Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развиваем ценностное отношение к труду

Поиск

 

Содержание данной образовательной области направлено на реа­лизацию цели воспитания у детей положительного, ценностного от­ношения к труду через решение следующих основных задач.

Задачи воспитания и развития детей

1. Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (на основе ознаком­ления с разными видами производительного и обслуживающего труда, удовлетворяющего основные потребности человека в пище, одежде, жилище, образовании, медицинском обслуживании, отдыхе; через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, до­ступных для детского понимания).

2. Воспитывать уважение и благодарность к близким и незна­комым людям, создающим своим трудом разнообразные матери­альные и культурные ценности, необходимые современному чело­веку для жизни, ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.

3. Воспитывать бережливость, разумный способ достойного по­ведения на основе осознания материального достатка семьи, огра­ниченности ресурсов воды, электричества в современном социуме.

4. Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслу­живанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструирова­нию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников, развивать самостоятельность детей, воспитывать цен­ностное отношение к собственному труду и его результатам.

5. Содействовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений.

Основной путь приобщения детей шестого года жизни к труду состоит в создании педагогически целесообразных условий для со­ответствующей возрасту социализации, развития у детей чувства сопричастности с миром взрослых, их трудовой деятельности.

Позиция воспитателя предполагает взаимодействие и сотрудни­чество с ребенком, которое ориентировано на развитие его позна­вательной активности, любознательности, способности участвовать в посильном труде, осознавать модели поведения («трудолюбивый, добросовестный человек», «хороший хозяин», «лентяй, бездельник», «бесхозяйственный человек»).

Основными методами воспитания являются следующие.

Целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской художест­венной литературы, рассматривание картин и репродукций, про­смотр видеофильмов о профессиях взрослых.

Дидактические игры, моделирующие структуру трудового про­цесса и расширяющие представление о мире профессий, их взаи­мосвязях.

Изобразительная деятельность и сюжетно-ролевые игры, позво­ляющие детям отражать в рисунке или игре мир взрослых, а также включать реальные трудовые процессы (шитье кукольной одежды, изготовление мебели) в игровой сюжет.

Рассматривание предметов, инструментов, материалов («Мир ткани», «Мир дерева и металла») как компонентов трудового про­цесса; экспериментирование с материалами.

Обсуждение реальных событий из детской жизни, организация жизненных и игровых ситуаций, позволяющих детям накапливать опыт экономически целесообразного поведения.

Дежурства, коллективный труд, трудовые поручения в условиях детского сада и семейного воспитания.

Организация детских мини-мастерских и студий для продук­тивной досуговой деятельности.

Наиболее ярко выражена интеграция данного раздела программы с образовательной областью «Социализация», что обеспечивает воз­можность переноса ребенком осваиваемых представлений о труде как социальном явлении и приобретаемого в самостоятельной тру­довой деятельности жизненного опыта на становление общей кар­тины современного мира, способности выстраивать отношения с людьми, решать жизненные проблемы, делать осознанный нравст­венный выбор.

Оптимальные физические нагрузки при включении детей в ре­альные трудовые связи благоприятны для эмоционально-положи­тельного настроя и способствуют укреплению физического и пси­хического здоровья. Формирование правильных способов обраще­ния с инструментами, бытовой техникой, имеющейся в каждом доме, обеспечивает возможность достижения целей безопасного по­ведения.

Экспериментирование, использование литературных произведе­ний, картин и иллюстраций о трудовой деятельности, широкое использование загадок и обсуждений, побуждающих к размышле­нию, анализу, обеспечивают развитие познавательных интересов, расширение кругозора, развитие связной диалогической и моноло­гической речи в общении со взрослыми и сверстниками. Ориен­тация самостоятельной трудовой деятельности на создание твор­ческого продукта — развитие художественного творчества.

Содержание образовательной области «Труд» в старшей группе представлено двумя взаимосвязанными разделами — «Труд взрос­лых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд», позволяющими обеспечить ориентировку ребенка в данной обра­зовательной области и опыт вхождения в реальные связи со взрос­лыми и сверстниками в соответствии с возросшими физическими и психическими возможностями детей шестого года жизни.

ТРУД ВЗРОСЛЫХ И РУКОТВОРНЫЙ МИР

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Дошкольники узнают о разных видах производительного (стро­ительство, швейная промышленность, производство продуктов пита­ния, сельское хозяйство) и обслуживающего (медицина, торговля, об­разование, сфера культуры и отдыха) труда. О конкретных профессиях и взаимосвязях между ними, содержании труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, резуль­тат. (Медсестра выполняет предписания врача; выписанное врачом лекарство можно купить в аптеке; сами лекарства изготовляются фар­мацевтами. Архитекторы проектируют новые здания и мосты; стро­ители и крановщики осуществляют задуманное; шоферы подвозят строительный материал; рекламные агенты и менеджеры осуществля­ют продажу квартир; их стоимость оплачивается через банк.)

Дети получают сведения о предметах материальной культуры, со­зданных трудом человека, с которыми старший дошкольник встреча­ется в повседневной жизни, при чтении детской художественной ли­тературы, на основе выделения существенных признаков видовых и родовых понятий.

Знакомятся с родовыми понятиями «бытовая техника», «головные уборы», «постельное белье», «обувь», «одежда», «транспорт» и т. п., их дифференциацией (одежда зимняя и летняя; обувь кожаная и резино­вая; женская и мужская, детская; транспорт городской, наземный, воздушный, водный).

Узнают о роли современной техники и материалов в трудовой деятельности взрослых, о ее направленности на ускорение получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда.

Получают представления об обмене ценностями в процессе про­изводства и потребления, начальное понятие о деньгах как измерителе ценности товара или услуги.

Дети постепенно вводятся в мир экономических отношений, учат­ся воспринимать рекламу как способ распространения информации о товарах и услугах. Совместно с родителями педагог стремится форми­ровать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей.

Дошкольники узнают о том, где и кем работают родители, в чем состоит ценность их труда, получают представление оматериальном благополучии семьи, её бюджете, основных доходах и расходах.

 

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Педагог способствует формированию отчетливого понимания деть­ми роли труда в жизни современного общества и каждого человека на основе осознания детьми на конкретных примерах, какие потребности людей удовлетворяют разные виды труда.

Воспитатель развивает умение детей соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии, устанавливать связи между профессиями и сферами трудовой деятельности, где ярко выра­жен обмен результатами труда. На конкретных примерах помогает ре­бенку в осознании важности ответственного отношения к работе каж­дого человека для благополучия жизни всех людей (например, в мага­зинах будет большой выбор молочных продуктов, если хорошо работают доярки, рабочие цеха по приготовлению кормов, ветеринары и скотни­ки, электрики и ремонтники; если строители построили теплый коров­ник, а большие надои молока быстро доставили на молокозавод, где их стерилизовали, переработали в сыр, масло, сметану, йогурты).

Взрослый создает условия для обогащения игровой деятельности, позволяющей детям моделировать отношения между людьми разных профессий, вступать в игре в типичные взрослые ситуации обмена и потребления, удовлетворяющие желание старших дошкольников стать частью этого мира.

Педагог проектирует образовательные ситуации, требующие от детей умения самостоятельно использовать систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус) для знакомства с новым предметом, продуктом питания или материалом. Дети сравнивают предметы разных видов (например, сумка, портфель и рюкзак), вычленяя различия и сходства предметов и материалов, из которых они сделаны; составляют описательный рассказ о предмете, полно отражая в речи его особенности, группируют предметы по су­щественным признакам.

Педагог проектирует образовательные ситуации, в которых дети осваивают речь-доказательство для обоснования связи между качест­вом труда, отношением к трудовой деятельности и использованием современной техники и материалов.

Дети включаются в житейские ситуации, позволяющие им с по­мощью взрослого устанавливать связь между качеством результата труда и его стоимостью; приучаются соотносить свои желания с ма­териальными возможностями родителей.

 

САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ДЕТСКИЙ ТРУД

Содержание самообслуживания и детского труда в старшей группе ориентировано на развитие самостоятельности, инициативы, творче­ства, сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, воспита­ние основ культуры потребления в процессе использования разнооб­разных материалов для детской продуктивной деятельности и художе­ственного труда.

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Содержание самообслуживания: трудовые процессы хозяйственно- бытового труда (застелить свою постель, выстирать носовой платок, вы­мыть дома после еды чайную посуду); трудовые процессы, обеспечи­вающие ребенку возможность с небольшой помощью взрослого забо­титься о своей одежде и обуви (почистить, высушить после прогулки).

Роль самообслуживания в заботе о здоровье: важность чистоты кожи, полоскания рта после еды.

Правила безопасного обращения с колющими и режущими инстру­ментами (иглами, ножницами, пилами, ножами) и бытовой техникой (телевизор, телефон, пылесос, миксер).

Новые виды дежурства — по уголку природы, помощь педагогам при подготовке к занятиям. Дети получают представления о способах распределения коллективной работы по типу общего (объединение всех результатов детского труда в единый) и совместного выполнения трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного участ­ника труда к другому для выполнения действий. Представления о ручном труде и конструировании, создание поделок из бумаги, ткани, дерева, природного материала и конструкторов, простейшие способы конструирования из «бросового» материала, изготовление игрушек в технике оригами. Экономное расходование материала, бережное обра­щение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте, в ящиках столов, шкафах и на стеллажах, в коробках, где хранятся бу­мага, картон, разные виды тканей, природный и «бросовый» материал, швейные инструменты Хозяйственная помощь детей в семье: совместно со взрослыми мыть чайную посуду, самостоятельно стирать вещи небольшого размера, поливать растения, кормить домашних животных, участвовать в со­вместном со взрослыми приготовлении пищи и уборке квартиры.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Включение ребенка в реальные трудовые связи в условиях детского сада и семьи становится естественным содержанием повседневной жизни, позволяющим осознавать свое взросление.

Педагог расширяет спектр детского самообслуживания и хозяйст­венно-бытового труда: чистка одежды и обуви; несложная починка игрушек, книг, одежды; наведение порядка в групповой комнате и на участке детского сада, в своей комнате, помощь родителям в уборке квартиры; совместное приготовление со взрослыми несложных блюд; уход за растениями и животными. Целесообразно включать детей как в отдельные трудовые процессы (вытирание пыли, стирка кукольной одежды, поливка растений), так и целостные виды труда (уборка груп­повой комнаты, дежурство в уголке природы).

Педагог использует специальные игровые пособия (например, «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита»), а также разнообразные жи­тейские ситуации, тактично помогает ребенку осознать важность, при­обрести привычку заботиться о своем здоровье, привлекательном внешнем виде, своих вещах. Использует инсценировки: «Антошка кое- как чистил зубы, пришлось срочно бежать к зубному врачу», «Торопыжка поспешил, не причесался, не заправил рубашку в шорты, всем не нравится его неряшливый вид, а челка так и лезет в глаза». Помо­гает установить причинно-следственные связи между привычкой к самообслуживанию и здоровьем человека, отношением к нему окру­жающих.

Взрослый проектирует включение всех воспитанников в повсе­дневные трудовые дела в условиях детского сада. Развивает умения планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах вопло­щения замысла, договариваться о распределении обязанностей в не­большой группе сверстников, распределяя работу по способу общего и совместного труда.

Воспитатель создает предметно-развивающую среду и проектирует образовательные ситуации, стимулирующие желание детей создавать разнообразные поделки для игр, подарков. Побуждает осваивать спе­циальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с различными материалами (бумагой, картоном, деревом, тканью, при­родным материалом), развивает способность к преобразованию мате­ риалов — сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы, склеивать. Дети учатся использовать выкройки, переводить рисунок на бумагу, дерево, ткань; скреплять детали с помощью пластилина, липкой ленты; вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, обшивать по контуру рисунок на ткани швом «вперед иголка», пришивать пу­говицы, нанизывать бисер. Дети осваивают обобщенные способы кон­струирования, ручного труда и рукоделия.

Руководя сюжетно-ролевыми играми, педагог создает условия для включения в игровой сюжет трудовых процессов с настоящими ин­струментами (шитье одежды для кукол, изготовление поделок из бу­маги, дерева и других материалов). При этом широко практикует при­емы, побуждающие детей к творческой разработке замысла, поиску материала, необходимого для его реализации (детское эксперименти­рование, простейшие пооперационные карты).

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов трудовой деятельности взрослых и отражению своих представлений в изо­бразительной и игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх.

ü Имеет представление о значимости разных профессий, труда ро­дителей, устанавливает связи между видами труда, понимает зна­чение использования техники, современных машин и механизмов в труде.

ü Поведение ребенка свидетельствует о формирующемся ценностном отношении к предметному миру как результату труда взрослых, бережливости, желании принимать участие в трудовой деятельнос­ти взрослых, оказывая посильную помощь.

ü Успешно использует представления о трудовых процессах взрослых для организации собственной трудовой деятельности.

ü Самостоятелен в самообслуживании; охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к помощи взрослым.

ü При небольшой помощи взрослых труд ребенка результативен; сформированы основы культуры труда — бережное отношение к инструментам, рациональное использование материалов, уборка рабочего места.

ü Добивается результата труда, с небольшой помощью взрослого успешно решает интеллектуально-творческие задачи в процессе создания поделок и реализации замысла (экспериментирование с материалами, использование обобщенных способов констру­ирования и т. п.).

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ü Интерес ребенка к труду неустойчив.

ü Представления о труде взрослых, их профессиях поверхностные, недостаточно отчетливые.

ü Нет выраженного стремления к самообслуживанию, ребенок само­стоятельно не следит за своим внешним видом, не видит необхо­димости повседневного труда.

ü Результативность трудовой деятельности низкая, требуются указа­ния, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

Развитие сенсорной культуры

Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.123 (0.016 с.)