Развиваем речь и коммуникативные способности детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развиваем речь и коммуникативные способности детей



 

Задачи воспитания и развития детей

Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми

1. Развивать умение строить общение с разными людьми: взрос­лыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.

2. Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в ре­чевом общении со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению адекватной самооценки и внутрен­ней позиции ребенка посредством осознания своего социального по­ложения в детском сообществе и во взрослом окружении.

Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности

1. Развивать умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами; понимать при восприятии художественной литературы и использовать в собственной речи средства языковой вы­разительности — метафоры, образные сравнения, олицетворения.

2. Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая инди­видуальные способности и возможности детей.

3. Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.

4. Развивать умения письменной речи.

Задачи на практическое овладение нормами речи

1. Расширять представления детей о содержании этикета людей разных национальностей.

2. Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зави­симости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодей­ствия.

3. Развивать умение отбирать речевые формулы этикета для эмо­ционального расположения собеседника.

Для детей этого возраста характерно умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнако­мыми. Это значительно расширяет круг их общения. Продолжается освоение правил речевого этикета и их использования в процессе общения со взрослыми и сверстниками в разнообразных жизненных ситуациях. Речевые умения детей позволяют в процессе коммуника­ции со сверстниками: обменяться информацией, вместе спланировать игровую деятельность, договориться о распределении ролей и коорди­нации действий в игре.

Ведущей задачей педагога в развитии речи детей седьмого года жизни является развитие монологической речи, в частности самосто­ятельного творческого использования языка в процессе речевой дея­тельности. Вторая важная задача — воспитание осознанного отноше­ния к языку как особому объекту познания. Решение данной задачи предполагает подготовку детей к обучению грамоте: сознательное ос­воение детьми таких понятий и явлений языка, как звуковой анализ слова, состав предложения, ударение, характеристика звука в слове и обучение детей некоторым умениям письменной речи.

В подготовительной группе проявляются существенные индивиду­альные различия в речи детей. Речь детей одного возраста может су­щественно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям. Педагогу важно замечать индиви­дуальные проявления детей в освоении языка, поддерживать развитие литературных способностей воспитанников.

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Связная речь. Дети овладевают умениями пересказывать литератур­ные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и со­держание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц; ис­пользовать разные виды пересказа в зависимости от поставленной задачи: пересказ по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя. Учатся понимать и запоминать авторские средства выразитель­ности, использовать их при пересказе, в собственной речи, замечать в рассказах сверстников. В описательных рассказах по репродукциям художественных картин о явлениях природы учатся передавать свое эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олице­творения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности. Составляют повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строят свой рассказ, соблюдая структуру повествования; составляют рассказы-контаминации, сочетая описание и повествование, описание и рассуждение. Учатся различать литера­турные жанры (сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение), знать и соблюдать в повествовании основные характерные особеннос­ти жанра.

Осваивают умение самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, модели­рование рассказа, сказки, загадки, придумывание диафильмов, расска­зы по «кляксографии», по пословицам, с использованием приемов ТРИЗа.

В творческих рассказах используют личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности.

Внимательно выслушивают рассказы сверстников, помогают им в случае затруднений, замечают речевые и логические ошибки и добро­желательно и конструктивно исправляют их.

Учатся самостоятельно использовать в процессе общения со взрос­лыми и сверстниками формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.

Подготовка к обучению грамоте. Звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выде­ление звуков в слове, составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове. Ориентация на листе, выполнение графических диктантов. Развитие мелкой моторики рук: штриховка, обводки. Чтение простых слов. Отгадывание детских крос­свордов и ребусов.

Словарь. Дети овладевают умениями адекватно и точно выра­жать свои мысли, подбирая нужные слова; выполнять операцию классификации — деление освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт — пас­сажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т.д.).

Учатся находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении за­гадок, сказок, стихов.

Звуковая культура речи. Проводится автоматизация сложных для произношения звуков в речи и коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.

Грамматически правильная речь. Ребенок овладевает умениями: об­разовывать сложные слова посредством слияния (кофемолка, кофе­варка, посудомоечная машина); замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их; самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, слож­ноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.

Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета). Дети овладевают умением использовать этикетные фор­мулы эмоционального взаимодействия с людьми: в ситуациях при­ветствия («Как я рад тебя видеть!», «Как я по вам соскучился!», «Как хорошо, что мы встретились!»), в ситуациях прощания («С нетерпением жду нашей следующей встречи!», «Как жаль расста­ваться с тобой», «До новых и радостных встреч», «Надеюсь на новую встречу», «Всего хорошего, удачи тебе!»).

Учатся находить уместные движения, позы, выражение лица в ситуациях общения с разными людьми; находить ответы и пра­вильно использовать правила этикета в новых ситуациях (кто здо­ровается первым при встрече со взрослыми, когда следует подавать руку, что означает рукопожатие, кто первым подает руку; почему следует вставать при приветствии; почему нельзя держать руки в карманах и здороваться и прощаться через порог или другое пре­пятствие).

Упражняются в умении представить своего друга родителям, товарищам по игре (кого представляют первым — девочку или мальчика, мужчину или женщину), познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; сделать комплименты другим и принять их. Дошкольники учатся следовать правилам этикета в тяжелых жизненных обстоятельствах (болезнь, неприят­ности в семье); осваивают формулы речевого этикета в процессе спора.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Для становления основ коммуникативной компетентности ребенка воспитатель создает условия для общения детей с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более старшими и более младшими детьми, с хорошо и малознакомыми детьми и взрослыми. Опыт общения с разным контингентом людей дети могут обобщить в процессе создания альбомов и книг на темы «Как мы играли с малышами», «Как познакомиться с но­выми друзьями», «Как не поссориться на детской площадке» и т. п.

Для развития речевого творчества детей педагог организует «детское книгоиздательство»: дети сочиняют сказки, загадки, рассказы, иллю­стрируют их своими рисунками, а воспитатель записывает и помогает оформить книгу. В своих произведениях дети отражают свой личный и литературный опьгг, свои знания о природе, социальном мире, отноше­ниях между людьми. В подготовительной группе может быть создана библиотека, часть которой составляют сочинения самих детей.

Для знакомства детей с правилами этикета воспитатель читает им художественные произведения и обсуждает с ними ситуации, возни­кающие в поведении детей. В процессе обсуждения, в игре-драмати­зации, в сюжетно-ролевой игре дошкольники учатся использовать правила этикета в практике взаимодействия. Педагогу необходимо по­говорить с родителями воспитанников и посоветовать им использовать жизненные ситуации для обучения ребенка этикетным правилам: ре­бенок привел домой друга и хочет познакомить его с родителями; на улице повстречались с мальчиком из группы, ребенок хочет предста­вить его маме. В условиях детского сада воспитатели создают ситуации для знакомства детей разных групп, организуют их совместную дея­тельность. Совместное решение проблемных ситуаций, игровых и бы­товых задач помогают детям освоить этикет ведения спора, умения избежать конфликта и ссоры. Для закрепления освоенных правил можно использовать дидактические игры, конкурсы и этюды.

Работа по звуковой культуре речи и развитию грамматически пра­вильной речи проводится в процессе индивидуального взаимодействия с детьми, нуждающимися в помощи.

 

Итоги освоения содержания образовательной области



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.007 с.)