Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фраза-символ благодарной народной памяти.

Поиск

«Дневные звезды» - проза Берггольц.

 

Особенности:

1) возвращение темы исторической памяти

2) интерес к проблеме национального характера

3) восстановление аксиологической ценностной системы. Человеческая жизнь!

4) достижения на уровне поэтики: использование элементов поэтико-фольклорной (Платонов «Возвращение», Твардовский «Василий Тёркин»)

5) установка на изображение правды, увидеть проблески вечности

 

Военные годы стали временем нового крутого литературного сдвига. Литературу этих лет можно назвать литературой народного самоспасения. В военное время оказалось ослабленным идеологические давление, довольно скоро избавились и от пропагандистских штампов предвоенной «шапкозакидательской» литературы. Пользуясь выражением А. Платонова, духовным «тылом» войны и победы стала всеобъемлющая народная правда. Чудо национального воссоединения многое восстановило в те годы в основательно разрушенной «структуре» народной души; оно стало шагом к спасению литературы, «великого русского слова» (А. Ахматова). С этим и связано особое духовно выпрямляющее значение литературы 1941-1946 гг. Все это объясняет парадоксальное суждение Б. Пастернака о начале 40-х годов: «Трагический тяжелый период войны был живым периодом и в этом отношении вольным и радостным возвращением чувства общности со всеми».

Жанровая структура литературы военных лет в чем-то повторяла жанровую структуру времен революции и гражданской войны. Вновь ведущим жанром стала поэзия; в прозе преобладала публицистика, очерк, рассказ, повесть. Время для масштабного осмысления трагических событий 1941-1945 гг. придет несколько позднее. В поэзии одним из ведущих жанров стала лирическая песня. Не менее значительным было влияние лирики (Ахматовой, Пастернака, молодого К. Симонова, переживших второе рождение Н. Тихонова, А. Прокофьева). Возродились и лирико-эпические жанры (баллада: К. Симонов, А. Твардовский; поэма и повесть: Н. Тихонов, В. Инбер, М. Алигер, О. Берггольц). Высшим достижением в этом жанре стала воистину народная поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», получившая признание не только у себя на родине, но и в эмиграции. И.А. Бунин отнес эту поэму к вершинным произведениям русской литературы. В годы войны заявило о себе и новое молодое поколение поэтов, (П. Антокольский, Ю. Друнина, К. Ваншенкин, С. Наровчатов, П. Коган, Н. Майоров, М. Кульчицкий и др.). В прозе главенствовал очерковый жанр. Публицистике отдали дань М. Шолохов, Л. Леонов, Э. Эренбург, А. Толстой, многие другие прозаики. Первые повести стали появляться с 1942 г. К лучшим из них принадлежат «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова. Авторы этих повестей стремились сочетать реалистическую манеру письма с обобщенно-романтическим повествованием; в поисках новых выразительных средств они обращались к фольклору, к народной поэзии, героическому эпосу. В повести В. Гроссмана заметно стремление дать философское осмысление военных событий, что найдет свое продолжение в последующих романах писателя. Традиции романтико-патетического стиля сохраняется в «Молодой гвардии» А.А. Фадеева - первом завершенном романе о Великой Отечественной войне. Первая редакция его будет опубликована в 1945 г., вторая - в 1951. Уступая идеологическому давлению, Фадеев изменил концепцию романа: ввел образы партийных руководителей (Проценко, Лютиков, Бараков), которых представил подлинными руководителями партизанского движения в Краснодоне и показал несамостоятельность действий комсомольцев. Проблемы формирования личности человека в условиях войны стоят в центре повестей А. Бека «Волоколамские шоссе» и Л. Леонова «Взятие Великошумска».

Со второй половины войны ощутимо отступление от тех надежд той правды, свободы слова, которая была возможна в самые трудные времена. Тяжелый, мрачный 1946 г. обозначил завершение литературного этапа, который мог бы стать переломным в судьбах нашей литературы.

 

 

17. Литература русской эмиграции («первая волна»).

Из билетов второго семестра (зачет):

«Первая волна»:1918-1940

Писатели «первой волны»: Ив.Бунин, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Б.Зайцев, А.Куприн, А.Ремизов, И.Северянин, А.Толстой, Тэффи, И.Шмелев, Саша Черный, М.Цветаева, М.Алданов, Г.Адамович, Г.Иванов, В.Ходасевич.

Развитие русской зарубежной литературы в изгнании шло по разным направлениям:

-писатели старшего поколения исповедовали позицию "сохранения заветов"

- самоценность трагического опыта эмиграции признавалась младшим поколением (поэзия Г.Иванова, "парижской ноты"), появились писатели, ориентированные на западную традицию -«незамеченное поколение» (В.Набоков, Г.Газданов).

Старшее поколение: Ив.Бунин, Ив.Шмелев, А.Ремизов, А.Куприн, З.Гиппиус, Д.Мережковский, М.Осоргин. Литература "старших" представлена преимущественно прозой. В изгнании прозаиками старшего поколения создаются книги: "Жизнь Арсеньева", "Темные аллеи" Ив.Бунина; "Иисус Неизвестный" Д.Мережковского. А.Куприн выпускает два романа "Купол святого Исаакия Далматского и Юнкера", повесть "Колесо времени". Значительным литературным событием становится появление книги воспоминаний "Живые лица" З.Гиппиус.

Главным мотивом литературы старшего поколения стал мотив ностальгической памяти об утраченной родине.

Темы, к которым наиболее часто обращаются прозаики старшего поколения, ретроспективны:

-тоска по "вечной России"

-события революции и гражданской войны

-историческое прошедшее

-воспоминания о детстве и юности.
Особый пласт русской эмигрантской литературы составляют произведения, в которых дается оценка трагическим событиям революции и гражданской войны (Бунин «Окаянные дни», Осоргин «Сивцев Вражек», Шмелёв «Солнце мёртвых»).

К "незамеченному поколению" принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России: В.Набоков, Г.Газданов, М.Алданов, М.Агеев, Б.Поплавский, Н.Берберова, А.Штейгер, Д.Кнут, И.Кнорринг, Л.Червинская, В.Смоленский, И.Одоевцева, Н.Оцуп, И.Голенищев-Кутузов, Ю.Мандельштам, Ю.Терапиано и др.

Наиболее остро и драматично тяготы, выпавшие на долю "незамеченного поколения", отразились в бескрасочной поэзии "парижской ноты", созданной Г.Адамовичем. Предельно исповедальная, метафизическая и безнадежная "парижская нота" звучит в сборниках Б.Поплавского (Флаги), Н.Оцупа (В дыму), А.Штейгера (Эта жизнь, Дважды два - четыре), Л.Червинской (Приближение), В.Смоленского (Наедине), Д.Кнута (Парижские ночи), И.Кнорринг (Стихи о себе).

 

Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику: В.Набоков "Другие берега", Н.Берберова "Курсив мой", Ю.Терапиано "Встречи", В.Варшавский "Незамеченное поколение", В.Яновский "Поля Елисейские", И.Одоевцева "На берегах Невы", "На берегах Сены", Г.Кузнецова "Грасский дневник".

Одно из центральных событий жизни русской эмиграции - полемика В.Ходасевича и Г.Адамовича, (1927 -1937). В основном полемика разворачивалась на страницах парижских газет "Последние новости" (печатался Адамович) и "Возрождение" (печатался Ходасевич). В.Ходасевич полагал главной задачей русской литературы в изгнании сохранение русского языка и культуры. Он ратовал за мастерство, настаивал на том, что эмигрантская литература должна наследовать величайшие достижения предшественников, "привить классическую розу" к эмигрантскому дичку. Адамович требовал от молодых поэтов не столько мастерства, сколько простоты и правдивости "человеческих документов", возвышал голос в защиту "черновиков, записных книжек". В отличие от В.Ходасевича, противопоставившего драматическим реалиям эмиграции гармонию пушкинского языка, Адамович не отвергал упадническое, скорбное мироощущение, а отражал его.

· «Современные записки» - один из самых влиятельных общественно-политических и литературных журналов русской эмиграции, издававшийся эсерами В.Рудневым, М.Вишняком, И.Бунаковым (Париж, 1920-1939, основатель И.Фондаминский-Буняков).

-широта эстетических взглядов

-политическая терпимость

Всего вышло 70 номеров журнала, в которых печатались наиболее известные писатели русского зарубежья. В "Современных записках" увидели свет: Защита Лужина, Приглашение на казнь, Дар В. Набокова, Митина любовь и Жизнь Арсеньева Ив.Бунина, стихотворения Г.Иванова, Сивцев Вражек М.Осоргина, Хождение по мукам А.Толстого, Ключ М.Алданова, автобиографическая проза Шаляпина. Журнал давал рецензии на большинство вышедших в России и за рубежом книг практически по всем отраслям знаний.
С 1937 издатели "Современных записок" стали выпускать также ежемесячный журнал "Русские записки", который печатал произведения А.Ремизова, А.Ачаира, Г.Газданова, И.Кнорринг, Л.Червинскую.

· Журнал «Числа» (Париж, 1930-1934, ред. Н.Оцуп) - основной печатный орган писателей "незамеченного поколения", долгое время не имевших своего издания. За 4 года вышло 10 номеров журнала.

-журнал стал рупором идей «незамеченного поколения», оппозиция традиционным «Современным запискам», журнал культивировал «парижскую ноту» (лит. течение, возникшее в Париже в к.1920-х, лидер-Г.Адамович), в журнале публиковались также заметки о кино, фотографии, спорте., журнал отличало высокое, на уровне дореволюционных изданий, качество полиграфического исполнения.

· Журнал «Беседа»: Берлин, 1923-1925 (учредитель: М.Горький). Всего вышло семь номеров.

-ставил своей целью информировать Россию «о состоянии литературы и науки в Европе и Америке».
Среди наиболее известных газет русской эмиграции - орган республиканско-демократического объединения " Последние новости» ( Париж), монархическое выражавшее идею Белого движения "Возрождение", газеты "Звено", "Дни", "Россия и славянство".

 

Из наших билетов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.43 (0.009 с.)