Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака
Содержание книги
- Художественные особенности повести И. А. Бунина «Деревня»
- Трагизм решения любовной темы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
- Проблема любви и предательства в повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот»
- Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе М. Горького «челкаш»
- Серебряный век русской поэзии
- Основные темы и мотивы лирики К. Д. Бальмонта
- Романтическая традиция в лирике Н. С. Гумилева
- Поэтическое творчество В. Хлебникова
- Лирический герой поэзии А. А. Блока, его эволюция
- Образы «страшного мира». Соотношение Идеала и действительности в лирике А. А. Блока
- Тема исторического пути России в цикле «на поле куликовом» и стихотворении «скифы» А. А. Блока
- Тема города в творчестве А. А. Блока
- Сюжет поэмы А. А. Блока «двенадцать», ее герои, своеобразие композиции
- Особенности любовной лирики В. В. Маяковского
- Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике В. В. Маяковского
- Новаторство В. В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры)
- Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени в лирике В. В. Маяковского
- Сатирические образы в творчестве В. В. Маяковского
- Мотивы трагического одиночества поэта. темы любви, искусства, религии в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах»
- Тема любви в лирике С. А. Есенина
- Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме С. А. Есенина «анна снегина»
- Тема творчества и судьбы поэта в лирике М. И. Цветаевой
- Художественные особенности лирики О. Э. Мандельштама
- Отражение в лирике А. А. Ахматовой глубины человеческих переживаний, темы любви и искусства
- Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «реквием», отражение в ней личной трагедии и народного горя
- Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака
- Цикл «стихотворения юрия живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «доктор живаго»
- Образы Иешуа и Мастера в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Критическое изображение московской действительности 20–30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Функции образа Воланда. Изображение реального и фантастического в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Образ профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
- Изображение событий гражданской войны в книге рассказов И. Э. Бабеля «Конармия»
- Центральный конфликт романа Е. И. Замятина «Мы», проблематика и система образов
- Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «котлован»
- Изображение гражданской войны как общенародной трагедии в романе М. А. Шолохова «тихий дон»
- Женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
- Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
- Правда о войне в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
- Тема родины в романе В. В. Набокова «машенька»
- Утверждение нравственных ценностей и философский смысл лирики Н. А. Заболоцкого
- Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в Русской литературе
- Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» В. Т. Шаламова
- Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»
- Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шукшина
- Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота»
- Виктор Пелевин и русский постмодернизм
- Иллюзии и реальность в комедии Ж. Б. Мольера «мещанин во дворянстве»
- Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст»
- Губительная сила денег в повести О. Де бальзака «гобсек»
- Человек и природа в рассказе Э. Хемингуэя «Старик и море»
Похожие статьи вашей тематики
Замечательному русскому поэту Борису Пастернаку довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии».
Рожденный в семье художника и пианистки, он с детства был наполнен прекрасным искусством. В 1914 году выходит в свет его первый сборник стихотворений «Близнец в тучах», в 1917 году – книжка «Поверх барьеров», а в 1922 году – «Сестра моя – жизнь». Так поэзия навсегда стала делом его жизни.
Поэт был уверен, что искусство – это и есть реальность, а поэзия – это «высота, которая валяется в траве под ногами». Истина и добро составляют суть творчества настоящего художника, а философская тема человека и природы становится одной из главных в творчестве Пастернака.
В ранней лирике ощущается зыбкость взгляда молодого поэта на мир, на события, происходящие в стране. Не только юному поэту, но и людям искушенным было сложно разобраться в вихре политических потрясений того времени. Поэт уловил главное: мир стремительно менялся, но где же место человеку в нем? Собственный поэтический мир был для него убежищем, источником, в котором он черпал силы. В цикле стихотворений «Темп и вариации» он говорит о необходимости противостоять разрушительным силам истории. В поэме «Девятьсот пятый год» лирический герой проходит период становления именно в годы революций. Грандиозность событий восхищает его, но вместе с тем проскальзывает мысль об «обличительных крайностях» насаждения новой власти. Поэт не может вписаться в жестокую прозу революции.
Разделяя тезис о том, что «революция пожирает своих детей», Пастернак в поэме «Лейтенант Шмидт» утверждает, что герои революции одновременно ее жертвы. Поэт, все больше вникая в окружающую жизнь, убеждается, что поэзия выше людской суеты, что только в ней – высший смысл:
Поэзия, не поступайся ширью,
Храни живую точность:
точность тайн.
Не занимайся точками
в пунктире
И зерен в мире хлеба не считай.
Искусство для Пастернака не зависит от катаклизмов эпохи. В своих высказываниях поэт всегда сохранял мудрую сдержанность культурного человека. Он не собирался конфликтовать или настаивать в отличие от современных ему поэтов, с их лозунгами, агрессией, протестами. У Пастернака тихая лирика, но от этого значение ее не уменьшается, а возрастает. В известном стихотворении «Стансы» поэт говорит о духовной свободе художника, о многом, чего он не мог принять в советской действительности, с ее декретами и постановлениями:
Мы в будущем, твержу я им, как все, кто
Жил в эти дни. А если из калек,
То все равно: телегою проекта
Нас переехал новый век.
Мудрость и покой природы возвращали поэту веру в жизнь. Лирический герой поэзии Пастернака всегда вписан в окружающий пейзаж. Чувства человека, движения его души перекликаются с изменениями в природе. В стихотворении «Душная ночь» поэт рисует картину, которая мгновенно воспроизводится в душе читателя:
…У плетня
Меж мокрых веток с ветром бледным
Шел спор. Я замер. Про меня!
Восприятие природы у Пастернака тоже особое. Он меняет местами субъект и объект. Получается, что лирический герой оказывается не главным в стихотворении. Главная героиня – природа, весь необъятный мир. Деревья видят рядом с собой человека, а не наоборот.
…облака замечали: с воды похудели
Заборы – заметно, кресты – слегка…
У поэта все одушевлено: деревья, ветер, река, времена года. С ними можно поговорить, они всегда вокруг. Например, зима: «Она шептала мне: “Спеши!” губами, белыми от стужи…». Мир и природа живут и мыслят по законам поэзии. Только у Пастернака «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод» или «предгрозье играет бровями кустарника». Большой поэтический дар и масштаб личности позволяли поэту по-иному воспринимать время: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» Он понимал, что жизнь бесконечна, природа – вечна, а человек – ее мыслящее зерно.
И через дорогу за тын перейти
Нельзя, не топча мирозданья…
Или:
Мгновенье длится этот миг,
Но он и вечность бы затмил…
При такой глобальности мышления поэт смело сочетал в своих произведениях бытовые, житейские мелочи и «вечные» философские вопросы. Его стихи не о мире, они – сам мир, живой, дышащий, сохраняющий человека.
|