Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева
Содержание книги
- Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского
- Пейзажная лирика А. С. Пушкина
- Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
- Жанр и композиция романа в стихах «евгений онегин»
- Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Тема Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя
- Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
- Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины Кабановой (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
- Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева
- Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «обломов»
- Роль Базарова в развитии основного конфликта романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
- Поколение «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
- Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
- Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы органчика и Угрюм-Бурчеева в повести «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
- Гражданский пафос поэзии Н. А. Некрасова, ее основные темы, идеи и образы
- Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ музы в лирике Н. А. Некрасова
- Русская жизнь в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- Теория раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского «преступление и наказание»
- Образ сони мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «преступление и наказание»
- Образ родиона раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «преступление и наказание»
- Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого
- Образ княжны Марьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Образ элен курагиной в романе Л. Н. Толстого «война и мир»
- Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских
- Темы, сюжеты и проблематика рассказов Чехова
- Тема пошлости и неизменности жизни в рассказе А. П. Чехова «человек в футляре»
- Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах А. П. Чехова «Ионыч» и «Попрыгунья»
- Тема любви в рассказе А. П. Чехова «о любви». Психологизм прозы чехова
- Художественное своеобразие поэзии И. А. Бунина
- Философская лирика И. А. Бунина
- Тема любви и смерти в рассказе И. А. Бунина «легкое дыхание»
- Тема смысла жизни в рассказе И. А. Бунина «господин из сан-франциско»
- Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе И. А. Бунина «антоновские яблоки»
- Художественные особенности повести И. А. Бунина «Деревня»
- Трагизм решения любовной темы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
- Проблема любви и предательства в повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот»
- Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе М. Горького «челкаш»
- Серебряный век русской поэзии
- Основные темы и мотивы лирики К. Д. Бальмонта
- Романтическая традиция в лирике Н. С. Гумилева
- Поэтическое творчество В. Хлебникова
- Лирический герой поэзии А. А. Блока, его эволюция
- Образы «страшного мира». Соотношение Идеала и действительности в лирике А. А. Блока
- Тема исторического пути России в цикле «на поле куликовом» и стихотворении «скифы» А. А. Блока
- Тема города в творчестве А. А. Блока
- Сюжет поэмы А. А. Блока «двенадцать», ее герои, своеобразие композиции
- Особенности любовной лирики В. В. Маяковского
- Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике В. В. Маяковского
- Новаторство В. В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры)
Похожие статьи вашей тематики
Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.
Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому б о льшую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.
Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.
К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.
В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена —
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, схоронена.
Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:
…Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?
Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.
Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:
Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Из осени поэт перемещается сразу в вечность:
А там, в торжественном покое
Разоблаченная с утра,
Сияет белая гора,
Как откровенье неземное.
Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».
В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:
Как поздней осенью порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас.
К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:
Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.
|