Народный талант и мир искусства в творчестве Н.С. Лескова («Запечатленный ангел») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народный талант и мир искусства в творчестве Н.С. Лескова («Запечатленный ангел»)



Цели:

- понять своеобразие сказовой манеры Лескова, ее оригинальность на фоне ведущих тенденций развития пореформенной русской прозы;

- увидеть новаторство Лескова в изображении им народного мира;

- проследить эволюцию писателя в решении этой темы от 1860-х к 1870-ым годам.

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

1. Позиция Лескова в современных ему спорах об искусстве.

2. Сказовая манера, ее типологические признаки (теоретический и практический аспекты).

3 Народный мир и мир искусства в повести «Запечатленный ангел».

Реферат «Особенности русской иконы» (готовится двумя студентами с последующим прослушиванием и обсуждением)

Литература:

1 вопрос:

Лесков Н.С. Жития как литературный источник. Источники русской агиографии. Николай Гаврилович Чернышевский и его роман «Что делать?». Граф Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как ересиархи (Религия страха и любви). О рожне. Увет сынам противления. О художном муже Никите и о совоспитанных ему // Лесков Н.С. о литературе и искусстве. Л., 1984.

Запечатленный ангел.

2 вопрос:

Эйхенбаум Б.М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987. С. 409-424.

Лесков Н.С. Запечатленный ангел (конкретный текстовый анализ в указанном аспекте)

3 вопрос:

Лесков Н.С. Запечатленный ангел.

Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980. С. 51 – 159.

Реферат:

Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1994.

Трубецкой Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи (1916). Два мира в древнерусской иконописи // Философия русского религиозного искусства. М., 1993.

Флоренский П. Обратная перспектива (1919-1922) // Философия русского религиозного искусства. М., 1993.

Письменные контрольные задания:

1. Найти в тексте «Запечатленного ангела» примеры профессионализмов, библеизмов, народной этимологии в речи сказителя.

2. Учитывая сведения, полученные в ходе прослушивания и обсуждения реферата, докажите: верно ли понимает Марк Александров сущность религиозного искусства?

Практическое занятие № 6

Раскольников и его идея

в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цели:

- уяснить концепцию «полифонического» романа М.М. Бахтина;

- понять своеобразие героя Достоевского как героя-идеолога;

- разобраться в сущности идеи Раскольникова, путях и формах ее воплощения.

Вопросы и задания:

1. Анализ 2-ой («Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского») и 3-ей главы («Идея у Достоевского») монографии М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» (М., 1963. Можно пользоваться и более поздними изданиями).

2. Докажите (или опровергните), пользуясь идеями М. Бахтина, что Раскольников – герой-идеолог.

3. Проследите процесс формирования и раскрытия идеи Раскольникова, обращая особое внимание на следующие главы:

а) ч. I, гл. 6 (разговор студента и офицера);

б) ч. III, гл. 5 (обсуждение статьи Раскольникова);

в) ч. IV, гл.4 (первый приход Раскольникова к Соне);

г) ч. V, гл. 4 (второй приход Раскольникова к Соне).

4. Осмысливая характер идеи Раскольникова, обратите особенное внимание на ее двойственность (наполеоновское и мессианское начала), «казуистичность», конкретно-исторический и вечный смысл; диалогический и полилогический характер ее раскрытия.

5. Эпилог романа, его значение для понимания идеи Раскольникова. Объясните причины живучести идеи в сознании героя, возможность или невозможность ее изжития.

 

Источники:

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.

Научная литература:

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963 (гл.2, 3).

Лебедев Ю.В. Преступление и наказание Родиона Раскольникова // Лебедев Ю.В. В середине века. М., 1988. С. 258-274.

Или:

Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970 (гл. 6 «Идея Раскольникова», гл. 8 «Крушение идеи Раскольникова).

Или:

Трофимов Е. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце ХХ века. М., 1996. С. 167 – 188.

Примечание:

Книгу Бахтина читают все студенты, три остальные – по выбору.

Семинарское занятие № 7

Поэтика образа Ставрогина в романе Ф.М. Достоевского «Бесы»

Цели:

- совершенствовать навыки анализа поэтики художественного образа;

- понять типологию образа Ставрогина;

- уяснить принципы создания этого образа.

 

Вопросы и задания:

1. Реферат «Образ Ставрогина в оценке русской религиозной критики».

2. Реферат «Текстологические проблемы (Глава «У Тихона» – история написания, публикации)».

3. Поэтика образа Ставрогина:

а) предыстория героя, как и что о ней рассказано? (ч. 1, гл. 2, разд. 1 – 4);

б) портрет (сопоставьте с портретами князя Валковского из «Униженных и оскорбленных», Свидригайлова из «Преступления и наказания», Хромоножки из «Бесов») – см.: ч.1, гл. 2, разд. I; ч. 1, гл. 5, разд. V; ч. 2, гл. 1, разд. IV;

в) стилистический анализ двух литературных произведений Ставрогина (исповедь из гл. «У Тихона» и предсмертное письмо);

г) правомерно ли говорить об эволюции Ставрогина, обоснуйте свое мнение;

д) какое отношение к Ставрогину имеют эпиграфы романа?

е) как характеризуют Ставрогина его отношения с Шатовым, Кирилловым, Хромоножкой, обоими Верховенскими?

Источники:

Достоевский Ф.М. Бесы. Глава «У Тихона».

Научная и критическая литература:

Реферат 1.:

Булгаков С. Н. Русская трагедия.

Бердяев Н. А. Ставрогин.

Иванов Вяч. И. Основной миф в романе «Бесы // Ф.М. Достоевский. Бесы. Бесы: Антология русской критики. М. 1996.

Или: Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия; Булгаков С.Н. Русская трагедия; Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 – 1931 годов. М., 1990. С. 164 – 233.

Реферат 2:

Достоевский Ф.М. Бесы. Глава «У Тихона» // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. ХI. Л., 1974. С. 5- 30.

Комарович В.Л. Неизданная глава романа «Бесы»; Долинин А.С. Исповедь Ставрогина // Ф.М. Достоевский. Бесы. «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996. С. 534 – 559; 567 – 573.

Для всей группы:

Ермилова Г.Г. Событие падения в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Вопросы онтологической поэтики: Потаенная литература. Иваново, 1998. С. 39 – 56.

Сараскина Л.И. «Бесы»: Роман-предупреждение. М., 1990. С. 58 – 71; 149 – 157.

Практическое занятие № 8

Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: поэма о Великом инквизиторе: религиозно-философский смысл.

Цели:

- определить место поэмы в сюжетно-композиционной структуре романа, учитывая при этом авторский замысел;

- выявить основные религиозно-философские темы, образы, мотивы, получившие в ней свое кульминационное звучание;

- продолжить наблюдения над особенностями поэтики романов Достоевского (в первую очередь полифонизма), выявляя новое качество постановки авторского голоса и голосов героев в последнем романе писателя;

- совершенствовать навыки анализа большого эпического произведения.

Вопросы и задания:

1. Определите, опираясь на мнение самого Достоевского и исследователей, место романа «Братья Карамазовы» в творчестве писателя и место в нем поэмы о Великом инквизиторе.

2. Каковы, на ваш взгляд, мотивы включения Иваном Карамазовым своей «поэмки» в диалоге со своим младшим братом? (Обратите внимание на особенности ее жанра, способа передачи ее содержания, место в ряду других литературных произведений Ивана, момент включения ее в диалогический контекст).

3. Кредо Великого инквизитора. Его отношение к Христу, людям. Выделите основные символические образы, пронизывающие его речь, поймите их смысл.

4. Образ Христа и сопутствующие Ему сквозные символические образы.

5. К какому полюсу (Великого инквизитора или Христа) тяготеют, на ваш взгляд, герои романа, Иван и Алеша, в том числе? Они антагонисты, или между ними существуют более сложные связи?

6. В чем религиозно-философский смысл этого произведения? Можно ли говорить о временном и вневременном его смысле? Какие мысли произвели на вас наиболее сильное впечатление?

 

Источники:

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Книга пятая «Pro и contpa».

Научная и критическая литература:

Розанов В.В. О легенде «Великий инквизитор» // Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. М., 1966 (можно пользоваться и любым другим изданием).

Булгаков С.Н. Иван Карамазов в романе Достоевского «Братья Карамазовы» как философский тип; Бердяев Н.А. Из книги «Новое религиозное сознание и общественность; Франк С.Л. Легенда о Великом инквизиторе // О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1997.

Сараскина Л.И. Поэма о Великом инквизиторе как философско-литературная импровизация на заданную тему // Достоевский в конце ХХ века. М., 1996. С. 270 – 288.

Примечание: Два студента готовят реферат на тему «Русская религиозная философия о поэме Ивана Карамазова».

Семинарское занятие №9

«Война и мир» Л.Н. Толстого в оценке критики

Цели:

- выявить основные направления в восприятии толстовского произведения, определившиеся в критике 1860-1870-х годов;

- определить основные вопросы, вызвавшие наиболее острые критические суждения;

- выделить наиболее принципиальные и значительные критические отзывы, не утратившие своего значения до сих пор;

- понять степень понимания и непонимания современниками «Войны и мира».

Первая часть семинарского занятия проходит в форме обсуждения рефератов, подготовленных тремя группами студентов:

1. «Реальная» критика о «Войне и мире»

(Писарев Д.И. Старое барство; Шелгунов Н.В. Философия застоя // Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. Л., 1989).

2. «Артистическая критика» о художественном своеобразии «Войны и мира»

(Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Ахшарумов Н.Д. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. 1 – 4 части // Там же.)

3. Н.Н. Страхов о «героической эпопее» Л.Н. Толстого

(Страхов Н.Н. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III, IV. Статья вторая и последняя // Там же).

Вторая часть семинарского занятия проходит в форме кратких письменных индивидуальных творческих заданий на тему «Какие суждения критиков всех трех направлений кажутся мне не утратившими своего значения до сего дня и почему?» (10 – 15 минут).

Практическое занятие №10

Соотношение сюжетных линий Анны и Лёвина, их характеров

в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

 

Цели:

- разобраться в полемических суждениях критиков и литературоведов относительно вынесенной в заглавие занятия проблемы;

- уяснить своеобразие композиции романа;

- понять своеобразие духовных исканий Анны и Лёвина.

- совершенствовать навыки анализа большого эпического произведения.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте различные точки зрения ученых на характер соотношения сюжетных линий Анны и Лёвина. Какая из концепций представляется вам наиболее убедительной и почему?

2. Назовите, с вашей точки зрения, наиболее важные и значительные эпизоды романа, в которых раскрывается отношение героев к любви и семье, где показывается среда их обитания, где раскрывается из духовный мир.

3. Установите линии сближения и расхождения Анны и Лёвина по таким проблемам:

а) характер и его социальная среда;

б) отношение к вопросам любви, семьи;

в) духовный мир личности (отношение к религии, вере);

г) жизненные позиции и финалы романной судьбы героев (проанализируйте предсмертный внутренний монолог Анны и финальные размышления Лёвина).

4. Проблемы, образы, идеи, входящие в роман по сюжетным линиям Анны и Лёвина. Как благодаря этому раздвигаются горизонты «широкого» романа?

Источники:

Толстой Л.Н. Анна Каренина (любое издание).

Научная литература:

Бабаев Э.Г. Из истории русского романа Х1Х века: Пушкин, Герцен, Толстой. М., 1984. Гл. 3.

Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1965. Гл. 4.

Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974. Ч.3. – «Анна Каренина». С. 160 – 173.

Практическое занятие № 11

Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого «Воскресение»

 

Цели:

- разобраться в проблематике и идейном пафосе последнего романа писателя;

- увидеть его жанровое новаторство в сравнении с ранними романами;

- понять жанрово-стилевое своеобразия романа в связи с общими закономерностями развития реализма в конце ХIХ века и идейно-творческой эволюцией Толстого.

 

Вопросы и задания:

1. Объясните тот факт, что роман начинается и заканчивается евангельскими цитатами (ч. III, гл. ХХVIII). Как такое «обрамление» характеризует авторскую установку, манеру?

2. Почему роман открывается повествованием о Катюше Масловой? Как в таком зачине раскрываются новые творческие установки автора?

3. Проанализируйте поэтику образа Катюши (портрет, имя, предыстория, жизненная судьба, эволюция).

4. Внимательно проанализируйте стилевые особенности главы 1 первой части. Как завязывается в ней основной конфликт романа? Как строится авторское повествование? Что нового появляется в манере повествования в сравнении с предшествующими романами?

5. Старый герой (Нехлюдов) и новые пути раскрытия его характера и жизненной судьбы (особое внимание обратите на главу 3 первой части).

6. Границы обличительного звучания авторского слова, объекты сатиры

(ч. I, гл. 6 – 8, 19 – 23, 27, 39; ч. II, гл. 6, 17, 28).

7. Как понимаете смысл названия романа? Как определяете его жанр?

Источники:

Толстой Л.Н. Воскресение (любое издание)

Научная литература:

Кузина Л., Тюнькин К. «Воскресение» Л.Н. Толстого. М., 1978.

Маймин Е.А. Лев Толстой: Очерк жизни и творчества. М., 1978. С. 132 – 180.

Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1965. Гл. 7.

Практическое занятие № 12

Особенности метода и стиля В.Г. Короленко

Цели:

- понять своеобразие эстетической позиции писателя, его концепцию «романтического реализма»;

- проанализировать метод и стиль рассказов писателя в соотнесенности с его эстетической позицией;

- проследить эволюцию от 1880-х к 1890-м годам.

 

Вопросы и задания:

1. В.Г. Короленко о романтизме, реализме, сущности собственного метода, о характере идейно-эстетических исканий конца ХIХ века.

2. Проанализируйте рассказ «Сон Макара» с точки зрения особенностей метода и стиля:

- реально-бытовой план рассказа. Как он проявляется в создании образов Макара, его жены, окружения (гл. 1 – 4)? Есть ли в первой композиционной части фантастическое начало?

- бытовое и этнографическое во второй части (гл. 5 – 7);

- символические образы, их функции при описании природы, Макара, доброго попа Ивана, большого Тойона (подключите наблюдения над рассказом «Соколинец»).

- символический смысл финала рассказа.

3. Анализ рассказа «Река играет»:

- внимательно проанализируйте начало рассказа, в чем его символический смысл?

- что сближает рассказы «Сон Макара» и «Река играет»?

- образ Тюлина и образ «играющей» реки? Что общего и отличного в этом образе, в сравнении с образом Макара?

- что сближает и что отличает этот рассказ в плане метода и стиля от рассказов 1890-х годов? Чем можно объяснить происшедшие изменения?

 

Источники:

Короленко В.Г. Сон Макара. Соколинец. Река играет (любое издание).

Короленко В.Г. К вопросу о романтизме. О назначении литературы // Короленко В.Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988. С. 291 – 297.

Письма Короленко:

а) переводчику от 16 апреля 1887 г. (с. 342 – 344);

б) Н.К. Михайловскому от 2 января 1888 г. (с. 345 – 347);

в) В.А. Гольцеву от 11 марта 1894 г. (с. 350 – 352) // Там же.

Научная литература:

Аверин Б.В. Владимир Короленко // История русской литературы: В 4 т. Т. 4. Л., 1983. С. 143 – 176.

Или: Бялый Г.А. Короленко. Изд. 2-е, перераб. и доп. Л., 1983. С. 43–92; 287–305.

Или: Соколова М. Романтические тенденции критического реализма 80 – 90-х годов (Гаршин, Короленко) // Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. Т. 3. М., 1974. С. 48 – 76.

Практическое занятие № 13

Сюжет и композиция чеховских рассказов

(на примере рассказа «Случай из практики»)

Цели:

- познакомиться со взглядами Чехова на вопросы мастерства прозаика;

- соотнести эти суждения с практикой писателя, понять особенности метода и стиля Чехова;

- совершенствовать навыки анализа небольшого эпического произведения.

Вопросы и задания:

1. Суждения Чехова о мастерстве писателя.

2. Содержание и характер конфликта рассказа «Случай из практики». С какими героями и образами соотнесено развитие сюжетного действия?

3. Движение сюжета в развитии образов и компонентов произведения (авторское повествование, портрет, пейзаж, звуковые рефрены, цветовая символика, диалог, внутренний монолог).

4. Кульминация рассказа, ее смысл.

5. Финал рассказа, его символическое звучание.

Источники:

Чехов А.П. Случай из практики (любое издание)

Чехов А.П. О литературе. М., 1955:

а) письмо Д.В. Григоровичу от 12 янв. 1888 г. (С. 57)

б) А.С. Суворину от 27 окт. 1888 г. (С. 93);

в) А.П. Чехову от 11 апр. 1889 г. (С. 124);

г) А.Н. Плещееву от 30 сент. 1889 г. (С. 134);

д) Ф.Д. Батюшкову от 15 дек. 1897 г. (С. 192);

е) Л.А. Авиловой от 29 апр. 1892 г. (С. 161);

ж) А.В. Жиркевичу от 2 апр. 1895 г. (С. 182-183).

Научная литература:

Дерман А. О мастерстве Чехова М., 1959. Гл. 3, 4, 7.

Паперный З. А.П. Чехов: Очерк творчества. Изд. 2, доп. М., 1960. С. 241 – 254.

Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976. С. 8-29.

Чудаков А. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986. С. 198 – 289.

Vladimir Golstein. “Случай из практики” – лечение или душевное мошенничество? // Anton P. Cechov. Philosopie und Religion in Leben und Werk. Die Welt der Slaven. Verlag Otto Sagner. Munchen. 1997. С. 75 – 81.

Практическое занятие № 14

«Вишневый сад» А.П. Чехова. Особенности чеховской драматургии

 

Цели:

- увидеть своеобразие драматургического конфликта в пьесах Чехова, новаторство драматургического образа;

- совершенствовать навыки анализа драматургического произведения.

Вопросы и задания:

1. Место пьесы «Вишневый сад» в драматургии Чехова.

2. Жанровое своеобразие пьесы. Почему автор назвал ее комедией?

3. Особенности конфликта пьесы. Группировка персонажей. Способы раскрытия характеров героев.

4. Мастерство в построении сцены (на примере II действия). Тональность и настроение, подводные течения.

5. Семантика образа вишневого сада.

 

Источники:

Чехов А.П. Вишневый сад.

Научная литература:

Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976. С. 186-223.

Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972. С. 339-380.

Сендеровия Савелий. «Вишневый сад» – последняя шутка Чехова / /Вопросы литературы. 2007. №1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.083 с.)