Философская лирика И. А. Бунина
Содержание книги
- Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Тема Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя
- Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
- Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины Кабановой (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
- Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева
- Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «обломов»
- Роль Базарова в развитии основного конфликта романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
- Поколение «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
- Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
- Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы органчика и Угрюм-Бурчеева в повести «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
- Гражданский пафос поэзии Н. А. Некрасова, ее основные темы, идеи и образы
- Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ музы в лирике Н. А. Некрасова
- Русская жизнь в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- Теория раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского «преступление и наказание»
- Образ сони мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «преступление и наказание»
- Образ родиона раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «преступление и наказание»
- Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого
- Образ княжны Марьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Образ элен курагиной в романе Л. Н. Толстого «война и мир»
- Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских
- Темы, сюжеты и проблематика рассказов Чехова
- Тема пошлости и неизменности жизни в рассказе А. П. Чехова «человек в футляре»
- Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах А. П. Чехова «Ионыч» и «Попрыгунья»
- Тема любви в рассказе А. П. Чехова «о любви». Психологизм прозы чехова
- Художественное своеобразие поэзии И. А. Бунина
- Философская лирика И. А. Бунина
- Тема любви и смерти в рассказе И. А. Бунина «легкое дыхание»
- Тема смысла жизни в рассказе И. А. Бунина «господин из сан-франциско»
- Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе И. А. Бунина «антоновские яблоки»
- Художественные особенности повести И. А. Бунина «Деревня»
- Трагизм решения любовной темы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
- Проблема любви и предательства в повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот»
- Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе М. Горького «челкаш»
- Серебряный век русской поэзии
- Основные темы и мотивы лирики К. Д. Бальмонта
- Романтическая традиция в лирике Н. С. Гумилева
- Поэтическое творчество В. Хлебникова
- Лирический герой поэзии А. А. Блока, его эволюция
- Образы «страшного мира». Соотношение Идеала и действительности в лирике А. А. Блока
- Тема исторического пути России в цикле «на поле куликовом» и стихотворении «скифы» А. А. Блока
- Тема города в творчестве А. А. Блока
- Сюжет поэмы А. А. Блока «двенадцать», ее герои, своеобразие композиции
- Особенности любовной лирики В. В. Маяковского
- Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике В. В. Маяковского
- Новаторство В. В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры)
- Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени в лирике В. В. Маяковского
- Сатирические образы в творчестве В. В. Маяковского
- Мотивы трагического одиночества поэта. темы любви, искусства, религии в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах»
- Тема любви в лирике С. А. Есенина
- Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме С. А. Есенина «анна снегина»
Похожие статьи вашей тематики
На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение.
Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои стихи внутренним светом, верой в жизнь, в величие красоты. Его лирический герой обладает целостным мировосприятием, излучает радостное, бодрое отношение к миру.
Бунин жил и работал на стыке двух веков: XIX и XX. В это время в литературе и искусстве бурно развивались модернистские течения. Многие поэты в обозначенный период искали необычные и новые формы для выражения своих мыслей и чувств, занимались словотворчеством. Довольно часто эксперименты в области формы и содержания шокировали читателей. Бунин же оставался верен традициям русской классической поэзии, которые развивали Фет, Баратынский, Тютчев, Полонский и многие другие. Он писал реалистические лирические стихи и не стремился к экспериментам со словом. Богатства русского языка и материала в современном Бунину мире было вполне достаточно для поэта.
В лирике И. А. Бунина отражена тема памяти, прошлого, загадка времени как философской категории:
Синие обои полиняли,
Образа, дагерротипы сняли.
Только там остался синий цвет,
Где они висели много лет.
Позабыло сердце, позабыло
Многое, что некогда любило!
Только тех, кого уж больше нет,
Сохранился незабвенный след.
В этих строках заключена мысль о быстротечности времени, о ежесекундном изменении мироздания и человека в нем. Только память сохраняет для нас любимых людей.
И. А. Бунин в своих тонких, мастерски отшлифованных философских стихотворениях высказывал мысль о космической природе души каждого отдельного человека. Философские темы связи человека с природой, жизни и смерти, добра и зла заняли основное место в лирике И. Бунина. Поэт пишет о вселенском значении научных открытий гениального исследователя Джордано Бруно, в момент казни провозглашающего:
Я умираю – ибо так хочу.
Развей, палач, развей мой прах, презренный!
Привет Вселенной, Солнцу! Палачу! —
Он мысль мою развеет по Вселенной!
Бунин-философ ощущал непрерывность бытия, вечность материи, верил в силу созидания. Человеческий гений оказывается равным безграничному и вечному космосу. Бунин не мог смириться с необходимостью ухода из жизни, приговоренности каждого человека к смерти. По воспоминаниям друзей и близких, он не верил в то, что исчезнет навсегда:
Настанет день – исчезну я.
А в этой комнате пустой
Все будет то же: стол, скамья.
Да образ, древний и простой.
В стихах Бунин пытался найти гармонию мира, смысл существования человека. Он утверждал вечность и мудрость природы, определял ее как неиссякаемый источник красоты. Жизнь человека у Бунина всегда вписана в контекст природы. Он был уверен в разумности всего живого и утверждал, «что нет никакой отдельной от нас природы, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни».
Пейзажная лирика постепенно становится философской. В стихотворении для автора главное – мысль. Теме жизни и смерти посвящено множество стихотворений поэта:
Пройдет моя весна, и этот день пройдет,
Но весело бродить и знать, что все проходит,
Меж тем как счастье жить вовеки не умрет,
Покуда над землей заря зарю выводит
И молодая жизнь родится в свой черед.
В лирическом творчестве Бунин приходит к мысли об ответственности человека перед прошлым, настоящим и будущим. Ни один человек не приходит в этот мир без цели, живя среди людей, каждый оставляет свой след. Эта мысль подтверждается в стихотворении «Псковский бор», где звучит вопрос: «Достойны ль мы своих наследий?» Бунин считал, что жить стоит только для созидания, любви и красоты. Поэт, объездив почти весь мир и прочитав тысячи книг в поисках ответов на «вечные» вопросы бытия, не верил в сверхъестественные чудеса, а верил в разум и волю человека, способного изменить мир к лучшему.
|