Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школы человеческих отношений и социальных системСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основателем школы человеческих отношений (1930–1950) является профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо (1880–1949). Он внес большой вклад в разработку отдельного направления теории менеджмента, в котором общая направленность управления перемещается с задач организации на человека. Мэйо со своими коллегами с 1927 по 1932 гг. провел в «Вестерн Электрик Компани», ряд исследований, получивших название Хоуторнский эксперимент. Целью их было определение влияния, которое оказывают на производительность работников факторы условий их труда. Эксперимент дал неожиданные результаты: оказалось, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Поведение людей и результаты их работы менялись под влиянием социальных условий – отношений между рабочими, а также их взаимоотношений с менеджерами. В итоге Мэйо пришел к выводу о значительном влиянии социальных и психологических факторов на рост производительности труда. Он обобщил социально-психологические процессы, происходящие на предприятии, и ввел понятие «социальная система организации». В своей концепции управления Мэйо сделал упор на значимость мотивации как важнейшего социально-психологического фактора. Он опроверг утверждение Тейлора о якобы природной лености и безынициативности рабочего и доказал, что при определенных отношениях человек трудится с интересом и энтузиазмом. Менеджеры должны доверять рабочим и уделять больше внимания созданию благоприятной атмосферы в коллективе. Задачи, операции и функции, выполняемые рабочим, очень важны, но не менее значимы система взаимоотношений, существующая в организации, и подход к человеку как социальному объекту, а не как к машине. Американский социолог Мари Паркер Фоллет (1868–1933) одной из первых среди ученых внедрила психологию в бизнес и управление. Изучая социальные отношения в малых группах, проблемы власти и лидерства, она утверждала, что одной должностной власти недостаточно и успешным может быть только менеджер, лидерство которого признано рабочими. Школа человеческих отношений убедительно доказала, что коллектив – это особая социальная группа, и межличностные отношения в нем можно и нужно использовать как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника. Она существенно дополнила содержание менеджмента, заложенное предшествующими концепциями, доказав необходимость: - повысить внимание к индивидуальным и групповым потребностям работников; - отойти от чрезмерной специализации на рабочих местах, имеющей порой отрицательные последствия; - развивать средства и методики изучения формальных и неформальных групп организации. Положения школы человеческих отношений получили дальнейшее развитие в школе социальных систем. Ее представители Д. Марч, Г. Саймон, А. Этцпони и др. рассматривали человека как один из множества взаимозависимых факторов в сложном комплексе социальных отношений внутри организации. Ученые пришли к следующим выводам. Отдельные индивиды и группы, являющиеся элементами организации, связанны конкретными неформальными и формальными структурами, каналами коммуникаций и процессами принятия решений. Потребности работника влияют на среду в организации, а та в свою очередь оказывает обратное воздействие на работника. Конфликты в организации обусловлены самой ее природой, но у менеджмента есть средства, чтобы снизить их деструктивную силу. Школа поведенческих наук В 1940–1950-е годы, когда в управлении стала явно проявляться тенденция ориентации на человека, начали активно развиваться поведенческие (бихевиористские) теории. Они углубляли и дополняли идеи школы человеческих отношений, предлагая рассматривать поведение человека как реакцию на стимул. Предполагалось, что, повторяя положительные стимулы, можно закрепить эту реакцию и в результате выработать устойчивое поведение индивида. Чтобы повысить эффективность управления, следует изучать потребности и мотивы людей. Менеджмент должен учитывать не только экономические, но и социальные интересы рабочих с точки зрения общественного признания их заслуг. Школой поведенческих наук были разработаны содержательные и процессуальные теории мотивации. В них используются следующие понятия. Потребность – это физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. Мотив – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию. Мотивация – это процесс формирования мотивов человека или группы людей, побуждающих к действиям для достижения целей организации. Стимул – причина, побуждающая человека к более эффективной работе, ответственному выполнению своих обязанностей. Содержательные теории мотивации основываются на определении потребностей и идентификации мотивов личности, побуждающих людей действовать определенным образом. Общим для этих теорий является то, что они пытаются идентифицировать потребности и мотивы людей. Но в самой этой идентификации имеются существенные разночтения у авторов различных концепций. Наиболее известными являются теории мотивации А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Д. Мак-Грегора и Ф. Герцберга. Огромный вклад в развитие поведенческого направления в управлении внес Абрахам Маслоу. В его теории иерархии потребностей рассматривается пять основных групп: - физиологические потребности; - потребности безопасности; - социальные потребности; - потребности сознания собственного достоинства; - потребности самовыражения. Графическое отображение их иерархии принято называть «пирамидой потребностей Маслоу» (рисунок 11). Физиологическими являются потребности в воздухе, пище, одежде, жилище, сексе, ощущении защищенности. Они обусловлены стремлением человека к выживанию. Потребности безопасности связаны с предотвращением опасных для человека изменений, защитой от физического и психологического нападения извне и гарантией удовлетворения физиологических потребностей в перспективе (материальное благополучие, здоровье, обеспеченная старость и т.п.).
Рисунок 11 – Пирамида потребностей Маслоу
Социальные потребности (осознание принадлежности и причастности) отражают необходимость человека ассоциировать себя с какой-либо общностью (группой людей), иметь социальные контакты, стремиться к установлению дружеских отношений, ощущать привязанность, чувствовать поддержку. Сознание собственного достоинства (признание окружением, как результат самоутверждения) – это потребность индивида в признании окружающими его личных качеств и достижений. Человек стремится занимать престижное место в коллективе и испытывать уважение со стороны окружающих. Потребность самовыражения – это желание реализовать свои потенциальные возможности, стремление к развитию личности, самореализации, осмыслению своего назначения в мире. Иерархичность потребностей обусловлена стремлением человека к первоочередному удовлетворению потребностей более низкого уровня и лишь затем – следующего, более высокого. Это является фактором, определяющим поведение индивида: в процессе развития человека приоритеты его потребностей изменяются. Содержательные теории мотивации утверждают, что управление должно осуществляться на основе выявления потребностей работника и использования соответствующих методов мотивации. Чтобы стимулировать работника к эффективному труду, менеджер должен знать, какие именно потребности движут подчиненными ему людьми, и предоставить им возможность удовлетворить эти потребности посредством действий, которые одновременно будут способствовать и достижению целей организации. Следует, однако, учитывать, что потребности, мотивирующие определенного работника в конкретной ситуации, в другое время могут не возыметь никакого эффекта, а на другого работника в аналогичной ситуации и вовсе не возможно подействовать. Несколько иной подход предложил Д. Мак-Клелланд. Он выделил следующие виды потребностей, мотивирующих трудовую деятельность людей: - потребность успеха; - потребность причастности; - потребность власти. Потребность успеха (достижений) удовлетворяется, если работа доводится до благополучного завершения. Люди с выраженной потребностью успеха обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, ориентируясь на свои возможности. Они предпочитают принимать умеренно рискованные решения и ожидают немедленной обратной реакции от своих действий. Им нравится делать выбор и отвечать за него, они увлечены задачами, которые решают, и легко берут на себя персональную ответственность. Потребность причастности, или соучастия, аналогична социальной потребности по теории Маслоу. Она проявляется в стремлении индивида общаться, быть причастным к деятельности коллектива. Люди с высоким порогом соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения с коллегами, нуждаются в одобрении и поддержке со стороны окружающих, прислушиваются к чужим суждениям о себе. Такие сотрудники предпочитают работу, позволяющую находиться в активном взаимодействии, как с коллегами, так и с клиентами. Руководитель должен регулярно оценивать уровень данной потребности у подчиненных работников, чтобы найти ей применение на благо организации. Потребность власти выражается в желании человека контролировать действия других людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за их действия. Люди, испытывающие такую потребность, обычно полны энергии, не боятся конфронтации, решительно отстаивают собственную позицию. В зависимости от цели, ради которой человек стремится к власти, различают два типа личности. Первый тип концентрирует внимание на своей руководящей позиции, а интересы организации часто отодвигает на задний план. Второй тип добивается власти, чтобы облегчить решение групповых задач. Удовлетворение он находит в возможности определять цели, ставить задачи перед коллективом, участвовать в их решении и мотивировать людей на достижение поставленных целей. Для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа. Потребности успеха, причастности и власти Мак-Клелланд не располагал иерархически, подчеркивая возможность их сочетания. Например, если человек находится на руководящей должности и имеет высокую потребность властвования, то для успешного осуществления им управленческой деятельности желательно, чтобы потребность в причастности была у него относительно слабо выражена. Результаты работы менеджера может снижать комбинация сильных потребностей власти и успеха, ориентированных на достижение личных амбициозных целей. Эти обстоятельства необходимо принимать во внимание при выборе методов управления. Дугласом Мак-Грегором была разработана «теория X и Y», согласно которой, существуют два типа управления: X и Y. Они обусловлены подходом руководителя к работникам. Для управления типа X характерны следующие отправные положения: - обычный человек изначально имеет нелюбовь к труду и старается избегать работы; - большинство людей только по принуждению, под контролем и угрозой наказания совершают необходимые для организации действия; - средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации. Управление типа Y исходит из иных предпосылок: - нежелание работать не является наследственной чертой индивида; - человеку свойственно предпринимать физические и эмоциональные усилия на работе. Внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения индивида к деятельности в организации. В определенных условиях он воспринимает труд как источник удовлетворения. Люди способны к самоконтролю и самопобуждению к деятельности в интересах организации, если испытывают чувство ответственности перед ней; - ответственность и обязательства человека перед организацией зависят от вознаграждения, получаемого по результатам труда. Наиболее значимым вознаграждением является удовлетворение потребностей индивида в самовыражении; - обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стремится к этому. Мак-Грегор пришел к выводу, что многим людям присущи желание и готовность использовать свой опыт, знания и воображение в интересах организации. Однако индустриальное общество слабо использует эту потребность человека. Несомненно, что управление типа У значительно эффективнее. Поэтому, необходимо создавать условия, при которых работник, прилагающий усилия для достижения целей организации, одновременно наилучшим образом добивался бы и своих личных целей. Ф. Герцберг предложил двухфакторную теорию мотивации, в соответствии с которой потребности, мотивирующие работников к эффективному труду, подразделяются на поддерживающие и действительно мотивационные. Поддерживающие потребности связаны с условиями, в которых осуществляется работа: условиями труда, заработной платой, межличностными отношениями, стилем руководства. При недостаточности этих факторов у работника возникает чувство неудовлетворенности работой, в то же время их достаточность не мотивирует работника к эффективному труду. Действительно мотивационные факторы связаны с сущностью работы: это личный успех, признание и одобрение окружающими результатов труда, возможность профессионального и творческого роста. Они способствуют повышению эффективности трудовой деятельности работников даже в случае их недостаточности. Процессуальные теории мотивации не оспаривают, что человек действует на основе мотивов и для удовлетворения потребностей, но сосредоточивают свое внимание на том, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения, в том числе в зависимости от факторов окружающей среды. Наиболее известны в этом плане теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Д. Куна, модель Портера-Лоулера, теория мотивации Хекмана-Олдхэма. Одним из представителей этого направления является В. Врум. Он разработал теорию ожидания, согласно которой работник эффективно выполняет свои функции, если считает весьма вероятным удовлетворение его потребностей в результате достижения поставленной цели. При этом процесс мотивации – это функция трех факторов ожидания, отражающая причинно-следственную связь следующего характера: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждение; ценность вознаграждения – степень удовлетворения потребностей. Взаимосвязь «затраты труда – результаты» представляет собой соотношение и полученных результатов. Если прямая связь между ними отсутствует, то мотивация ослабевает. Взаимосвязь «результаты – вознаграждение» – это ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутые результаты. Если четкая связь между ними не складывается, это также негативно отражается на мотивации трудовой деятельности. Ожидаемая ценность вознаграждения выражает предполагаемую степень относительного удовлетворения (или неудовлетворения) вследствие получения определенного вознаграждения. Наибольшая эффективность достигается, когда работники верят, что их усилия обязательно приведут к достижению цели и получению адекватного (справедливого) вознаграждения. Из теории ожиданий вытекает ряд требований, которыми следует руководствоваться менеджерам: - уровень планируемых результатов, ожидаемых от подчиненных, должен быть высоким, но реально достижимым; - необходимо установить определенное, известное сотрудникам и понятное им соотношение между достигнутыми результатами и размерами вознаграждения; - размеры и форма вознаграждения должны устанавливаться в соответствии с потребностями подчиненных и с учетом того, что разные люди обладают различными потребностями. Другой представитель процессуального направления теорий мотивации Д. Кун, автор теории справедливости, утверждает, что люди субъективно оценивают соотношение вознаграждения и затрачиваемых усилий, при этом сравнивая его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. При дисбалансе усилий и вознаграждения, оцениваемом работниками как несправедливое, возникает психологическое напряжение. Чтобы устранить это несоответствие, можно либо увеличить вознаграждение либо сократить усилия. Поведение людей будет зависеть от принятого менеджером варианта решения. До тех пор, пока работники не начнут воспринимать вознаграждение как справедливое, они будут стремиться снизить интенсивность труда. Комплексная процессуальная модель мотивации Портера–Лоулера включает элементы теории ожидания и теории справедливости. Мотивация в ней является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Модель отражает взаимозависимость пяти переменных: восприятия работником его роли, затраченных им усилий, полученных результатов, вознаграждения и степени удовлетворения. Усилия, затрачиваемые работником на выполнение работы, соответствуют его ожиданиям. Они зависят от ценности вознаграждения и оценки вероятности связи «усилие – вознаграждение». Ценность вознаграждения – это восприятие работником его справедливости. Оценка связи «усилие – вознаграждение» работником, рассчитывающим получить вознаграждение за свой труд, определяется степенью уверенности индивида в существовании прочной зависимости между его трудовым вкладом и возможным вознаграждением. Результаты, достигнутые работником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей работника и оценки им своей роли. Способности и характерные особенности работника отражают его квалификация, а также навыки и иные качества, необходимые для выполнения определенной работы. Оценка своей роли требует осознания (восприятия) работником собственного участия (роли) в процессе труда. Достижение требуемого уровня результатов сопровождается как внутренним, так и внешним вознаграждением, которое может подтвердить или скорректировать в восприятии работника оценку вероятности связи «усилие – вознаграждение». В последующем, при выполнении новой работы, это окажет воздействие на уровень усилий работника и результаты его труда. Собственная оценка человеком своего вклада способна отражаться и на уровне оценки им справедливости вознаграждения, которая воздействует на удовлетворенность работника. Внутреннее вознаграждение – это удовлетворение работника от выполненной работы, сознание своей компетентности, самоуважение. Внешнее вознаграждение – это денежная премия, похвала руководителя, продвижение по службе. Таким образом, удовлетворенность – это психологическое восприятие работником результатов своей работы, зависящее от внутреннего и внешнего вознаграждения и признания работником справедливости последнего. Высокая результативность труда вызывает удовлетворенность работой. Степень удовлетворения корректирует в сознании работника ценность вознаграждения и влияет на восприятие им будущих ситуаций, а, следовательно, на его усилия и результаты дальнейшей работы. Справедливость вознаграждения – это соответствие полученного вознаграждения ожиданиям работника, или субъективное восприятие сотрудником внешнего вознаграждения с учетом своих усилий и результатов. Из модели Портера–Лоулера вытекает ряд выводов: - высокая результативность работников является залогом полного удовлетворения их ожиданий; - работник наращивает усилия, если считает получаемое вознаграждение справедливым; - менеджер, общаясь с работниками, определяет набор критериев, способных в наибольшей степени мотивировать их поведение.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.10 (0.015 с.) |