Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биография Михаила Афанасьевича Булгакова

Поиск

(1891-1940)

Родился 3.05.1891 г. в Киеве в семье профессора Духовной академии. В семье было семеро детей, из которых он был старшим.

В 1909 г. окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета.

Женился в 1913 г. на Татьяне Лапа.

1916-1917 гг. получил диплом лекаря, работал врачом в селе Никольском, после в Вязьме.

1920 г. постановка во Владикавказском театре пьесы «Братья Турбины».

1922-1926 гг. работает сотрудником газеты «Гудок». Написаны повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», пьесы «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег», «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», «Александр Пушкин» и др. Ни одна из пьес не была разрешена к постановке.

1925 г. женился второй раз на Любви Белозерской.

1926 г. премьера пьесы «Дни Турбиных» во МХАТе.

1929 г. по решению правительства сняты с репертуара все пьесы Булгакова.

1932 г. МХАТ возобновил постановку «Дней Турбиных». В этом же году женился в третий раз на Елене Шиловской.

1939 г. закончил написание романа «Мастер и Маргарита».

В 1940 г. Михаил Булгаков умер.

 

М.А. Булгаков (1891 - 1940), умерший полвека назад почти безвестным, ныне - неоспоримый классик русской литературы XX в., один из наиболее знаменитых и читаемых русских писателей. Его возрождение началось с середины 1960-х годов, когда был наконец-то опубликован роман «Мастер и Маргарита», и продолжается до наших дней.

В творческом пути Булгакова есть черты, которые заставляют вспомнить о А.П. Чехове. Как и Чехов, Булгаков (по профессии врач), не сразу осознал, что ему суждено быть писателем. Как и Чехов, он знал труд литературной поденщины, когда в Москве в 1920-1921 гг. сотрудничал во многих журналах и газетах, создавая очерки, фельетоны, рассказы. В столице он входит в литературную среду, знакомится с Маяковским, А. Толстым, Бабелем, Катаевым, Ильфом, Петровым, Олешей и др. Впоследствии Булгаков говорил, что творчество его «разделяется резко на две части: подлинное и вымученное».

Белая гвардия

Сюжет: Действие романа разворачивается в 1918 году, когда из Города уходят немцы, оккупировавшие Украину, и его захватывают войска Петлюры. Автор описывает сложный, многогранный мир семьи русских интеллигентов и их друзей. Этот мир ломается под натиском социального катаклизма и никогда не повторится.

Герои — Алексей Турбин, Елена Турбина-Тальберг и Николка — вовлечены в круговорот военных и политических событий. Город, в котором легко угадывается Киев, оккупирован германской армией. В результате подписания Брестского мира он не попадает под власть большевиков и становится прибежищем множества русских интеллигентов и военных, которые бегут из большевистской России. В городе создаются офицерские боевые организации под покровительством гетмана Скоропадского — союзника немцев, недавних врагов России. На Город наступает армия Петлюры. Ко времени событий романа заключено Компьенское перемирие, и немцы готовятся покинуть Город. Фактически, от Петлюры его обороняют лишь добровольцы. Понимая сложность своего положения, Турбины успокаивают себя слухами о приближении французских войск, которые, якобы, высадились в Одессе (в соответствии с условиями перемирия они имели право занять оккупированные территории России до Вислы на западе). Алексей и Николка Турбины, как и другие жители Города, идут добровольцами в отряды защитников, а Елена оберегает дом, который становится прибежищем бывших офицеров русской армии. Поскольку оборонять Город собственными силами невозможно, командование и администрация гетмана бросают его на произвол судьбы и уходят вместе с немцами (сам гетман при этом маскируется под раненого германского офицера). Добровольцы — русские офицеры и юнкерабезуспешно обороняют Город без командования против превосходящих сил противника (автор создал блестящий героический образ полковника Най-Турса). Часть командиров, понимая бессмысленность сопротивления, распускают своих бойцов по домам, другие деятельно организуют сопротивление и гибнут вместе с подчиненными. Петлюра занимает Город, устраивает пышный парад, но через несколько месяцев вынужден сдать его большевикам.

Главный герой — Алексей Турбин — верный долгу, пытается присоединиться к своей части (не зная, что она распущена), вступает в бой с петлюровцами, получает ранение и волей случая обретает любовь в лице женщины, спасающей его от преследования врагов.

Социальный катаклизм обнажает характеры — кто-то бежит, кто-то предпочитает смерть в бою. Народ в целом принимает новую власть (Петлюру) и после её прихода демонстрирует враждебность к офицерам.

В русскую литературу М. Булгаков входит в 1924 г. романом «Белая гвардия». М. Волошин, одним из первых разглядевший дар Булгакова, заметил, что его литературный дебют можно сравнить только с дебютами Толстого и Достоевского. Волошин дал «Белой гвардии» емкое определение, сказав, что ее автор воплотил в своем романе «душу русской усобицей». Позиция Булгакова в освещении событий гражданской войны - а точнее, одного из ее эпизодов (Киев 1918 г.) была близка волошинской. В книге нет прямого противостояния красных и белых, на ее страницах белые воюют с петлюровцами. Писателя занимает более широкая гуманистическая мысль - ужас братоубийственной войны. Булгаков защищал в романе вечные ценности: дом, родину, семью и сохранял позицию «над схваткой». В стилистике романа, несмотря на некоторую связь с традициями символистской прозы А. Белого и А.М. Ремизова, отчетливо слышна неповторимая булгаковская интонация, сливающае в единое целое лиризм, сатиру и суровую библейскую патетику. «Велик был голод и страшен по рождеству Христовым 1918-й, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный дрожащий Марс». Позднее роман был переработан в пьесу «Дни Турбиных» (1926), в которой отчетливо прозвучала идея исторической обреченности дела Белой гвардии, тема трагической судьбы тех, кто искренне ее защищал. В пьесе «Бег» (1928) показан уже полный разгром Белой гвардии, духовный кризис представителей этой среды. В этой пьесе нет задушевной лирической атмосферы «Дней Турбиных», здесь господствует ирония и сатирический гротеск. По жанру «Бег» является трагикомедией; трагическое начало в ней связано с образом генерала Хлудова, испытывающего страшные муки совести, и с изображением судьбы бывших офицеров Белой гвардии в эмиграции.

В 20-е годы во всем блеске расцветает сатирический талант Булгакова, представленный в цикле фантастических рассказов «Дьяволиада», повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» (все -1925). В 1930 г. Булгаков заявил о себе: «Я - мистический писатель». Его мистицизм был связан не столько с интересом к нечистой силе, сколько к мистике социального бытия современности. Сатирическая фантастика Булгакова предупреждала об опасных последствиях научных и социальных экспериментов. Повесть «Собачье сердце» была конфискована «органами». Пьеса «Дни Турбиных» была разрешена только во МХАТе и выдержала там при жизни писателя почти тысячу представлений.

Остальные пьесы: блистательная сатирическая комедия «Зойкина квартира» (1926), остроумный памфлет-пародия «Багровый остров» (1926), «Бег», «Кабала святош» («Мольер») (1929), «Адам и Ева» (1931), «Блаженство» (1934), «Иван Васильевич» (1936) - были либо очень скоро сняты с репертуара, либо вообще не разрешены. При жизни писателя не увидели свет также его романы «Жизнь господина де Мольера» (1933), «Театральный роман» (1939), «Мастер и Маргарита»; над последним своим произведением Булгаков работал с 1929 г. до конца своей жизни.

 

«Театральный роман»

 

Неоконченный роман Михаила Афанасьевича Булгакова. Написанный от первого лица, от имени некоего писателя Сергея Леонтьевича Максудова, роман рассказывает о театральном закулисье и писательском мире.

«Театральный роман» имеет красноречивый подзаголовок: «записки покойника». По сути дела, в нем Булгаков пытался осмыслить трагический опыт своей собственной судьбы. В этом произведении неподражаемо сливается в одно целое глубокий лиризм и юмор, ирония, направленная как на автобиографического героя, драматурга Сергея Максудова, так и на театрально-писательскую среду 1920-х годов. Драматург Максудов проходит тернистым путем познания тайн Независимого театра, которым руководят два враждующих между собою корифея - Иван Васильевич и Аристарх Платонович, за образ которых отчетливо проглядывают черты режиссеров МХАТа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. «Театральный роман» имеет много общего с последующим романом М. Булгакова «Мастером и Маргаритой. Есть даже «гениальный кот-неврастеник», спасающийся от бездарной актрисы прыжком на занавеску окна. Но между двумя незавершенными романами Булгакова существует и более глубокая связь. В «Театральном романе» по мере развития сюжета возникает тема судьбы Мастера, определившего талантом свое время - новый вариант старой притчи о поэте-пророке, побиваемом камнями. Самая веселая книга Булгакова должна была кончиться самоубийством Маскудова, бросившегося в Днепр с Цепного моста.

 

«Мастер и Маргрита»

Сюжет: Сатана, представившийся в произведении как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов — место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в историиИисуса Христа. В Москве, правда, живёт один человек (Мастер), написавший роман о последних днях Иешуа и отправившем его на казнь римском прокураторе Понтии Пилате; но и этот человек ныне пребывает в сумасшедшем доме, куда его привело в том числе трепетное отношение к своему произведению, подвергнутому жёсткой критике со стороны цензоров и современников-литераторов. Роман он сжёг.

Во время путешествия Воланда сопровождает его свита: Коровьев, кот Бегемот, Азазелло, Гелла. Всех людей, вошедших в контакт с Воландом и его спутниками, преследуют наказания за свойственные им грехи и грешки: взяточничество,пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость, имитацию деятельности… Зачастую эти наказания, хоть и сверхъестественные по своей природе, являются логическим продолжением самих проступков (так, например, Никанор Иванович Босой, взявший у Коровьева взятку рублями, задержан за спекуляцию валютой, потому что эти рубли магическим образом превратились в доллары). Воланд вместе со всей своей свитой селится в «нехорошей квартире» на Садовой — в квартире, откуда уже в течение нескольких лет исчезают люди (исчезают, правда, без помощи сверхъестественных сил, так как описание этих таинственных исчезновений является намёком Булгакова в том числе и на репрессии 30-х годов).

Маргарита, жена «известного инженера», любовница Мастера, потерявшая его след после того, как он попал в сумасшедший дом, мечтает только об одном — найти и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Маргарите Азазелло — для этого она должна оказать Воланду одну услугу. Маргарита не сразу, но соглашается, и знакомится с Воландом и всей его свитой. Воланд просит её стать королевой бала, который даёт он в эту ночь. В ночь с пятницы на субботу начинается бал у Сатаны. Гостями на бал не попадают простые грешники, — ими оказываются только истинные, идейные злодеи.

В это время московские милиционеры пытаются разобраться в деле об исчезновении всей выручки театра «Варьете», и главное — в происхождении валюты, на которую мистическим образом поменялась вся собранная в кассе театра рублёвая наличность. Следы быстро выводят следователей к «нехорошей квартире», они её неоднократно обыскивают, но всё время застают пустой и опечатанной.

Другая сюжетная линия романа, развивающаяся параллельно первой, — непосредственно сам роман о Понтии Пилате, написанный Мастером. В нём рассказывается история Понтия Пилата, который не решился выступить против Синедрионаи спасти осужденного на казнь Иешуа Га-Ноцри (так в романе зовут персонажа, основным прообразом которого явилсяИисус Христос).

В конце романа обе линии пересекаются: Мастер освобождает героя своего романа, и Понтий Пилат, после смерти столько времени томившийся на каменной плите со своим преданным псом Бангой и желавший всё это время закончить прерванный разговор с Иешуа, наконец обретает покой и отправляется в бесконечное путешествие по потоку лунного света вместе с Иешуа. Мастер с Маргаритой обретают в загробном мире данный им Воландом «покой» (отличающийся от упоминаемого в романе «света» — другого варианта загробной жизни).

Тетрадка Али:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.238.204 (0.014 с.)