Григорий ищет свою правду, его сердце к концу произведения ожесточилось, но его ценность – родной дом. Тихий дон – батюшка (люди как реки) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Григорий ищет свою правду, его сердце к концу произведения ожесточилось, но его ценность – родной дом. Тихий дон – батюшка (люди как реки)



"Тихий Дон" принадлежит к числу самых выдающихся произведений советской художественной прозы.

Опираясь на лучшие достижения советской литературы в изображении гражданской войны, Шолохов сумел создать произведение глубоко новаторское и самобытное. В "Тихом Доне" Шолохов, прежде всего, выступает перед нами как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. "Тихий Дон" охватывает период в десять лет—с 1912 по 1922 год. Действие в романе развивается в двух планах — историческом и бытовом, личном. Но оба эти плана даны в нераздельном единстве. Патриархальная идиллия мелеховской юности разрушается в плане личном — его любовью к Аксинье, в плане социальном—столкновением Григория с жестокими противоречиями исторической действительности.. Органична и развязка романа. В плане личном — это смерть Аксиньи. В плане социально-историческом—это разгром белоказачьего движения и окончательное торжество Советской власти на Дону. Обе переплетающиеся сюжетные линии—личная и историческая—оказываются полностью исчерпанными. Трагический крах героя логически закономерен и завершен.

В первой книге действие начинается предвоенным временем и заканчивается шестнадцатым годом. Говорится в ней о жизни и быте станицы, о юности Григория Мелехова, о событиях империалистической войны.

Вторая книга охватывает период с октября 1916 года и до весны 1918 года. Февральские дни 1917 года, корниловщина, Великий Октябрь, начало гражданской войны на Дону—вот что стоит в центре книги.

Хронологические рамки третьей книги: весна 1918 года - май 1919 года. Изображается в ней ожесточенная борьба советского народа с белогвардейской контрреволюцией на юге. И наконец, четвертая книга, охватывающая период с весны 1919 года до 1922 года, повествует о полном разгроме белоказачьего движения и окончательной победе Советской власти на Дону, Империалистическая война, революция, гражданская война—таковы исторические события, нашедшие в "Тихом Доне" свое художественное отражение.

Переход народных масс на сторону революции и социализма прослеживается на судьбах казачества. Это и определило особый характер изображения борьбы классов в "Тихом Доне".

Казачество отличалось рядом своеобразных социальных особенностей. В течение долгих лет царизм рассматривал казаков как своих усердных и преданных слуг не столько в войнах с внешними врагами, сколько в борьбе с революционным народом, с освободительным движением. Казаки были поставлены в особые, привилегированные условия. Они зачастую не знали тех бедствий и тягот, которые терпел русский трудящийся человек. Среди них разжигалась вражда к национальным меньшинствам, ко всем не казакам, иногородним. Это развило в казачестве чувство сословного превосходства, затрудняло проникновение революционных идей в его среду и в годы гражданской войны сделало часть казаков послушным орудием белогвардейской контрреволюции.

Разумеется, и на Дону было классовое расслоение. И там развертывалась борьба трудового казачества против кулаков и помещиков. Но указанные выше обстоятельства придали гражданской войне на Дону особую кровавую ожесточенность. В "Тихом Доне" Шолохов и стремился со всей силой раскрыть необычайную остроту и небывалое ожесточение классовых боев в казачьей среде.

Гражданская война была войной не на жизнь, а на смерть между двумя основными лагерями—лагерем революционного народа, возглавляемого коммунистами, и лагерем контрреволюции, объединявшим помещиков, буржуазию, кулачество. Эти основные противостоящие друг другу силы нашли свое отражение в "Тихом Доне". Здесь мы видим, с одной стороны, помещика Листницкого, кулаков Коршуновых, купца Мохова, белогвардейских генералов и офицеров — злобных врагов советского народа, людей, лишенных чести и совести, палачей и убийц. Их программа ясна и отчетлива. Они хотят потопить в крови революционный народ и восстановить старые, царские порядки, с тем чтобы снова иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, безжалостно эксплуатируя рабочих и крестьян.

Против них ведет смертельную войну революционный народ и его самоотверженные защитники, выразители его интересов— революционеры Подтелков, Бунчук, Штокман, Котляров, Михаил Кошевой, Погудко.

Но в центре внимания писателя стоят не эти два основных, противостоящих друг другу классовых лагеря, а выразитель настроений колеблющихся, промежуточных социальных сил— Григорий Мелехов. Жизнь Мелехова, юношеские годы его, история его женитьбы на Наталье, любовь к Аксинье, его участие в империалистической войне, а затем в войне гражданской и,: наконец, его духовное опустошение—вот что образует сюжетную канву романа. Григорий Мелехов стоит в центре "Тихого Дона" не только в том смысле, что ему больше всех уделено внимания: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним.

5. Судьба человека

Судьба человека, сюжет: С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в фашистский плен. В плену он переживает все тяжестиконцлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую Родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во времябомбёжки. Из родных у него остался только молодой сын-офицер. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны.

После войны одинокий Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.

Как уже говорилось, в послевоенные годы Шолохов, кроме второй книги "Поднятой целины", написал рассказ "Судьба человека". Рассказ этот явился весьма значительным художественным достижением писателя.

В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал писателю печальную повесть о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил художника. Биографы свидетельствуют: "Возвратился тогда писатель с охоты необычно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком.

Однако к исповеди своего случайного знакомого писатель вернулся только через десять лет.

Некоторые мотивы "Судьбы человека" уже содержались в другом произведении Шолохова—в рассказе военных лет "Наука ненависти". И там и здесь речь идет о советских воинах, попавших в плен; совпадают сцены проводов на фронт, есть черты сходства в том, что видели в немецком тылу Герасимов и Соколов. Но сопоставление рассказов убеждает: то, что в "Науке ненависти" было лишь намечено, в "Судьбе человека" обрело полновесную художественную выразительность. "Судьба человека" опровергает домыслы наших недругов. утверждающих, будто советская литература обходит темные стороны жизни, сторонится всего, что несет в себе страдания и горе. Судьба Соколова, рассказанная писателем,—одно из красноречивых опровержений таких взглядов. И вместе с тем действительно советский писатель суровые и мрачные стороны бытия трактует, не впадая в отчаяние, в безысходный пессимизм.

Шолохов тоже берет в "Судьбе человека" как бы известные западным мастерам ситуации: безмерные страдания, выпавшие на долю человека из-за войны,—плен, гибель родных, разрушенный домашний очаг. Но Соколов выходит из страшного водоворота войны не опустошенным, не отчаявшимся. Он сохраняет в душе подлинную человечность и отзывчивость. У Соколова эта сердечная теплота выражается по-иному: маленький приемыш, заброшенный войной, которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности, которую война не смогла сокрушить.

Рассказ именно поэтому, в отличие от "литературы потеряннего поколения", окрашен в оптимистические тона. Пейзажные сцены рассказа—картины ранней весны — трудное еще, неуютное, хмурое время, которое, однако, предвещает тепло, солнце, расцвет. В этих пейзажных зарисовках как бы звучат первые послевоенные дни с их сложными задачами, нелегким и неустроенным бытом и лишениями и с их надеждами и ожиданиями.

В "Судьбе человека" — два рассказчика. Соколов просто и непритязательно повествует о своей судьбе, и перед читателем возникает образ рядового советского человека—мужественного, сердечного, стойкого, которого не сломили страшные тяготы войны. Но тут же слышится и голос второго рассказчика — самого писателя, который выслушивает исповедь своего героя. В этом голосе звучит безграничная любовь художника к нашим людям, сострадание ко всему тому, что довелось им пережить на войне, неугасимая вера в нравственные силы народа.

Проникновенное и гуманное повествование Шолохова о трагической судьбе Соколова, о страданиях и муках, которые принесла ему и миллионам других советских людей война, о его мужестве и неиссякаемой духовной стойкости приобрело широчайшую известность и у нас, и во всем мире.

5. Трагедия казачества в период коллективизации на Дону в романе "Поднятая целина"

Сюжет: Сюжет романа переносит нас на Дон, на хутор Гремячий Лог, куда одновременно приезжают участники и идеологи будущего конфликта: один, Половцев, ночью, как волк, потому что он белогвардеец, другой, бывший путиловский рабочий и красный моряк Давыдов, - днем, открыто. Половцев хочет втянуть казаков в Союз борьбы за освобождение Дона, Давыдов, как двадцатипятитысячник должен собрать всех в колхоз, поприжав покрепче кулака. После приезда вожаков стремительно разворачивается сюжетное действие с его основными "узлами": первым собранием бедняков, принявшим решение раскулачить "богатеньких", сценой раскулачивания Гаева, Лапшинова и прочих, раздачей имущества беднякам, вторым собранием гремячевцев по созданию колхоза, драматическим "бабьим бунтом", сценой пахоты, когда Давыдов сумел организовать социалистическое соревнование бригад. Массовые сцены – художественная особенность нового, советского романа социалистического реализма. Что хотел сказать художник таким построением сюжета? "Течет" народная масса, выявляя свое заинтересованное отношение к новым идеям, стало быть, народ – хозяин и творец истории. Так ли это?

Половцев сразу взял в оборот местного агронома и крепкого хозяина Якова Лукича Островнова. "Страшно мне на такое дело идтить… не невольте сразу, господин есаул", - признается Островнов в ответ на предложение Половцева перейти на его сторону, потому что он хлебороб и все его интересы вокруг земли.

Давыдов сразу начал подзадоривать бедняков: "Кулак гноит хлеб в земле". И жалобные голоса незамедлительно откликнулись: добро богатых отдать в колхоз. И уже раздался призыв: "Кулаков громить идите!"

Раскулачивание начинает самый вроде бы безобидный и робкий дед Щукарь: " Не терпится". Люди еще живут в доме середняка Титка Бородина, а Нагульнов уже планирует: "Дом этот под правление колхоза". У Фрола Рваного командует Демка Ушаков: "Уничтожаем себя как класс". Давыдов обвиняет Разметнова в слабости и мягкотелости при конфискации имущества у многодетного Гаева: "Они нас жалели? – вот его аргумент. – Враги плакали от слез наших детей?" Имущество отобрали, и детей поделили "наших" и "не наших". Нагульнов, "не остывший" от военных баталий, словно клятву дает: "Да я …тысячи станови зараз дедов, детишек, баб…Я их из пулемета всех порешу". Давыдов вторит ему: "Выслать …на Соловки…Работать будут – кормить будем".

Гражданская война стала не последним потрясением крестьянства. Власть пришла под лозунгом "Земля – крестьянам". В те годы считалось, что для того чтобы выпрямить нужно перегнуть, 1929 год – год "сплошной коллективизации", Сталин назвал "годом великого перелома". Сегодня можно сказать, что это был год перелома хребта крестьянству. А 3 декабря 1929 года была провозглашена новая политика – политика "ликвидации кулачества как класса".

В 1931 году Михаил Шолохов оставляет на время работу над "Тихим Доном" и принимается за роман о коллективизации, потом он назовет его "Поднятая целина".

Вернемся к роману "Поднятая целина", повествующему о создании колхоза. Все заинтересованы, равнодушных не было. Мужик в лисьем треухе предложил собрать бедняков в один колхоз, середняков – в другой, а лодырей – на выселки. Николай Люшня убежден: "колхоз – дело добровольное, хочешь иди, хочешь – со стороны гляди", то есть на свободу выбора. Доводы Кондрата Майданникова, середняка, привлекают, но не убеждают. Он верно назвал причины незащищенности единоличного хозяйства – и засуха, и проливные дожди, и неурожай, и свалившаяся вдруг на работников хворость, и смерть хозяина. Он серьезен и обстоятелен, этот человек, который, трепеща, принимал у своей коровы маленького, дрожащего бычка, растил, как ребенка, а теперь, голосуя за колхоз, отдавал свою "худобу" в чужие руки, возможно ленивые и равнодушные. Правда Кондрате трогает нас, ибо его трудовые мозоли, любовь к родному наделу, животине свидетельствует о глубокой укорененности в жизни и понятном каждому страхе за будущее. Предпосылки трагедии уже обозначены в итогах собрания. "Ты нас не силуй", - прозвучал голос одного из многих. "Таких, как ты, всех угробим", - пообещал коммунист Давыдов, выполнявший задание партии.

Жизнь в Гремячем Логу встала как "норовистый конь перед препятствием": кто-то сводил на общий баз свою скотину, кто-то убивал коров и телушек, объедаясь до болезни мясом, кто-то приходил на конюшню покормить своего коня. Брожение усилилось, когда стало известно, что соседи из другого колхоза претендуют на часть семенного фонда. Мужики готовы были развязать новую гражданскую войну: "Ярские приехали забирать семфонд!", а в ответ: "Вас в Соловки надо сажать, собаки на сене!", "Наел мурло, разуйте его бабы!", "Ключи давай! Распущай колхоз!" - кричали своему же односельчанину Разметнову. Страшные по свирепости и жестокости сцены! К счастью, Давыдов смог на время приостановить конфликт: поверили бабы, что бессребреник Давыдов о будущем счастье Федоток печется.

В драматических коллизиях романа раскрываются характеры интересные, самобытные, описанные ярко, пластично, с мягким юмором. Не может читатель не сочувствовать Давыдову с его широтой души и внутренней правдивостью, ставшему, однако, носителем командно-административной системы и заложником ее. Не может не горевать над неустроенностью жизни, несогретостью Нагульнова, верящего в мировую революцию и готового за нее жизнь отдать.

Значение романа "Поднятая целина" бесспорно: и в мало-мальски правдивом изображении деревни 30-х годов на фоне парадной советской литературы, и в том, что Шолохов, по существу, открыл своим романом "деревенскую прозу" нового века.

6. Значение творчества Шолохова

С первых шагов в литературе Шолохов поставил самый главный вопрос времени — вопрос о всемирно-исторической борьбе между социализмом и старым, собственническим миром. В "Донских рассказах" писатель обратил внимание на непримиримость, кровавую ожесточенность этой схватки, разрывающей даже семейные, родственные связи. В "Тихом Доне" писатель передал грандиозный масштаб этой битвы, когда с оружием в руках социалистический мир должен был отстоять свое право на жизнь в жестоких боях с контрреволюцией. В этой борьбе победил советский строй, но борьба не была еще окончена. Фигура Григория Мелехова, оставленного в финале на распутье, в какой-то степени приобретает символическое значение. Мало было победить контрреволюцию на полях битвы. Надо было еще победить другого не менее могущественного врага—силу собственности, навыки, представления, инстинкты, воспитанные веками. Эту борьбу, не менее драматическую, и запечатлела "Поднятая целина".

Михаил Шолохов—подлинно народный писатель в самом глубоком и истинном значении этого слова. Его внимание всегда привлекали исторические судьбы трудящихся масс, его неизменно волновали их заботы и печали, их радости и победы.

Герои его книг — простые, рядовые люди труда. Писатель относится к ним с симпатией, с сочувствием и любовью, он видит их богатый духовный внутренний мир, он утверждает их неотъемлемое право на счастье. С большой силой, яркостью и проникновенностью создает Шолохов целую галерею незабываемых образов простых людей.

Шолохов народен в самих истоках своего мастерства. Жизненность, правдивость, умение воспроизводить действительность во всем ее суровом драматизме сочетаются у него с безыскусственностью и доходчивостью художественной формы. Шолохов— враг неоправданной усложненности в литературе, всякого рода замысловатых формальных опытов. Он пишет о народных массах и стремится к тому, чтобы слово его дошло до народа. Книги Шолохова стали поистине художественной летописью советской эпохи, летописью, запечатлевшей великие и героические подвиги народа, преобразующие жизнь на началах свободы, счастья и справедливости.

 

13. Жизненный путь и творческая эволюция А. Платонова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.165.107 (0.024 с.)