Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Особенности поэтического восприятия Пастернака.
С начала своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах, иногда не заботясь о том, чтобы они были поняты. Пафос молодого поэта — необузданный, неистовый восторг жизни. Его ошеломляет хаос: запахов, красок, звуков и чувств. Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех, Но люди в брелоках высоко брюзгливы И вежливо жалят, как змеи в овсе.
Книга стихов "Сестра моя — жизнь" создавалась им в первый год революции, когда все привычное, рутинное летело кувырком. Рушились и устои литературного стиля, поэтому творчество раннего Б. Пастернака близко к новым течениям в поэзии. Для Б. Пастернака главным является правда жизни, те ее мгновения, которые он запечатлевает. В конце жизни, в опыте автобиографии "Люди и положения", он написал: "...моей постоянной мечтой было, чтобы само стихотворение нечто содержало: чтобы оно содержало новую мысль или новую картину... Мне ничего не нужно было от себя, от читателей, от теории искусства. Мне нужно было, чтобы одно стихотворение содержало город Венецию, а в другом заключался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский вокзал". Но простое воспроизведение действительности для него немыслимо, так как эта действительность и язык, предназначенный для ее описания, — явления принципиально различные. Поэтому нужно было найти компромисс, в котором язык и реальность, не утратив своего своеобразия, максимально точно соответствовали бы друг другу. Этим вызвано непривычное для читателя построение образной структуры поэзии раннего Пастернака. Первые два сборника стихов посвящены созданию атмосферы, которая позволила бы воспроизвести мир, где все связано между собой, но эта атмосфера важна не сама по себе, а как средство для выражения представлений поэта о нравственных основах мира. В третьей книге стихов "Сестра моя — жизнь" мы видим, что природа и человек воспринимаются поэтом как части одного целого, включающего все богатство и разнообразие человеческой жизни, пронизанной и революционными событиями, и интимными переживаниями. В стихотворениях этого сборника фотокарточка является заместительницей женщины, деревья спорят о человеке с ветром, Демон обещает вернуться лавиной, сад бьется в зеркале и т.д. Поэтому кажущиеся чисто пейзажными стихотворения приобретают характер глобальный, как стихотворение "Степь": "Как были те.выходы в степь хороши!/ Безбрежная степь, как марина./ Вздыхает ковыль, шуршат мураши,/ И плавает плач комариный./... Не стог ли в тумане?/ Кто поймет!/ Не наш ли омет? Доходим. — Он./ — Нашли! Он самый и есть — Омет./Туман и степь с четырех сторон". И далее: "...И через дорогу за тын перейти/Нельзя, не топча мирозданья". В этих строках — ощущение целостности всего сущего, неразрывной связи жизни человечества и природы.
Природа, мир, тайник вселенной. Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою!
Творчество зрелого Пастернака перестало быть необузданным, оно подчиняется его творческой воле. Стихи становятся лаконичными и стройными, в них ощущаются сила и яркость. В 50-е годы лейтмотивом нового цикла стихов становятся самоотверженность, самоотдача.
Цель творчества.— самоотдача, А не шумиха, не успех.
В стихотворении "Свадьба" он пишет:
Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье.
Эти стихи перекликаются с ранним циклом поэта "На ранних поездах", когда он очутился в вагоне, переполненном "простыми людьми". Свое чувство к народу Пастернак назвал обожанием.
Сквозь прошлого перипетии И годы войн и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты.
Стиль позднего Пастернака — просветленный. Но просветление не значит успокоение. В нем осталась прежняя ненасытность души, жажда понять и осмыслить непостижимые радости, противоречия и трагедии жизни.
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины, До основанья, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.
Пастернак стремился донести до читателя не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность; чувствовал громадную ответственность писателя за точную передачу смысла изображаемой им жизни, заботился о сохранении в сегодняшней действительности извечных моральных ценностей человечества. И если в ранней поэзии и прозе это скорее чувствовалось, чем прочитывалось впрямую, то позже, в последних циклах стихов он добился максимальной отчетливости, проясненности своих принципов. Убеждение в том, что "поэзия сохраняет в себе личность художника в том случае, если он верно определяет и выражает своим творчеством "безвременное значение"", Пастернак пронес от самых ранних произведений до стихов книги "Когда разгуляется" и романа "Доктор Живаго"
38. Тема войны и памяти в творчестве Твардовского.
А.Т.Твардовский так же не обошел вниманием все, что пережил человек на войне. Многие его стихотворения составили фронтовую хронику, так как сам автор участвовал в финской кампании и Великой Отечественной войне. В его творчестве нашлось место и публицистическим призывам, когда он в стихотворении «Бойцу Южного фронта» писал: Настанет срок- народ- герой Сметет врага с земли родной, И слава первого удара - одна навеки за тобой. Некоторые его стихотворения очень похожи на «новеллы» о героях войны. К ним относятся такие стихотворения, как «Рассказ танкиста», «Дом бойца». Все они пропитаны необычайной любовью к земляку, солдату, герою, к Родине, которую он призван защитить. Теплотой согреты строки о родной стороне и о народе, который должен добить фашиста в стихотворении «Партизанам Смоленщины»: Эй, родная, смоленская, Сторона деревенская, Эй, веселый народ, Бей! Наша берет! Среди суровых будней войны находилась минутка солдату и для отдыха. Вдали от дома грустил солдат по родному очагу, крепко скучал по жене и детям, мечтал о встрече с любимой. Радостным было мгновение, когда выпадало счастье получить письмо из дома, а ведь часто бывало и так, что простая незамысловатая, бытовая забота скрашивала отдых солдата, поэту стихотворение Твардовского о таких мгновениях особенно реалистичны и дополняют картины войны. Это стихотворение «Спичка», «Армейский сапожник». Все же непреходящее значение имеют произведения поэта, тяготеющие к раздумьям об ужасах войны, о подвиге, о смерти. Образцом этой тематики является стихотворение «Я убит подо Ржевом». Как реквием звучат строки: И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она спасена. Это стихотворение рассказывает смысл существования солдата, смысл солдатского братства, когда погибший обращается к живым, воюющим и заставляет из помнить о своей великой миссии, вдохновляет их на бой: Вы должны были братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье- Эта кара страшна. Конечно, творчество Твардовского нельзя рассматривать без его поэмы «Василий Теркин», в которой о военной жизни рассказывает простой советский солдат Вася Теркин. Это должен был быть веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная». Хотя я думаю, герой поэмы «Василий Теркин» доказал, что он существует и без фантазии автора, а фигура он вовсе не «лубочная», а реальная и обычная. Да и сам автор пишет о своем герое: Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе. В поэме Твардовский постоянно рассуждает о том, кто же такой этот Василий Теркин? Поэт пытается разгадать его характер, его сущность, то, что помогало громить фашистов, то, что их пугало в простом русском солдате. Так, по моему мнению, следуя примеру Шолохова, автор рассуждает о русском народном характере, который был воплощен в каждом солдате. Без такого солдата, мастера войны, родина не могла обойтись. Он нужен, чтобы поднять дух однополчан, чтобы помочь по хозяйству старикам в освобожденной деревне, чтобы совершить подвиг, и при этом желание у Теркина одно: победить и испытать счастье мирной жизни. Ведь солдатам так необходима была поддержка и умение видеть суровый военный быт сквозь призму мирной жизни, где есть место шутке, где обычные мирные вещи: вода, еда - так же нужны солдату. Фронтовая жизнь, несмотря на весь ужас войны, была многогранна. События жизни каждого солдата- героя война щедро насыщала, поэтому у Твардовского каждая глава в поэме – это событие, которое солдат должен перенести, в ратном труде победить врага и, самое главное, постараться выжить. В каждой из этих глав Теркин проявляет себя так, как проявлял себя каждый русский солдат, который был одержим одним желанием: Впрочем, что там думать, братцы, Надо немца бить спешить. Вот и все, что Теркин вкратце Вам имеет доложить В бою у Твардовского всякое бывает: здесь и грохот пушек, и холод ночи, и ненависть к врагу, и ранения, но автор, мне кажется, сознательно старается обойти тему смерти солдата на войне. Его Теркин должен жить, и герой не даром говорит читателям, таким же бойцам, как и он: -Разрешите доложить… Коротко и просто: Я большой охотник жить Лет до девяносто. С утверждением вечной жизни простого русского народа Твардовский освещает одну из основных тем творчества - тему памяти о народном подвиге. Поэту же Твардовский отводит главную роль в сохранении этой памяти для будущих поколений «во имя тех, кто все отдав» не оставил «ничего при себе». Пройдя войну, Твардовский чувствовал «навечное обязательство живых перед павшими» и невозможность забвения. Именно это стало основным мотивом его послевоенной лирики. Я уверена, что эти слова писателя должны и для нас, потомков героев Великой Отечественной войны, стать девизом, ведь избежать воин можно лишь помня о прошедших войнах.
|