Ситуационный подход в менеджменте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуационный подход в менеджменте



Ситуационный подход к менеджменту возник в 60-х гг. XX в. в дополнение к системно­му. Практическое применение системного подхода показало, что существует множество факторов и условий, влияющих на организацию и ее элементы. Учесть их все не только трудно, но и практически невозможно. Попытки рассмотреть влияние многих факторов увеличи­вают сроки принятия и реализации управленческих решений, а это ведет к запаздыванию управляющих воздействий. Кроме того, общеизвестно, что к цели ведет не один, а множество путей и для дос­тижения одинаковых целей можно использовать разные методы.

Центральным моментом в ситуационном подходе является понятие «ситуация» – конкретная совокупность факторов и условий внешней и внутренней сред, которые оказывают непосредственное влияние на организацию в данное время (рисунок 10).

 

 

 


Рисунок 10 – Организация, как объект управления при ситуационном подходе

 

Менеджеру в своей практической деятельности приходится сталкиваться с различны­ми ситуациями. Большинство из них повторяется, однако, некоторые являются уникальными. По этой причине и возникла идея описания действий руководителя в типичных ситуациях, что и явилось предпосылкой возникновения ситуационного подхода. Практическая реализация данной идеи совместно с системным подходом, открыла перед менеджерами многооб­разие методов и технологий действий в различных ситуациях.

Ситуационный подход устанавливает, что пригодность различных концепций, форм, мето­дов и способов управления определяется конкретной ситуацией. И, поскольку существует огромное количество факто­ров во внешней среде и внутри организации, то не существует единого, пригодного на все случаи жизни способа управлять организацией. В конкретной ситуации самыми эффек­тивными являются те концепция, форма и метод управления, которые более всего ей соответствуют. Ситуационный подход не отрицает системного, а дополняет его, признавая, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководи­тель для достижения целей организации, могут значительно варьироваться.

Согласно ситуационному подходу, главная задача менеджера заключается в правильном ана­лизе и интерпретации сложившейся ситуации. Данный подход пытается увязать конкретные методы менеджмента с конкретными ситуациями для то­го, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации.

Для овладения ситуационным подходом и его эффективного практического использования руково­дитель должен:

- иметь достаточную теоретическую подготовку в области системного анализа и теории управления. Знать концепции, формы, инструменты и методы менедж­мента;

- уметь предвидеть положительные и отрицательные последствия их применения, поскольку все они имеют как силь­ные, так и слабые стороны при практическом использовании в конкретных ситуациях;

- уметь правильно анализировать и интерпретировать ситуацию, т.е. определять, какие факторы наиболее важны, какой эффект получится в результате управляющего воздей­ствия в данной конкретной ситуации;

- уметь осуществлять выбор приемов и методов с учетом конкретной ситуации, обеспечивая тем самым достиже­ние целей организации наиболее эффективным путем.

Ситуационный подход не является простым набором правил. По своей сути он увязывает конкретные приемы и способы управления с конкретными ситуациями для того, чтобы обеспечить достижение целей организации наиболее эффективным образом. Если процессный и системный подходы применяются в обычных обстоятельствах, то ситуационный подход чаще используют в нестандартных и нетипичных обстоятельствах. В таких ситуациях от менеджера требуются особые качества, такие как гибкость мышления, способность анализировать, дар предвидения и готовность к действиям в нестандартных условиях.

 

Эволюция теории управления

Развитие менеджмента в первой половине ХХ века

Научная школа управления

Научная школа управления начала формироваться в конце XIX в. и активно развивалась до 1920 г. Ее представители считали, что решение задачи рационализации и по­вышения производительности труда рабочих возможно на базе его научной органи­зации. Автором идей научного управления был Фредерик Уинстоу Тейлор (1856–1915). В своих трудах «Управление циклом» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) он рассматривал научное управление в качестве средства, позволяющего экономить труд при соблюде­нии следующих основных принципов:

- разработка рациональных методов выполнения трудовых операций на базе научного изучения затрат времени, дви­жений и усилий;

- обязательное следование разработанным стандар­там;

- подбор, подготовка рабочих и расстановка их на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу;

- оплата по результатам труда и стимулирование трудовой деятельности;

- использование функциональных менеджеров, осу­ществляющих контроль по направлениям деятельности предприятия;

- установление доверительных отношений между рабочими и менеджерами.

Тейлор различал исполнительский и распоряди­тельный труд. Исполнительской функцией он наделял рабочих, а такие распорядительные функции, как планирование работы, разработка научных методов ее выполнения для различных специальностей, отбор и обучение рабочих, анализ производственных отношений и т.п. – считал составляющими управленческого труда. Тейлор пред­ложил использовать функциональную организацион­ную структуру, разработал методические основы нормирования труда, методы повышения квалификации рабочих, дифференциальную систему оплаты труда и многое другое. Его теория о взаимодействии администрации и рабочих предполагала наличие между ними дружеских отношений для реализации научного управления.

Наряду с Тейлором наиболее яркими сподвижниками школы научного управления были Генри Ганнт, Френк и Лилиан Гил­берт, Генри Форд и др. Наиболее близким учеником Тейлора был Генри Ганнт (1861–1919), занимавшийся разработкой методики пре­миальной оплаты труда рабочих, составлявшего графики для производственного планирования, а также внесшего вклад в разработку теории лидерства.

Работы Ганнта «Труд, заработная плата и доход» (1910), «Промышленное руководство» (1916), «Организация тру­да» (1919) характеризуют осознание ведущей роли челове­ческого фактора и убеждение в том, что рабочему должна быть представлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетво­ренности.

Большой вклад в теорию научного управления вне­сли супруги Фрэнк Гилбрет (1868–1924) и Лилиан Гил­брет (1878–1972), которые искали оптимальные способы увеличения объема выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затрачиваемых на их производство. Они изучали трудовые движения работников, исполь­зуя кинокамеру в сочетании с микрохронометражем, что позволило им разработать карты цикла одновременно вы­полняемых микродвижений. Результаты своих изысканий Ф. Гилберт изложил в тру­дах «Азбука научной организации труда» и «Изучение дви­жений». Использование его исследований позволило обес­печить на производстве трехкратное повышение произво­дительности труда.

JI. Гилбрет одна из первых начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. Все ее научные исследования имели практическое применение, широко использовались на многих предприятиях, на некоторых из них были открыты школы по работе с персоналом.

Генри Форд (1863–1947) внес значительный вклад в развитие теории Тейлора, применив ее в организа­ции массового поточного производства и доказав ее эф­фективность. Форд детализировал процесс производ­ства своих автомобилей вплоть до простейших дей­ствий и операций. Введенная им конвейерная сборка позволила эффективно исполь­зовать низкоквалифицированных рабочих, интенсифицировать производство, резко по­высить производительность труда и снизить затраты.

Новая организация процесса производства потребовала создания и новой системы управления, которую Форд реализовал, воплотив следующие правила:

- планирование всего процесса производства, его отдельных составляющих и связей между ними;

- учет и планирование условий работы;

- подготовка сырья, материалов, оборудования и рабо­чей силы;

- осуществление производства по стандартной тех­нологии;

- постоянный поиск путей совершенствования процесса про­изводства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.008 с.)