![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Помогаем правильному восприятию литературного текстаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе организации слушания литературы в исполнении педагога и артистов-мастеров художественного слова, рассматривания иллюстраций разных художников, проведения вводных бесед и бесед после чтения воспитатель способствует развитию восприятия литературного произведения в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста, дня чего помогает дошкольникам: -выразить свое понимание содержания и смысла произведения, описанных в нем событий, образов героев, красоты средств языковой выразительности; -установить многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, роль художественной детали и т. п.); -представить литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), дать оценку действиям и поступкам героев; -верно осознать мотивы поступков героев, их переживания, явные и скрытые мысли, чувства; -проявить внимание к языку, осознанно отнестись к использованию некоторых средств языковой выразительности (многозначность слова, синонимика, эпитет, сравнение, метафора); -осознать некоторые формы комического и трагического в произведениях; -проникнуть в настроение произведения, почувствовать его эмоциональный подтекст. Проводя с дошкольниками беседы о прочитанных ранее книгах, воспитатель обеспечивает углубление восприятия текстов, способствует их более осмысленному и обобщенному обсуждению. Организуем творческую деятельность на основе литературного текста Педагог создает образовательные и игровые ситуации для развития у детей умений пересказывать вновь прочитанные литературные тексты, сохраняя сюжет, передавая образы героев, используя средства интонационной выразительности; выразительно читать поэтические произведения; пересказывать знакомые литературные тексты от лица литературного героя; сочинять сказки и истории на основе литературных текстов (по аналогии, окончание к заданному началу, изменяя время и место действия и прочее). Воспитатель прослушивает, просматривает и обсуждает с детьми аудио- и видеозаписи постановок по фольклорным и литературным текстам, способствуя ознакомлению дошкольников со средствами интонационной и невербальной (мимика, жесты, движения) выразительности для передачи настроения произведения, обеспечивая развитие умений анализировать выразительность исполнения художественного текста, содействуя освоению литературной речи, приобщению к искусству слова, культуре речи.
Педагог поддерживает стремление детей сохранить в пересказах стилистические и жанровые особенности произведения, использовать в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям жанра (например, при сочинении сказок — традиционные зачины, концовки, постоянные эпитеты, традиционные сравнения и образные фразеологизмы; при создании загадок — сравнения, эпитеты, метафоры, рифмование, ритмическое построение текста), придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску, подбирать точную, выразительную лексику. Воспитатель проводит с детьми творческие задания и литературные игры на подбор точных определений, синонимов и антонимов, придумывание эпитетов, образных сравнений, объяснение и придумывание метафор; на комбинирование слов, придумывание новых словосочетаний; на рифмование слов и ритмизацию строчек; на изменение силы и тембра голоса, темпа речи для передачи характера, настроения героя или произведения. Проводятся беседы о книгах, их строении, внешнем виде, о творческой деятельности писателя и художника-иллюстратора, художника- оформителя. Дети познакомятся с некоторыми сведениями о печатании книг в типографии для развития умений «детского книгоиздательства», необходимых для изготовления дошкольниками книжек-самоделок, детских самодельных журналов и энциклопедий. В ходе организации детской проектной деятельности («Детское книгоиздательство», «Детская библиотека», «Выставки книг») совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия литературных текстов в разных видах художественно-речевой деятельности (пересказ, сочинение, рассуждение) и изобразительной деятельности (рисование, аппликация, конструирование, оформление). Педагог способствует проявлению детьми творческой активности в художественно-речевой, игровой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе литературных текстов. В процессе обсуждения просмотренных вместе с детьми спектаклей, видеозаписей, собственным примером, средствами организации образно-игровых этюдов помогает детям освоить умения создавать в игре-драматизации целостный образ, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена и развитие. Поощряет импровизацию и творчество при реализации задуманного в игре, активность и самостоятельность в выборе содержания театрализованных игр, в поиске способов выражения образа героя.
Итоги освоения содержания образовательной области Достижения ребенка (Что нас радует) ü Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. ü Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра. Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся. ü Знает фамилии трех-четырех писателей и двух-трех художников- иллюстраторов, названия некоторых произведений, отдельные факты биографии авторов, особенности творчества. ü Различает основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их особенностях. ü Способен устанавливать связи по содержанию произведения, проникать в его эмоциональный подтекст и, с помощью педагога, в смысловой подтекст. ü Проявляет внимание к языку литературного произведения, использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания текстов, владеет средствами интонационной выразительности. ü Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении загадок, сказок, рассказов).
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей ü Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо, ребенок предпочитает общению с книгой другие занятия. ü Литературный опыт ограничен произведениями из круга чтения детей более младшего возраста. ü С трудом называет знакомые книги, иногда ограничиваясь формулировкой «про то, как...», «где этот герой был». Не может назвать своих любимых литературных произведений. ü Не знает жанров литературных произведений. Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может ü Ребенок пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других видах художественной деятельности. ü Ребенок монотонно и с длительными паузами читает стихи, пересказывает знакомые тексты, отказывается от придумывания загадок, участия в литературных играх.
Рекомендуемая литература Для чтения, рассказывания и разучивания Круг чтения у детей 5—6 лет продолжает расширяться и усложняться. В него входят уже не только произведения детской литературы, но и сложные тексты различных видов и жанров, имеющие скрытый подтекст (бытовая сказка, былина, басня и т. д.). Произведения усложняются с точки зрения художественности. Их выбор и тематика будет зависеть от специфики читательских интересов детей, от особенностей семейного чтения, литературных пристрастий педагога. В связи с этим предложить примерный перечень литературы довольно трудно. Приведенный далее список может рассматриваться как ориентировочный.
Русское народное творчество Малые формы фольклора. «Вдоль по реченьке лебедушка плывет», «Грачи- киричи...», «Дождик, дождик, веселей», «Зеленейся, зеленейся...», «Иван, Иван...», «Идет матушка-весна...», «Как на тоненький ледок...», «Как у нашего кота», «Курочка по сенечкам», «Ласточка-ласточка...», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», «Пошла Маня на базар...», «Пчелки, пчелки», «Ранним- рано поутру...», «Свинка Ненила», «Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ты рябинушка, ты кудрявая», «Ходит конь по бережку», «Уж ты пташечка, ты залетная...». Сказки о животных. «Заяц-хвастун», «Вежливый Кот-воркот», «Котофей Котофеевич». Волшебные сказки. «Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Кто сшил Мороз, солнце и ветер», «Лиса и кувшин», «Морозко», «Никита Кожемяка», «По щучьему велению», «Семь Симеонов — семь работников», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка», «Финист—Ясный сокол», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка». Бытовые сказки. «Умный мужик», «Каша из топора», «Солдатская загадка». Докучные сказки. «Жил был старик...», «Жил был царь...», «Жили- были два братца...», «Рассказать ли тебе...». Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Первый бой Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Три богатыря». Фольклор народов мира Малые формы фольклора. «Веснянка» (укр.), «Гречку мыли» (лит.), «Дом, который построил Джек» (англ., пер. С.Маршака), «Друг за дружкой...» (укр.), «Енот и опоссум» (амер.), «Косари» (молдав.), «Ласточка» (арм.), «Молчаливые тролли» (норв.), «Ой, зачем ты, жаворонок...» (укр.), «Ослик мой, быстрей шагай» (фр.), «Приди, приди, солнышко...» (укр.), «Слон и сверчок» (амер.), «Спляшем» (шотл.), «Старушка» (англ., пер. С. Маршака), «Улитка» (молд.), «Я колышки тешу...», «Ястреб» (груз.). Сказки. «Айога» (нан.), «Видеку рубашку» (славен.), «Голубая птица» (туркм.), «Гора смешливая, справедливая» (вьет.), «Дерево- краса, живая вода и правдивая птица» (слов.), «Добрый крестьянин» (яп.), «Золотая ладья» (слов.), «Златовласка» (чеш., пер. К.Паустовского), «Каждый свое получил» (эст.), «Как барсук и куница судились» (кор.), «Как братья отцовский клад нашли» (молд.), «Кролик» (мек.), «Кто умнее — тот сильнее» (кит.), «Кукушка» (нен.), «Легкий хлеб» (белор.), «Лесная дева» (чеш.), «От краденого не растолстеешь» (белор.), «Почему у месяца нет платья» (серб.), «Про жар-птицу и морскую царевну», «Соль дороже золота», «Счастья тебе, мосток» (чеш., пер. Б. Немцова.), «Храбрый мальчик» (даг.).
Поэтические произведения Лирические стихи о природе. Я.Аким «Апрель», «Осень», «Мой верный чиж»; К. Бальмонт «Снежинка», «Золотая рыбка», «Осень»; Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха»; С. Есенин «С добрым утром», «Поет зима — аукает...», «Береза», «Черемуха»; В.Жуковский «Жаворонок»; А. Майков «Осень» (отрывок); Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок), «Зеленый шум», «Перед дождем» (отрывок); И. Никитин «Встреча зимы»; А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...» («Евгений Онегин»), «Ель растет перед дворцом...» («Сказка о царе Салтане...»), «За весной, красой природы...» («Цы- ганы»), «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» («Евгений Онегин»), «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Румяной зарею...» («Вишня»), «У лукоморья дуб зеленый...» («Руслан и Людмила»); Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»; И. Суриков «Зима» (отрывок); А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...» (отрывок), «Колокольчики мои»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою...», «Зима не даром злится...», «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Фонтан»; А. Фет «Уж верба вся пушистая». Лирические стихи о родине. Е.Благинина «Родина», «Шинель»; П. Воронько «Лучше нет родного края», «Родина»; Ф. Глинка «Москва»; С.Дрожжин «Привет тебе, мой край родной...»; Н. Забила «Наша Родина» (отрывок, пер. с укр. 3. Александровой); М.Исаковский «Поезжай за моря-океаны»; Г. Ладонщиков «Родная Земля»; Н. Рубцов «Привет, Россия...» (отрывок); И. Суриков «Вот моя деревня», «Родина». Стихи об окружающей предметной и социальной действительности. Я.Аким «Жадина»; А.Барто «Помощница», «Уехали»; Е.Благинина «Посидим в тишине»; А. Введенский «Загадка»; П. Ершов «Конек-Горбунок»; Л. Квитко «Бабушкины руки», «Кисонька»; Г. Кружков «Кросс», «Стихи о чистой посуде»; С. Маршак «Почта», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; В. Маяковский «Кем быть», «Майская песенка», «Эта книжечка моя про моря и про маяк»; С. Михалков «Рисунок»; Ю. Мориц «Домик с трубой»; Э. Мошковская «Обида»; Е. Серова «Новогоднее»; И. Пивоварова «Волшебная палочка», «Хочу летать», «Про шляпу», «Сосчитать не могу»; Д.Хармс «Очень страшная история», «Иван Иваныч и Самовар», «Кошки», «Миллион», «Что это было?...»; М. Цветаева «У кроватки»; К. Чуковский «Айболит», «Воробьишко», «Елка», «Загадки», «Таракани- ще», «Телефон». Стихи зарубежных авторов. С. Вангели «Парта Гугуце» (пер. с молд. В. Берестова); О. Вациетис «Где живет зима летом?..» (пер с лат. И. Токмаковой); Ю. Ванаг «Большие дела маленького Микиня» (пер. с лит. Д. Нагишкина и И. Соколовой); Г Виеру «Мамин день» (пер. с молд. Я.Акима); В. Витка «Синица» (пер. с белорус. А.Шарапова); П. Воронько «Лучше нет родного края» (пер. с укр. С. Маршака); Р. Гамзатов «Мой дедушка» (пер. с авар. Я. Козловского); О.Дриз «Как сделать утро волшебным» (пер. с евр.); Ю. Забанцкий «Щедрый ежик» (пер. с укр. А. Островского); О. Иоселиани «Как появился Бачо» (пер. с груз. А. Эбаноидзе); С. Капутикян «Моя бабушка» (пер. с арм. Т.Спендиаровой), «Кто чем поможет» (пер с арм. И.Токмаковой), «Мы сварили плов» (пер. с арм. И. Токмаковой); М. Карим «Эту песню мама пела» (пер. с башк. Е.Николаевой); Т.Махмуд «Как пыль по заливу» (пер. с азерб. Ан. Чернова); П. Мумин «У нас рабочая семья» (пер. с узб. Ю. Кушака); К. Мурзалиев «Твой дом» (пер. с каз. В. Кор- киной); В. Пальчинскайте «Хлеб» (пер. с лит. Г. Герасимова), «Муравей» (пер. с лит. Г. Герасимова); Р. Салури «Как стать человеком» (пер. с эст. Е. Лейн); А. Сарсеков «Бабочка, давай дружить!» (пер. с каз. Т.Ровицкой); А. Сиххат «Сад» (пер. с азерб. А.Ахундовой); В. Смит «Про летающую корову» (пер. с англ. Б. Заходера); К. Тангрыкулиев «Миндаль» (пер. с туркм. Я. Акима), «Совсем как папа» (пер. с туркм. Я. Акима); Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (пер. с пол. С. Михалкова).
Веселые стихи. А. Барто «В защиту Деда Мороза», «Веревочка»; Ю. Владимиров «Оркестр»; Б. Заходер «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»; Г. Кружков «Грозная хозяйка», «Подледный лов»; Л. Кэрролл «Бармаглот» (пер. с англ. Д. Орловской); В.Левин «Бычок», «Джо Билл», «Зеленая история», «Несостоявшееся знакомство», «Ночная история», «Сундук»; С. Маршак «Пудель»; Ю. Мориц» «Любимый пони», «Это — да! Это — нет!»; Г. Сатир «Людоед и принцесса и Все наоборот»; Г. Остер «Вредные советы»; Э. Успенский «Память», «Страшная история», «Тигр вышел погулять»; Д.Хармс «Бульдог и таксист», «Врун», «Веселые чижи», «Иван Топорышкин» (скороговорка), «Удивительная кошка»; С. Черный «Жеребенок», «На коньках»; С. Ясное «Мирная считалка». Поэтические сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»; К. И. Чуковский «Приключения Бибигона», «Тараканище». Басни. И. Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей»; С. Михалков «Большая кость», «Заяц и черепаха», «Кукушка и скворец», «Муха и пчела».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.215.54 (0.013 с.) |