Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Образы «страшного мира». Соотношение Идеала и действительности в лирике А. А. Блока
Содержание книги
- Теория раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского «преступление и наказание»
- Образ сони мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «преступление и наказание»
- Образ родиона раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «преступление и наказание»
- Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого
- Образ княжны Марьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Образ элен курагиной в романе Л. Н. Толстого «война и мир»
- Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских
- Темы, сюжеты и проблематика рассказов Чехова
- Тема пошлости и неизменности жизни в рассказе А. П. Чехова «человек в футляре»
- Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах А. П. Чехова «Ионыч» и «Попрыгунья»
- Тема любви в рассказе А. П. Чехова «о любви». Психологизм прозы чехова
- Художественное своеобразие поэзии И. А. Бунина
- Философская лирика И. А. Бунина
- Тема любви и смерти в рассказе И. А. Бунина «легкое дыхание»
- Тема смысла жизни в рассказе И. А. Бунина «господин из сан-франциско»
- Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе И. А. Бунина «антоновские яблоки»
- Художественные особенности повести И. А. Бунина «Деревня»
- Трагизм решения любовной темы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
- Проблема любви и предательства в повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот»
- Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе М. Горького «челкаш»
- Серебряный век русской поэзии
- Основные темы и мотивы лирики К. Д. Бальмонта
- Романтическая традиция в лирике Н. С. Гумилева
- Поэтическое творчество В. Хлебникова
- Лирический герой поэзии А. А. Блока, его эволюция
- Образы «страшного мира». Соотношение Идеала и действительности в лирике А. А. Блока
- Тема исторического пути России в цикле «на поле куликовом» и стихотворении «скифы» А. А. Блока
- Тема города в творчестве А. А. Блока
- Сюжет поэмы А. А. Блока «двенадцать», ее герои, своеобразие композиции
- Особенности любовной лирики В. В. Маяковского
- Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике В. В. Маяковского
- Новаторство В. В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры)
- Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени в лирике В. В. Маяковского
- Сатирические образы в творчестве В. В. Маяковского
- Мотивы трагического одиночества поэта. темы любви, искусства, религии в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах»
- Тема любви в лирике С. А. Есенина
- Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме С. А. Есенина «анна снегина»
- Тема творчества и судьбы поэта в лирике М. И. Цветаевой
- Художественные особенности лирики О. Э. Мандельштама
- Отражение в лирике А. А. Ахматовой глубины человеческих переживаний, темы любви и искусства
- Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «реквием», отражение в ней личной трагедии и народного горя
- Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака
- Цикл «стихотворения юрия живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «доктор живаго»
- Образы Иешуа и Мастера в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Критическое изображение московской действительности 20–30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Функции образа Воланда. Изображение реального и фантастического в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Образ профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
- Изображение событий гражданской войны в книге рассказов И. Э. Бабеля «Конармия»
- Центральный конфликт романа Е. И. Замятина «Мы», проблематика и система образов
- Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «котлован»
Похожие статьи вашей тематики
В третью книгу автобиографической трилогии «вочеловечения» Александра Блока входят циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Арфы и скрипки», «О чем поет ветер», «Итальянские стихи», «Кармен», «На поле Куликовом», «Соловьиный сад», «Родина». На данном этапе художественного развития Блок разрабатывает идею и тему пути человеческой души в мире. Конечно, творчество Блока в этот период, как и в предыдущие годы, не сводится к одной теме. Лирика поэта многообразна, широка по тематике, сложна по технике стихосложения. Выстраданные Блоком идея пути и тема пути обнажают одну из основных тенденций его творчества и играют в нем огромную роль.
Тема пути в третьем томе лирики Блока выделяется еще четче, чем на фоне символистской поэзии. Эта тема во многих случаях выражалась поэтом аллегорически. Для этого в позднем творчестве Блок употреблял иносказательные формулы. Например: «надеясь отыскать пути», «нам ясен долгий путь», «наш путь – стрелой татарской древней воли / Пронзил нам грудь», «и путь мой далек», «дорога долгая легка», «мы путь расчищаем», «свой нищий путь возвратный», «последний открывает путь», «свободный путь», «душа, на последний путь вступая», «ночь светлая сбила со всех дорог», «сны бытийственных метаний, / Сбивающих с пути», «свой верный продолжая путь», «путь степной – без конца, без исхода», «как дальний путь», «путь шоссейный» (с символическим смысловым расширением), «ты прошла ночными путями», «ночные пути, роковые» и многое другое.
Очень важными вехами пути в третьем томе поэтических произведений Блока являются лирические циклы. Открывает том цикл «Страшный мир». Само название говорит о восприятии мира поэтом. Блок рисует пугающую картину действительности, которая в построении тома, по мысли поэта, в дальнейшем должна служить фоном к восприятию других циклов.
Циклы «Страшный мир» и «Арфы и скрипки» наполнены стихией отчаянного разгула с цыганами, «всемирного запоя», мыслями о «попираньи заветных святынь». Блок развивает трагические темы страсти и отчаяния, борьбы и гибели, радости и страдания, буйного веселья и осенней любви, которые воплощены в образах Незнакомки, Фаины, Снежной маски. В этих стихах наблюдается контрастность образов.
Центральной идеей третьего тома становится преодоление «соблазнов легкого и неверного счастья», обманчивой радости покоя и бездумной отрешенности от мира. Эта идея в наиболее концентрированной форме эмоционально раскрывается в стихотворении «К Музе». Характер своей Музы Блок определяет ее отношением к «страшному миру».
Муза поэта отличается силой предвидения и притягательностью, она беспощадна к старому миру и в то же время несет в себе огромную жажду новой жизни:
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
И такая влекущая сила,
Что готов я твердить за молвой,
Будто ангелов ты изводила,
Соблазняя своей красотой…
Зла, добра ли? – Ты вся – не отсюда,
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты – и Муза, и чудо.
Для меня ты – мученье и ад.
Для Блока было характерно понимание подлинного счастья как трудного, жертвенного. Поэт стремится к нему, он готов пойти навстречу буре жизни, кинуться во власть хмельной страсти. Социальный и психологический конфликт оказывается особенно сложным и острым для него. Поэт уходит «в метель, во мрак и в пустоту», теряет всяческие ориентиры. Обращаясь к Музе, единственной, дающей ему опору в жизни, он говорит:
Что, если я, завороженный,
Сознанья оборвавший нить,
Вернусь домой уничиженный, —
Ты можешь ли меня простить?
Ты, знающая дальней цели
Путеводительный маяк,
Простишь ли мне мои метели,
Мой бред, поэзию и мрак?
Критик В. Гольцев писал: «Общие категории “счастья” или “несчастья” неприложимы к носителю трагического миропонимания. Он не бывает счастлив или несчастлив в обыденном и плоском значении этих слов. Ему ясна вся иллюзорность зыбкой детской мечты о счастье. Возвышаясь над этой мечтой, он постигает, что счастье все равно не может наполнить существование человека».
Основным направлением лирической поэзии зрелого Блока было противостояние «страшному миру». «Страшный мир» был не только противником Блока, разлагающим, отравляющим душу, сбивающим с пути, но и противником тех светлых сил жизни, в которые поэт продолжал верить:
Да, знаю я: пронзили ночь от века
Незримые лучи.
Но меры нет страданью человека,
Ослепшего в ночи!
Следующий цикл, «Возмездие», логически продолжал темы «Страшного мира» и повествовал уже о каре, которая обрушится на личность, позволившую злу прикоснуться к себе.
|