Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изображение человека в Русской прозе х1х века.

Поиск

(Представители 19 века: Гоголь, Грибоедов, Достоевский, Жуковский, Карамзин, Лесков, Пушкин, Некрасов, Островский, Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тютчев, Фет, Чехов)

-

По лекциям:

Изображение мира и человека в русской прозе XIX века.

1. Приемы, которые используются для создания образа персонажа.

2. Портрет как основное средство характеристики героя.

3. «Человек с деньгами» в русской литературе XIX века (Чичиков и помещики, Штольц, купцы в пьесах Островского).

4. «Человека с идеей» в русской прозе XIX век (Базаров, Балконский, Левша, Раскольников).

5. Человек взыскующий смысла жизни (Обломов, Балконский, Очарованный странник, Ионыч).

 

Приемы и художественные средства, используемые для создания образа человека.

1. Портрет, как правило, выражающий авторское выражение к персонажу.

2. Психологический анализ. Подробное, в деталях, воссоздание внутренних чувств, мыслей, побуждений внутреннего мира персонажа. Диалектика души.

3. Характеристика героя через его действия и поступки, отношение к другим людям (Печорин).

4. Речевая характеристика персонажа (Левша).

5. Прямая авторская характеристика персонажа (Салатиков-Щедрин).

6. Характеристика героя другими действующими лицами.

7. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж (интерьер квартиры Обломова).

8. Пейзаж, помогающий понять мысли и чувства персонажа (психологический пейзаж Тургенева).

9. Изображение социальной среды, общества (Раскольников).

10. Художественные детали (Ионыч).

11. Использование индивидуальных характеристик, прототипа.

 

Ключевым средством создания художественного образа человека принято считать портрет — словесно-художественное описание внешности.

В античности считалось что литературный портрет ничем не отличается от портрета живописного.

В XVIII веке начали считать, что можно отказаться от этой теории потому, что поэт может показать мысли, чувства, переживания человека в динамике.

Типы портретов:

1. Портреты — описание, которые, в первую очередь, дают представления о физиологии человека.

2. Психологические портреты.

3. Портреты — сравнения.

Портреты могут быть краткими, с минимумом деталей и подробно детализированными, они могут быть статическими (Плюшкин, «Мертвые души») и динамическими (персонажи Толстого). В самой простой портретной характеристики персонажей фиксируются неизменные, статичные детали. В 19 веке, чаще всего, использовали описание внешности в динамике: улыбка, смех, жесты, походка, выражение лица.

Экспозиционный портрет.

 

Психологический портрет

Печорина это результат увлечения физиогнамистикой (представление о внешности человека и психологических характеристиках).

Психологический портрет Лермонтовской эпохи как правило статичен и иногда чрезмерно подробен и предельно детализирован.

 

Искусство Тургенева портретиста.

3 новаторские детали:

1. Тургенев отказывается от традиционной портретной антитезы в пользу портретов парных (Базаров—Николай Петрович)

2. Особое внимание на жест (Одинцова и Базаров, объяснение)

3. Использует экспозиционные портреты (слуга, средство выражения идеологии нигилизма, отношение Тургенева к проблеме отцов и детей)

 

Портреты Н.В. Гоголь (1884 год).

Кульминация литературного портрета достигает в творчестве Гоголя.

Галерея помещиков, однотипны портреты, обилие говорящих, наполненных метафорическими и аллегорическими, деталями.

Гоголь давал 2 ответа, о чём «Мёртвые души»:

Первая задача "Мёртвых душ" – исследование высших свойств русской природы; обратить внимание на те низкие качества, которые необходимо истреблять.

Зооморфная метафора (сходство с каким-либо животным).

Цветовое ассоциативное поле (голубая мечта Манилова).

Ключевая деталь:

Цвета Коробочки зелёный цвет (это цвет жизни, яблоневый цвет), зелень умирающая, затихающая.

Поступок: Коробочка (с одной стороны, гостеприимна, хорошая хозяйка, но абсолютная необразованная).

Мистический характер России, бесспорно, женский.

Женские характеры более статические.

Не случайно создаётся образ Коробочки – патриархальное социальное начало.

Люди не успевают за прогрессом (цивилизационными процессами), оставаясь в своей «коробочке».

Вторая задача – найти ключ к собственной душе, когда же найдёшь, тогда этим же самым ключом отопрёшь души всех.

 

Чичиков открывает галерею героев XIX века. «Человек денег» стал интересовать писателей с 40-х годов XIX века. Причины социально-исторические, до этого времени, главным стремлением, в основном, человека православного, было стяжание святого духа.

С началом XIX века под давлением цивилизационных процессов в сознании происходит изменения: стремление к доминированию.

В качестве инструмента достижения этой цели признаются деньги.

 

Художественная революции в образе Чичикова

 

Традиционные для русской литературы особенности:

Поэтика имени Павел – это аналогия с апостолом Павла. Центральная тема апостола Павла — воскрешение мёртвых; успех апостола Павла был связан с его естественным даром к красноречию. Павел Иванович умел способность прекрасно выражаться.

Иванович (отчество) — это знак национальной принадлежности героя, а с другой стороны отчество связано с номинативная традицией богатывного действия.

Исключительные возможности Чичикова: прилежание, опрятность, приспособляемость — артистизм, умел поддержать любой разговор, умел найти общий язык с любимым человеком, умел себе во всём отказывать.

Начальство говорило: «это был чёрт, не человек».

Богатыри были не истребимы, от земли силы черпали. Чичиков 3 раза терпел крах (сакральное число)

Гениальность Чичикова — его острый ум, не потопляемость.

Чичиков фамилия (чича — итальян. — тело, чичёнэ — толстяк, чичеллоне —болтун)

Следует завету, который получил от отца. Он сосредоточен на одной идее: заработать.

Жизнь Чичикова — это жизнь человека, увлекаемого страстями жалкими.

Повесть о капитане Копейкине.

Образ Руси тройки.

Чичиков — сатана.

 

«Деньги как смысл и цель жизни» — такая постановка вопроса стала возможна в русской литературе только в середине 19 века, когда начали утверждаться ценности буржуазного мира. Гоголь открыл персонажный ряд, логика которого выражает отношение русского мира к «человеку денег».

Второй шаг в этом направлении сделал Гончаров.

«Обломов» 1847-1859
Основной конфликт — конфликт буржуазной цивилизации и российского патриархального взгляда.

Уникальность художественного метода Гончарова заключается в его подходе к персонажу. В отличие от Гоголя, Гончаров стремиться выделить в своих героях не только сегодняшнее, историческое, типовое, но и идеальное, не временное, универсальное.

По Платону, люди могут выбирать созерцание или действие.

Штольц, так же как и Чичиков, принимает от своего отца: смотреть на все в жизни, даже на мелочи, не шутя; привычка полагаться только на самого себя. Эта привычка потребовала от Штольца глубокой сосредоточенности на самовоспитании. Штольц, основной целью которого было самовоспитание, дает нам возможность проследить становление характера настоящего мужчины.

Гончаром много делает для того, что бы мы имели четкое представление об убеждениях Штольца: любовь, силой архимедова рычага, движет миром; истина есть благо, но она рассредоточена в жизни и ее не увидеть глазом; во взаимоотношениях с женщиной мужчина проходит тест на право лидерства. Штольц не был мечтателем, но ему хотелось что бы чувства «текли по ровной колее, вскипев сначала горячо у источника, что бы упиться им», а затем всю жизнь знать откуда течет источник.

Упреки Штольцу:

Фамилия Штольц переводится с немецкого как «жердь». Эта фамилия оправдывается чрезвычайной рассудочностью Штольца. Отсутствие мягкости и душевности. Не способность жить воображение, более того Штольц — персонаж, который боится жить воображением.

 

По нашим билетам:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.202 (0.014 с.)