Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Критическое изображение московской действительности 20–30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Содержание книги
- Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе М. Горького «челкаш»
- Серебряный век русской поэзии
- Основные темы и мотивы лирики К. Д. Бальмонта
- Романтическая традиция в лирике Н. С. Гумилева
- Поэтическое творчество В. Хлебникова
- Лирический герой поэзии А. А. Блока, его эволюция
- Образы «страшного мира». Соотношение Идеала и действительности в лирике А. А. Блока
- Тема исторического пути России в цикле «на поле куликовом» и стихотворении «скифы» А. А. Блока
- Тема города в творчестве А. А. Блока
- Сюжет поэмы А. А. Блока «двенадцать», ее герои, своеобразие композиции
- Особенности любовной лирики В. В. Маяковского
- Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике В. В. Маяковского
- Новаторство В. В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры)
- Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени в лирике В. В. Маяковского
- Сатирические образы в творчестве В. В. Маяковского
- Мотивы трагического одиночества поэта. темы любви, искусства, религии в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах»
- Тема любви в лирике С. А. Есенина
- Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме С. А. Есенина «анна снегина»
- Тема творчества и судьбы поэта в лирике М. И. Цветаевой
- Художественные особенности лирики О. Э. Мандельштама
- Отражение в лирике А. А. Ахматовой глубины человеческих переживаний, темы любви и искусства
- Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «реквием», отражение в ней личной трагедии и народного горя
- Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака
- Цикл «стихотворения юрия живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «доктор живаго»
- Образы Иешуа и Мастера в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Критическое изображение московской действительности 20–30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Функции образа Воланда. Изображение реального и фантастического в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Образ профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
- Изображение событий гражданской войны в книге рассказов И. Э. Бабеля «Конармия»
- Центральный конфликт романа Е. И. Замятина «Мы», проблематика и система образов
- Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «котлован»
- Изображение гражданской войны как общенародной трагедии в романе М. А. Шолохова «тихий дон»
- Женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
- Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
- Правда о войне в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
- Тема родины в романе В. В. Набокова «машенька»
- Утверждение нравственных ценностей и философский смысл лирики Н. А. Заболоцкого
- Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в Русской литературе
- Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» В. Т. Шаламова
- Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»
- Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шукшина
- Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота»
- Виктор Пелевин и русский постмодернизм
- Иллюзии и реальность в комедии Ж. Б. Мольера «мещанин во дворянстве»
- Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст»
- Губительная сила денег в повести О. Де бальзака «гобсек»
- Человек и природа в рассказе Э. Хемингуэя «Старик и море»
- Трагедия войны в творчестве Г. Белля
- Американская действительность в произведениях дж. Апдайка
- Власть и народ в романах Дж. Стейнбека
Похожие статьи вашей тематики
Изображая московскую действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и культурной самоизоляции. По мнению вождей государства, высокие идеи должны были быстро перевоспитать людей, сделать их честными, правдивыми строителями «нового общества». Средства массовой информации превозносили трудовые подвиги советских людей, их преданность партии и народу. Но идеальный «советский человек» существовал только на бумаге, в отчетах и лозунгах. В реальности люди жили в постоянном страхе, нетерпимости властей к чужому мнению. Для восхваления большевизма отбрасывались целые пласты всемирной истории, богатый русский язык заменялся пустой политической трескотней.
Воланд прибывает в Москву, чтобы проверить, действительно ли так сильно изменились люди, как об этом пишут в газетах. Похождения Воланда и его свиты в Москве позволили писателю показать несовершенство человеческого общества, отделить истину от лжи. Воланд начинает с отрицания существования Бога и дьявола в советском государстве. Воинствующие атеисты Берлиоз и Иван Бездомный выглядят жалкими неучами в разговоре с Воландом, а их неверие просто смешно. Не исчезли и такие известные общественные и человеческие пороки, как жадность и взяточничество. Председатель домкома Никанор Иванович Босой берет взятки, буфетчик варьете и директор ресторана Дома Грибоедова Арчибальд Арчибальдович наживаются, воруя на работе. Булгаков высмеивает приспособленчество и зависть, царящие в среде литераторов, нравственную нечистоплотность Лиходеева и Семплеярова. Описание «пустого места» вместо руководителя Прохора Петровича напоминает градоправителя Органчика из «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Сатира Булгакова пронизывает московские эпизоды романа, но она у автора веселая, не злобная. Булгаков как будто подсказывает, как можно преодолеть порок. Автор беспощаден лишь к подлецам, трусам, предателям, доносчикам, таким как литературные критики, Алоизий Могарыч, барон Майгель.
Перед читателем вдруг возникает никому не известная Аннушка, «сухонькая женщина с бидоном и с сумкой в руках». Эта эпизодическая фигура, вписанная в таинственные события, происходящие в квартире № 50 по Садовой улице, вырастает в выразительный образ. Любой характер, созданный Булгаковым, приобретает мощное обобщающее действие. Аннушка за всеми следит, все обо всех знает. Всегда готовая украсть и нагло солгать, она отвратительна в своей патологической жадности. Ее глаза вспыхивают «совершенно волчьим огнем», когда на лестнице она находит подкову Воланда, усыпанную драгоценными камнями. В ее голове проносятся варианты дальнейших действий: «К племяннику? Или распилить ее на куски… Камушки-то можно выковырять… И по одному камушку: один на Петровку, другой на Смоленский…». Пойманная с поличным, она изображает саму невинность: «Так это ваша подковочка? А я смотрю, лежит в салфеточке… Я нарочно прибрала, чтобы кто не поднял, а то потом поминай как звали!»
Эта «простая» советская женщина удивляет следователей заявлением, что отлично разбирается в бриллиантах и червонцах. Создавая из характера тип, писатель подчеркивал: таких Аннушек в стране – легион.
Булгаков-сатирик умеет увидеть зло и показать его проявление в самых различных формах, вызвать к нему гнев и отвращение. Сатира Булгакова, имеющая, по словам К. Симонова, форму «свирепого гротеска», – это способ отрицания безобразного в жизни, а также форма утверждения общечеловеческих ценностей. Смех в романе Булгакова имеет очистительный характер.
|