Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Народный талант и мир искусства в творчестве Н.С. Лескова («Запечатленный ангел»)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цели: - понять своеобразие сказовой манеры Лескова, ее оригинальность на фоне ведущих тенденций развития пореформенной русской прозы; - увидеть новаторство Лескова в изображении им народного мира; - проследить эволюцию писателя в решении этой темы от 1860-х к 1870-ым годам. На обсуждение выносятся следующие вопросы: 1. Позиция Лескова в современных ему спорах об искусстве. 2. Сказовая манера, ее типологические признаки (теоретический и практический аспекты). 3 Народный мир и мир искусства в повести «Запечатленный ангел». Реферат «Особенности русской иконы» (готовится двумя студентами с последующим прослушиванием и обсуждением) Литература: 1 вопрос: Лесков Н.С. Жития как литературный источник. Источники русской агиографии. Николай Гаврилович Чернышевский и его роман «Что делать?». Граф Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как ересиархи (Религия страха и любви). О рожне. Увет сынам противления. О художном муже Никите и о совоспитанных ему // Лесков Н.С. о литературе и искусстве. Л., 1984. Запечатленный ангел. 2 вопрос: Эйхенбаум Б.М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987. С. 409-424. Лесков Н.С. Запечатленный ангел (конкретный текстовый анализ в указанном аспекте) 3 вопрос: Лесков Н.С. Запечатленный ангел. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980. С. 51 – 159. Реферат: Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1994. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи (1916). Два мира в древнерусской иконописи // Философия русского религиозного искусства. М., 1993. Флоренский П. Обратная перспектива (1919-1922) // Философия русского религиозного искусства. М., 1993. Письменные контрольные задания: 1. Найти в тексте «Запечатленного ангела» примеры профессионализмов, библеизмов, народной этимологии в речи сказителя. 2. Учитывая сведения, полученные в ходе прослушивания и обсуждения реферата, докажите: верно ли понимает Марк Александров сущность религиозного искусства? Практическое занятие № 6 Раскольников и его идея в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Цели: - уяснить концепцию «полифонического» романа М.М. Бахтина; - понять своеобразие героя Достоевского как героя-идеолога; - разобраться в сущности идеи Раскольникова, путях и формах ее воплощения. Вопросы и задания: 1. Анализ 2-ой («Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского») и 3-ей главы («Идея у Достоевского») монографии М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» (М., 1963. Можно пользоваться и более поздними изданиями). 2. Докажите (или опровергните), пользуясь идеями М. Бахтина, что Раскольников – герой-идеолог. 3. Проследите процесс формирования и раскрытия идеи Раскольникова, обращая особое внимание на следующие главы: а) ч. I, гл. 6 (разговор студента и офицера); б) ч. III, гл. 5 (обсуждение статьи Раскольникова); в) ч. IV, гл.4 (первый приход Раскольникова к Соне); г) ч. V, гл. 4 (второй приход Раскольникова к Соне). 4. Осмысливая характер идеи Раскольникова, обратите особенное внимание на ее двойственность (наполеоновское и мессианское начала), «казуистичность», конкретно-исторический и вечный смысл; диалогический и полилогический характер ее раскрытия. 5. Эпилог романа, его значение для понимания идеи Раскольникова. Объясните причины живучести идеи в сознании героя, возможность или невозможность ее изжития.
Источники: Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Научная литература: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963 (гл.2, 3). Лебедев Ю.В. Преступление и наказание Родиона Раскольникова // Лебедев Ю.В. В середине века. М., 1988. С. 258-274. Или: Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970 (гл. 6 «Идея Раскольникова», гл. 8 «Крушение идеи Раскольникова). Или: Трофимов Е. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце ХХ века. М., 1996. С. 167 – 188. Примечание: Книгу Бахтина читают все студенты, три остальные – по выбору. Семинарское занятие № 7 Поэтика образа Ставрогина в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» Цели: - совершенствовать навыки анализа поэтики художественного образа; - понять типологию образа Ставрогина; - уяснить принципы создания этого образа.
Вопросы и задания: 1. Реферат «Образ Ставрогина в оценке русской религиозной критики». 2. Реферат «Текстологические проблемы (Глава «У Тихона» – история написания, публикации)». 3. Поэтика образа Ставрогина: а) предыстория героя, как и что о ней рассказано? (ч. 1, гл. 2, разд. 1 – 4); б) портрет (сопоставьте с портретами князя Валковского из «Униженных и оскорбленных», Свидригайлова из «Преступления и наказания», Хромоножки из «Бесов») – см.: ч.1, гл. 2, разд. I; ч. 1, гл. 5, разд. V; ч. 2, гл. 1, разд. IV; в) стилистический анализ двух литературных произведений Ставрогина (исповедь из гл. «У Тихона» и предсмертное письмо); г) правомерно ли говорить об эволюции Ставрогина, обоснуйте свое мнение; д) какое отношение к Ставрогину имеют эпиграфы романа? е) как характеризуют Ставрогина его отношения с Шатовым, Кирилловым, Хромоножкой, обоими Верховенскими? Источники: Достоевский Ф.М. Бесы. Глава «У Тихона». Научная и критическая литература: Реферат 1.: Булгаков С. Н. Русская трагедия. Бердяев Н. А. Ставрогин. Иванов Вяч. И. Основной миф в романе «Бесы // Ф.М. Достоевский. Бесы. Бесы: Антология русской критики. М. 1996. Или: Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия; Булгаков С.Н. Русская трагедия; Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 – 1931 годов. М., 1990. С. 164 – 233. Реферат 2: Достоевский Ф.М. Бесы. Глава «У Тихона» // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. ХI. Л., 1974. С. 5- 30. Комарович В.Л. Неизданная глава романа «Бесы»; Долинин А.С. Исповедь Ставрогина // Ф.М. Достоевский. Бесы. «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996. С. 534 – 559; 567 – 573. Для всей группы: Ермилова Г.Г. Событие падения в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Вопросы онтологической поэтики: Потаенная литература. Иваново, 1998. С. 39 – 56. Сараскина Л.И. «Бесы»: Роман-предупреждение. М., 1990. С. 58 – 71; 149 – 157. Практическое занятие № 8 Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: поэма о Великом инквизиторе: религиозно-философский смысл. Цели: - определить место поэмы в сюжетно-композиционной структуре романа, учитывая при этом авторский замысел; - выявить основные религиозно-философские темы, образы, мотивы, получившие в ней свое кульминационное звучание; - продолжить наблюдения над особенностями поэтики романов Достоевского (в первую очередь полифонизма), выявляя новое качество постановки авторского голоса и голосов героев в последнем романе писателя; - совершенствовать навыки анализа большого эпического произведения. Вопросы и задания: 1. Определите, опираясь на мнение самого Достоевского и исследователей, место романа «Братья Карамазовы» в творчестве писателя и место в нем поэмы о Великом инквизиторе. 2. Каковы, на ваш взгляд, мотивы включения Иваном Карамазовым своей «поэмки» в диалоге со своим младшим братом? (Обратите внимание на особенности ее жанра, способа передачи ее содержания, место в ряду других литературных произведений Ивана, момент включения ее в диалогический контекст). 3. Кредо Великого инквизитора. Его отношение к Христу, людям. Выделите основные символические образы, пронизывающие его речь, поймите их смысл. 4. Образ Христа и сопутствующие Ему сквозные символические образы. 5. К какому полюсу (Великого инквизитора или Христа) тяготеют, на ваш взгляд, герои романа, Иван и Алеша, в том числе? Они антагонисты, или между ними существуют более сложные связи? 6. В чем религиозно-философский смысл этого произведения? Можно ли говорить о временном и вневременном его смысле? Какие мысли произвели на вас наиболее сильное впечатление?
Источники: Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Книга пятая «Pro и contpa». Научная и критическая литература: Розанов В.В. О легенде «Великий инквизитор» // Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. М., 1966 (можно пользоваться и любым другим изданием). Булгаков С.Н. Иван Карамазов в романе Достоевского «Братья Карамазовы» как философский тип; Бердяев Н.А. Из книги «Новое религиозное сознание и общественность; Франк С.Л. Легенда о Великом инквизиторе // О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1997. Сараскина Л.И. Поэма о Великом инквизиторе как философско-литературная импровизация на заданную тему // Достоевский в конце ХХ века. М., 1996. С. 270 – 288. Примечание: Два студента готовят реферат на тему «Русская религиозная философия о поэме Ивана Карамазова». Семинарское занятие №9 «Война и мир» Л.Н. Толстого в оценке критики Цели: - выявить основные направления в восприятии толстовского произведения, определившиеся в критике 1860-1870-х годов; - определить основные вопросы, вызвавшие наиболее острые критические суждения; - выделить наиболее принципиальные и значительные критические отзывы, не утратившие своего значения до сих пор; - понять степень понимания и непонимания современниками «Войны и мира». Первая часть семинарского занятия проходит в форме обсуждения рефератов, подготовленных тремя группами студентов: 1. «Реальная» критика о «Войне и мире» (Писарев Д.И. Старое барство; Шелгунов Н.В. Философия застоя // Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. Л., 1989). 2. «Артистическая критика» о художественном своеобразии «Войны и мира» (Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Ахшарумов Н.Д. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. 1 – 4 части // Там же.) 3. Н.Н. Страхов о «героической эпопее» Л.Н. Толстого (Страхов Н.Н. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III, IV. Статья вторая и последняя // Там же). Вторая часть семинарского занятия проходит в форме кратких письменных индивидуальных творческих заданий на тему «Какие суждения критиков всех трех направлений кажутся мне не утратившими своего значения до сего дня и почему?» (10 – 15 минут). Практическое занятие №10 Соотношение сюжетных линий Анны и Лёвина, их характеров в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
Цели: - разобраться в полемических суждениях критиков и литературоведов относительно вынесенной в заглавие занятия проблемы; - уяснить своеобразие композиции романа; - понять своеобразие духовных исканий Анны и Лёвина. - совершенствовать навыки анализа большого эпического произведения. Вопросы и задания: 1. Охарактеризуйте различные точки зрения ученых на характер соотношения сюжетных линий Анны и Лёвина. Какая из концепций представляется вам наиболее убедительной и почему? 2. Назовите, с вашей точки зрения, наиболее важные и значительные эпизоды романа, в которых раскрывается отношение героев к любви и семье, где показывается среда их обитания, где раскрывается из духовный мир. 3. Установите линии сближения и расхождения Анны и Лёвина по таким проблемам: а) характер и его социальная среда; б) отношение к вопросам любви, семьи; в) духовный мир личности (отношение к религии, вере); г) жизненные позиции и финалы романной судьбы героев (проанализируйте предсмертный внутренний монолог Анны и финальные размышления Лёвина). 4. Проблемы, образы, идеи, входящие в роман по сюжетным линиям Анны и Лёвина. Как благодаря этому раздвигаются горизонты «широкого» романа? Источники: Толстой Л.Н. Анна Каренина (любое издание). Научная литература: Бабаев Э.Г. Из истории русского романа Х1Х века: Пушкин, Герцен, Толстой. М., 1984. Гл. 3. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1965. Гл. 4. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974. Ч.3. – «Анна Каренина». С. 160 – 173. Практическое занятие № 11 Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого «Воскресение»
Цели: - разобраться в проблематике и идейном пафосе последнего романа писателя; - увидеть его жанровое новаторство в сравнении с ранними романами; - понять жанрово-стилевое своеобразия романа в связи с общими закономерностями развития реализма в конце ХIХ века и идейно-творческой эволюцией Толстого.
Вопросы и задания: 1. Объясните тот факт, что роман начинается и заканчивается евангельскими цитатами (ч. III, гл. ХХVIII). Как такое «обрамление» характеризует авторскую установку, манеру? 2. Почему роман открывается повествованием о Катюше Масловой? Как в таком зачине раскрываются новые творческие установки автора? 3. Проанализируйте поэтику образа Катюши (портрет, имя, предыстория, жизненная судьба, эволюция). 4. Внимательно проанализируйте стилевые особенности главы 1 первой части. Как завязывается в ней основной конфликт романа? Как строится авторское повествование? Что нового появляется в манере повествования в сравнении с предшествующими романами? 5. Старый герой (Нехлюдов) и новые пути раскрытия его характера и жизненной судьбы (особое внимание обратите на главу 3 первой части). 6. Границы обличительного звучания авторского слова, объекты сатиры (ч. I, гл. 6 – 8, 19 – 23, 27, 39; ч. II, гл. 6, 17, 28). 7. Как понимаете смысл названия романа? Как определяете его жанр? Источники: Толстой Л.Н. Воскресение (любое издание) Научная литература: Кузина Л., Тюнькин К. «Воскресение» Л.Н. Толстого. М., 1978. Маймин Е.А. Лев Толстой: Очерк жизни и творчества. М., 1978. С. 132 – 180. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1965. Гл. 7. Практическое занятие № 12 Особенности метода и стиля В.Г. Короленко Цели: - понять своеобразие эстетической позиции писателя, его концепцию «романтического реализма»; - проанализировать метод и стиль рассказов писателя в соотнесенности с его эстетической позицией; - проследить эволюцию от 1880-х к 1890-м годам.
Вопросы и задания: 1. В.Г. Короленко о романтизме, реализме, сущности собственного метода, о характере идейно-эстетических исканий конца ХIХ века. 2. Проанализируйте рассказ «Сон Макара» с точки зрения особенностей метода и стиля: - реально-бытовой план рассказа. Как он проявляется в создании образов Макара, его жены, окружения (гл. 1 – 4)? Есть ли в первой композиционной части фантастическое начало? - бытовое и этнографическое во второй части (гл. 5 – 7); - символические образы, их функции при описании природы, Макара, доброго попа Ивана, большого Тойона (подключите наблюдения над рассказом «Соколинец»). - символический смысл финала рассказа. 3. Анализ рассказа «Река играет»: - внимательно проанализируйте начало рассказа, в чем его символический смысл? - что сближает рассказы «Сон Макара» и «Река играет»? - образ Тюлина и образ «играющей» реки? Что общего и отличного в этом образе, в сравнении с образом Макара? - что сближает и что отличает этот рассказ в плане метода и стиля от рассказов 1890-х годов? Чем можно объяснить происшедшие изменения?
Источники: Короленко В.Г. Сон Макара. Соколинец. Река играет (любое издание). Короленко В.Г. К вопросу о романтизме. О назначении литературы // Короленко В.Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988. С. 291 – 297. Письма Короленко: а) переводчику от 16 апреля 1887 г. (с. 342 – 344); б) Н.К. Михайловскому от 2 января 1888 г. (с. 345 – 347); в) В.А. Гольцеву от 11 марта 1894 г. (с. 350 – 352) // Там же. Научная литература: Аверин Б.В. Владимир Короленко // История русской литературы: В 4 т. Т. 4. Л., 1983. С. 143 – 176. Или: Бялый Г.А. Короленко. Изд. 2-е, перераб. и доп. Л., 1983. С. 43–92; 287–305. Или: Соколова М. Романтические тенденции критического реализма 80 – 90-х годов (Гаршин, Короленко) // Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. Т. 3. М., 1974. С. 48 – 76. Практическое занятие № 13 Сюжет и композиция чеховских рассказов (на примере рассказа «Случай из практики») Цели: - познакомиться со взглядами Чехова на вопросы мастерства прозаика; - соотнести эти суждения с практикой писателя, понять особенности метода и стиля Чехова; - совершенствовать навыки анализа небольшого эпического произведения. Вопросы и задания: 1. Суждения Чехова о мастерстве писателя. 2. Содержание и характер конфликта рассказа «Случай из практики». С какими героями и образами соотнесено развитие сюжетного действия? 3. Движение сюжета в развитии образов и компонентов произведения (авторское повествование, портрет, пейзаж, звуковые рефрены, цветовая символика, диалог, внутренний монолог). 4. Кульминация рассказа, ее смысл. 5. Финал рассказа, его символическое звучание. Источники: Чехов А.П. Случай из практики (любое издание) Чехов А.П. О литературе. М., 1955: а) письмо Д.В. Григоровичу от 12 янв. 1888 г. (С. 57) б) А.С. Суворину от 27 окт. 1888 г. (С. 93); в) А.П. Чехову от 11 апр. 1889 г. (С. 124); г) А.Н. Плещееву от 30 сент. 1889 г. (С. 134); д) Ф.Д. Батюшкову от 15 дек. 1897 г. (С. 192); е) Л.А. Авиловой от 29 апр. 1892 г. (С. 161); ж) А.В. Жиркевичу от 2 апр. 1895 г. (С. 182-183). Научная литература: Дерман А. О мастерстве Чехова М., 1959. Гл. 3, 4, 7. Паперный З. А.П. Чехов: Очерк творчества. Изд. 2, доп. М., 1960. С. 241 – 254. Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976. С. 8-29. Чудаков А. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986. С. 198 – 289. Vladimir Golstein. “Случай из практики” – лечение или душевное мошенничество? // Anton P. Cechov. Philosopie und Religion in Leben und Werk. Die Welt der Slaven. Verlag Otto Sagner. Munchen. 1997. С. 75 – 81. Практическое занятие № 14 «Вишневый сад» А.П. Чехова. Особенности чеховской драматургии
Цели: - увидеть своеобразие драматургического конфликта в пьесах Чехова, новаторство драматургического образа; - совершенствовать навыки анализа драматургического произведения. Вопросы и задания: 1. Место пьесы «Вишневый сад» в драматургии Чехова. 2. Жанровое своеобразие пьесы. Почему автор назвал ее комедией? 3. Особенности конфликта пьесы. Группировка персонажей. Способы раскрытия характеров героев. 4. Мастерство в построении сцены (на примере II действия). Тональность и настроение, подводные течения. 5. Семантика образа вишневого сада.
Источники: Чехов А.П. Вишневый сад. Научная литература: Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976. С. 186-223. Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972. С. 339-380. Сендеровия Савелий. «Вишневый сад» – последняя шутка Чехова / /Вопросы литературы. 2007. №1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.149 (0.013 с.) |