Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуационный подход в менеджменте
Ситуационный подход к менеджменту возник в 60-х гг. XX в. в дополнение к системному. Практическое применение системного подхода показало, что существует множество факторов и условий, влияющих на организацию и ее элементы. Учесть их все не только трудно, но и практически невозможно. Попытки рассмотреть влияние многих факторов увеличивают сроки принятия и реализации управленческих решений, а это ведет к запаздыванию управляющих воздействий. Кроме того, общеизвестно, что к цели ведет не один, а множество путей и для достижения одинаковых целей можно использовать разные методы. Центральным моментом в ситуационном подходе является понятие «ситуация» – конкретная совокупность факторов и условий внешней и внутренней сред, которые оказывают непосредственное влияние на организацию в данное время (рисунок 10).
Рисунок 10 – Организация, как объект управления при ситуационном подходе
Менеджеру в своей практической деятельности приходится сталкиваться с различными ситуациями. Большинство из них повторяется, однако, некоторые являются уникальными. По этой причине и возникла идея описания действий руководителя в типичных ситуациях, что и явилось предпосылкой возникновения ситуационного подхода. Практическая реализация данной идеи совместно с системным подходом, открыла перед менеджерами многообразие методов и технологий действий в различных ситуациях. Ситуационный подход устанавливает, что пригодность различных концепций, форм, методов и способов управления определяется конкретной ситуацией. И, поскольку существует огромное количество факторов во внешней среде и внутри организации, то не существует единого, пригодного на все случаи жизни способа управлять организацией. В конкретной ситуации самыми эффективными являются те концепция, форма и метод управления, которые более всего ей соответствуют. Ситуационный подход не отрицает системного, а дополняет его, признавая, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для достижения целей организации, могут значительно варьироваться. Согласно ситуационному подходу, главная задача менеджера заключается в правильном анализе и интерпретации сложившейся ситуации. Данный подход пытается увязать конкретные методы менеджмента с конкретными ситуациями для того, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации.
Для овладения ситуационным подходом и его эффективного практического использования руководитель должен: - иметь достаточную теоретическую подготовку в области системного анализа и теории управления. Знать концепции, формы, инструменты и методы менеджмента; - уметь предвидеть положительные и отрицательные последствия их применения, поскольку все они имеют как сильные, так и слабые стороны при практическом использовании в конкретных ситуациях; - уметь правильно анализировать и интерпретировать ситуацию, т.е. определять, какие факторы наиболее важны, какой эффект получится в результате управляющего воздействия в данной конкретной ситуации; - уметь осуществлять выбор приемов и методов с учетом конкретной ситуации, обеспечивая тем самым достижение целей организации наиболее эффективным путем. Ситуационный подход не является простым набором правил. По своей сути он увязывает конкретные приемы и способы управления с конкретными ситуациями для того, чтобы обеспечить достижение целей организации наиболее эффективным образом. Если процессный и системный подходы применяются в обычных обстоятельствах, то ситуационный подход чаще используют в нестандартных и нетипичных обстоятельствах. В таких ситуациях от менеджера требуются особые качества, такие как гибкость мышления, способность анализировать, дар предвидения и готовность к действиям в нестандартных условиях.
Эволюция теории управления Развитие менеджмента в первой половине ХХ века Научная школа управления Научная школа управления начала формироваться в конце XIX в. и активно развивалась до 1920 г. Ее представители считали, что решение задачи рационализации и повышения производительности труда рабочих возможно на базе его научной организации. Автором идей научного управления был Фредерик Уинстоу Тейлор (1856–1915). В своих трудах «Управление циклом» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) он рассматривал научное управление в качестве средства, позволяющего экономить труд при соблюдении следующих основных принципов:
- разработка рациональных методов выполнения трудовых операций на базе научного изучения затрат времени, движений и усилий; - обязательное следование разработанным стандартам; - подбор, подготовка рабочих и расстановка их на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу; - оплата по результатам труда и стимулирование трудовой деятельности; - использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по направлениям деятельности предприятия; - установление доверительных отношений между рабочими и менеджерами. Тейлор различал исполнительский и распорядительный труд. Исполнительской функцией он наделял рабочих, а такие распорядительные функции, как планирование работы, разработка научных методов ее выполнения для различных специальностей, отбор и обучение рабочих, анализ производственных отношений и т.п. – считал составляющими управленческого труда. Тейлор предложил использовать функциональную организационную структуру, разработал методические основы нормирования труда, методы повышения квалификации рабочих, дифференциальную систему оплаты труда и многое другое. Его теория о взаимодействии администрации и рабочих предполагала наличие между ними дружеских отношений для реализации научного управления. Наряду с Тейлором наиболее яркими сподвижниками школы научного управления были Генри Ганнт, Френк и Лилиан Гилберт, Генри Форд и др. Наиболее близким учеником Тейлора был Генри Ганнт (1861–1919), занимавшийся разработкой методики премиальной оплаты труда рабочих, составлявшего графики для производственного планирования, а также внесшего вклад в разработку теории лидерства. Работы Ганнта «Труд, заработная плата и доход» (1910), «Промышленное руководство» (1916), «Организация труда» (1919) характеризуют осознание ведущей роли человеческого фактора и убеждение в том, что рабочему должна быть представлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. Большой вклад в теорию научного управления внесли супруги Фрэнк Гилбрет (1868–1924) и Лилиан Гилбрет (1878–1972), которые искали оптимальные способы увеличения объема выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затрачиваемых на их производство. Они изучали трудовые движения работников, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометражем, что позволило им разработать карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Результаты своих изысканий Ф. Гилберт изложил в трудах «Азбука научной организации труда» и «Изучение движений». Использование его исследований позволило обеспечить на производстве трехкратное повышение производительности труда. JI. Гилбрет одна из первых начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. Все ее научные исследования имели практическое применение, широко использовались на многих предприятиях, на некоторых из них были открыты школы по работе с персоналом. Генри Форд (1863–1947) внес значительный вклад в развитие теории Тейлора, применив ее в организации массового поточного производства и доказав ее эффективность. Форд детализировал процесс производства своих автомобилей вплоть до простейших действий и операций. Введенная им конвейерная сборка позволила эффективно использовать низкоквалифицированных рабочих, интенсифицировать производство, резко повысить производительность труда и снизить затраты. Новая организация процесса производства потребовала создания и новой системы управления, которую Форд реализовал, воплотив следующие правила: - планирование всего процесса производства, его отдельных составляющих и связей между ними; - учет и планирование условий работы; - подготовка сырья, материалов, оборудования и рабочей силы; - осуществление производства по стандартной технологии; - постоянный поиск путей совершенствования процесса производства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.008 с.) |