Прозаические произведения русской и зарубежной литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прозаические произведения русской и зарубежной литературы



О природе. В. Бианки «Лесные домишки», «Оранжевое горлыш­ко», «Синичкин календарь»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; Р. Киплинг «Маугли»; С. Козлов «Ежикина скрипка», «Как ослик шил шубу», «Такое дерево»; К. Коровин «Белка»; А. Куприн «Слон»; Д. Мамин-Сибиряк «Медведко», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке», «Сказочка про козявочку»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; Р. Погодин «Откуда идут тучи», «Про жеребенка Мишу и мышонка Терентия»; М. Пришвин «Весна в лесу», «Еж»,

418 «Золотой луг»; Я. Сладкое «Разноцветная земля»; Г. Снегирев «Скво­рец»; Е. Трутнева «Осень».

О социальной действительности и нравственных ценностях. С. Ак­саков «Аленький цветочек»; С. Алексеев «Первая колонна»; Г.-Х. Андер­сен «Волшебный холм», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Дюймо­вочка», «Елка» «Новый наряд короля», «Русалочка», «Свинопас», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист», «Уж что муженек сделает, то и ладно», «Чайник»; А. Тол­стой «Иван да Марья», «Прожорливый башмак»; П. Бажов «Серебря­ное копытце», «Хозяйка медной горы»; Л. Воронкова «Дедова калоша», «Маленький Соколик», «Ссора с бабушкой», «Таня выбирает елку» из сборника «Солнечный денек»; Н. Гарин-Михайловский «Книжка счас­тья»; А. Гайдар «Поход»; бр. Гримм «Бременские музыканты»; В.Даль «Старик-годовик»; В. Драгунский «Друг детства», «Он живой и светит­ся», «Тайное становится явным»; О.Дриз «Когда человеку шесть», «Пу­говки», «Стеклышки», «Сто весенних лягушат»; М. Зощенко «Великие путешественники»; Б. Житков «Как я ловил человечков», «На льдине»; В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»; Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша», «Ух!»; В. Крупин «Отцовское поле»; А. Митяев «Мешок овсянки»; М. Михайлов «Два Мороза»; Н. Носов «Дружок», «Карасик», «Огурцы», «Фантазеры»; В. Одоевский «Городок в табакерке»; В. Осеева «Волшеб­ное слово», «Почему?», «Синие листья», «Три сына»; А. Островский «Снегурочка»; Л. Пантелеев «Трус»; К. Паустовский «Теплый хлеб»; Я. Сегель «Как я был мамой»; Н. Телешов «Белая цапля», «Крупеничка», «Уха»; Л. Толстой «Два брата», «Косточка», «Праведный судья», «Пры­жок», «Филлипок»; С. Топелиус «Три ржаных колоска»; Э. Шим «Где наша деревня», «Не смей»; Г. Цыферов «Паровозик»; Ю. Яковлев «Мама».

Сказка-повесть. А. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солда­ты»; А. П. Гайдар «Чук и Гек»; В. Губарев «Королевство Кривых Зер­кал», «Малыш и Мелькор»; А.Линдгрен «Мио, мой Мио», «Пеппи- Длинный чулок», «Принцесса, не желавшая играть в куклы»; А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»; Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос», «Незнайка путешествует», «Незнайка учится»; А. Погорельский «Чер­ная курица или Подземные жители»; О. Пройслер «Маленькая Баба- Яга», «Маленькое приведение», «Чертенок №13»; Дж. Родари «Джельсомино в Стране лжецов», «Приключения Чипполино»; А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»; Э. Успен­ский «Дядя Федор, пес и кот»; Я. Экхольм «Людвиг Четырнадцатый, Тутта Карлссон первая и единственная»; Туве Янссон «Погоня за кометой», «Шляпа волшебника».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество

Задачи воспитания и развития детей

1. Формировать эмоциональные и эстетические ориентации, под­вести детей к пониманию ценности искусства, художественной деятель­ности, музея, способствовать освоению и использованию разнообраз­ных эстетических оценок относительно проявлений красоты в окружа­ющем мире, художественных образах, собственных творческих работах.

2. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического от­ношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях (повсе­дневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по. городу).

3. Способствовать становлению и проявлению у детей интере­сов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность посредством обогащения опыта посещения музеев, выставок, стимулирования коллекциони­рования, творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности.

4. Способствовать становлению позиции художника-творца, под­держивать проявления самостоятельности, инициативности, инди­видуальности, активизировать творческие проявления детей.

5. Совершенствовать изобразительную деятельность детей: стиму­лировать умение создавать работы по собственному замыслу, стрем­ление создать выразительный оригинальный образ, умение самостоя­тельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и сочетать их, планировать деятельность и достигать качественного результата, самостоятельно и объективно оценивать его, эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выпол­нения коллективных творческих работ. Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения.

Для реализации задач используются методы и приемы, способ­ствующие активизации проявлений у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру, поддержке детской индивидуаль­ности в процессе восприятия искусства и собственного художест­венного творчества.

Детские игровые проекты: «Лаборатория невиданных скульптур», «Секреты художников (архитекторов, народных умельцев)».

Творческое экспериментирование с изобразительными материалами, познание свойств различных изобразительных материалов, а также освоение нетрадиционных изобразительных техник.

Экскурсии в художественные и краеведческие музеи, галереи, вы­ставки, образовательные прогулки и семейные путешествия.

Чтение познавательной литературы.

Рассматривание красочных энциклопедий, альбомов об искусстве с целью формирования эстетических интересов.

Совместные с родителями домашние занятия эстетической на­правленности: коллекционирование эстетически привлекательных объектов, игрушек, совместное с родителями рукоделие.

Игры и упражнения, направленные на развитие эстетических и творческих способностей детей.

Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности: объединение художественных деятельностей вокруг театрализации, со­здания необычной выставки, художественно-игровой деятельности (игры «Открываем кафе», «Открываем музей» и т. п.).

Использование современных информационных технологий — ресур­сов виртуальных экскурсий и музеев, видовых видеофильмов, элек­тронных каталогов и игр, творческих сайтов для детей.

Организация индивидуальной и коллективной творческой деятель­ности.

Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная ли­тература», «Труд», «Музыка». Интересными для детей являются досу­ги, развлечения по типу «Что такое хорошо, что такое плохо», пред­усматривающие обсуждение причин и последствий поступков, а также рассматривание иллюстраций к детским книгам с выделением средств выразительности и «секретов», с помощью которых художники пере­дают собственное отношение к героям, рассказывают о хороших по­ступках.

Содержание образовательной области «Художественное творчест­во» представлено двумя взаимосвязанными подразделами «Приобще­ние к изобразительному искусству» и «Развитие продуктивной дея­тельности и детского творчества».

 

ПРИОБЩЕНИЕ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Декоративно-прикладное искусство[8]

Назначение и особенности декоративно-прикладного искусства (обобщенность, стилизация, декоративность), которые проявляются как в цветном декоре, так и в конструкции самого предмета; единство эстетического (красота) и утилитарного (польза), связь декора с на­значением предмета. Традиционность образов, узоров, орнаментов и отражение в них природы, народного быта, культуры, традиций и обычаев. Символичность образов: животные (медведь, конь, птицы и т. п.), символы солнца, воды, земли в народных орнаментах. Техноло­гии изготовления предметов народных промыслов (на ознакомитель­ном уровне).

Народное декоративно-прикладное искусство разных видов — иг­рушки, утварь, одежда, предметы быта (на примере разных промыслов и вариантов предметов каждого промысла: игрушки из разных видов материалов — глины, щепы, дерева, соломы, папье-маше, лоскута; предметы быта из бересты; кружево, вышивки разных областей России и зарубежья; ткачество и ковроткачество разных стран; плетение, апп­ликация; изделия из теста; изделия из кожи; роспись и резьба по дереву; керамическая посуда России и других стран; оригами, чекан­ка). Стилевые особенности (своеобразие цветового решения, компо­зиция, элементы декора). Декоративно-прикладное искусство других стран: сходство и своеобразие. Ценность народного искусства; воспи­тание и желание его сохранять и познавать, гордиться им.

Своеобразие декоративно-оформительского искусства. Назначе­ние, виды (по предметному основанию: одежда, мебель, предметы быта). Плоскостной и объемный дизайн; особенности (своеобразие средств выразительности, технология создания: моделирование, маке­тирование). Интерьер (на конкретных примерах). Способы оформле­ния поздравительных открыток, составления букетов, оформления вы­ставок (на доступном уровне).

Графика

Разные виды графики (книжная, станковая, прикладная, плакат), их различия (на ознакомительном уровне). Особенности языка книжной графики: выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности формы, движения, жестов, поз, мимики персонажей; цвет как способ передачи настроения героев и отношения к ним ав­тора; композиция листа, макета книги. Назначение иллюстрации (со­провождение текста). Специфики труда художника-иллюстратора, тех­нологии (способы) создания иллюстрации: уникальность рисунка и способы тиражирования (на ознакомительном уровне). Макет книги.

Художники-анималисты, иллюстраторы-сказочники, иллюстрато­ры «веселой» книги.

Живопись

Жанры живописи. Средства выразительности: цвет как передача характера образа, движения или статики, позы, жеста, мимики; цвет как средство передачи настроения, состояния или отношения худож­ника к изображаемому; композиция как выделение главного, постро­ение изображения, его планов, материал и способы его использования для передачи выразительности образа.

Натюрморт, изображение предметов одного порядка, смешанный, сюжетный, натюрморт как часть изображения.

Пейзаж. Ландшафт. Природа в разные сезоны и части суток, в переходных природных состояниях. Виды пейзажа: лесной и город­ской, архитектурный, морской и водный, индустриальный. Опыт вос­приятия пейзажей разных видов по содержанию, средствам вырази­тельности: написанные в теплой и холодной контрастных гаммах, передающие определенное настроение, состояние; по характеру: ли­рический, эпический, декоративный, торжественный пейзаж; по спо­собам изображения.

Портрет. Виды портретов: автопортрет, парадный, семейный, ис­торический и др. Изображение людей разных возрастов, националь­ностей, в разных эмоциональных состояниях. Своеобразие построения композиции и использование деталей в портретах, предметы-символы. Передача внутреннего состояния, настроения человека, его социаль­ной роли посредством особенностей передачи позы, жестов, мимики; цветовая тональность изображения, передающая настроение, состоя­ние человека.

Жанровая живопись. Виды жанровых изображений: сказки, были­ны и мифы, батальные сцены, картины о труде людей, о животных (анималистический жанр), изображения на бытовые сюжеты. Средства выразительности.

Авторская манера некоторых художников-живописцев (на ознако­мительном уровне, на примерах, в процессе восприятия произведений).

Скульптура

Скульптура как искусство создавать объемные образы (отличие от живописи). Назначение скульптуры. Виды скульптуры: монументаль­ная, декоративная, станковая; объемная и рельефная (на ознакоми­тельном уровне).

Особенности средств выразительности скульптуры: материал, тех­ника его обработки, фактура, композиция (динамика и статика), си­луэт, устойчивость конструкции, постамент.

Специфика труда скульптора: используемые инструменты, этапы создания скульптуры (на ознакомительном уровне).

Многообразие форм природных и предметных объектов: формы бутонов цветов, крон деревьев, силуэтов предметов.

Памятники и монументы: особенности средств выразительности. Известные памятники и скульптуры1.

Архитектура

Архитектура как искусство создавать сооружения и их комплексы, необходимые для жизнедеятельности людей. Особенности архитектуры (соотношение пользы—красоты—прочности). Материалы, используемые в строительстве. Особенности конструкции, устойчивость, надежность, удобство (на ознакомительном уровне, на конкретных примерах).

Виды архитектуры по назначению: промышленные, общественные, жилые здания; сооружение мостов; архитектура крупных и малых форм)[9]. Понимание типичного, обобщенного образа сооружения, ха­рактерного и индивидуального.

Особенности архитектурных сооружений, зданий: цветовая гамма, ритм и симметрия колонн, балконов, окон, этажность и силуэт здания, величина и протяженность объектов, расположение их по вертикали или горизонтали. Декоративные элементы: скульптура, рельефы, фрески (мо­нументальная и настенная) портики, арки, решетки, живопись, мозаика; форма окон, пропорции конструкций (лестниц, балконов, крыш); вит­ражное искусство (на доступном уровне и конкретных примерах). Гармо­ния объекта с окружающим пространством: проспекты, площади, улицы; садово-парковое искусство. Эстетический образ города, своеобразие его облика. Известные архитектурные сооружения России.

Посещение музея

Художник, скульптор, архитектор, мастер. Инструменты и мате­риалы мастера. Произведения искусства в музее. Музей (выставка, галерея) как сокровищница ценностей и произведений искусства. Виды музеев: краеведческий, художественный, исторический и т.п. Правила поведения в музее. Разнообразие музейных экспонатов. Цен­ность музейного предмета.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

В специально организованных и повседневных ситуациях воспита­тель активизирует и поддерживает интерес детей к проявлению красоты в окружающем мире, стимулирует желание подмечать проявления кра­соты, задавать вопросы и высказывать собственные предпочтения, с удовольствием рассматривать произведения искусства, привлекатель­ные предметы быта и природные объекты. В процессе рассматривания иллюстраций, во время прогулок по городу педагог обращает внимание детей на красоту города, на выразительные скульптурные изображения, необычные и красивые архитектурные сооружения, архитектуру малых форм. С помощью проблемных вопросов, чтения детских энциклопе­дий об искусстве активизирует проявление интереса к искусству, выра­зительным художественным образам, «секретам» языка искусства и изо­бразительным материалам, творческим профессиям. Воспитывает инте­рес детей к оформительскому искусству и дизайн- деятельности, творчеству известных живописцев и графиков.

Воспитатель создает ситуации восприятия детьми различных про­изведений изобразительного искусства, разных видов архитектурных объектов. В повседневных ситуациях педагог обращает внимание детей на многообразие свойств природных и предметных объектов: формы, оттенков, фактуры и способов их передачи в художественных образах.

Педагог побуждает детей эмоционально откликаться на вырази­тельность художественного образа (живописного, графического, скульптурного), предмета народного промысла, архитектурного объек­та. Подводит детей к самостоятельному пониманию художественного образа живописных, скульптурных, графических работ, идеи произве­дения (на доступном уровне: что хотел рассказать автор, что его заин­тересовало, удивило), к установлению связи между образом, сюжетом, средствами выразительности. Учит понимать настроение произведе­ния, отношение автора к изображенному. Инициирует самостоятель­ную интерпретацию (на доступном уровне), эстетическую оценку, вы­сказывание детьми собственного суждения, использование слов эсте­тической направленности.

Совершенствует у детей умения художественного восприятия: вни­мательно рассматривать произведение, выделять сходство и различие при сравнении произведений, разных по тематике, используемым сред­ствам выразительности, настроению образов. Развивает умения выде­лять, анализировать и понимать средства выразительности, используе­мые автором произведения (цвет, композиция, фактура, материал и способы его обработки (использования), ритм, симметрия и т. п.). Под­водит детей к пониманию того, что автор-творец целенаправленно от­бирает средства для создания более выразительного образа: художник- иллюстратор учитывает жанр литературного произведения (сказка, юмористическое произведение, потешка) и использует для этого опре­деленные средства выразительности (особенности линии и мазка, насы­щенность и контрастность цвета, особенности композиции, нарушение формы и пропорций); народный мастер использует в декоре определен­ные цветовые и композиционные решения; скульптор достигает выра­зительности образа с помощью выбора материала, способов его обра­ботки, композиционных решений (динамика и статика), силуэта, устой­чивости конструкции, постамента, фактуры; живописец посредством деталей (мимики, позы, жестов) передает внутреннее состояние, на­строение, социальную характеристику человека, цветовой тональностью изображения — настроение, состояние человека или природы.

Воспитатель учит детей выделять (на доступном уровне) творче­скую манеру некоторых авторов (художников и скульпторов-анима­листов, маринистов, иллюстраторов сказок, «веселых» книг).

Педагог развивает умение детей различать виды искусства и выде­лять общее между ними; определять жанры (на примерах). Различать и называть некоторые виды пейзажа, портрета, натюрморта, жанровых изображений; виды графических и живописных изображений; виды прикладного искусства по назначению, основным стилевым особен­ностям (своеобразие цветового решения, композиции, элементов де­кора), устанавливать сходство и различие; виды скульптуры — по на­значению, используемому материалу; некоторые виды архитектурных объектов — по функциональному назначению, существенным и ти­пичным свойствам и конструктивным решениям. Развивает умение выделять типичное, обобщенное в сооружении (стены, окна, двери, основание и т.п.), характерное (декор дворцов, храмов, конструктив­ные решения жилых зданий) и индивидуальное (на конкретных при­мерах сооружений). Взрослый подводит детей к пониманию взаимо­связи назначения постройки (пользы), ее внешнего вида (красоты) и прочности. Развивает умение выделять некоторые особенности архитектурных построек: строительные материалы, особенности конструкции, устойчивость, надежность, удобство (на примере сооружений из камня, дерева, песка, снега), отличать некоторые средства выразитель­ности (цветовая гамма, ритм и симметрия колонн, балконов, окон, этажность и силуэт здания, величина и протяженность объектов, распо­ложение их по вертикали или горизонтали, декоративные элементы).

Воспитатель инициирует и поддерживает стремление дошкольников отразить впечатления и представления в собственной деятельности: в разнообразных играх («Новый район города», «Конструкторское бюро», «Музей», «В художественной мастерской», «Выпуск детского иллюстри­рованного журнала», «Дизайн карнавальных костюмов»), сочинительст­ве (загадки о разнообразных сооружениях, скульптуре, изобразительных материалах), продуктивной деятельности (придумывание вариантов витражей, решеток, фонарей, моделирование пространства площади, города), исследовательской деятельности (экспериментирование с изоб­разительными материалами). Поддерживает стремление детей исполь­зовать в собственной деятельности разные способы изображения, кон­струирования, оформления.

Поощряет и поддерживает проявление интереса детей к посеще­нию музеев, галерей, стремление соблюдать правила поведения в музее, проявлять познавательную и творческую активность в процессе экскурсий, отражать впечатления в разнообразной деятельности (игре, сочинительстве, рисунках), проявлять уважительное отношение к ху­дожественному наследию России (на доступном уровне).

 

 

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Разнообразные изобразительные материалы и инструменты: санги­на, пастель, мелки, акварель, тушь, витражные краски, уголь, гелиевые ручки, фломастеры, перо, кисти разных размеров, палитра, бумага раз­ного цвета, формата, фактуры, картон и полукартон, фольга, папирус и т.п., пластические материалы (глина, пластилин, воск, мокрый песок, снег и т. п.). Их свойства, сочетание, правила использования инстру­ментов. Применение неизобразительных материалов в декорировании, способы их крепления (с помощью пластилина, скотча и т. п.).

Разнообразные изобразительные живописные и графические тех­ники: способы наложения цветового пятна, тонирование фона (вливанием цвета), техника пера, тушевка, штриховка, гратография, оттиск, монотипия, диатипия, «рельефный» рисунок.

Свойства и качества предметов и явлений мира: характерные и некоторые индивидуальные признаки предметов и явлений природы, человека; разнообразие форм, размеров, пропорций, фактур; цвето­вые тона.

Свойства цвета: теплая, холодная, контрастная или сближенная гаммы; насыщенные или приглушенные тона; прозрачность и плот­ность цветового тона. Изменчивость цвета в природе, в определенных условиях освещения, при изменении погоды. Способы получения новых цветовых тонов и оттенков путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон.

Способы построения композиции: изображение предметов на не­скольких планах, передача удаленных предметов, перспективы.

Создание декоративных изображений с помощью разных способов построения композиции (по периметру, от центра, симметричные и асимметричные). Способы стилизации образов реальных предметов (деревьев, птиц, солнца): подчеркивание основного, характерного, опускание деталей, использование стилевых особенностей цвета, при­сущих русским народным росписям, а также росписям других народов.

Техники симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания; способы прикрепления деталей на фон, получения объем­ной аппликации.

Некоторые инструменты (лекала, трафареты), материалы (упаков­ка, пленка, галантерея и т. п.) в конструировании из природных ма­териалов, бумаги, ткани. Способы и приемы конструирования из бу­маги: вклеивание, нанизывание, плетение, надрезание по сгибам. Спо­собы крепления деталей: пластичными материалами (пластилином, клеевыми массами), проволокой, скотчем, нитками и т.п.

Приемы работы с тканью: наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, различные способы декорирования.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

В подготовительной группе важным является расширение и разно­образие тематики изобразительной деятельности детей.

Предметное изображение: люди (близкие взрослые, люди разных профессий и возраста, дети), сказочные персонажи и мифологические существа, герои мультфильмов и детских фильмов, известные и вы­полненные по самостоятельному замыслу здания и архитектурные сооружения, транспорт, растения и животные, предметы быта (мебель, посуда, техника), игрушки, интересные явления (северное сияние, фейерверк, капель, снежинка, радуга, снегопад и т. п.).

Сюжетное изображение: эпизоды сказок и историй, значимых для мира, страны, города; социальные и исторические события, события «детского мира» (жизнь детского сада, семейные праздники и будни, эпизоды детской деятельности); фантазийные сюжеты.

Декоративное изображение: украшение разнообразных предметных (мебель, посуда, одежда, интерьер, предметы и аксессуары — фото­рамки, альбомы, пуговицы и т. п.) и геометрических (плоских и объ­емных) основ, использование образов, элементов росписи по мотивам народных промыслов и самостоятельно придуманных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.043 с.)