Восприятие лирического произведения читателем-школьником



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие лирического произведения читателем-школьником



В эпосе и драме объектом изображения являются разнообразные стороны жизни и человеческого бытия, а авторское сознание как бы растворено в художественном строе произведения, в лирике авторское сознание выступает открыто, хотя формы его проявления могут быть разнообразны.

Проблемам развития восприятия при изучении лирики в школе посвящены исследования З.Я. Рез, В.П. Медведева, Е.В. Карсаловой, Р.Д. Мадер, В.Г. Маранцмана, Л.В. Тодорова, О.Ю. Богдановой и других.

Лирика обладает особым педагогическим свойством: она способна активизировать у школьников эмоционально-нравственные стороны. У взрослого человека богатый эмоциональный опыт, а у школьников этого опыта нет, поэтому многие лирические произведения он обходит стороной, не постигая их смысла. В этом случае ни о каком педагогическом воздействии не может быть и речи, а отсутствие у ребят дара сопереживания, эмоциональная глухота затрудняют восприятие лирики. От учителя потребуется много времени и сил, терпения и душевного такта на то, чтобы изучение лирики учащимися стало процессом деятельного, активного познания поэзии.

Чтобы художественный текст был воспринят школьником глубинно, необходима активная деятельность, мотивами которой должны стать потребность и интерес. Восприятие и понимание произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя взаимосвязано, потому педагогу-словеснику при анализе текста важно не только учитывать своеобразие самого произведения, но и своеобразие его восприятия.

Школьники разного возраста воспринимают и интерпретируют художественные тексты своеобразно, но при использовании определенных методов и технологий глубина восприятия и понимания может обогнать возраст. Наивный реализм младших школьников мотивирует в их сознании стремление к эмоциональному восприятию отдельных ярких эпизодов, картин. Их суждения порой категоричны, но почти всегда эмоционально окрашены. Ученики 5 – 7 классов на начальном этапе развития во многом близки по восприятию младшим школьникам, а при восприятии лирики их отличает сила непосредственного эмоционального впечатления.

Многие методисты подчеркивают, что дети 10 – 13 лет более восприимчивы к лирике, чем школьники 14 – 15 лет: «Учащиеся 4 – 6 классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики 7 – 8 классов. В 9 – 11 классах интерес к лирике у большинства школьников возвращается, при этом на новом, более высоком уровне» [35,159], но подросткам в целом, в силу определенных качеств личности в данном возрасте, интересен человек в его внутренних проявлениях, человек как носитель переживаний и чувств.

Как правило, 10 – 11летние школьники уверенно отличают стихи от прозы, чувствуя их внутренний ритм, обращают внимание на некоторые средства создания художественного образа – необычность лексики, метафоричность и т. д. Однако желания разбираться, исследовать лирический текст учащиеся активно не проявляют, предпочитая стихам эпические произведения с захватывающим, занимательным сюжетом, с элементами комического.

Особенностью восприятия лирики старшими подростками становится их психическое и эстетическое развитие.

В 7 – 8 классах наступает пора нравственного самоуглубления личности. Отношение к лирическому тексту тоже делается личностным и субъективным. Порой даже авторский замысел заслоняется собственными переживаниями, пробужденными искусством, обостренным вниманием к нравственным категориям В школьных программах по литературе в 7 – 8 классе заметен интерес к лиро-эпическому жанру, чистой лирики почти нет, а если она и включается, то на уровне обсуждения, а не изучения, где глубина работы с текстом ограничивается выявлением читательских впечатлений. В 5 – 8 классах, работая над лирикой, учитель более всего озабочен тем, чтобы выделить в стихотворении мотив, близкий читателям, создать установку на чтение, направить в авторское русло поток читательских ассоциаций и помочь ученикам уловить неповторимость взгляда поэта на мир, его художественной манеры.

Старшие подростки уже способны осознать художественную, эстетическую ценность произведения, заметить характерные особенности художественной формы. Ученики старшего школьного возраста стремятся познать творческое мировосприятие автора, подняться до «разведения» лирического героя и автора, понять сущность его мировоззрения и моральных качеств личности. Старшеклассники способны оценить художественную значимость произведения, подняться до обобщения концептуального характера. Их, несомненно, интересует лирика. Но подняться до осознания обобщенного смысла поэтических образов, эмоциональной и смысловой роли стихотворной формы способны далеко не все. На уроках изучения лирики необходимо ввести учеников в мир авторских мыслей и чувств, но прийти от единичного к обобщенному значению поэтического образа нельзя насильно, с нажимом. Очень важно здесь не торопиться, незаметно, исподволь помогать школьнику в понимании лирической поэзии.

В старших классах задача усложняется не только объемом материала, но и необходимостью откровенно обнаружить в анализе связь произведения со всем творчеством поэта и с историей литературы, с поэтической традицией. В работе с учащимися старших классов при изучении лирических произведений важно соединить логическое и эмоциональное начала. Но при чтении и анализе могут возникнуть особые трудности. Читатель-школьник либо не откликается на проблему и ситуацию стихотворения, либо подменяет их своим жизненным опытом. Причиной может стать однолинейное понимание поэтического образа. Данные крайности необходимо преодолевать, чтобы личная ассоциация не заслоняла собой поэтического содержания и строя стиха, в этом поможет создание проблемных ситуаций с помощью различных музыкальных воплощений или исполнение стихотворения профессиональными чтецами.

Важно опираться на воображение школьников и их личностные мотивы при прочтении стихов, побуждать ребят к эмоциональной оценке.

Чтобы лирическое произведение произвело впечатление на ребят, оно должно быть хорошо прочитано. С методической точки зрения считается верным, если стихотворение прочитано в классе учителем, так как именно преподаватель может правильно расставить акценты, выдержать нужные паузы, дать образец правильного прочтения. Также, чтобы разнообразить урок и привлечь внимание учащихся, на практике широко используются аудиозаписи стихотворений, которые читают профессиональные чтецы или сами авторы. После прочтения стихотворения необходима пауза, во время которой ученики смогут побыть во власти эмоции. Даже если школьники не все понимают в художественном содержании произведения, они отреагируют на его ритм, мелодию и «минута молчания» поможет воспринять тот слой лирического текста, который доступен их читательскому и человеческому опыту. И только после этого можно приступать к анализу произведения.

Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными знаниями о стихе. Эти знания должны охватить три основных раздела: образность поэтической речи (и вообще язык поэзии), поэтический синтаксис и стихосложение (ритмические особенности стиха). К сожалению, многие учащиеся не владеют терминологическим аппаратом в полной мере, что вызывает определенные затруднения при восприятии и анализе стихотворений.

При чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. З.Я. Рез рекомендует начинать освоение теоретических знаний о поэзии с элементарных понятий в такой примерно последовательности:

«IV – V классы – многозначность поэтического слова, сравнение, олицетворение в поэзии;

VI – VII классы – образность поэтической речи, эпитет, метафора; двухсложные размеры стиха;

VIII класс – поэтическая образность как проявление стиля, представление о романтическом и реалистическом стиле в лирике;

IX класс – поэтический синтаксис, поэтическая интонация, трехсложные размеры стиха;

X класс – ритмическая структура стиха, системы стихосложения в русской поэзии. Формы выражения авторского сознания и лирике (образ автора, лирический герой и т. Д.)» [42, 253]. Таким образом, теоретический материал дается в системе и постепенно усложняется.

Идейно-нравственное и эстетическое воспитание школьников при изучении лирики успешнее, когда та или иная концепция приобретается в процессе поиска, когда школьники самостоятельно ищут и постигают истину, выраженную поэтом. Именно поэтому вопросы и задания для учащихся должны быть ориентированы на активизацию читательского восприятия, на осмысление и формирование объективных идейно-эстетических критериев оценки поэзии, которые соответствуют ее природе, специфике и рождают правильное отношение к ней.

Каждому учителю независимо от его опыта следует помнить, что любое лирическое произведение требует особого подхода. Поэтому разбор стихотворения требует творческого подхода, педагог должен искать новые приемы работы, адаптировать их к данному классу.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.005 с.)