Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарубежные модели управления коммерческими организациямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Полной свободы, как и полной независимости субъектов хозяйствования в современной экономике не бывает. Реально в большинстве стран функционирует смешанная экономика, которая основана на частной и государственной формах собственности. Поэтому управленческая деятельность ограничена степенью государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь и определяется уровнем развития рыночных отношений в государстве. По этой причине, а также вследствие культурных и социальных особенностей в различных странах или регионах исторически сложились специфические модели менеджмента. Принято выделять три основные модели управления: англо-американскую, германскую и японскую. Англо-американская модель применяется в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других странах. Она характеризуется не только наличием индивидуальных акционеров и постоянным процессом роста числа независимых, т.е. не связанных с корпорацией акционеров. Англо-американскую модель управления отличают четко разработанная законодательная основа, определяющая права и обязанности трех ключевых участников – управляющих, директоров и акционеров, а также сравнительно простой механизм взаимодействия между корпорацией и акционерами – на ежегодных общих собраниях, и в промежутках между ними. Англо-американская модель предполагает разделение владения и управления в крупных корпорациях. Это разделение важно с деловой и социальной точек зрения, так как инвесторы, вкладывая свои средства в пакеты акций и владея предприятием, не несут юридической ответственности за действия корпорации. Они передают функции по оперативному управлению менеджерам и платят им как своим агентам по ведению дел. При этом только акционеры корпорации имеют право влиять на принятие стратегических решений и политику организации. Наемные работники, в том числе менеджеры, в корпорацию не входят. В этой модели управления ключевая проблема заключается в обеспечении баланса интересов менеджеров, обладающих значительной властью, и акционеров. Например, менеджер корпорации хочет увеличить размеры компании и тем самым повысить свой социальный статус. Часто это достигается за счет нераспределенной прибыли, т.е. путем уменьшения выплат дивидендов акционерам, что противоречит их интересам. Есть немало и других областей, где интересы собственников и менеджеров вступают в конфликт. Поэтому в деловой практике существуют особые механизмы, препятствующие, с одной стороны, их возникновению, а с другой – способствующие их эффективному разрешению. Другая особенность англо-американской системы управления – высокая раздробленность пакета акций корпорации: в большинстве крупных компаний количество индивидуальных акционеров исчисляется сотнями тысяч и миллионами. Поэтому большинство рядовых акционеров не имеет возможности контролировать действия менеджмента. Такой контроль становится возможным только в результате их коллективных усилий. Еще одно важное отличие англо-американской модели – прямой запрет банкам владеть акциями нефинансовых компаний. Это сделано для поддержания конкуренции, в противном случае банки становятся центрами образования финансовой олигархии, заинтересованной в подавлении конкурентов «своей» компании. Например, в США эта законодательная норма была введена после кризиса 1929 г. и подкреплена практикой разрешения судебных исков о банкротстве. Согласно ей, требования кредитора, активно вторгающегося в управление делами своего должника до банкротства, удовлетворяются в последнюю очередь. Наконец, чисто американская система управления корпорациями отводит второстепенную роль государству, которое в соответствии с американскими традициями рассматривается как нежелательный элемент корпоративного строительства: участие государства должно быть минимальным и ограничиваться лишь установлением «правил игры», одинаковых для всех участников рынка. В США до 70-х годов преобладал автократичный подход к управлению, предполагающий сосредоточение всех функции по принятию решений только у профессиональных менеджеров. В отличие от стран Западной Европы в США и сейчас не практикуется участие рабочих в управлении на уровне Совета директоров. Право голоса у работников в США при решении управленческих вопросов невелико. Согласно закону, в частных фирмах представители работников имеют право принятия решений по ограниченному кругу вопросов: ликвидация фирмы, слияние с другой фирмой, изменение местоположения. В США используются в основном формы вовлечения работников в управленческий процесс в низовом производственном звене. Для привлечения их к управлению на высшем уровне применяется, например, такая форма, как создание комитета при Совете директоров. В него входят представители всех категорий работников, заинтересованные в решении конкретных проблем, связанных как с возникающими ситуациями, так и с вопросами реорганизации фирмы, разработки и применения новых систем управления персоналом. В некоторых фирмах создаются временные рабочие группы для решения вопросов, связанных с участием работников в распределении прибылей, программах стабилизации занятости и др. Германская модель доминирует в Европе, для нее характерно включение в корпорацию всех основных заинтересованных групп: акционеров, финансовых структур, работников, государства, которые имеют определенные права на управление. Таким образом, если в США социальное партнерство являются чем-то навязанным организации извне, то в германской модели – это часть корпоративной жизни. Акционеры являются лишь одной из заинтересованных групп, и это делает данную модель принципиально отличной от англо-американской. При этом банки также имеют права на участие в стратегическом управлении. Другое принципиальное отличие германской модели – включение в состав корпорации организованных рабочих. Например, закон, принятый в ФРГ в 1976 г., требует, чтобы компании с числом занятых более 2 тыс. человек имели наблюдательные советы, состоящие на 50% из представителей акционеров и на 50% из рабочих, а высший управляющий персонал корпорации должен быть членом наблюдательного совета по должности. В компаниях с числом занятых от 500 до 2 тыс. человек наблюдательные советы могут лишь на треть состоять из рабочих и призваны, прежде всего, контролировать политику компании в отношении занятости и условий труда, хотя могут высказываться и по другим вопросам. Рабочие, кроме того, имеют возможность влиять на политику корпораций опосредованно, через профсоюзы, которые могут участвовать в акционерном капитале корпораций. В германской модели корпорация неотделима от государства, с которым у нее существуют партнерские отношения, а государство часто владеет значительными пакетами акций и имеет своих представителей в правлении всех крупных фирм. Государство стимулирует и поддерживает взаимодействие между компаниями в отдельных отраслях. В каждой из отраслей существуют ассоциации, где вырабатывается стратегия развития. Решения этих ассоциаций имеют рекомендательный характер, однако к фирмам, не выполняющим их, могут быть применены различного рода санкции. Финансы и профсоюзы также тесно связаны с отраслевой структурой. Подобного механизма не может быть, например, в США, поскольку он попадает под действие антимонопольного законодательства. В фирмах большинства западноевропейских стран вошло в практику введение представителей рабочих в Советы директоров, где они имеют возможность участвовать в принятии решений, прежде всего касающихся вопросов планирования и социальной политики компании. Участию работников в управлении фирмами в странах, являющихся членами Европейского Союза, посвящены специальная Директива Комиссии ЕС, а также отдельные положения Устава о Европейской компании, которые обязывают государства обеспечить право рабочих и служащих участвовать в управлении и стратегическом развитии компаний. Японская модель сформировалась после окончания Второй мировой войны. В период оккупации американские специалисты предприняли меры по утверждению в Японии «демократического общества» в соответствии со своими представлениями о нем. Была уничтожена национальная модель организации хозяйственной деятельности и предприняты попытки введения англо-американской модели. Однако, в результате, под влиянием существующих в Японии сильных национальных традиций, эти меры породили особую японскую модель управления. Вся деловая жизнь Японии пронизана идеями служения государству и обществу. Поэтому первые крупные банки и промышленные корпорации этой страны были государственными. Затем государство продало эти фирмы частному сектору. Однако был установлено правило, согласно которому стратегически важные для страны виды бизнеса должны создаваться и поддерживаться на первых порах государством. Это прямо противоположно той практике, которая существует, например, в США или Германии. Крупные компании в ключевых секторах экономики рассматриваются в Японии как организации, которым государство дает возможность вести бизнес и получать прибыль, но которые связаны неотъемлемыми обязательствами с ним и обществом. В японской модели управления рабочие не имеют своих представителей в Советах директоров. Вместе с тем японская система партнерства между предпринимателями и рабочими считается наиболее демократичной, поскольку основана на проведении совместных консультаций и принятии решений на основе консенсуса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.80 (0.007 с.) |