Миссия и цели коммерческой организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миссия и цели коммерческой организации



Существуют широкое и узкое понимания миссии организации. В широком понимании миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми она намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какой она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить во внешней и внутренней средах.

В узком понимании миссии, рассматривается как формулировка того, для чего или по какой причине существует организация. В данном случае миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором раскрывается отличие данной организации от ей подобных. Она хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает организацию уникальной в своем роде. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем членам организации и всем субъектам внешней среды. Правильно сформулированная миссия имеет большое значение для деятельности организации.

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия. Кроме этого, миссия способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

- миссия делает ясными для сотрудников общую цель, предназначение организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;

- миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с организацией. Для таких работников миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;

- миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до сотрудников доводятся философия организации, ее ценности и принципы.

В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

- является базой для установления системы целей организации, обеспечивает их непротиворечивость;

- помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования;

- расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов ее мотивации.

Миссия, как было сказано, трансформируется в систему целей организации. Вообще, принято выделять цели собственника, цели организации и цели трудового коллектива.

Цели собственника могут быть направлены на:

получение дохода, т.е. приток определенного количества денеж­ных средств в определенные промежутки времени;

улучшение имущественного состояния, т.е. ориентироваться на увеличение стоимости коммерческой организации;

повышение благосостояния – ориентироваться и на получение дохода, и на улучшение имущественного состояния.

Цели трудового коллектива также неоднородны. В их состав включаются общие цели (т.е. трудового коллектива в целом) и частные цели (т.е. отдельных социальных групп кол­лектива: структурных подразделений и общественных организаций, действующих на предприятии).

Цели организации весьма разнообразны и в наибольшей степени соответствуют миссии организации. На их основе формируются цели менеджмента.

Главная цель коммерческих организаций – получение прибыли и распределение ее в ин­тересах собственников имущества. Она трансформируется в систему целей организации в соответствии с миссией и с учетом ее сферы деятельности, организационно-правовой формы, целей собственника и других факторов. Выделяют четыре сферы, применительно к которым устанавливаются цели организации:

- доходы организации;

- работа с клиентами;

- потребности и благосостояние сотрудников;

- социальная ответственность.

Наиболее распространенными направлениями, по которым в коммерческих организациях устанавливаются цели, являются следующие:

- прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.;

- положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;

- производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;

- финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.;

- мощности организации, выражаемые в показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т.п.;

- разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта и т.п.;

- изменения в организации, отражаемые в показателях, устанавливающих сроки организационных изменений и т.п.;

- человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.;

- работа с потребителями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.;

- оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, количество и сроки проведения благотворительных акций и т.п.

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она во многом определяет структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность по достижению целей организации в целом.

Функции организации

В современной теории управления понятие «функция» означает вид деятельности, определенное действие, выполняемое че­ловеком, группой или организацией в рамках разделе­ния труда.

Функции организации – это относительно само­стоятельные участки работы, объективно выделившие­ся в процессе разделения труда. Они находит отражение в организационной структуре. Количество и содержание функ­ций зависят от целей и задач, вида и масштабов дея­тельности, состояния внутренней среды и внешнего ок­ружения конкретного предприятия. Например, типичными функциями современного предприятия являются:

- планирование деятельности;

- маркетинг и сбыт;

- основное и вспомогательное производство;

- обеспечение качества продукции;

- работа с персоналом;

- финансовая деятельность;

- бухгалтерская деятельность;

- научно-исследователь­ские и опытно-конструктор­ские работы;

- инновационная деятельность и развитие;

- обеспечение деятельности организации (ремонт оборудования, транспортное обеспечение, хозяйственное обслуживание и т.п.);

- капитальное строительство;

- делопроизводство;

- охрана труда и техника безопасности;

- юридическое сопровождение деятельности организации и т.д.

Каждой из функ­ций присуще использование определенного основного ресурса (таблица 2).

 

Таблица 2 – Типичные функции современного предприятия

 

Функция организации Основной ресурс
Маркетинг Потребитель
Производство Технология
Финансовая деятельность Деньги
Планирование деятельности Время
Работа с персоналом Люди
Развитие Инновации, идеи

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2040; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.013 с.)