Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Драматургическое новаторство Чехова: «Чайка» и «Дядя Ваня»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Новаторство Чехова-драматурга одухотворено ощущением целостной неразделимости искусства и жизни, творчества человека и всей его деятельности, в разных областях. Дядя Ваня начнет бунт против профессора, станет в него палить, но не попадет и не кончит жизнь самоубийством. Все останется по-старому. Во всем, что он делает, чувствуется какое-то «недо». Бунтовал против своего былого кумира – и капитулировал. Пытался завоевать любовь Елены Андреевны – и не смог. «Чайка» В начале девяностых годов Чехов неоднократно обращался к мысли о новом драматическом произведении, и все же замысел «Чайки» возникает у него, очевидно, лишь в 1895 году. Судя по письмам, он начинает работу над новой комедией весной 1895 года. Об окончании же пьесы он сообщает уже 18 ноября 1895 года. Переделывал «Чайку» Чехов в начале 1896 года, а позже, после предоставления в марте месяце комедии на цензуру, ему пришлось вносить в текст ряд цензурных изменений. Цензурное разрешение было получено лишь 20 августа 1896 года. 14 сентября «Чайка» была одобрена Театрально-литературным комитетом, а 17 октября поставлена на сцене Александринского театра. Премьера закончилась неслыханным в истории русского театра провалом. Был ли этот крах неожиданным? Еще в 1893 году, за несколько лет до трагической премьеры, Чехов писал: «В режиме нашей Александринской сцены есть что-то разрушительное для молодости, красоты и талантливости…» И когда Александринский театр взялся за постановку «Чайки», тревожные чувства охватили автора. Ставил «Чайку» Е.П. Карпов - режиссер, совершенно противопоказанный пьесе. Чехов недаром его всегда не любил. «Современный театр, - писал он И. Л. Щеглову,- это мир бестолочи, тупости и пустозвонства». Карпов для Чехова - воплощение театральной рутины, штампа. Еще одна из причин провала - премьера «Чайки» была приурочена к бенефису комической актрисы, в зале собралась публика развлечься и посмеяться. В зале раздавались смех, хохот, публика ждала другого. Чехов пережил тяжелое состояние недоумения, позора, «театр дышал злобой, воздух сперт от ненависти». Главные причины провала «Чайки»: - присутствие «бенефисной публики»; - несовпадение театра, режиссера и автора, обнажающее новизну чеховской эстетики: драматический язык «Чайки» был нов и труден. В критической литературе давно отмечено, какое большое место в пьесе заняли вопросы искусства. Здесь яростно спорят о состоянии современного театра, причем треплевские филиппики против рутины, царящей на сцене, напоминают суждения самого Чехова. В пьесе идут споры об общественном смысле художественного творчества, о «новых формах», являющиеся прямыми отголосками дискуссии об искусстве декадентов. Так же, пьеса как ни одно другое драматическое произведение Чехова, полна литературных реминисценций. Здесь читают и обсуждают книгу Мопассана «На воде», и это оказывается неслучайным. В первом действии Аркадина и Треплев обмениваются репликами из «Гамлета»: «Аркадина (Читает из «Гамлета»). «мой сын! Ты очи обратил мне внутрь души, и я увидела ее в таких кровавых, в таких смертельных язвах - нет спасения!» «Треплев (из «Гамлета») «И для чего ж ты поддалась пороку, любви искала в бездне преступленья?» На первый взгляд это ничего не значащая шутка, но и эти реплики потом по-своему оживают в сложных взаимоотношениях Аркадиной, Треплева и Тригорина. Для основных героев «Чайки» проблемы искусства - жизненно важные, кровные вопросы. И у Нины Заречной, и у Треплева, и у Тригорина, и у Аркадиной - у каждого из них свои убеждения, свой творческий путь, каждый из них в пьесе представляет определенную тенденцию развития современного искусства. Отсюда и неизбежное столкновение и борьба мнений, жаркие дискуссии, которые разгораются на сцене. Тригорин - известный, популярный писатель. Его произведения переводят на иностранные языки. Он талантлив и хорошо овладел мастерством. Кроме того, Тригорин трудолюбив. Он одержим творчеством, которое поглотило его, стало целью и смыслом его жизни. Аркадина тоже широко известна. Талантливая, популярная актриса, она привыкла к успеху рукоплесканиям. Она тоже любит свою повседневную жизнь и работу. Демонстрируя, как хорошо и молодо она выглядит, Аркадина говорит: «А почему? Потому, что я работаю…» У Треплева совсем другое положение. За душой у него пока лишь дерзкие стремления и довольно расплывчатые планы. Вполне определенно только одно - он не приемлет современное искусство - искусство Тригориных и Аркадиных. «Она любит театр, - говорит он об Аркадиной, - ей кажется, что она служит человечеству, святому искусству, а по-моему, современный театр - это рутина и предрассудок». Не приемля и отрицая искусство, которое представляет его мать, Треплев убежден, что «нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно». Пьеса, которую он ставит на домашнем театре и есть его первая попытка осуществить свою мечту о новых формах. Миниатюра Треплева действительно вызывающе необычна, чем и обусловлен провал ее домашней постановки. В последнем действии «Чайки» мы узнаем, что Треплев не оставил своих творческих исканий. Истекшие два года он продолжает писать, и теперь его уже печатают в журналах. Он имеет некоторую известность. Судя по отзывам Тригорина и Дорна, Треплев и теперь пишет какие-то странные произведения. Но сейчас его уже волнуют не новые формы - новые формы во что бы то ни стало. Теперь Треплову приходится многое начинать сначала, возвращаться к азам художественного творчества. «Я так много говорил о новых формах, - признается он,- а теперь чувствую, что сам мало-помалу сползаю к рутине». Но тема искусства и любви неразлучно связаны в драме Треплева. Потеряв Нину, он утратил смысл жизни, замкнулся в одиночестве и опустошенности, безверия в свой талант, в свое призвание: «Я не верую, не знаю, в чем мое призвание». Самоубийство Треплева психологически мотивированно внутренней слабостью, одиночеством, отсутствием любви, неверием в себя, свое призвание, в свой талант. Драматичен и путь Нины Заречной, в котором важны следующие мотивы: желание стать актрисой, наивные мечты о славе и блеске, драма любви к Тригорину. Героиня, пройдя путь испытаний, обретает жизненную стойкость, истинную веру в искусство, в его высокое назначение. Ее нравственное кредо высказано в последней встрече с Треплевым: «Умей нести свой крест и веруй». В осмыслении драмы героини важно понять ее духовную эволюцию: от наивной девочки, мечтающей о блеске славы, к мудрой женщине совершающей нравственный суд над собою и прежней суетной жизнью, обретшей необходимый нравственный стержень и умение «нести свой крест». Однако «Чайка» не искусствоведческий трактат. Герои пьесы прежде всего люди. У каждого из них свой характер, свои увлечения, свои беды, своя любовь - своя жизнь. Житейские и эстетические проблемы, проблемы любви и творчества - «разговоры о литературе» и «пять пудов любви» органически связанны в произведении, властно определяют сложные отношения героев. Психологический конфликт «Чайки» создали эти вопросы искусства и любви. Стихия любви властвует над всеми персонажами пьесы - Аркадиной, Треплева, Тригорина, Нины, Маши, Медведенко, Полины Андреевны, Дорна и даже Сорина, который ведь тоже, как он признался, был немножко влюблен: «Прелестная… была девушка, - говорит он о Нине. - Действительный статский советник Сорин был даже в нее влюблен некоторое время. Дорн. Старый ловелас» Воссоздано многообразие любовного чувства, гамма оттенков. Но любовь безответная, все страдают. В воссоздании темы любви реализуется «принцип разомкнутого треугольника» (З. Паперный). Пьеса овеяна печалью неразделенного чувства. Начинается пьеса с разговора учителя Медведенко и Маши. Он ей признается в любви и горько сетует, что встречает «один лишь индиферентизм». Она говорит о «трауре» по своей жизни - «я несчастна». В конце первого действия она признается Дорну: «Я страдаю. Никто, никто не знает моих страданий! <…> Я люблю Константина». Однако, для Константина Треплева она лишь «несносное создание». Он любит Нину Заречную, но после провала пьесы, он видит, что Нина остывает к нему и увлекается известным писателем Тригориным. Тот сходиться с ней, но затем бросает и возвращается к своей старой привязанности - к актрисе Аркадиной, матери Треплева. Если же чувства героев друг к другу совпадают, это оказывается недолговечным, обманчивым. Так распалась юная любовь Нины и Треплева; обрывается и ее роман с Тригориным. Сюжет здесь - не одноколейная тропа, но скорее лабиринт увлечений, из него нет выхода. «Чайка» - одна из трагичнейших комедий в русской комедиографии. С принципом разомкнутого треугольника связана еще одна особенность построения пьесы. Сюжет здесь развивается как бы независимо от чувств и желаний героев. Сюжет мучительно прокладывает себе дорогу. Все время завязывается новыми узлами, которым нет развязки. Маша любит Треплева, живет только любовью, как сказано в ремарке, «все время не отрывает от него глаз». Но это не имеет отношения, к тому как развиваются события. Если можно так сказать, то любовь Маши к Треплеву несюжетноспособна. С одной стороны, она действительно любит его, с другой - выходит за учителя Медведенко, рожает ребенка - не переставая любить Треплева. Обычно в пьесах герои испытывают друг к другу определенные чувства и в соответствии с этими чувствами развиваются события - романы, измены, разрывы, браки. Здесь же совсем не так. Мать Маши, Полина Андреевна, любит доктора Дорна, умоляет его: «Евгений дорогой, ненаглядный, возьмите меня к себе… время наше уходит, мы уже не молоды, и хоть бы в конце жизни нам не прятаться, не лгать». Но он отвечает: «Мне пятьдесят пять лет, уже поздно менять свою жизнь». Иначе говоря, он отказывается с ней «строить сюжет». Среди этих грустных, недовольных собою и жизнью людей, кажется одна Аркадина ни на что не жалуется, ни о чем не горюет - она в восторге от жизни и особенно от себя. Терпят поражение в любви Медведенко, Маша и ее мать, Треплев, Нина… Аркадина - единственная, кто потерпев поражение, продолжает борьбу и отвоевывает своего избранника. В художественном мире «Чайки» важна романтическая символика. Присутствие образов-символов - яркая черта драматургическогостиля Чехова. Озеро и чайка - два главных образа-символа песы, они создают особую атмосферу действия. Когда начинается домашний спектакль по пьесе Треплева, открываются вид на озеро, луна над горизонтом, отражение ее в воде. Колдовское озеро влияет на общее настроение пьесы. В последнем действии озеро приходит в волнение, на нем волны, разыгрывается гроза. Этот образ имеет живописное начало, Чехов опирается на средства живописи, на поэтику импрессионистов. Закат в «Чайке» - неуловимый, ускользающий, меняющийся. Вместе с озером появляется образ чайки, который ассоциируется с судьбами разных героев, прежде всего Треплева и Нины. Треплев предсказывает, что сам убьет себя, когда убил чайку. Нина: «Меня тянет к озеру как чайку». В финале она приходит к озеру и сравнивает себя с чайкой. Образ чайки преломляется и в сознании Тригорина. Увидев убитую птицу, он заносит в записную книжку «сюжет для небольшого рассказа»: «девушка любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек и от нечего делать погубил, как вот эту чайку». Из убитой чайки Шамраев изготовил по просьбе Тригорина чучело, по мнению З. Паперного этот образ является символом чего-то бессмысленно загубленного и бездушно забытого. Он приобретает в контексте глубокий смысл, и соотноситься не столько с судьбами Треплева, Нины, Тригорина, но и со всей человеческой жизнью, развернувшейся в пьесе. Полное открытие пьесы, как и всей чеховской драматуркии, произошло с рождением нового театра, с реформаторской деятельностью К. Станиславского, с созданием его «системы». 17 декабря 1898 года на сцене Московского Художественного театра произошло настоящее рождение «Чайки». С этих пор чеховская чеховская чайка изображена на занавесе театра, стала его эмблемой. Спектакли МХТ открыли Чехова как создателя новой русской драмы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.218 (0.009 с.) |