Творчество Н. С. Лескова (1831 – 1895)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество Н. С. Лескова (1831 – 1895)



Место Н. С. Лескова в литературном движении второй половины XIX века.

Основные этапы жизни и деятельности. Ранние очерки и статьи. Отклик на петербургские пожары.

Творчество Лескова в 1860-е гг. Тема провинции и деревни. Литератор – «записчик». Яркие повести из «просто народного быта» («Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница»), художественное исследование противоречий национального духа. Антинигилистические повести и романы Лескова («Овцебык», «Некуда», «На ножах»), карикатурное изображение в них русских «нетерпеливцев» и сочувственное – «настоящих нигилистов» (Райнер, Лиза Бахарева).

Эволюция мировоззрения и творчества Лескова в 1870 – 1890-е годы, сближение с Л. Н. Толстым. Поиск «праведников» в разных сферах русской глуши («Соборяне», «Однодум», «Несмертельный Голован», «Павлин», «Человек на часах» и т. д.). Своеобразие лесковского праведника. Произведения о талантливости и героизме русского человека («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Левша»).

Проблематика и художественное своеобразие хроники «Соборяне». Протоиерей Савелий Туберозов и протопоп Аввакум. «Двойной сюжет» хроники: соборяне и «городские умы». Обращение к соборности – путь к спасению России. И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский о романе.

Усиление сатирических тенденций в творчестве позднего Лескова («Загон», «Железная воля», «Заячий ремиз»).

Мастерство Лескова. Народная языковая стихия в произведениях Лескова. Разнообразие форм повествования. Лесковский сказ. Народная этимология. Лесков и фольклор. «Сказ о тульском косом левше…», его герои, сюжет, общий колорит и стиль. А. П. Чехов и А. М. Горький о Н. С. Лескове.

 

Творчество Л. Н. Толстого (1828 – 1910)

Биография «подвижника». Начало творческого пути. Роль «Дневника» молодого Толстого в выработке его нравственных идеалов и понимания целей художественного творчества. Философские, религиозные и эстетические истоки творчества Л. Н. Толстого. Роль просветительской теории самосовершенствования (Руссо); значение христианских идеалов (Евангелие). Стерн, влияние сентиментализма («Сентиментальное путешествие»).

Автобиографическая трилогия Л. Толстого как книга об этапах духовно-нравственного развития всякого человека. «Внешний» и «внутренний мир» ее героя, его искания и «провалы».

Военные рассказы. Проблема храбрости. Принципы художественной детализации и генерализации (Б. Эйхенбаум). Тема патриотизма и пацифизма в «Севастопольских рассказах». Чернышевский о характерных особенностях творчества Толстого («диалектика души», «чистота нравственного чувства»). Расширение диапазона творчества Толстого.

Проба «дидактического романа» – повесть «Утро помещика». Критика цивилизации в повести «Люцерн». Тема искусства в повести «Альберт». Тема природы и культуры в произведениях «Три смерти», «Холстомер». Повесть «Казаки» – противоречия человеческой природы и двух культур (дворянской и казацкой). Естественная жизнь как критерий нравственности и цивилизации.

Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. Журнал «Ясная Поляна».

Проблемно-жанровое единство романа «Война и мир». «Война и мир» как героическая эпопея и новый эпос человеческой жизни. Философия истории Л. Толстого и принципы изображения человека на войне. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона. «Мысль народная» и изображение народа в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев – две ипостаси русского народа. Духовные искания главных героев романа и отражение в них толстовской философии. Этика любви у Л. Н. Толстого. «Мысль семейная» в романе «Война и мир» и поэтические средства ее выражения.

Противоречия мировоззрения Толстого и их выражение в романе-эпопее. Принцип контраста ложной и истинной, естественной жизни в композиции произведения. Критика светской и бюрократической среды.

«Анна Каренина» – роман о современности. «Мысль семейная» в романе. Отражение взглядов Толстого накануне перелома в его мировоззрении. Сущность и причины трагедии Анны Карениной. Смысл эпиграфа романа. Критика высшего дворянства и бюрократии (Каренин, Облонский, Вронский). Выражение в образе Левина духовных исканий Толстого. Драматизм содержания. Поэтика романа. Особенности композиции. Символическое пространство романа.

Кризис мировоззрения Л. Толстого в начале 1880-х гг. и его отражение в религиозно-философских произведениях писателя («Исповедь», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?»). Новые коллизии и новые герои в творчестве Толстого 1880-х гг. Обличение лжи и фальши жизни современного общества («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий»). «Народные рассказы» Толстого. Противоречия культуры в сознании писателя. Отрицание общественного прогресса, необходимости разделения труда; идеал гармонически развитого человека («4 упряжки»); критика науки и научного метода познания, признание высшей наукой этики и религиозного вероучения, определяющего смысл жизни и моральные нормы. Разрыв с официальной церковью. Толстой – религиозный реформатор. Отрицание государственного строя как неизбежного насилия. Этический максимализм Л. Толстого. Утверждение бесплодности революционной борьбы за социальные перемены. Проповедь религиозно-нравственного самосовершенствования и непротивления злу насилием.

Эстетические взгляды позднего Толстого. Признание важнейшей функцией искусства – коммуникативную: способность «заражать» читателя новыми чувствами и объединять людей религиозными и психологическими переживаниями. («Что такое искусство?»). Драматургия Л. Толстого. «Власть тьмы»: ее нравственный пафос и связь с традициями «жестокой» народной драмы. Комедия «Плоды просвещения», ставящая в юмористической форме главный социальный вопрос времени. Психологическая драма «Живой труп» – нравственные контрасты и новые подходы к старым проблемам. Эпическое начало в драматургии Толстого. Толстой и Чехов.

Роман «Воскресение» – итоговое произведение русского реализма XIX века. Соотношение социального анализа и нравственных исканий героев в романе. Обличение государственных и общественных устоев царской России, суда, церкви, администрации. Изображение крестьянской жизни, тюремного и каторжного режима. Толстовские принципы изображения революционеров. Два «воскресения» в романе (Нехлюдова и Катюши Масловой) – их контраст.

Повесть «Хаджи-Мурат»: национальная проблематика. Сопоставление культуры Запада и Востока. Сравнение двух деспотов. Отношение Л. Толстого к революции 1905 года. Протест против смертных казней («Не могу молчать»).

Художественный метод Толстого. Основные этапы развития реализма в творчестве Л. Толстого. Эволюция психологизма Л. Толстого в связи с изменениями в концепции личности. Особенности стиля Л. Толстого и русская литература.

Мировое значение Толстого как художника и мыслителя.

Творчество В. М. Гаршина (1855 – 1888)

Основные этапы личной и творческой биографии. Начало литературной деятельности. Трагическое восприятие писателем социальной действительности Изображение процесса самопознания личности в момент кризиса, порожденного столкновением героя со злом мира. Конфликты прозрения в рассказах 1870-х годов («Четыре дня», «Трус», «Препятствие»). В. М. Гаршин и Ф. М. Достоевский.

Проблема борьбы с общественным злом «чистого» и гражданского искусства в рассказе «Художники». Аллегорические рассказы о борцах-одиночках («Attalea princeps», «Красный цветок»). Герой «Красного цветка» в ряду других героев повестей и рассказов Гаршина. Художественная символика «Красного цветка» и восприятие его критикой и читателями 90 – 90-х гг.

Духовный кризис Гаршина в начале 1880-х гг. Влияние Л. Н. Толстого. Переосмысление прежних тем в прозе 1880-х годов («Надежда Николаевна», «Из записок рядового Иванова»). Народные рассказы Гаршина: «Сказание о гордом Агее», «Сигнал».

Своеобразие метода и стиля «сгущенного реализма» Гаршина. Символика в творчестве писателя. Новеллистическая природа его прозы. Лиризм, ритм, язык прозы Гаршина.

 

Поэзия 1880-х годов

Новый подъем поэзии. Обновление творчества поэтов 1860-х годов: А. А. Фета, Я. П. Полонского. С. Я. Надсон как «властитель душ» времени, певец скорби, его романтический пафос, афористичность, аллегоризм. Революционная поэзия П. Ф. Якубовича. Концепция любви в поэзии А. Н. Апухтина. Жанр стихотворной психологической новеллы у Апухтина («С курьерским поездом», «Из бумаг прокурора» и т. д.). Взаимовлияние поэзии и прозы восьмидесятников. Новые пути философской лирики. Стихотворения Вл. Соловьева, отражение в них философских исканий, их роль в становлении символизма. Философская поэзия Д. Мережковского, Н. Минского.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.009 с.)