Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О поэзии и прозе писателей-народников

Поиск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

История русской литературы ХIХ века. Часть 3.

Специальность (направление): 021700 филология

(021701 русский язык, литература)

 

4. Формы и содержание промежуточного, текущего и итогового контроля

1. Текущий контроль осуществляется в системе практических и семинарских занятий.

2. Форма итогового контроля – курсовой экзамен (вопросы прилагаются).

3. Промежуточный контроль: с целью контроля качества освоения студентами художественных текстов проводятся

А) две лектуры:

а) «великое пятикнижие» Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы») – март;

б) мировоззрение и творчество «позднего» Льва Толстого («Исповедь» (гл. 1 – 4, 10, 13, 15, 16), «Так что же нам делать?» (гл. 33, 36, 37, 38, 39, 40), «Что такое искусство?», «Чем люди живы», «Где любовь, там и Бог», «Свечка», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната») – апрель;

Примечание: лектуры проводятся в форме тестовых заданий.

Б) отчет в чтении наизусть поэтических текстов и художественном чтении прозаических текстов (С.Я. Надсон – 2 стихотворения по выбору студента; поэт-народник – 1 стихотворение по выбору студента; А.П. Чехов – 1 рассказ; В.М. Гаршин или В.Г. Короленко – 1 рассказ на выбор; М.Е. Салтыков-Щедрин – 1 сказка на выбор; внутренний монолог одного из героев Л.Н. Толстого; диалог героев из любого романа Ф.М. Достоевского) – май;

В) по итогам практических и семинарских занятий № 2, 3, 5, 7 всеми студентами выполняются небольшие творческие задания (10 минут), типа: «Найдите в тексте (текст указывается) примеры профессионализмов, библеизмов, народной этимологии в речи рассказчика».

 

5. Информационное обеспечение учебной дисциплины

 

5.1. Обязательная литература

I. Художественные тексты

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М.Е. Губернские очерки. Помпадуры и помпадурши (или «Господа Ташкентцы»). История одного города. Благонамеренные речи. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки (не менее 10 по выбору). Пошехонская старина. Мелочи жизни.

НАУМОВ Н.И.

По одному произведению на выбор
ЗЛАТОВРАТСКИЙ Н.Н.

КАРОНИН-ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ Н.С.

СТЕПНЯК-КРАВЧИНСКИЙ С.А.

ОСИПОВИЧ-НОВОДВОРСКИЙ А.О.

МОРОЗОВ Н.А.

ЛОПАТИН Г.

Творчество одного из поэтов-народников на выбор  
ВОЛХОВСКИЙ Ф.В.

СИНЕГУБ С.

КЛЕМЕНЦ Д.

ЛАВРОВ П.Л.

ЯКУБОВИЧ П.Я.

ФИГНЕР В.Н.

НАДСОН С.Я. Стихотворения.

ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. Бедные люди. Двойник. Белые ночи. Униженные и оскорбленные. Записки из Мертвого дома. Записки из подполья. Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Подросток. Братья Карамазовы. Речь о Пушкине.

ТОЛСТОЙ Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Рубка леса. Набег. Утро помещика. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Три народных рассказа (по выбору). Крейцерова соната. Смерть Ивана Ильича. Власть тьмы (или Плоды просвещения). Живой труп. Хаджи Мурат. Воскресение. После бала. Не могу молчать. Исповедь. Что такое искусство? Так что же нам делать? Отец Сергий.

ЛЕСКОВ Н.С. Житие одной бабы. Леди Макбет Мценского уезда. Соборяне. Очарованный странник. Запечатленный ангел. Человек на часах. Тупейный художник. Заячий ремиз. Левша. Один из народных рассказов (по выбору).

УСПЕНСКИЙ Г.И. Нравы Растеряевой улицы. Будка. Из цикла «Новые времена, новые заботы» («Книжка чеков», «Хочешь-не-хочешь», «На старом пепелище», «Три письма», «Больная совесть»). Крестьянин и крестьянский труд. Власть земли. Выпрямила. Четверть лошади. Ноль целых. Письма с дороги.

ГАРШИН В.М. Четыре дня. Трус. Денщик и офицер. Происшествие. Художники. Attalea princeps. Красный цветок. Сигнал. Сказание о гордом Аггее.

ЧЕХОВ А.П. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Злоумышленник. Маска. Унтер Пришибеев. Каштанка. Тоска. Горе. Степь. Скучная история. Дуэль. Медведь. Попрыгунья. Палата № 6. Учитель словесности. Моя жизнь. Дом с мезонином. Мужики. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. На подводе. Случай из практики. Дама с собачкой. Невеста. Архиерей. Студент. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.

КОРОЛЕНКО В.Г. Сон Макара. Чудная. Огоньки. Убивец. В дурном обществе. Соколинец. Слепой музыкант. Река играет. Сказание о Флоре. История моего современника.

II. Учебные пособия, общая научная литература

 

История русского романа, тт. 1 – 2. Л., 1962, 1964.

История русской поэзии, тт. 1 – 2. Л., 1968, 1969.

История русской литературы в 4-х тт. Т. 3. Л., 1982., Т. 4. Гл. 1 – 6, Л., 1983.

Развитие реализма в русской литературе. Т. 2., кн. 2. Т. 3., 1973.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX в.: 70 – 90-е годы. М., 1983.

История русской литературы XIX века. 2-ая пол./ Под ред. Н.Н. Скатова. М., 1987.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. Вторая половина. М., 1990.

Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.

Купреянова Е.Н., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 1976.

Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. ЛГУ, 1973.

Каминский В.И. Пути развития русского реализма в русской литературе конца XIX в. Л., 1979.

III. Литература об отдельных авторах

О поэзии и прозе писателей-народников

 

Горячкина М.С. Художественная проза народничества. М., 1970.

Ермилова Г.Г. Н.К. Михайловский и русская литература 70-х годов XIX в. Иваново, 1988.

Соколов Н.И. Русская литература и народничество. Л., 1968.

Спасибенко А.С. Писатели-народники. М., 1968.

Смирнов В.Б. Литературная история «Отечественных записок». 1868 – 1884. Пермь, 1974.

Маевская Т.П. Идеи и образы русского народнического романа. Киев, 1975.

О М.Е. САЛТЫКОВЕ-ЩЕДРИНЕ

Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин: Искусство сатиры. М., 1976.

Головина Т.Н. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина: литературные параллели. Иваново, 1997.

Макашин С. Салтыков-Щедрин: Середина пути. 1860-1870-е годы: Биография. М., 1985.

Покусаев Е.И. Сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963.

Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.

Николаев Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.

О Н.С. ЛЕСКОВЕ

Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1982.

Гебель В.Н. Н.С. Лесков: В творческой лаборатории. М., 1945.

Гроссман Л.П. Н.С. Лесков: Жизнь – творчество – поэтика. М., 1945.

В мире Лескова. Сб. статей. М., 1983.

Дыханова Б.С. «запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.

Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова. 2-е изд. Тула, 1981.

Семенов В.С. Николай Лесков — время и книги. М., 1981.

Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. ЛГУ, 1978.

Троицкий В.Ю. Лесков — художник. М., 1974.

Эйхенбаум Б.М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1978.

О Г.И. УСПЕНСКОМ

Барабохин Д.А. Глеб Успенский и русская журналистика. Л.. 1983.

Бялый Г.А. О некоторых особенностях реализма Глеба Успенского // Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973.

Михайловский Н.К. Г.И. Успенский как писатель и человек // Михайловский Н.К. Статьи о русской литературе XIX-начала ХХ века. Л., 1989.

Пруцков Н.И. Творческий путь Глеба Успенского. М.-Л., 1958.

Соколов Н.И. Успенский: Жизнь и творчество. Л., 1968.

О Ф.М. ДОСТОЕВСКОМ

Бахтин М.М. Проблемы поэтики достоевского. М., 1963.

Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977.

Долинин А.С. Последние романы Достоевского: Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». М.-Л., 1963.

Ермилова Г.Г. Тайна князя Мышкина: О романе Достоевского «Идиот». Иваново, 1993.

Ермилова Г.Г. Роман Достоевского «Идиот»: Поэтика, контекст. Иваново, 1999. (Автореферат дис. …д-ра филол. наук).

Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. М., 1996.

Кирпотин В.Я. Мир Достоевского: Этюды и исследования. М., 1980.

Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1982.

Померанц Г.С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М., 1990.

Туниманов В.А. Творчество Достоевского. 1854-1862. Л., 1980.

Селезнев Ю. В мире Достоевского. М., 1980.

Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л.. 1985.

Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987.

О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сб. статей. М., 1990.

О Великом Инквизиторе: Достоевский и последующие: Леонтьев, Соловьев, Розанов, Булгаков, Бердяев, Франк. М., 1991.

Ф.М. Достоевский. Бесы. «Бесы: Антология русской критики. М., 1996.

Мочульский К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М., 1995.

О Л.Н. ТОЛСТОМ

Бочаров С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого // Три шедевра русской классики. М., 1971.

Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии. Т. I – IV. М., 1957 – 1970.

Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» и «Войне и мире». Л., 1977.

Камянов В.И. Творческий мир эпоса: О романе Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1978.

Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М. – Л., 1966.

Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1971.

Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.

Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974.

О В. М. ГАРШИНЕ

Бялый Г.А. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969.

О В.Г. КОРОЛЕНКО

Бялый Г.А. В.Г. Короленко. Изд. 2-ое. Л., 1983.

ОБ А.П. ЧЕХОВЕ

Бердников Г.П. А.П. Чехов: Идейные и творческие искания. Изд. 2-ое. М., 1972.

Бердников Г.П. Драматургия Чехова. Л., 1972.

Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Л., 1981.

Дерман А. О мастерстве Чехова. М., 1959.

Капустин Н.В. "Чужое слово" в прозе А. П. Чехова: жанровые трасформации. Иваново, 2003.

Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.

Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. М., 1975.

Линков В.А. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М., 1982.

Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976.

Собенников А.С. Между «есть Бог» и «нет Бога»…: О религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова. Иркутск, 1997.

Чудаков А.В. Поэтика Чехова. М., 1971.

Дополнительная литература

Указывается в списках научной и критической литературы, рекомендуемой к практическим и семинарским занятиям, лектурам.

II. Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины

Работа студентов над курсом «История русской литературы ХIХ, часть 3» определяется предложенным графиком работы, именно: системой практических и лабораторных занятий, требующих постоянной и целеустремленной самостоятельной подготовки, особенно же тремя формами текущего контроля (две лектуры по текстам Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и отчетом в чтении наизусть). Первая лектура проводится в конце марта, вторая – в конце апреля. Таким образом, в феврале, марте осуществляется знакомство с «пятикнижием» Достоевского, в апреле с публицистикой и художественным творчеством «позднего» Толстого. В течение всего семестра заучиваются наизусть предложенные тексты. Порядок и последовательность практических и семинарских занятий, лекционного курса позволяют системно постигать материал, глубинно осмысливать закономерности литературного процесса изучаемого периода и всей классической русской литературы в целом.

Итог изучения литературы последней трети ХIХ века предполагает не только основательное знакомство с творчеством писателей этого периода, особенностями литературно-публицистической и общественно-политической жизни России, но и историей науки о литературе. Предложенный список учебной и научной литературы по предмету позволяет студенту познакомиться с трудами выдающихся исследователей русской литературы, на практических занятиях привлекаются не только классические исследовательские работы, но и новейшие, содержащие спорные, нерешенные проблемы. Студенты знакомятся не только с авторитетными, признанными методологиями, но и с новыми и новейшими стратегиями и тактиками литературоведческого анализа.

На промежуточной аттестации (лектуры) предлагается тестовая система контроля качества знания студентами художественных текстов. На первой лектуре («Великое «пятикнижие» Ф.М. Достоевского) студентам предлагаются индивидуальные тестовые карточки, каждая из которых состоит из пяти вопросов, хронологически соответствующих пяти романам писателя: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». На второй лектуре («Послепереломное творчество Л.Н. Толстого») также предлагаются индивидуальные тестовые задания, состоящие из двух вопросов: публицистика и эстетика «позднего» Толстого, художественное творчество этого же периода. Обе лектуры выполняются письменно. Результат промежуточной аттестации учитывается при сдаче итогового экзамена.

 

Примеры тестовых заданий:

Лектура № 1

1. Как строится повествование в романе «Преступление и наказание»?

2. Когда и при каких обстоятельствах происходит знакомство Мышкина и Рогожина?

а) в гостиной Епанчиных;

б) в доме Гани Иволгина;

в) в железнодорожном вагоне.

3. Какие эпиграфы предпосланы роману «Бесы»? В чем их смысл?

4. Сколько лет Аркадию Долгорукому герою романа и автору «Записок»:

а) 19 – 20;

б) 16– 17;

в)18 – 19.

5. Передайте содержание главы «От автора» в романе «Братья Карамазовы». Цель ее включения.

 

Лектура № 2

1. Объясните смысл названия трактата Л.Н. Толстого «Так что же нам делать?» и эпиграфов ему предпосланных.

2. Почему автор назвал жизнь Ивана Ильича самой обычной и самой ужасной? («Смерть Ивана Ильича»). Обоснуйте ответ с учетом особенностей послепереломных настроений писателя. Привлеките для ответа публицистические, эстетические трактаты Л. Толстого и художественные произведения того же периода. Включите повесть в литературный контекст.

Практическое занятие № 1

Поэтика образа Иудушки Головлева (семантика имени, предыстория головлевского рода, авторские характеристики, особенности речи героя, роль и функции пейзажа; особое внимание обратите на финальные сцены романа, сопоставьте смерть Фердыщенко и Иудушки).

Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе (к постановке проблемы) // Евангельский текст в русской литературе ХVIII – ХХ веков: цитата, реминисценция. Мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994. С. 47 – 55. (Обратите внимание на новаторское осмысление финала романа «Господа Головлевы»).

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

«Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова

Семинарское занятие № 5

Практическое занятие № 14

«Вишневый сад» А.П. Чехова. Особенности чеховской драматургии

 

Цели:

- увидеть своеобразие драматургического конфликта в пьесах Чехова, новаторство драматургического образа;

- совершенствовать навыки анализа драматургического произведения.

Вопросы и задания:

1. Место пьесы «Вишневый сад» в драматургии Чехова.

2. Жанровое своеобразие пьесы. Почему автор назвал ее комедией?

3. Особенности конфликта пьесы. Группировка персонажей. Способы раскрытия характеров героев.

4. Мастерство в построении сцены (на примере II действия). Тональность и настроение, подводные течения.

5. Семантика образа вишневого сада.

 

Источники:

Чехов А.П. Вишневый сад.

Научная литература:

Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976. С. 186-223.

Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972. С. 339-380.

Сендеровия Савелий. «Вишневый сад» – последняя шутка Чехова / /Вопросы литературы. 2007. №1.

Тема 1. Поэзия народников.

1. Объясните, почему среди поэтов-народников не было профессиональных поэтов?

2. Найдите ошибки в предложенном задании: «К кругу народнических поэтов принадлежат: П. Лавров, К. Рылеев, Н. Морозов, В. Кюхельбекер, А. Михайлов, В. Фигнер, Ф. Волховский, Г. Лопатин, Н. Некрасов, Ф. Тютчев, С. Надсон, Е. Баратынский, Н. Языков, Н. Минский». Обоснуйте свой ответ.

3. Определите место народнической поэзии в русской литературе ХIХ века. Назовите конкретные имена поэтов-предшественников и продолжателей.

4. Выберите наиболее понравившегося вам поэта-народника, объясните, почему вы его выделили?

5. Что в жизненной судьбе понравившегося вам поэта представляется вам наиболее значительным и драматичным?

6. Какие поэтические строки поэтов-народников известные вам литературоведы включают в золотой фонд русской поэзии?

 

Рекомендуемая литература.

Тексты

 

Поэты революционного народничества. Л., 1967.

Революционное народничество 70-х годов ХIХ века. Сб. документов и материалов в 2-х т. М. – Л., 1965.

Поэты-демократы 1870-1880-х годов. Л., 1968.

 

Научная литература.

 

Лебедев Ю.В. Поэзия революционного народничества // История русской литературы в 4-х т. Т. 3.Л., 1982. С. 606-620.

Осьмаков Н.В. Поэзия революционного народничества. М., 1981.

 

Тексты

Гаршин В.М. Соч. М. – Л., 1963.

 

 

Научная и критическая литература

Аверин Б.В. Всеволод Гаршин// История русской литературы в 4 т. Т. 4. Л., 1983. С. 123-142.

Бялый Г. А. К вопросу о русском реализме конца Х1Х века // Бялый Г.А. Русский реализм конца Х1Ж века. Изд. ЛГУ, 1973. С.3-30.

Михайловский Н. К. О Всеволоде Гаршине. Еще о Гаршине и о других // Михайловский Статьи о русской литературе Х1Х-начала ХХ века. Л., 1989. С. 259 – 288.

 

Тексты

Надсон С.Я. Полн. собр. стихотворений. М.-Л., 1962.

 

Научная и критическая литература

Бялый Г.А. Поэзия С.Я. Надсона // Бялый Г.А. Русский реализм конца ХIХ века Изд. ЛГУ, 1973. С. 118 – 135.

Григорьян К.Н. Поэзия 1880-1890-х годов // История русской литературы в 4-х т. Т. 4. Л., 1983. С. 97 – 101.

 

Задания по анализу текста.

 

№1.Проанализируйте первую главу рассказа «Зимний день». Какие особенности манеры «позднего» Лескова здесь проявляются?

№ 2.Проследите, как взгляды Толстого на выдающегося исторического деятеля проявляются в главе ХХХV, часть вторая, том третий.

№3. Проанализируйте особенности речи рассказчика в сказе «Запечатленный ангел».

№ 4. Проанализируйте одно из стихотворений С.Я. Надсона, выученное Вами наизусть, покажите, как проявляются в нем особенности поэтики и стиля автора.

№ 5. Проанализируйте предсмертный внутренний монолог Анны, как в нем отразился итог ее размышлений о жизни (часть седьмая, гл ХХХ – ХХХI).

№ 6. Дайте целостный анализ выученному вами наизусть стихотворению одного из поэтов-народников, покажите, как в нем проявляются типологические и индивидуальные особенности поэтики и стиля.

№ 7. Покажите своеобразие толстовского психологизма. («Детство», гл ХХVII «Горе», со слов «»Я смотрел и чувствовал»…)

№ 8. Проанализируйте начало рассказа В.М. Гаршина «Красный цветок». Как в нем проявляются своеобразие метода и стиля автора?.

№ 9. Проанализируйте рассказ В.Г. Короленко «Огоньки». Как в нем проявляются особенности метода и стиля автора.

№ 10.Определеите место и значение главы «От автора» (роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы») в общей структуре романа.

№ 11. Покажите мастерство А.П. Чехова-прозаика на примере рассказа «Тоска».

№ 12. Проанализируйте предсмертное письмо Ставрогина. Как раскрывается в нем характер героя.

№ 13. Проанализируйте отрывок из исповеди Ипполита Терентьева (роман Ф.М. Достоевского «Идиот»). Какие философско-религиозные проблемы здесь поставлены. Покажите их значимость для всего романа. (ч. 4., гл. VI. Со слов «На картине этой изображен Христос…»… до слов «и вошел Рогожин»).

№ 14. Покажите своеобразие диалогической речи в пьесе А.П. Чехова «Чайка» (д. I, сначала и до слов ««Впрочем, вам не понять этого». Диалог Маши и Медведенко).

№ 15. Покажите, как в каторжной грезе Раскольникова (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») отражена квинтэссенция религиозно-философской проблематики романа.

№ 16. Проблема народа и особенности ее решения в «Записках из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского (Гл. Х «Праздник Рождества Христова»: сначала до слов «…это было видно и понятно»)

№ 17. Особенности авторской позиции, способы и формы ее выражения в рассказе Н.Н. Златовратского «Деревенский король Лир» (сначала – до первой главы).

№ 18. проанализируйте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Студент». Покажите своеобразие творческой манеры «позднего» Чехова.

№ 19. Покажите своеобразии героя рассказа Г.И. Успенского «Выпрямила» (тип героя, социально-психологическая доминанта, с начала, до слов «Извините!..», т. 7, с. 232 – 233).

№ 20. Покажите своеобразие чеховского пейзажа (повесть «Степь» гл. 1, с слов «Между тем перед глазами ехавших…» – и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи»)

№ 20. Покажите связь «Нравов Растеряевой улицы» Г.И. Успенского с «натуральной школой» (сначала и до слов «тотчас потухшие в темном воздухе»).

№ 21. Покажите своеобразие метода и стиля повести «Двойник» Ф.М. Достоевского (конец со слов «Только что проговорил господин Голядкин…» – до конца).

№ 22. Покажите особенности сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина ан примере финальной сцены «Истории одного города», гл. «Подтверждение покаяния. Заключение». Со слов «А Угрюм-Бурчеев все маршировал…» до конца).

№ 23. Проанализируйте финал романа М.Е. Салтыкова_Щедрина «Господа Головлевы». Как раскрываются в нем главный герой романа, что нового появляется в сатире писателя?

№ 24. Объект сатиры в сказке М.Е. Салтыкова_Щедрина «Карась-идеалист» (со слов «Каким образом случилось»… – «Держи карман».

№ 25. Характер отношений Лопахина и Раневской, как проявляется в них особенности конфликта чеховской драматургии (д. 3. Со слов Лопахина «Я купил»… «О наша нескладная несчастливая жизнь»).

№ 26. Особенности авторского повествования и авторской позиции в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» (Сначала и до слов «чтобы властвовать друг над другом»).

№ 27. Покажите, как в очерке Н.С. Лескова «Воительница» проявились представления писателя об особенностях русского национального характера».

 

Автор-составитель Г.Г. Ермилова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

История русской литературы ХIХ века. Часть 3.

Специальность (направление): 021700 филология

(021701 русский язык, литература)

 

4. Формы и содержание промежуточного, текущего и итогового контроля

1. Текущий контроль осуществляется в системе практических и семинарских занятий.

2. Форма итогового контроля – курсовой экзамен (вопросы прилагаются).

3. Промежуточный контроль: с целью контроля качества освоения студентами художественных текстов проводятся

А) две лектуры:

а) «великое пятикнижие» Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы») – март;

б) мировоззрение и творчество «позднего» Льва Толстого («Исповедь» (гл. 1 – 4, 10, 13, 15, 16), «Так что же нам делать?» (гл. 33, 36, 37, 38, 39, 40), «Что такое искусство?», «Чем люди живы», «Где любовь, там и Бог», «Свечка», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната») – апрель;

Примечание: лектуры проводятся в форме тестовых заданий.

Б) отчет в чтении наизусть поэтических текстов и художественном чтении прозаических текстов (С.Я. Надсон – 2 стихотворения по выбору студента; поэт-народник – 1 стихотворение по выбору студента; А.П. Чехов – 1 рассказ; В.М. Гаршин или В.Г. Короленко – 1 рассказ на выбор; М.Е. Салтыков-Щедрин – 1 сказка на выбор; внутренний монолог одного из героев Л.Н. Толстого; диалог героев из любого романа Ф.М. Достоевского) – май;

В) по итогам практических и семинарских занятий № 2, 3, 5, 7 всеми студентами выполняются небольшие творческие задания (10 минут), типа: «Найдите в тексте (текст указывается) примеры профессионализмов, библеизмов, народной этимологии в речи рассказчика».

 

5. Информационное обеспечение учебной дисциплины

 

5.1. Обязательная литература

I. Художественные тексты

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М.Е. Губернские очерки. Помпадуры и помпадурши (или «Господа Ташкентцы»). История одного города. Благонамеренные речи. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки (не менее 10 по выбору). Пошехонская старина. Мелочи жизни.

НАУМОВ Н.И.

По одному произведению на выбор
ЗЛАТОВРАТСКИЙ Н.Н.

КАРОНИН-ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ Н.С.

СТЕПНЯК-КРАВЧИНСКИЙ С.А.

ОСИПОВИЧ-НОВОДВОРСКИЙ А.О.

МОРОЗОВ Н.А.

ЛОПАТИН Г.

Творчество одного из поэтов-народников на выбор  
ВОЛХОВСКИЙ Ф.В.

СИНЕГУБ С.

КЛЕМЕНЦ Д.

ЛАВРОВ П.Л.

ЯКУБОВИЧ П.Я.

ФИГНЕР В.Н.

НАДСОН С.Я. Стихотворения.

ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. Бедные люди. Двойник. Белые ночи. Униженные и оскорбленные. Записки из Мертвого дома. Записки из подполья. Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Подросток. Братья Карамазовы. Речь о Пушкине.

ТОЛСТОЙ Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Рубка леса. Набег. Утро помещика. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Три народных рассказа (по выбору). Крейцерова соната. Смерть Ивана Ильича. Власть тьмы (или Плоды просвещения). Живой труп. Хаджи Мурат. Воскресение. После бала. Не могу молчать. Исповедь. Что такое искусство? Так что же нам делать? Отец Сергий.

ЛЕСКОВ Н.С. Житие одной бабы. Леди Макбет Мценского уезда. Соборяне. Очарованный странник. Запечатленный ангел. Человек на часах. Тупейный художник. Заячий ремиз. Левша. Один из народных рассказов (по выбору).

УСПЕНСКИЙ Г.И. Нравы Растеряевой улицы. Будка. Из цикла «Новые времена, новые заботы» («Книжка чеков», «Хочешь-не-хочешь», «На старом пепелище», «Три письма», «Больная совесть»). Крестьянин и крестьянский труд. Власть земли. Выпрямила. Четверть лошади. Ноль целых. Письма с дороги.

ГАРШИН В.М. Четыре дня. Трус. Денщик и офицер. Происшествие. Художники. Attalea princeps. Красный цветок. Сигнал. Сказание о гордом Аггее.

ЧЕХОВ А.П. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Злоумышленник. Маска. Унтер Пришибеев. Каштанка. Тоска. Горе. Степь. Скучная история. Дуэль. Медведь. Попрыгунья. Палата № 6. Учитель словесности. Моя жизнь. Дом с мезонином. Мужики. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. На подводе. Случай из практики. Дама с собачкой. Невеста. Архиерей. Студент. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.

КОРОЛЕНКО В.Г. Сон Макара. Чудная. Огоньки. Убивец. В дурном обществе. Соколинец. Слепой музыкант. Река играет. Сказание о Флоре. История моего современника.

II. Учебные пособия, общая научная литература

 

История русского романа, тт. 1 – 2. Л., 1962, 1964.

История русской поэзии, тт. 1 – 2. Л., 1968, 1969.

История русской литературы в 4-х тт. Т. 3. Л., 1982., Т. 4. Гл. 1 – 6, Л., 1983.

Развитие реализма в русской литературе. Т. 2., кн. 2. Т. 3., 1973.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX в.: 70 – 90-е годы. М., 1983.

История русской литературы XIX века. 2-ая пол./ Под ред. Н.Н. Скатова. М., 1987.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. Вторая половина. М., 1990.

Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.

Купреянова Е.Н., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 1976.

Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. ЛГУ, 1973.

Каминский В.И. Пути развития русского реализма в русской литературе конца XIX в. Л., 1979.

III. Литература об отдельных авторах

О поэзии и прозе писателей-народников

 

Горячкина М.С. Художественная проза народничества. М., 1970.

Ермилова Г.Г. Н.К. Михайловский и русская литература 70-х годов XIX в. Иваново, 1988.

Соколов Н.И. Русская литература и народничество. Л., 1968.

Спасибенко А.С. Писатели-народники. М., 1968.

Смирнов В.Б. Литературная история «Отечественных записок». 1868 – 1884. Пермь, 1974.

Маевская Т.П. Идеи и образы русского народнического романа. Киев, 1975.

О М.Е. САЛТЫКОВЕ-ЩЕДРИНЕ

Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин: Искусство сатиры. М., 1976.

Головина Т.Н. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина: литературные параллели. Иваново, 1997.

Макашин С. Салтыков-Щедрин: Середина пути. 1860-1870-е годы: Биография. М., 1985.

Покусаев Е.И. Сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963.

Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.

Николаев Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.

О Н.С. ЛЕСКОВЕ

Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1982.

Гебель В.Н. Н.С. Лесков: В творческой лаборатории. М., 1945.

Гроссман Л.П. Н.С. Лесков: Жизнь – творчество – поэтика. М., 1945.

В мире Лескова. Сб. статей. М., 1983.

Дыханова Б.С. «запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.

Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова. 2-е изд. Тула, 1981.

Семенов В.С. Николай Лесков — время и книги. М., 1981.

Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. ЛГУ, 1978.

Троицкий В.Ю. Лесков — художник. М., 1974.

Эйхенбаум Б.М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1978.

О Г.И. УСПЕНСКОМ

Барабохин Д.А. Глеб Успенский и русская журналистика. Л.. 1983.

Бялый Г.А. О некоторых особенностях реализма Глеба Успенского // Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973.

Михайловский Н.К. Г.И. Успенский как писатель и человек // Михайловский Н.К. Статьи о русской литературе XIX-начала ХХ века. Л., 1989.

Пруцков Н.И. Творческий путь Глеба Успенского. М.-Л., 1958.

Соколов Н.И. Успенский: Жизнь и творчество. Л., 1968.

О Ф.М. ДОСТОЕВСКОМ

Бахтин М.М. Проблемы поэтики достоевского. М., 1963.

Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977.

Долинин А.С. Последние романы Достоевского: Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». М.-Л., 1963.

Ермилова Г.Г. Тайна князя Мышкина: О романе Достоевского «Идиот». Иваново, 1993.

Ермилова Г.Г. Роман Достоевского «Идиот»: Поэтика, контекст. Иваново, 1999. (Автореферат дис. …д-ра филол. наук).

Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. М., 1996.

Кирпотин В.Я. Мир Достоевского: Этюды и исследования. М., 1980.

Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1982.

Померанц Г.С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М., 1990.

Туниманов В.А. Творчество Достоевского. 1854-1862. Л., 1980.

Селезнев Ю. В мире Достоевского. М., 1980.

Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л.. 1985.

Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987.

О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сб. статей. М., 1990.

О Великом Инквизиторе: Достоевский и последующие: Леонтьев, Соловьев, Розанов, Булгаков, Бердяев, Франк. М., 1991.

Ф.М. Достоевский. Бесы. «Бесы: Антология русской критики. М., 1996.

Мочульский К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М., 1995.

О Л.Н. ТОЛСТОМ

Бочаров С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого // Три шедевра русской классики. М., 1971.

Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии. Т. I – IV. М., 1957 – 1970.

Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» и «Войне и мире». Л., 1977.

Камянов В.И. Творческий мир эпоса: О романе Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1978.

Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М. – Л., 1966.

Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1971.

Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.

Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974.

О В. М. ГАРШИНЕ

Бялый Г.А. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969.

О В.Г. КОРОЛЕНКО

Бялый Г.А. В.Г. Короленко. Изд. 2-ое. Л., 1983.

ОБ А.П. ЧЕХОВЕ

Бердников Г.П. А.П. Чехов: Идейные и творческие искания. Изд. 2-ое. М., 1972.

Бердников Г.П. Драматургия Чехова. Л., 1972.

Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Л., 1981.

Дерман А. О мастерстве Чехова. М., 1959.

Капустин Н.В. "Чужое слово" в прозе А. П. Чехова: жанровые трасформации. Иваново, 2003.

Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.

Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. М., 1975.

Линков В.А. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М., 1982.

Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976.

Собенников А.С. Между «есть Бог» и «нет Бога»…: О религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова. Иркутск, 1997.

Чудаков А.В. Поэтика Чехова. М., 1971.

Дополнительная литература

Указывается в списках научной и критической литературы, рекомендуемой к практическим и семинарским занятиям, лектурам.

II. Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины

Работа студентов над курсом «История русской литературы ХIХ, часть 3» определяется предложенным графиком работы, именно: системой практических и лабораторных занятий, требующих постоянной и целеустремленной самостоятельной подготовки, особенно же тремя формами текущего контроля (две лектуры по текстам Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и отчетом в чтении наизусть). Первая лектура проводится в конце марта, вторая – в конце апреля. Таким образом, в феврале, марте осуществляется знакомство с «пятикнижием» Достоевского, в апреле с публицистикой и художественным творчеством «позднего» Толстого. В течение всего семестра заучиваются наизусть предложенные тексты. Порядок и последовательность практических и семинарских занятий, лекционного курса позволяют системно постигать материал, глубинно осмысливать закономерности литературного процесса изучаемого периода и всей классической русской литературы в целом.

Итог изучения литературы последней трети ХIХ века предполагает не только основательное знакомство с творчеством писателей этого периода, особенностями литературно-публицистической и общественно-политической жизни России, но и историей науки о литературе. Предложенный список учебной и научной литературы по предмету позволяет студенту познакомиться с трудами выдающихся исследователей русской литературы, на практических занятиях привлекаются не только классические исследовательские работы, но и новейшие, содержащие спорные, нерешенные проблемы. Студенты знакомятся не только с авторитетными, признанными методологиями, но и с новыми и новейшими стратегиями и тактиками литературоведческого анализа.

На промежуточной аттестации (лектуры) предлагается тестовая система контроля качества знания студентами художественных текстов. На первой лектуре («Великое «пятикнижие» Ф.М. Достоевского) студентам предлагаются индивидуальные тестовые карточки, каждая из которых состоит из пяти вопросов, хронологически соответствующих пяти романам писателя: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». На второй лектуре («Послепереломное творчество Л.Н. Толстого») также предлагаются индивидуальные тестовые задания, состоящие из двух вопросов: публицистика и эстетика «позднего» Толстого, художественное творчество этого же периода. Обе лектуры выполняются письменно. Результат промежуточной аттестации учитывается при сдаче итогового экзамена.

 

Примеры тестовых заданий:

Лектура № 1

1. Как строится повествование в романе «Преступление и наказание»?

2. Когда и при каких обстоятельствах происходит знакомство Мышкина и Рогожина?

а) в гостиной Епанчиных;

б) в доме Гани Иволгина;

в) в железнодорожном вагоне.

3. Какие эпиграфы предпосланы роману «Бесы»? В чем их смысл?

4. Сколько лет Аркадию Долгорукому герою романа и автору «Записок»:

а) 19 – 20;

б) 16– 17;

в)18 – 19.

5. Передайте содержание главы «От автора» в романе «Братья Карамазовы». Цель ее включения.

 

Лектура № 2

1. Объясните смысл названия трактата Л.Н. Толстого «Так что же нам делать?» и эпиграфов ему предпосланных.

2. Почему автор назвал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.125 (0.013 с.)