. завершается обрывом, Путь К.Л. – выход к народной правде, как истинному источнику жизни. Истина – не проблема, она искома и обретаема. Философия романа. Все герои выражают те или иные философские мысли и нравственные принципы Толстого, а писатель видел в любви категорию религиозной морали. Она для Толстого – категория нравственная. Для героев борьба любви и нравственности имеет трагический исход. Это чувство меняет и выявляет их характеры. Люди в любви становятся лучше, открывается их богатая душа, ее сложная прихотливая диалектика, часто неожиданная для них самих. Иной становится сама жизнь, она обновляется, обретает особый смысл, герои Толстого вдруг понимают, что есть судьба, ее непонятная влекущая сила. Философские, моральные искания характеризуют Константина Левина как образ автобиографический, но его чисто толстовская идея опрощения и поисков патриархальной цельности и правды в семейном счастье и крестьянском труде показывает, что автор романа глубоко разочаровался во всех моральных и культурных ценностях дворянского общества и догматах и принципах официальной православной церкви. Однако реальная жизнь, сама трагедия и гибель Анны вдруг открывают всем этим ошибающимся, несовершенным людям самих себя с их столь же законными чувствами и интересами. Даже насквозь формальный, душевно сухощавый, боящийся реальной жизни «государственный человек» (жена верно называет его машиной) Алексей Александрович Каренин вдруг становится просто живым человеком, по-христиански прощает виновную жену, трогательно ухаживает за ее маленькой «незаконной» дочерью. Сохраняется вечно распадающаяся семья измученной бытовыми хлопотами и изменами мужа Долли и симпатичного шалопая Стивы Облонского, находит, наконец, свое простое и трудное семейное счастье и душевный покой вечно во всем сомневающийся Левин. … Все простили и оправдали друг друга.
Свою великую философскую и художественную задачу автор «Анны Карениной» смог решить с помощью уникального метода «диалектики души», показал «текучего», непрерывно меняющегося человека в вечном противоречивом движении его мыслей и чувств, умело использовал «энергию заблуждения» мечущейся личности: «Во взгляде … автора на виновность и преступность людей ясно усматривается, что никакой муравейник, никакое торжество «четвертого сословия», никакое уничтожение бедности, никакая организация труда не спасут человечество от ненормальности, а следственно, и от виновности и преступности. Выражено это в огромной психологической разработке души человеческой, с страшной глубиною и силою, с небывалым доселе у нас реализмом художественного изображения».
Поэтика романа. Роман держится на «сцеплениях». Действие продолжается после смерти главной героини. Объясняя конструктивный принцип произведения, автор писал Н. Н. Страхову: «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления словами никак нельзя; а можно только посредственно — словами описывая образы, действия, положения» С самого начала в «Анне Карениной» мы видим два пути, две любовные истории с очень разными итогами. В романе вначале противопоставлены два мужчины, два соперника, ищущие любви милой и неопытной княжны Кити Щербацкой: застенчивый и неуклюжий помещик-провинциал Константин Левин (его главная идея: «Мне, главное, надо чувствовать, что я не виноват») и уверенный в себе петербургский аристократ, гвардеец и богач граф Алексей Вронский. Потом образуются две пары главных персонажей - Анна и Вронский, Левин и Кити, и вокруг них, их очень разных любви и судеб строится нравственный роман Толстого о любви. Толстой показывает любовные отношения своих персонажей не как внешние события романной фабулы, а как их внутренние состояния, осознаваемые ими и читателем постепенно, шаг за шагом, выявляющиеся через неожиданные характерные детали. Это и есть знаменитая «диалектика души», тончайшее кружево психологического анализа, показывающие в правдивых чертах и деталях рождение, развитие и подлинный смысл чувства, за которым следуют мысли и поступки. Благодаря этому художественное время романа и время читателя совпадают. Для этого Толстой использует новаторский прием изображения потока сознания героев (знаменитая сцена потока лихорадочного сознания Анны, отправляющейся на вокзал, чтобы покончить с собой) и замедляет их движения (видение Кити Левину на катке). Ожидающая (тщетно) признания Вронского Кити на балу живет в мечтательном упоении своим грядущим счастьем как во сне: «Весь бал до последней кадрили был для Кити волшебным сновидением радостных цветов, звуков и движений». Мы уже в знаменитой сцене возвращения Анны из Москвы в поезде видим, как медленно охватывает ее пробуждающееся чувство любви к Вронскому, «волшебное напряженное состояние». И эти чувства становятся живыми, текучими, движутся, Анна вдруг ощущает радость, нервы ее напрягаются. Вокруг остановившегося поезда бушует снежная буря, и это буря страстей: «И она отворила дверь». Толстой создает обстоятельства, казалось бы, оправдывающие Анну. Писатель рассказывает в романе о связях другой светской дамы, Бетси Тверской. Эти связи она не афиширует, не выставляет напоказ и пользуется в обществе высокой репутацией и уважением. Анна же открыта и честна, она не скрывает своих отношений с Вронским и стремится добиться развода у мужа. И тем не менее Толстой судит Анну от лица самого Бога. Расплатой за измену мужу оказывается самоубийство героини. Ее смерть — проявление божественного суда: эпиграфом к роману Толстой выбрал слова Бога из библейской книги Второзаконие в церковнославянском переводе: «Мне отмщение, и Аз воздам». Вина Анны для Толстого - в уклонении от предназначения жены и матери. Связь с Вронским не только нарушение супружеского долга. Она приводит к разрушению семьи Карениных: их сын Сережа теперь растет без матери, и Анна и ее муж борются друг с другом за сына. Любовь Анны к Вронскому - это не высокое чувство, в котором над физическим влечением преобладает духовное начало, а слепая и губительная страсть. Ее символ - яростная метель, во время которой происходит объяснение Анна и Вронского. Левин, рано потерявший родителей, хочет семейного счастья, душевного покоя, любви, детей, но считает себя недостойным девушки и слишком ее идеализирует. Он неловок, иногда бестактен, вечно колеблется и вдруг в сомнениях уезжает на два месяца в свою деревню. Отсюда его несвоевременное и потому неудачное предложение, заставившее, тем не менее, Кити задуматься и понять свое подлинное отношение к этому робеющему перед ней зрелому мужчине. Она ощущает счастье и восторг, вдруг по-женски жалеет его до слез, даже в своем девичьем затмении видит, как сильно в честном и прямодушном Левине нравственное чувство, уважение к другому человеку, к женщине, желание вместе добиваться смысла добра, а на этом и строится настоящая семья.
26. Проза А.П.Чехова: проблематика, концепция человека, специфика повествования, проблема эволюции (на конкретных примерах). (Чехов А.П. 1860-1904) Проблематика и проблема эволюции неразрывно связаны, т.к. эволюция прозы Чехова – это эволюции его проблематики. 1. Ранние произведения: Пародии и рассказы, живые и полные остроумия, в юмористических журналах («Будильник», «Стрекоза», «Осколки») под разными псевдонимами (Антоша Чехонте, Брат моего брата, Врач без пациентов) – лирико-драматические сюжетные построения («Цветы запоздалые») – резкая социальная критика («Смерть чиновника», «Унтер Пришибеев») – постановка болезненных социальных проблем (проституция) («Хористка», «Знакомый мужчина») – ужас деревенской жизни («За яблочки», «Барыня»). Бердников: «эволюция заключается в углублении тематики». 2. произведения 1880-х годов: проблемы человека и природы (повесть «Дуэль») об отсутствии взаимосвязи между развитием естественной науки и развитием духовности человека. 3. произведения 1880-1890-х годов: После 1888 г. – отказ от мелкотемья (многописания). Чехов пишет большие вещи. Первое большое произведение – повесть «Степь» (первоначальный замысел – роман, который он так никогда и не написал). Чехов называет Григоровича, который призывал его написать большое произведение, «благовестителем». Чехов считал повесть шедевром, современные критики – яркими, но разбросанными картинами (Михайловский), повестью без идеи (Григорович). Чехов показал противоречие между огромными пространствами, возможностями России, свободой в самой идее России и серой обыденной жизнью ее граждан. Он выявил шаблонность, трафаретность, которые не позволяют быть свободными. В 1888г. Чехов получает «Половинную Пушкинскую премию» за сборник «В сумерках» (юмористич). Рассказы «Попрыгунья» 1892г. (Талантливый врач, ученый, погибает, спасая больного ребенка. Таких людей, ясно знающих цель, Чехов любил и с воодушевлением встречал даже слабые «симптомы доброкачественной заразы, которая распространяется на земле от подвига»), «Палата №6» 1892г. (Доктор Рагин, с философским равнодушием наблюдавший страдания больных, будучи здоровым попадая в палату №6, вдруг запоздало осознает противоестественность того ужаса и боли, на которые он обрекал людей своим равнодушием). «Дама с собачкой» 1899г. (Гуров оказывается в провинциальном городке и вдруг видит перед собой длинный серый забор с торчащими вверх гвоздями. Это подробность – свидетельство темы «тюремного застенка» в «Палате №6»). Эти, а также другие рассказы - «Дом с мезонином», «Скрипка Ротшильда», «Человек в футляре», «Крыжовник», повести «Скучная история», «Черный монах») – проблема русской действительности (Субъектная форма), русского народа (объектная форма) и русской интеллигенции (субъектно-объектная форма). Есть эволюция проблематики, но эволюции внутренней не происходит, т.к. для него главной является тема внутренней свободы (точнее ее отсутствие), о чем говорит целостность его творчества. (несвобода – зависимость от табеля о рангах, герои редко обретают свободу, но они несчастливы:расск «Невеста» - перед героиней появл-ся свобода, но Ч добавляет: она покидала город, думая, что навсегда). Рассказ «Огни». Спор двух героев: один – сторонник оптимистической философии, другой – пессимистической. Разделение людей на основании какой-нибудь философии - зависимость от идей = зависимость от табеля о рангах (независимо от значимости идеи). Жизнь богаче, чем спор, нельзя зашориваться на чем-то одном. Художественный мир Чехова – биполярен. Истина всегда субъектна, рождается в диалоге, а приверженность любой идее – ограниченность, футляр. Чехов не принимает любое монологическое видение идеи. Истина рождается в споре через отрицание. Каждый решает сам, какой должна быть жизнь. Нравственный выбор за читателем, а не за писателем. Задача литератора – правильно поставить эти вопросы. Концепция человека У Чехова между «Есть Бог» и «Нет Бога» лежит огромное поле и надо иметь мужество, чтобы это поле перейти неважно, в каком направлении. Чеховский чел-к – человек-поле. У Чехова нет идеала. Плохой/ хороший человек не концептуальный, не универсальный. В ранний период он показывал зависимость человека от табеля о рангах. Маленький человек становится хранителем рабского отношения и превращается в человека мелкого. «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» - готовность отдать жизнь за табель о рангах. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» - футлярная трилогия о человеке, который живет не той жизнью, которой хотел. Когда чел оказывается шире своей жизни, или это некотороая огранич-ть человеч жизни. В поздние годы образ футлярной жизни стал символом отсутствия внутренней свободы. «Архиерей» - человек проживает чужую жизнь. Мать, простая дьяконица, видит в сыне-архирее только первоосвященного, стоящего на высших ступенях церковной иерархии. И только, когда он уже бьется в агонии, мать снова становится матерью и говорит ему те теплые, родные слова, которые он так хотел услышать. Но поздно, он погибает, и ничего нельзя изменить. Маленькая трилогия – универсальность русской жизни. У каждого свой футляр по размеру. «Невеста» 1903. Героиня под влиянием «вечного студента» Саши уезжает из захолустного городка в Петербург, чтобы учиться и начать новую жизнь. Она обретает внутреннюю и внешнюю свободу. В самом финале есть сослагательное наклонение. Чехов не утверждает окончательно, всегда остается вариант другой жизни. Усредненная личность оказывается в центре внимания. Он уловил разобщенность людей, отчужденность и враждебность. Специфика повествования Уже в раннем творчестве Чехов выступил как великий реформатор прозы. Четкий структурный план его произведений, его открытием стал принцип повторения. Он достигает этого эффекта за счет двух композиционных приемов: а) постоянного обращения к изложенному в композиции материалу, энергичной его разработке, развертыванию содержания повествования и б) отчетливого замыкания всей структуры в некую целостность, завершенность. Рассказ «Житейские невзгоды» (1887г.). Все происходит в комнате, наполненной голосами, которые слышны отовсюду. Рассказ состоит из трех частей, внешне абсолютно одинаковых по содержанию (в каждой идет речь о житейских невзгодах 4-х обывателей). 1.Мелкий чиновник Попов путается в расчетах сумм, которые ему надлежит выплатить в банковской конторе: «Билет стоит по курсу 246 руб., значит, осталось 236. К этой сумме можно прибавит проценты, почтовые расходы…» 2.За перегородкой раздаются стоны его жены, приехавшей к мужу просить развода. По дороге она простудилась и теперь мучается зубной болью. 3.Наверху за потолком какой-то мужчина, вероятно, ученик консерватории, разучивал рапсодию Листа с таким усердием, что, казалось, по крыше дома ехал товарный поезд. 4.Напрво, в соседнем номере, студент-медик готовился к экзамену. Он шагал из угла в угол и зубри густым басом. Экспозиция завершена, идет разработка обозначенных тем. Во второй части действия персонажей повторяются, но при этом ощущается нарастание «крещендо» потока голосов и звуков с помощью усиления -р - в -ррр-: (2. –Уми р аю! Ти р ан! 4. – Хронический катар желудка наблюдается также при ст ррр аданиях печени…). В третьей части экспозиционные темы даны практически в обратной последоватеотности: 3-4-2-1. Конечный элемент перебрасывает арку к первому, отсюда – безупречная гармоничность и завершенность целого. Для прозы характерна не собственно прямая речь, а происходящий момент, когда повествователь и герой, не сливаясь, покрывают друг друга. Они сближены, но они разные, их сознание можно различить. Поэтому (по Бахтину), время у Чехова: 1) бытовое, житейское и одновременно 2) бытийное, вечное. Это оформление подтекста подводного течения. Проза – основная жанровая форма творческой реализации Чехова. Новаторство Чехова: - утвердил значительность малых форм: рассказов и повестей, близких по структуре и по объему к рассказам; - ниспроверг русскую классическую традицию: идеализацию народного характера. В его произведения нет и следа того, что народное мировосприятие и русский крестьянин – мера всего истинного, незыблемого и вечного. Парадоксальность художественного метода Чехова: Автор объективен и вместе с тем субъективен (активно выражает свою жизненную позицию).
,\ 27. Драматургическое новаторство Чехова-художника (на конкретных примерах). (Чехов А.П. 1860-1904) Все крупные пьесы Чехова связаны одной центральной проблемой: в основе конфликтов оказываются судьбы русской интеллигенции. Несколько особняком стоит «Чайка» (1896): это пьеса о людях искусства. Все события группируются вокруг театра и литературы, основные проблемы: успехи, жертвы во имя удачи и неудачи, процессы творчества. «Дядя Ваня» (1899) имеет подзаголовок «Сцены из деревенской жизни». События разворачиваются в уединенной усадьбе Ивана Петровича Войницкого. В молодости он самоотверженно трудился как управляющий имения, не получая платы за труд, чтобы профессор Серебряков мог преподавать в столичном университете и писать научные работы (как оказалось, никому не нужные). «Старый сухарь, ученая вобла (Войницкий о Серебрякове спустя 25 лет), ничего не понимая в искусстве 25 лет пережевывает чужие мысли о реализме, натурализме и другом вздоре и пишет о том, что умным давно известно, а глупым неинтересно». Мистификация становится ясной Войницкому, но только не Серебрякову. В первоначальном варианте у Чехова пьеса заканчивалась самоубийством дяди Вани. Чехов перерабатывает текст: Войницкий стреляет в Серебрякова. Убийства не произошло, хотя выстрел звучит дважды. Серебряков уезжает из имения. В финале – монолог сони, племянницы дяди Вани: «Мы, дядя Ваня, будем жить, трудиться, а когда наступит наш час, покорно умрем и там, за гробом скажем, что мы страдали, плакали, и бог сжалится над нами, и мы увидим жизнь светлую…и отдохнем». Доктор Астров осел в провинциальной глуши и тянет лямку земского врача. Он одержим идеей спасение гибнущего русского леса. В своем имении он вырастил образцовый сад и питомник. Также он спасает от разграбления казенное лесничество (Чехов предвидел надвигающуюся экологическую катастрофу XX столетия). «Три сестры» (1900). В центре пьесы – жизнь трех сестер и брата, чей отец, генерал, 10 лет переведенный в провинциальный городок из Москвы, умер. Дети образованны, они страстно мечтают вернуться в Москву (это лейтмотив драмы). Но они изгнаны из своего дома, который заложен братом Андреем в банке. Деньги прибирает к рукам его практичная жена Наталья. Происходит трагедия крушения надежд (1-я тема) на возвращение в Москву. 2-я тема – о роли труда. Младшая Ирина после гибели на дуэли ее жениха барона Тузенбаха уезжает учительствовать в школу при далеком кирпичном заводе: «Человек должен трудиться, работать, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторг». 3-я тема – тема счастья. Счастье – удел потомков. Вершинин, образованный человек, офицер, наделен чертами «чудака» (раздумья о путях достижения счастье по-Чехову): «Счастья у нас нет и не бывает, мы только желаем его». «Вишневый сад» (1903). Пьеса лишена сюжетного движения и целиком погружена в быт. Здесь нет кульминационных всплесков и трагических развязок. В центре интриги – продажа имения Раневской и Гаева, сестры и брата. Первое действие – разговоры о приближающихся торгах, вплоть до финала пьесы, когда выясняется, кто приобрел имение. Четвертое действие – самое статичное – развернутый эпизод отъезда из имения. В пьесе – две группы лиц. Одни (Раневская, Гаев, соседний помещик Симеонов-Пищик) – бывшие владельцы живых душ, которых развратило праздное существование за чужой счет. Они – главные действующие лица картины оскудения, разрушения «дворянских гнезд». Они обречены и живут в долг. Им противопоставлены «новые люди»: Лопахин, сын бывшего крепостного Раневской, сейчас крупный предприниматель, и молодое поколение: Петя Трофимов, студент, бывший учитель погибшего в возрасте 7лет сына Раневской, и Аня, дочь Раневской. Гаев на пятом десятке лет, как ребенок, нуждается в уходе за собой. У него нет мыслей – одна пустопорожняя болтовня. Чтобы спасти имение, нужно продать вишневый сад, разбив его на дачные участки, по совету Лопахина. Но они не понимают Лопахина, пускаясь в рассуждения о красоте сада. «Вишневый сад» - безжалостная по обличительной силе картина краха русского дворянства, некогда привилегированного сословия, полной и необратимой деградации личности, атрофии всякого чувства реальности и цели. Галерею лиц дополняет Фирс, камердинер Гаева. Освобождение от крепостного права он называет несчастьем. Преданного слугу при отъезде в суматохе забыли в заколоченном, нетопленном холодном доме. По-Чеховски, при медленном разворачивании событий пьеса заканчивается трагически - гибелью человека. Петя Трофимов – чудак, говорящий о стремлении человека быть свободным: «Мы отстали, - по крайней мере лет на двести, у нас нет определенного отношения к прошлому, … его надо сначала искупить необычайным, непрерывным трудом». И вновь его мысль (как в «Дяде Ване»): «Если мы не увидим, не узнаем его (счастья), то что за беда? Его увидят другие!»
Новаторство: Чехов – отец всей драматургии XX в., создатель режисерск театра. Новаторство Чехова-драматурга в его жанровой особенности. В русской традиции XVIII в. комедия и трагедия (тяжелая драма), XIX в. – комедия и драма. У Чехова соединение комического и трагического (синтетический жанр). Уже во время первой постановки «Вишневого сада» возник спор о жанре пьесы Чехова с режиссерами К.С.Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко и актерами-исполнителями. Чехов утверждал, что пишет комедии. Оппоненты полагали, что это драмы. Трагикомедия – не просто смешение, а взамопроникновение. Одна и та же сцена, образ одновременно и комическая и трагическая. Герой не + и не -, они неоднозначны. Любой конфликт по своей природе социален (у Островского он черно-белый). Конфликт в пьесах Чехова трудноуловим. Это не просто конфликт в сознании – это ощущение конфликтности, неопределенности, которое витает в воздухе. Чехов широко использует принцип контрастности, постоянно снимающий пафосность некоторых откровений его действующих лиц. Взволнованный монолог доктора Астрова о лесах («Дядя Ваня»), достигнув вершины, заканчивается тем, что он выпивает рюмку водки. Машу в «Чайке», восторженно говорящую о Треплеве, прерывает авторское вторжение: «Слышно, как храпит Сонин». Маша («Три сестры») в момент прощания с любимым человеком (Вершининым), которого она уже никогда не встретит, вдруг переходит на декламацию: М а ш а (сдерживая рыдания). У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том… Я с ума схожу… У лукоморья… дуб зеленый… Принцип композиционного кольца – резкое преображение материала в свою противоположность. Медлительное, вялое сценическое действие компенсируется резкими всплесками драматизма. В первом действии «Трех сестер», еще до появления Наташи, будущей жены Андрея Прозорова, звучит реплика Ольги: «Ах, как она одевается! Не то, чтобы некрасиво, не модно, а просто жалко». А в финале, в конце последнего действия, эта мещанка, недалекая и вульгарная, диктующая всем свою волю и разрушившая мечту, жившую в душах сестер (На осень намечен переезд Прозоровых в Москву. Сестры не сомневаются, что брат их Андрей поступит в университет и со временем обязательно станет профессором), произносит, обращаясь к младшей сестре Ирине: «Милая, совсем не к лицу тебе этот пояс… Это безвкусица». Четкая структурированность пьес. В «Чайке» - повторяющийся образ «Чайки», связанный с судьбой Нины Заречной; в «Дяде Ване» - тема загубленной жизни, принесенной в жертву обстоятельствам (Астров) или обожествляемому ничтожеству, профессору Серебрякову (Войницкий); в «Трех сестрах» - недостижимость становящейся все более призрачной в своих повторених мечты о Москве. Выражение художественной идеи (внутреннего содержания) через внешнюю форму, как и в прозе Чехова. В «Вишневом саде» - повторяющаяся ситуация – получение Раневской телеграмм из Парижа. Первая оказывается разорванной, вторая читается, третья оказывается призывом к действию, к возвращению в Париж, т.е. навстречу к окончательной гибели. Паузы подчеркивают, что истинно отдельного монолога нет. Каждый герой произносит монолог, не слыша другого (каждый говорит реплики на свою тему). Паузы, обращенные к зрителю, поворачивают высказывание до противоположного смысла. Сквозные мотивы. Если в 1-м акте есть ружье, то оно должно будет затем выстрелить. Конфликты в пьесах Чехова. Драма предполагает острые события, столкновения, борьбу действующих лиц. У Чехова нет соперничества, интриги, «злых» и «добрых» побуждений. Все словно рождается из обстоятельств, которые складываются исходя из более высших законов, чем личные стремления людей. Человек чувствует, что время идет – это и есть конфликт человека с вечностью. Обращенность к быту. Моральную неправду Чехов перенес в человеческие будни, когда нравственная холодность и безнравственность совершаются без борьбы, без намерения и осознания конфликта. Подводное течение (по В.И.Немировичу-Данченко) – способность автора передать настроение через быт, раскрыть за внешне-бытовыми деталями присутствие непрерывного внутреннего психологического потока. При обилии бытовых деталей быт – не главное. Главное – бытийное время в каждой бытовой детали. Пренебрежение Чехова к бытийным событиям, которые выведены за пределы сцены – за кулисы. На сцене ничего нет – все события за сценой. Большую роль играет деталь. Астров («Дядя Ваня»): «Лопнул бутылëк с эфиром», когда за кулисами стреляется человек. Особую роль играет подтекст: вишнëвый сад, а не ви́шневый, как ощущение ускользающих красот. Напряжение на сцене держится мотивами, переходами.
28. Судьбы реализма в русской прозе начала 20века. (Вересаев, Куприн, Андреев) «19 и 20 век сошлись на рубеже в схватке столетий!!! Белый: «Мы ножницы м/у столетиями» (сошлись концы и начала, классич и неклассич иск-во). Специфика периода: существенно меняется социально- политический климат, индустриализация, раскрестьянивание. Города переполнены вчерашними крестьянами, которые явились материалом для выжимки прибыли > революция. Кардинально меняется взгляд на человека и мир в целом. На место привычной определенности приходит относительность. Писатели ощущали недостаточность языка, которым владело классич иск-во: 1) Сознание исчерпанности прежних форм письма 2) необходимость обновления тех путей, на кот должно опираться иск-во. Распростр-ся мнение об исчерповании реалистич иск-ва. Но в это время пишут Лесков, Бунин, Толстой, значит концепция реалистич лит-ры имеет место в картине мира. Иск-во билось над тем, как изобразить изменившееся положение чел-ка. Процессы сближения и отталкивания между реализмом и романтизмом в литературе нач. 20 века. Развитие традиций просветительского реализма. Обновление – ч/з нов способы изобр чел-ка: реализм показал чел-ка в нов условиях, когда среда разрушена. В основе критерия реализма лежит человек и среда. Катосторфизм входит в иск-во как способ изобр одинокого чел-ка в разрушенной среде. Среда заела человека, но вдруг происходит расшатывание и возникает ситуация, когда человек сопротивляется среде. Реформир-ся иск-во и старших реалистов. Л.Н. Толстой – р-н «Воскресенье», «Смерть Ив. Ильича». У Т. существенно меняется хар-р письма: усиливается сатирич начало, срывание масок. Прямое выражение авт позиции. В иск-ве этого времени был путь, проложеннвй Чеховым. Ч. Бежал от прямоговорения – чем более скрыто твое отношение, тем больше впечатление, взял не героев, а обычн людей. В жизненных мелочах протекает человеч жизнь, через систему мелочей показал ее гибельное устр-во. Нужно правильно ставить??, показать насколько наша жизнь уклоняется от нормы (Вишн сад – конфликт м/у тем, какой должна быть жизнь и тем, как она сложилась). В реалистич лит-реощутимо стало расширение сферы общечеловеческого, выход в сферу вечной проблематики. Это ар-но для Бунина («Легкое дыханье», «Жизнь Арсеньева», «Гос из Сан Фр»). Идеи апокалипсиса звучат в пр-ях Бунина и Андреева («Чаша жизни»). Активно включается идея «живой жизни» в пр-ях Бунина, Куприна, Вересаева. Здесь мы видим, как возрождение чел-ка связывается с приближением его к живой природе. Среда начинает пониматься в философском смысле и реализм анализирует эту среду: А. И.Куприн: взаимоотношения человека и среды-центральная коллизия его творчества. Остраяя восприимчивость к особенностям бытовой среды: военной, крестьянской, актерской, цирковой, рабочей. Уничтожающее воздействие условий существования на судьбу героя в произведениях «Дознание», «Трус», «Молох»-инженер Бобров работает на огромном литейном заводе, чувствует на себе вину,за то что там происходит, хочет его взорвать, но внезапно заблудился по дороге на завод- он слаб. Поэтизация протестующего человека, действующего вопреки обстоятельствам (Анафема; Собачье счастье – в отмену всех программ и прогнозов чел-ку нужно рвануть и скрыться, Гамбринус – музыканту ломают руку, Сашка не может играть на скрипке: чел может все преодолеть, Фиолетовый пес). Психологический реализм Куприна. «Поединок» как сатира на абсурдную армейскую действительность, как вызов писателя современному обществу. Вечная и спасительная сила любви как лейтмотивная тема в творчестве писателя(Олеся – выходит из леса как его часть = способность к жизнеповедению, кот ставит чел-ка выше бед, Гранатовый браслет – движение вверх эмоционально-риторическое и ритмическое, Суламифь). В.В. Вересаев как типическая фигура писателя переходной эпохи. Изображение идейных исканий и политического размежевания интеллегенции(«Без дороги», «Поветрие», «На повороте»). Новые ориентиры в восприятии реальности в 1910-е. Философско-эстетический трактат «Живая жизнь», как показатель смены ценностных ориентаций писателя (сравнивает Достоевского и Толстого: мир Толстого возник на почве живого, естественность природного мира, у Т чел обращен к миру, а у Достоевского жизнь мертвая, царит идея, рассудочность, чел одинок). В критическом реализме усиливается философское начало. Усиливается размышления о вечном, о нравственно всеобщем, актуализируется экзистенциальная проблематика, т.е. осмысление комплекса проблем, связанных с человеческим существованием: Бунин господин из Сан-Франциско, Митина любовь - не человек правит миром-миром правит случайность; Леонид Андреев развивал свое иск-во, стремясь показать чел-ка в чрезвыч ситуациях, чел одинок, может надеяться только на самого себя. Вся жизнь сост из тупиков и катастроф. Его интересовали проблемы человеч существования, философская пробл-ка пр-ний. Тема неразрушимой конфликтности человеч сознания, ситуация богооставленности. Большое кол-во рассказов о жизни и смерти- «Жили-были», «Большой шлем»: карты постепенно стали заменять людям всю жизнь, а сами игроки становятся игрушками в руках карт игры. Андреев переворачивает мир жизни этих людей и ч/з все пускает идею одержимости чел-ка своей мечтой. Жизнь и судьбу определяет случай-смерть обрывает все планы. Живущий на земле чел нах-ся во власти Бога – Андреев приходит к бунту против Бога - «Жизнь Василия Фивейского»: над всей жизнью отца Василия тяготеет тяжелый и загадочный рок. Попадья сходит с ума, запивает, просит ребенка, рождается идиот, случается пожар, все сгорает, на пепелище идиот. Василий думает, что Бог хочет проверить его, чтобы дать ему силу делать добро. Вас пытается оживить покойника в церкви, но покойник недвижим. Вас бежит из церкви (зачем же я верил), утрата последней опоры на земле -изображение судьбы отчужденного человека в богооставленном мире; повесть «Иуда Искариот» (идет на крайность – решает проверить Христа). Первые же рассказы Андреева показали, что он не такой как традиционные реалисты: не интересует социальная среда, не интерес. предметы быта. Существование человека, проблемы, которые встают перед каждым -проблема жизни и смерти. Тема смерти чрезвычайно волновала его -боялся ее. Ангелочек, Баргамот и Гараська, Красный смех.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 3278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.018 с.) |