ТОП 10:

Любовная лирика И. Ф. Тютчева



Тютчев внёс огромный вклад и в разработку любовной темы. Как и для Ивана Сергеевича Тургенева, для него любовь была стихийной и непознаваемой, иррациональной силой, «поединком роковым».Вершина интимной лирики поэта – это «денисьевский цикл». В 1850 году, в возрасте 47 лет, Тютчев, будучи отцом шестерых детей, встретил и страстно полюбил молодую женщину – Елену Александровну Денисьеву, ровесницу старшей дочери. Их гражданский брак продолжался 14 лет. Денисьева, мать троих детей Тютчева, глубоко страдала потому, что он не мог уйти из законной семьи, а её положение в обществе было двусмысленным. В стихотворениях «денисьевского цикла» отразились все сложные перипетии этого романа. Шедеврами любовной лирики Тютчева стали стихотворения «О, как убийственно мы любим…», «Предопределение», «Последняя любовь», «Весь день она лежала в забытьи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» (прошёл ровно год со дня смерти Денисьевой), «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…». Стихотворения, посвященные любимой женщине, составили так называемый читательский цикл. Предчувствуя трагический исход отношений с Денисьевой, поэт за много лет до ее смерти от чахотки писал:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

В стихотворении «Предопределение» есть такое признание:

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной,

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой…

Здесь речь идёт уже не о мистерии природы, а о мистерии любви. Любовь в лирике Тютчева представлена неравной: женщина любит страстно, а героя преследует сознание своей несостоятельности перед её глубоким и сильным чувством.

«Денисьевский цикл» часто рассматривается как «роман» в стихах. Его композиционное своеобразие состоит в том, что прелюдия любви даётся лишь в стихотворении «Как ни дышит полдень мглистый…», а сам цикл начинается с трагической развязки, обобщения «О, как убийственно мы любим…». Б. Бухштаб: «Денисьевский ‑­

цикл» – это своего рода роман, психологические перипетии которого и самый облик героини напоминают нам романы Достоевского». В стихотворениях «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «О, не тревожь меня…», «Чему молилась ты с любовью…» речь идёт об опасной силе страсти, боли женских обид, угрызениях мужской совести. Отличительной особенностью цикла Тютчева является то, что он описывает закатную, последнюю любовь как печальное чувство, которое даровано судьбой, но которое неизбежно убивает любимую женщину («Последняя любовь»). Поэт испытывал чувство вины из-за страданий Денисьевой до конца своей жизни. Душу женщины он сравнивал со священным храмом, в который врывается толпа и оскверняет его. Тютчев возвышает муки возлюбленной и надеется на встречу с ней на небесах – этот мистический мотив является главным в последних стихотворениях «денисьевского цикла». Финал тютчевского «романа» о любви («Весь день она лежала в забытьи…», «Опять стою я над Невой…», «Есть и в моём страдальческом застое…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года») можно сравнить с повестями Эдгара По о страстном влечении к призраку любимой женщины. Заслугой Тютчева стало то, что он раскрылдиалектику любовной трагедии, создал трагическую философию рокового чувства.

 

 

18. А.А. Фет – один из первых поэтов-импрессионистов в России, вдохновенный певец русской природы. Импрессионизм ( от impression – «впечатление») сформировался в нвчале 1870-х годов во Франции и связан с именами таких художников, как Клод Моне, Эдуард Мане. Он вошел в литературу в 1840 году со сборником «Лирический пантеон». Ещё Н.А. Добролюбов говорил о нём как о мастере улавливать мимолётные впечатления бытия. Автор великолепных стихотворений «На заре ты её не буди…», «Чудная картина, как ты мне родна…», «Печальная берёза…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…», «Диана», «Целый мир от красоты…», «Бабочка», «Ласточки», «Учись у них, у дуба, у берёзы…» стремился обессмертить преходящее, быстротечное, поэтому его произведения эскизны и всегда имеют оттенок недосказанности, которая символизирует тайну человеческих чувств и самой жизни. В них гениально используется недомолвка как главное поэтическое средство. Необычайная острота взгляда, свежесть и непосредственность восприятия знакомых с детства явлений, умение запечатлеть мельчайшие детали, свет, тень, цвет, блики, колеблющиеся отражения предметов на водной поверхности, контуры – вот секрет художника, краски для которого заменяют точно подобранные слова.

А.А. Фет, сторонник теории «чистого искусства», говорил, что художнику должна быть дорога только одна сторона предметов и явлений – их изменчивая красота. Стихотворение «Ласточки» написано в соответствии именно с этим принципом:

Природы праздный соглядатай,

Люблю, забывши всё кругом,

‑­

Следить за ласточкой стрельчатой

Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила –

И страшно, чтобы гладь стекла

Стихией чуждой не схватила

Молниевидного крыла.

В.Я. Брюсов заметил: «Истинный смысл творчества поэта – призыв к великому опьянению мгновением». В одном из первых циклов под названием «Снега» автор вводит читателя в огромный мир русской природы, противопоставляя её очарование канонизированному в живописи «полуденному» итальянскому пейзажу. В зарисовке «Я русский, я люблю молчанье дали мразной…» сугроб, возникший за ночь, уподобляется мавзолею, поля, занесённые порошей, своим однообразием навевают мысль о смерти, звуки метели кажутся заупокойным пением. Но эти просторы, пустынные и грустные, бесконечно дороги поэту. Если Н.В. Гоголь в лирических отступлениях «Мёртвых душ» озирает всю русскую равнину как бы сверху, а М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Родина» видит обширную панораму Отчизны глазами едущего по её бесконечным дорогам странника, то Фет воспринимает природу, непосредственно окружающую его оседлый быт, его дом. Не случайно в разных стихотворениях он часто смотрит на пейзаж из окна.

Печальная берёза из одноимённого стихотворения А.А. Фета – символ самой России. Художник-импрессионист живописует одно омертвевшее от мороза дерево, которое ежедневно видит из окна своей комнаты, и малейшие изменения кажутся ему идеальными воплощениями хрупкой зимней красоты:

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу с ветвей.

Духовное родство с лесами, лугами, полями, реками, озёрами Родины – центр лирики поэта, великого наследника А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Поразительную новизну приёмов воссоздания природных образов без единого глагола А.А. Фет демонстрирует в знаменитом стихотворении «Шёпот, робкое дыханье…»: подробные описания он заменяет броскими деталями. Действие развивается, как бы «пульсируя», ведь автор отмечает в нём только те мгновения, когда в состоянии природы и человека происходят изменения. Движение теней и света «обозначает» течение времени. Ночь постепенно уходит, и рассвет наступает в отношениях влюблённых:

‑­

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!

Автор этих строк верит: есть такие моменты, когда звёзды приближаются к земле, раз в столетие распускаются диковинные цветы. Все эти чудеса разрушают обыденное восприятие бытия. Вера в беспредельную таинственность природы, в возможность гармоничного слияния с нею человека пронизывает многие творения А.А. Фета, являясь их философской основой.

«Первая борозда» открывает нам загадку начала весны. Взрезанный пласт земли символизирует соединение стихии света и солнца с загадочной почвой:

Лентой бархатной чернеет

Глыба взрезанной земли.

Чем-то блещут свежим, нежным

Солнца вешние лучи,

Вслед за пахарем прилежным

Ходят жадные грачи.

Кажется, что А.А. Фет с годами не устаёт восхищаться бесконечным разнообразием пёстрых картин. Его стихотворения складываются в огромный цикл, подобный «Временам года» П.И. Чайковского: у каждой поры – осени, зимы, весны, лета – свои мелодии, краски, звуки. Поэт – настоящий философ природы, до глубокой старости сохранивший остроту зрения, свежесть восприятия, юношескую жажду познания и обогативший мировую лирику замечательными пейзажными произведениями. Символисты оценили в поэзии Фета культ мгновения и музыкальность. Известно, что у него учился Блок. Блок брал томик Фета и отмечал на полях возраст, в котором Фет писал то или иное стихотворение.

Финальный сборник Фета носит название «Вечерние огни».

Средства музыкальности:

 

1.
Напевные аллитерации и ассонансы

2.
Разные виды повторов (удвоения, анафоры, эпифоры, стыки и т.д.)

3.
Сочетания коротких и длинных размеров

4.
Богатство строфики

5.
Специальный подбор рифм


ИтаК, Ощущение недостаточности вербальных средств, ограниченности слова – это один из лирических «сюжетов» поэзии Фета. Помимо слов он ищет другие средства передачи мыслей и чувств. Он видит новые возможности поэзии в музыке с её необыкновенной ёмкостью содержания. Тема музыки становится главной в цикле Фета «Мелодии». Но звук, музыка – это не единственный язык поэзии. Подражая восточной поэзии, Фет обращает внимание на язык цветов. «Язык цветов» - так и называется его программное стихотворение:

Я давно хочу с тобой

Говорить пахучей рифмой.

Известно, что восточные поэты создали целую систему символики тех или иных цветов. Есть у Фета стихотворения и о языке взглядов:

Наши очи могут вечно

Пересказывать друг друга…

Основа лирики Фета это тематический треугольник: личность, природа, любовь. За пределы этого треугольника поэт практически не выходит.

В 1860-х годы Фет окончательно порывает с рационализмом, считая, что искусству не по пути с логическим сознанием. Он порывает и с обществом, бросает вызов историческому прогрессу и уходит в природу и «чистое» искусство. В конце жизни его взгляды заметно меняются. Под влиянием Артура Шопенгауэра поэт отказывает природе в праве господства над собой и провозглашает союз своего сознания с космосом. Теперь он чувствует себя голосом не земной природы, а всей Вселенной. В итоговом сборнике «Вечерние огни» Фет-старец мысленно возвращается в юность, к образу трагически погибшей Марии Лазич, преодолевая таким образом время и смерть, разделяющие людей. И трудно поверить, что эти светлые и, главное, такие свежие стихи пишет седой человек с огромным грузом лет за спиной.

Фет – прямой предшественник не только русских символистов, но и С.А. Есенина. Он гениально продолжает ту линию отечественной поэзии, которая идёт ищё от В.А. Жуковского.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.008 с.)