Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Трагедия войны в творчестве Г. Белля
Содержание книги
- Основные темы и мотивы лирики К. Д. Бальмонта
- Романтическая традиция в лирике Н. С. Гумилева
- Поэтическое творчество В. Хлебникова
- Лирический герой поэзии А. А. Блока, его эволюция
- Образы «страшного мира». Соотношение Идеала и действительности в лирике А. А. Блока
- Тема исторического пути России в цикле «на поле куликовом» и стихотворении «скифы» А. А. Блока
- Тема города в творчестве А. А. Блока
- Сюжет поэмы А. А. Блока «двенадцать», ее герои, своеобразие композиции
- Особенности любовной лирики В. В. Маяковского
- Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике В. В. Маяковского
- Новаторство В. В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры)
- Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени в лирике В. В. Маяковского
- Сатирические образы в творчестве В. В. Маяковского
- Мотивы трагического одиночества поэта. темы любви, искусства, религии в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах»
- Тема любви в лирике С. А. Есенина
- Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме С. А. Есенина «анна снегина»
- Тема творчества и судьбы поэта в лирике М. И. Цветаевой
- Художественные особенности лирики О. Э. Мандельштама
- Отражение в лирике А. А. Ахматовой глубины человеческих переживаний, темы любви и искусства
- Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «реквием», отражение в ней личной трагедии и народного горя
- Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака
- Цикл «стихотворения юрия живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «доктор живаго»
- Образы Иешуа и Мастера в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Критическое изображение московской действительности 20–30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Функции образа Воланда. Изображение реального и фантастического в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Образ профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
- Изображение событий гражданской войны в книге рассказов И. Э. Бабеля «Конармия»
- Центральный конфликт романа Е. И. Замятина «Мы», проблематика и система образов
- Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «котлован»
- Изображение гражданской войны как общенародной трагедии в романе М. А. Шолохова «тихий дон»
- Женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
- Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
- Правда о войне в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
- Тема родины в романе В. В. Набокова «машенька»
- Утверждение нравственных ценностей и философский смысл лирики Н. А. Заболоцкого
- Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в Русской литературе
- Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» В. Т. Шаламова
- Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»
- Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шукшина
- Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота»
- Виктор Пелевин и русский постмодернизм
- Иллюзии и реальность в комедии Ж. Б. Мольера «мещанин во дворянстве»
- Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст»
- Губительная сила денег в повести О. Де бальзака «гобсек»
- Человек и природа в рассказе Э. Хемингуэя «Старик и море»
- Трагедия войны в творчестве Г. Белля
- Американская действительность в произведениях дж. Апдайка
- Власть и народ в романах Дж. Стейнбека
- Курт Воннегут – писатель и мыслитель
- Человек и научно-технический прогресс в романах К. Воннегута
Творчество немецкого писателя Генриха Белля почти полностью посвящено теме войны и послевоенной жизни Германии. Его произведения сразу приобрели известность, стали печататься во многих странах мира, а в 1972 году писателю была присуждена Нобелевская премия «за творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы».
Первый сборник автора, состоящий из повестей и рассказов, «Странник, когда ты придешь в Спа…» посвящен трагической судьбе юных немецких парней, которым прямо со школьной скамьи пришлось идти на фронт. Эта тема продолжает развиваться и в более поздних циклах прозы «Когда началась война» и «Когда кончилась война». Перейдя к более крупным эпическим формам, Генрих Белль создает свои первые романы о войне: «Поезд пришел вовремя» и «Где ты был, Адам?».
С 1939 по 1945 год Генрих Белль был солдатом гитлеровской армии. Его свидетельства как писателя-фронтовика имеют высокую степень достоверности. Когда встал вопрос об издании его романа «Где ты был, Адам?» в России, писатель одобрил издание своего произведения под одной обложкой с повестью Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», в которой война показана глазами молодого русского лейтенанта.
Действие романа «Где ты был, Адам?» происходит в 1945 году, когда немцам уже было ясно, что война проиграна. Немецкие войска отступают, идет эвакуация раненых. Белль показывает сломленных, измученных людей, которых «проклятая война» сделала равнодушными до апатии. Война принесла им только скорбь, тоску и ненависть к тем, кто послал их воевать. Героям произведения уже понятна бессмысленность войны, они внутренне прозрели и не хотят умирать за Гитлера. Эти обманутые и несчастные жертвы противопоставлены в романе «хозяевам смерти», для которых война – это нажива и удовлетворение маниакальной жажды власти над всем миром.
Повествование течет неспешно, даже вяло – это создает ощущение безысходности. Финальный эпизод романа потрясает читателя своим трагизмом. Герой романа Файнхальс, наконец, оказавшись в родном городе, улыбаясь от счастья, идет к родительскому дому, на котором вывешен огромный белый флаг. Солдат узнает в нем праздничную скатерть, которую когда-то стелила на стол мама. В это время начинается орудийный обстрел. Пробираясь к дому, Файнхальс повторяет: «Безумие, какое безумие!» На его глазах «шестой снаряд ударил по фронтону дома – вниз полетели кирпичи, штукатурка посыпалась на тротуар, и он услышал, как вскрикнула в подвале мать. Он быстро пополз к крыльцу, услышал приближающийся свист седьмого снаряда и закричал в смертельной тоске. Он кричал несколько секунд, ощутив вдруг, что умирать вовсе не так уж просто, громко кричал, пока снаряд не настиг его и, мертвым, бросил на порог родного дома».
Генрих Белль одним из первых немецких писателей поднял проблему вины и правителей, и народа Германии за развязанную мировую войну. Писатель утверждал, что война ни для кого не может быть оправданием.
В последующем творчестве Белль говорил об отношении к фашизму, описывал послевоенную разруху в Германии и те времена, когда начали поднимать голову новые фашисты, пытающиеся возродить культ Гитлера. Одним из волнующих писателя вопросов является вопрос будущего страны.
Хотя действие романов Белля «И не сказал ни единого слова», «Дом без хозяина», «Бильярд в половине десятого», «Групповой портрет с дамой» происходит в послевоенной Германии, война незримо присутствует в них, над героями тяготеет ее проклятие. Войну не могут забыть немцы, чьи отцы, братья, мужья погибли где-то в далекой России. Не могут забыть ее и бывшие мальчишки, чья юность прошла под пулями в окопах, – такие, как замечательный писатель, мужественный и честный немец Генрих Белль.
|