Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция управления позиции психологии и человеческих отношений

Поиск

Школа научного менеджмента

Возникновение науки управления относится к концу 19 – началу 20 вв. Ее основателем был американский инженер Ф.Тейлор (1856 – 1915). Работая на заводах сталелитейной компании, Тейлор начал внедрять то, что впоследствии вошло в его систему «научного менеджмента», ввел контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж. Главное внимание Тейлора было направлено на повышение производительности труда. Тейлор выдвинул 4 основные черты научной организации труда:

1. администрация вырабатывает научный фундамент, заменяющий старые традиционные и сугубо практические методы, применяемые на предприятии.

2. администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем обучает и развивает способности каждого отдельного рабочего, в то время как ранее рабочий сам выбирал себе специальность и сам обучался так, как умел.

3. администрация осуществляет доверительное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.

4. устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими. Администрация берет на себя все те виды труда, для которых она является лучше приспособленной, ем рабочие, тогда как ранее почти весь труд целиком и большая часть ответственности были возложены на рабочих.

Все эти принципы осуществлялись применительно к отдельному предприятию. Вся система была направлена на рационализацию труда. Можно выделить следующие рациональные методы Тейлора:

1. расчленение производственных операций на составные элементы.

2. управление – активный фактор производства.

3. разделение труда непосредственно в сфере управления.

4. выделение планирования в качестве особой функции управления

5. принцип централизации орудий труда, технологических процессов, а также условий и методов труда.

6. введение карт-инструкций.

7. введение высоких научно обоснованных норм.

8. введение оплаты труда, стимулирующей рост выработки.

9. строгое иерархическое подчинение.

10. тесное сотрудничество администрации и рабочих.

Расчленение производственных операций было проведено на базе тщательного подбора наиболее сильных и ловких рабочих. Выявление экономичных движений и устранение излишних дало возможность установить высокие нормы выработки, приведшие к резкой интенсификации труда.

Большое значение придается стилю руководства, обращает внимание на систему дисциплинарных санкций и стимулирование труда.

Теория Тейлора предусматривала одностороннее влияние управляющей системы на рабочего и беспрекословное его подчинение управляющему.

Со школой научного менеджмента связаны имена Ф.Джилберт, Г. Гантт. Они полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Г. Эмерсоном впервые высказана идея необходимости и целесообразности комплексного подхода к решению сложных задач организации производства и управления, а также рационализации с позиции эффективности.

Г. Форд применил систему Тейлора в массовом поточном производстве, то привело к резкому снижению себестоимости.

Такая организация процесса производства потребовала изменить и систему управления, которую Форд построил на следующих принципах:

1. точный расчет и планирование всего процесса производства, его ступеней, связей.

2. учет и планирование условий работы.

3. подготовка сырья, материалов, механизмов, рабочей силы.

4. осуществление производства по стандартной технологии.

5. постоянный поиск путей совершенствования производства.

Административное управление (классическая школа)

Современником Тейлора был французский исследователь А. Файоль. Он является родоначальником теории общих принципов организации, или административной школы управления. Он выдвинул теорию общего подхода к анализу деятельности администрации и на этой основе сформулировал строго обязательные принципы администрирования. В деятельности администрации Файоль выдвинул следующие принципы:

1. разделение труда

2. власть и ответственность

3. дисциплина

4. единоначалие

5. единство руководства

6. подчиненность личных интересов общим

7. вознаграждение персонала

8. централизация

9. порядок

10. справедливость

11. стабильность рабочего места для персонала

12. инициатива

13. корпоративный дух.

Немецкий социолог и экономист М. Вебер изучал проблемы лидерства и структуру власти в организации. В зависимости от характера власти, которой обладает руководитель, Вебер выделил 3 основных типа организации: харизматический, традиционный, идеальный (бюрократический). Харизматический (основанный на влиянии, свойствах личности руководителя, его способности привлекать сторонников) тип организации появляется тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами. Традиционный тип организации возникает из харизматического в тех случаях, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, пришедшему на смену прежнему. Идеальный (бюрократический тип организации) основан на специальном разделении власти, где руководителю принадлежат функции лидера.

Особое внимание Вебер уделил идеальному типу организации, разработав основные принципы ее построения:

1. вся деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции, выполнение которых формально закрепляется за отдельными звеньями.

2. каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, которая действует только внутри организации. В построенной организации следует четко придерживаться принципа иерархичности.

3. чтобы исключить влияние индивидуальных особенностей работников на деятельность организации, разрабатываются четкие правила, инструкции и стандарты, которые определяют порядок работы и ответственность каждого члена организации.

4. любой руководитель должен сохранять дистанцию между подчиненными и им, а также быть беспристрастным по отношению к своим клиентам и подчиненным, быть ко всем справедливым.

5. каждый член организации должен занимать должность в соответствии с его квалификацией и быть огражденным от произвольного увольнения. Система продвижения по работе может быть построена по принципу продолжительности работы, успешности деятельности или с учетом обоих факторов.

Концепция управления с позиции науки о поведении(50-е гг. 20 в.)

Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Методы изучения работника основывались на применении науки о поведении к построению и управлению организациями. Главной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческого фактора. Главным в теории поведенческих наук было утверждение того, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и организации целом. Однако дальнейшие исследования показали, то не се методы школы поведенческих наук носят универсальный характер. Они оказываются эффективными только для некоторых работников и только в некоторых ситуациях.

Школа социальных систем

Центром этой школы является Институт Карнеги. Эта теории использует в своих воззрениях выводы школы человеческих отношений. Работник в организации рассматривается как социально ориентированное и направляемое существо, потребности которого влияют на среду в организации. В свою очередь, среда оказывает обратное влияние на работника. Школа социальных систем рассматривает человека в социальной группе как один из множества взаимозависимых и взаимодействующих факторов в сложном комплексе социальных отношений организации.

Считается, что потребности человека и потребности организации не совпадают. Вводится понятие иерархии потребностей человека. Достигнув одного уровня потребностей, работник стремится к удовлетворению следующего уровня.

Новая школа

Эта школа характеризуется развитием современных количественных методов обоснования решений путем внедрения в науку управления аппарата точных наук и компьютеров.

В 60-е гг. в новой школе возникла самостоятельная научная дисциплина – теория управленческих решений, которая в настоящее время занимается методами математического моделирования процессов выработки решений в коллективах, алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистики, теории игр и т.д.

Современные направления

В 60 – 80-е гг. велись интенсивные поиски взаимосвязей между типами среды и различными формами управления. Эти поиски привели к ситуационному подходу в управлении. Ситуационный подход заключается в том, то для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Наиболее эффективным способом управления конкретной ситуации является тот, который будет оптимальным для данной ситуации. Ситуация находится в центре внимания руководителя, что вынуждает его мыслить ситуационно. Именно это помогает руководителю выбрать тот метод управленческого воздействия, который в данной ситуации будет в наибольшей мере способствовать достижению цели организации. Оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации и в окружающей среде. В данном подходе сделана попытка интегрировать отдельные аспекты исторически предшествующих школ управления путем сочетания отдельных приемов.

В 80-е гг. было открыто значение организационной культуры в виде сильного инструмента управления. Зародившись в Японии, эта идея доказала свою высокую жизнеспособность не только на японских предприятиях, но и широко распространилась в США и странах Западной Европы. Культура обще, а в частности управленческая, по силе воздействия на людей оказывает влияние, равное организации, и используется как эффективный управленческий инструмент. Было доказано, что культурные стереотипы поведения человека в организации оказывают прямое воздействие на конечные результаты производственной деятельности.

 

Принципы построения ОСУ

Существует ряд признаков, по которым можно судить о необходимости перепроектирования структуры (реорганизация):

1. Появление серьезных и крупных конфликтов в организации (между отделами, между любыми базовыми целями и задачами и др.)

2. Необходимость вовлечения высшего менеджмента в решение проблем на низших уровнях управления.

3. Трудности в координации деятельности различных групп в результате изменений и развития организации (предприятия).

4. При возникновении кризисных ситуаций и игнорирование проблем в следствии того, что сферы ответственности не были четко обоснованы.

5. В случае, если у лиц, работающих в организации возникает неясность, относительно их заданий (целей работы, информации).

Для преодоления этих явлений при проектировании ОСУ нужно соблюдать ряд принципов:

1. Принцип единства распорядительства и персональной ответственности. Исключает двойственность подчинения и возможность получения противоречивых указаний.

2. Соответствия звеньев, групп в организации функциям управления и четкое разделение функций.

3. Принцип установления четких границ между линейным и функциональным руководством.

4. Соблюдение норм управляемости (должно быть ≤ 6,7 подчиненных у одного человека).

5. Принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица.

6. Принцип минимизации ступеней управления (меньше бюрократии и больше гибкости).

7. Сосредоточение на каждой ступени всех необходимых функций управления.

8. Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации выполнения функций.

9. Принцип гибкости. В том, числе желание модифицировать себя.

10. Принцип экономичности. Реагировать на изменение внутренней и внешней среды с наименьшими издержками.

Методы построения ОСУ

Изменение ОСУ или их построение вновь требует учета изменения факторов внешней и внутренней среды. Так, например, Веханский и Наумов указывают на влияние таких групп факторов как:

- технология работы в организации;

- стратегический выбор руководства в отношение целей организации;

- поведение работников.

Кроме того существует ряд факторов, которые ведут к усложнению ОСУ, либо наоборот позволяют ее упростить. Например, к осложняющим функциям организации относятся рост объема продаж, рост номенклатуры, рост сложности продукции, комбинировании производства. А к упрощающим: унификация продукции, специализация, кооперация, развитая инфраструктура региона.

При построении ОСУ используется ряд методов:

1. Системный подход и как следствие из него синтез элементов организационной структуры (метод структуризации целей, программно-целевой метод), а также применение ситуационного подхода для выбора характеристик организационной структуры.

2. Нормативный метод (из него берется метод функционального моделирования и метод аналогий. Метод аналогии означает: выработка на основе анализа передового опыта типовых структур управления для предприятий, функционирующих в сходных условиях).

3. Метод параметричности (организационного) моделирования. (Разработка формализованных математических, графических и машинных описаний, распределение полномочий и ответственности в организации с тем, чтобы на основе четко сформулированных критериев оценить степень рациональности организационных решений).

4. Метод рационализации, технологии, организационных процессов.

5. Метод организационных изменений системы управления.

6. Экспертный метод.(Изучается организация, выявляются «узкие» места в работе аппарата управления и вырабатываются рекомендации, исходя из мнений экспертов и обощения передового опыта в области организации управления).

В итоге последовательность действий при проектировании организационной структуры:

1. Деление организации на широкие блоки, соответствующие важнейшие направления ее деятельности по реализации стратегии. Формирование подразделений, занимающихся производством (цехов, участков) и управляющими функциями (отделами, службами).

2. Установление соподчиненности руководителей различных подразделений, при необходимости дальнейшее их деление на более мелкие организационные подразделения.

3. Установление должностных обязанностей как совокупности определенных задач и функций, закрепление их за конкретными лицами.

Выбор ОСУ

Важнейшая проблема организации – выбор рациональной структуры управления. Структура управления – это состав подразделения аппарата управления, формы их специализации, взаимосвязи, определяющая отношение их соподчиненности как по вертикали, так и по горизонтали. Основные элементы организационной структуры ОСУ – подразделение (звено) управления, ступень управления, связь между органами и работниками управления, наделенными определенными функциями. Связь обеспечивает взаимодействие элементов организационно структуры, ориентированность на достижение заданных целей. ОСУ можно определить как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой управление осуществляется путем выполнения соответствующих функций, ориентированных на достижение намеченных целей. При разработке ОСУ необходимо:

- определить задачи организации в соответствии с миссией и целями;

- увязать задачи с системой функций, полномочий и ответственности по вертикали – иерархия управления;

- организационно оформить связи по горизонтали управления, что обеспечит координацию деятельности подразделений, решающих общие задачи по обеспечению рационального соотношения централизации и децентрализации;

- приспособить содержание потоков информации и каналов их движения к потребностям, связанным с принятием решений.

Проектные ОСУ.

Данная ОСУ построена на принципе, учитывающем ориентацию на данный проект, под которым понимается создание и

производство нового изделия, применение новых технологий, осуществление инноваций (в том числе касающихся менеджмента), строительство объектов. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, материальные ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Он занимается формированием проектной группы. После выполнения проекта проектная группа расформировывается.

«+» 1.Гибкость структуры.

2.Сокращение численности аппарата управления.

«-» 1.Высокие требования квалификации.

2.Дробление ресурсов.

3. Отзыв работников от функциональных обязанностей.

 


Вопрос 8.Теории мотивации.

Огромное значение для достижения целей организации имеет использование функции мотивации. Под мотивацией понимается процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

Самый старый способ намеренного воздействия на людей с целью выполнения задач организации осуществлялся при помощи принуждения и поощрения (метод «кнута и пряника»). Естественной основой эффективности этого метода были очень низкие экономические и социальные условия жизни работников в период промышленной революции.

К началу 20 в. эти условия мало в чем изменились. Но Тейлор и его последователи поняли неэффективность нищенского состояния работников. Была определена дневная норма выработка, а труд сверх этой нормы начали оплачивать пропорционально его величине. В результате такой усовершенствованной мотивации резко возросла производительность труда, которая усиливалась специализацией и стандартизацией. Применение новых технологий и организации труда еще больше повысили его производительность.

По мере роста жизненного уровня трудящихся и их отношения к труду, управляющие начали понимать, что экономическое поощрение не всегда побуждает человека работать лучше. Это побудило теоретиков управления искать новые способы мотивации к труду. Они появились в применении психологических мотивов. Проведенные эксперименты (А.Маслоу) помогли понять причины этого явления: мотивами поступков людей являются, в основном, не экономическое положение, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. На производительность труда оказывают влияние такие человеческие факторы, как социальное взаимодействие и групповое поведение (Мэйо, «теория человеческих отношений»).

В 40-х гг. появились психологические теории мотивации труда. Они делятся на 2 группы: основанные на внутренних побуждениях (потребностях) и на поведении людей с учетом того, как они воспринимают внешнюю среду и познаний окружающего мира. Являясь продуктом физиологического и психологического состояния человека, потребности выражаются в его поведении, побуждают к определенным действиям. Побуждение проявляется в определенном поведении, которое ставит своей целью удовлетворение потребности. Когда эта цель достигнута, потребность может быть удовлетворена полностью, частично или вовсе не удовлетворена. Для побуждения работников к активной деятельности применяется вознаграждение. Применительно к мотивации вознаграждение имеет более глубокий смысл, чем деньги, выгода или удовольствия.

Для осуществления мотивации, прежде всего, необходимо определить потребности людей. А.Маслоу множество человеческих потребностей разделил на 5 групп по приоритетности их удовлетворения:

1. физиологические

2. безопасность и уверенность в будущем

3. социальные (социальное признание, привязанность к поддержке)

4. уважение (самоуважение, признание, личные достижения)

5. самовыражение (реализация своих потенциальных возможностей).

Другой исследователь Д.МакКлелланд считал, что мотивация должна основываться на 3 потребностях: власти, успехе, причастности (социальные потребности). Еще одна модель мотивации была разработана Ф. Герцбергом. Он выделил 2 фактора процесса побуждения себя и других к деятельности: гигиенические факторы (факторы окружающей среды) и мотивации. Он утверждал, что при отсутствии или при недостаточном наличии этих факторов возникает ощущение неудовлетворенности работой. Но если их достаточно, то они ни на что человека не воодушевляют. Человек к ним безразличен.

К мотивациям Герцберг относит успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокую степень ответственности, возможности творческого и делового роста. Их отсутствие не вызывает неудовлетворенности работой, но наличие побуждает к эффективной деятельности.

Анализируя все 3 теории, можно сделать вывод, что применение их в практике управления, безусловно, дает положительный результат в целом.

Существует еще 3 процессуальные теории, в которых мотивация рассматривается как процесс последовательных состояний. Это теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера. Теория ожидания основана на том, как конкретная личность оценивает возможность свершения ожидаемого события. По отношению мотивации к труду теория ожидания рассматривает процесс: затраты труда – результаты – вознаграждение и удовлетворенность им. Мотивация будет эффективна только в том случае, когда на каждом этапе ожидание будет положительным. Если человек недостаточно удовлетворен вознаграждением, то мотивация будет ослаблена.

Теория справедливости основана на соизмерении вознаграждения с затраченными усилиями и соотношением этого вознаграждения к вознаграждению других людей, выполняющих аналогичную работу. До тех пор пока люди не будут считать себя справедливо вознагражденными, они будут стремиться к уменьшению интенсивности труд.

Модель Портера и Лоулера содержит 5 факторов: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В соответствии с моделью результаты зависят от приложенных усилий, способностей работника, индивидуальных особенностей и осознания своей роли. Степень уверенности в том, что данный уровень усилий приведет к конкретному уровню ценности вознаграждения способствует приложению этих усилий. Модель ставит вознаграждение в зависимость от достигнутых результатов.

На основе теорий мотивации разработаны мотивационные модели:

Модель самоактуализации

Содержание и задачи кадровой политики организации

Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.

Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:

· увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше: а) переводить на сокращенные формы занятости; б) использовать на несвойственных работах, на других объектах; в) направлять на длительную переподготовку и т. п.;

· подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку;

· набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;

· набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования;

· вкладывать деньги в подготовку "дешевых", но узкоспециализированных рабочих или "дорогих", но маневренных и т. п.

Поскольку формирование кадров предприятия связано не с первоначальным решением, а с альтернативностью возможных путей, с выбором наиболее эффективного из них, то правомерна постановка вопроса и о выборе стратегии трудообеспечения с учетом всех факторов и обстоятельств, характерных для настоящего и будущего.

При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, такие как:

· требования производства, стратегия развития предприятия;

· финансовые возможности предприятия, определяемый ими допустимый уровень издержек на управление персоналом;

· количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.;

· ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);

· спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;

· влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников;

· требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.

Задачи кадровой политики в современных условиях сводятся к следующему:

1.Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития (или выживания) предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.

2.Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т. е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия (фирмы). Последняя включает ценности и убеждения, разделяемые работниками и предопределяющие нормы их поведения, характер жизнедеятельности предприятия.

3.Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т. е. исходить из его реальных финансовых возможностей.

4.Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.

Таким образом, кадровая политика в новых условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.

Задачи кадровой политики реализуется через кадровую работу, поэтому выбор кадровой политики связан не только с определением основной цели, но и с выбором средств, методов, приоритетов и т. д.

Кадровая работа базируется на системе правил, традиций, процедур, комплексе мероприятий, связанных непосредственно с осуществлением подбора кадров, необходимой их подготовки, расстановки, использования, переподготовки, мотивации, продвижения и т. д.

Поэтому содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу (выбор источников пополнения кадров, требования к исполнителям и т. п.), а касается принципиальных позиция предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.

Задачи кадровой политики носят и общий характер, когда касаются кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируются на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).

Кадровая политика формирует:

1. требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т. п.)

2. отношение к "капиталовложениям в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы

3. отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части)

4. отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее глубине и широте, а также переподготовке кадров

5. отношение к внутриорганизационному движению кадров и т. д.

 

16. Трудовая карьера и ее планирование

Важнейшим направлением кадрового планирования является планирование карьеры работника, его продвижения по квалификационным или служебным уровням по определенной схеме.

Планирование трудовой карьеры как составная часть кадровой политики представляет собой целевую функцию управления персоналом на предприятии, поскольку преследует цель обеспечить наиболее рациональное использование трудового потенциала работника, создать условия для самореализации его как личности.

Карьера в широком понимании этого слова означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной или производственной деятельности, достижение известности, славы и т.д.

Под трудовой карьерой понимается индивидуальная последовательность важнейших перемен труда, связанных с изменением положения работника по вертикальной шкале сложности труда или социальной лестнице рабочих мест.

Планирование и контроль деловой карьеры заключается в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого ухода необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение сотрудника по своей должности.

Типологией для выбора карьеры часто используется типология Климова, которая включает склонность к следующим типам:

- человек – природа

- человек – человек

- человек – техника

- человек – знаковая система

- человек – художественный образ

К оценке карьеры того или иного человека можно подходить по-разному: во-первых, с позиции окружения работника - людей, которые судят о его карьере исходя из собственных представлений; во-вторых, с позиции самого работника, т.е. как субъективно осознанное отношение работника к своему положению в профессиональном плане, к своему статусу, достигнутому положению на иерархической служебной лестнице. Причем выбор приоритетов осуществляется работником исходя из своих жизненных целей, ценностных ориентации. Однако свою карьеру работник сравнивает не только со служебным продвижением, но и с жизненными целями.

Потребности человека, его жизненные цеди, а следовательно, и цели карьеры различаются по периодам времени. Каждый человек в той или иной мере планирует свою карьеру, свое будущее, ориентируясь на потребности, способности, реальную оценку имеющихся социально-экономических условий реализации своих ожиданий (желаний) и т.п. Естественно, что составной частью управления персоналом является оказание помощи работнику в реализации его жизненных целей как важного условия мотивации его поведения в трудовой деятельности по крайней мере на данном предприятии.

Карьера работников, учет их потенциальных возможностей во многом определяются структурой управления на предприятии, социальными иерархиями, организационными формами использования работников, а также морально-этическими нормами и другими факторами.

Трудовая карьера в большей степени зависит и от начальных шагов в трудовой деятельности работника - от профориентации, оценки личных качеств и потенциальных возможностей работника, уровня образования, мотивации и т.п.

Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, система мотивации), но и объективными качествами. Среди них:

- высшая точка карьеры в данной организации

- длина карьеры

- показатель уровня квалификации

- показатель потенциальной мобильности (сколько вакансий)

В зависимости от объективных условий карьера может быть перспективной или тупиковой.

Внутриорганизационная карьера - последовательная смена стадий развития карьеры, продвижение в профессиональном и должностном плане в пределах одного предприятия. Горизонтальный и вертикальный тип карьеры как раз и относится к внутриорганизапионному ее виду. Кроме того, в рамках данного вида выделяется и такой тип, как центростремительная карьера - движение к ядру, руководству предприятия (приглашение на недоступные для других совещания, встречи, выполнение отдельных поручений, доступ к некоторым источникам информации, т.е. свой человек, приближенный к начальству, их доверенное лицо),

 

Моральное стимулирование

Существует два вида морального стимулирования – морально-материальное и морально-психологическое.

1. Материально-социальные стимулы.

создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда и др. Хотя всегда предпринимались попытки стандартизировать условия труда, в результате ряда исследовательских работ оказалось, что, например, идеального рабочего места не существует.

возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие -только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы

стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки. Система стимулирования трудовой активности предполагает оптимальное соотношение рабочего и свободного времени, т.к. у людей кроме самой работы могут быть и другие не менее важные дела, например, занятия спортом, хобби или просто отдых. Если работник нуждается в свободном времени, а его целиком поглощает работа, то он будет избегать ее, понижая таким образом производительность труда.

улучшение отношений в коллективе. К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных лидеров в неофициальных группах и отношение этих лидеров к производственным задачам, стоящим перед коллективом и т.п. Все эти факторы накладывают своеобразный отпечаток на психологическую атмосферу коллектива, на характер и формы межличностных отношений, коллективные мнения, настроения, на целеустремленность, направленность, сплоченность, требовательность, дисциплинированность, самостоятельность, социальную активность, устойчивость.

продвижение по службе. Один из наиболее действенных стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в-четвертых, повышает доступ к информации. Словом, повышение в должности позволяет работнику самоутвердиться, почувствовать себя значимым, нужным фирме, что конечно же делае



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.250.241 (0.016 с.)