Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество Н. С. Лескова (1831 – 1895)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Место Н. С. Лескова в литературном движении второй половины XIX века. Основные этапы жизни и деятельности. Ранние очерки и статьи. Отклик на петербургские пожары. Творчество Лескова в 1860-е гг. Тема провинции и деревни. Литератор – «записчик». Яркие повести из «просто народного быта» («Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница»), художественное исследование противоречий национального духа. Антинигилистические повести и романы Лескова («Овцебык», «Некуда», «На ножах»), карикатурное изображение в них русских «нетерпеливцев» и сочувственное – «настоящих нигилистов» (Райнер, Лиза Бахарева). Эволюция мировоззрения и творчества Лескова в 1870 – 1890-е годы, сближение с Л. Н. Толстым. Поиск «праведников» в разных сферах русской глуши («Соборяне», «Однодум», «Несмертельный Голован», «Павлин», «Человек на часах» и т. д.). Своеобразие лесковского праведника. Произведения о талантливости и героизме русского человека («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Левша»). Проблематика и художественное своеобразие хроники «Соборяне». Протоиерей Савелий Туберозов и протопоп Аввакум. «Двойной сюжет» хроники: соборяне и «городские умы». Обращение к соборности – путь к спасению России. И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский о романе. Усиление сатирических тенденций в творчестве позднего Лескова («Загон», «Железная воля», «Заячий ремиз»). Мастерство Лескова. Народная языковая стихия в произведениях Лескова. Разнообразие форм повествования. Лесковский сказ. Народная этимология. Лесков и фольклор. «Сказ о тульском косом левше…», его герои, сюжет, общий колорит и стиль. А. П. Чехов и А. М. Горький о Н. С. Лескове.
Творчество Л. Н. Толстого (1828 – 1910) Биография «подвижника». Начало творческого пути. Роль «Дневника» молодого Толстого в выработке его нравственных идеалов и понимания целей художественного творчества. Философские, религиозные и эстетические истоки творчества Л. Н. Толстого. Роль просветительской теории самосовершенствования (Руссо); значение христианских идеалов (Евангелие). Стерн, влияние сентиментализма («Сентиментальное путешествие»). Автобиографическая трилогия Л. Толстого как книга об этапах духовно-нравственного развития всякого человека. «Внешний» и «внутренний мир» ее героя, его искания и «провалы». Военные рассказы. Проблема храбрости. Принципы художественной детализации и генерализации (Б. Эйхенбаум). Тема патриотизма и пацифизма в «Севастопольских рассказах». Чернышевский о характерных особенностях творчества Толстого («диалектика души», «чистота нравственного чувства»). Расширение диапазона творчества Толстого. Проба «дидактического романа» – повесть «Утро помещика». Критика цивилизации в повести «Люцерн». Тема искусства в повести «Альберт». Тема природы и культуры в произведениях «Три смерти», «Холстомер». Повесть «Казаки» – противоречия человеческой природы и двух культур (дворянской и казацкой). Естественная жизнь как критерий нравственности и цивилизации. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. Журнал «Ясная Поляна». Проблемно-жанровое единство романа «Война и мир». «Война и мир» как героическая эпопея и новый эпос человеческой жизни. Философия истории Л. Толстого и принципы изображения человека на войне. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона. «Мысль народная» и изображение народа в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев – две ипостаси русского народа. Духовные искания главных героев романа и отражение в них толстовской философии. Этика любви у Л. Н. Толстого. «Мысль семейная» в романе «Война и мир» и поэтические средства ее выражения. Противоречия мировоззрения Толстого и их выражение в романе-эпопее. Принцип контраста ложной и истинной, естественной жизни в композиции произведения. Критика светской и бюрократической среды. «Анна Каренина» – роман о современности. «Мысль семейная» в романе. Отражение взглядов Толстого накануне перелома в его мировоззрении. Сущность и причины трагедии Анны Карениной. Смысл эпиграфа романа. Критика высшего дворянства и бюрократии (Каренин, Облонский, Вронский). Выражение в образе Левина духовных исканий Толстого. Драматизм содержания. Поэтика романа. Особенности композиции. Символическое пространство романа. Кризис мировоззрения Л. Толстого в начале 1880-х гг. и его отражение в религиозно-философских произведениях писателя («Исповедь», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?»). Новые коллизии и новые герои в творчестве Толстого 1880-х гг. Обличение лжи и фальши жизни современного общества («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий»). «Народные рассказы» Толстого. Противоречия культуры в сознании писателя. Отрицание общественного прогресса, необходимости разделения труда; идеал гармонически развитого человека («4 упряжки»); критика науки и научного метода познания, признание высшей наукой этики и религиозного вероучения, определяющего смысл жизни и моральные нормы. Разрыв с официальной церковью. Толстой – религиозный реформатор. Отрицание государственного строя как неизбежного насилия. Этический максимализм Л. Толстого. Утверждение бесплодности революционной борьбы за социальные перемены. Проповедь религиозно-нравственного самосовершенствования и непротивления злу насилием. Эстетические взгляды позднего Толстого. Признание важнейшей функцией искусства – коммуникативную: способность «заражать» читателя новыми чувствами и объединять людей религиозными и психологическими переживаниями. («Что такое искусство?»). Драматургия Л. Толстого. «Власть тьмы»: ее нравственный пафос и связь с традициями «жестокой» народной драмы. Комедия «Плоды просвещения», ставящая в юмористической форме главный социальный вопрос времени. Психологическая драма «Живой труп» – нравственные контрасты и новые подходы к старым проблемам. Эпическое начало в драматургии Толстого. Толстой и Чехов. Роман «Воскресение» – итоговое произведение русского реализма XIX века. Соотношение социального анализа и нравственных исканий героев в романе. Обличение государственных и общественных устоев царской России, суда, церкви, администрации. Изображение крестьянской жизни, тюремного и каторжного режима. Толстовские принципы изображения революционеров. Два «воскресения» в романе (Нехлюдова и Катюши Масловой) – их контраст. Повесть «Хаджи-Мурат»: национальная проблематика. Сопоставление культуры Запада и Востока. Сравнение двух деспотов. Отношение Л. Толстого к революции 1905 года. Протест против смертных казней («Не могу молчать»). Художественный метод Толстого. Основные этапы развития реализма в творчестве Л. Толстого. Эволюция психологизма Л. Толстого в связи с изменениями в концепции личности. Особенности стиля Л. Толстого и русская литература. Мировое значение Толстого как художника и мыслителя. Творчество В. М. Гаршина (1855 – 1888) Основные этапы личной и творческой биографии. Начало литературной деятельности. Трагическое восприятие писателем социальной действительности Изображение процесса самопознания личности в момент кризиса, порожденного столкновением героя со злом мира. Конфликты прозрения в рассказах 1870-х годов («Четыре дня», «Трус», «Препятствие»). В. М. Гаршин и Ф. М. Достоевский. Проблема борьбы с общественным злом «чистого» и гражданского искусства в рассказе «Художники». Аллегорические рассказы о борцах-одиночках («Attalea princeps», «Красный цветок»). Герой «Красного цветка» в ряду других героев повестей и рассказов Гаршина. Художественная символика «Красного цветка» и восприятие его критикой и читателями 90 – 90-х гг. Духовный кризис Гаршина в начале 1880-х гг. Влияние Л. Н. Толстого. Переосмысление прежних тем в прозе 1880-х годов («Надежда Николаевна», «Из записок рядового Иванова»). Народные рассказы Гаршина: «Сказание о гордом Агее», «Сигнал». Своеобразие метода и стиля «сгущенного реализма» Гаршина. Символика в творчестве писателя. Новеллистическая природа его прозы. Лиризм, ритм, язык прозы Гаршина.
Поэзия 1880-х годов Новый подъем поэзии. Обновление творчества поэтов 1860-х годов: А. А. Фета, Я. П. Полонского. С. Я. Надсон как «властитель душ» времени, певец скорби, его романтический пафос, афористичность, аллегоризм. Революционная поэзия П. Ф. Якубовича. Концепция любви в поэзии А. Н. Апухтина. Жанр стихотворной психологической новеллы у Апухтина («С курьерским поездом», «Из бумаг прокурора» и т. д.). Взаимовлияние поэзии и прозы восьмидесятников. Новые пути философской лирики. Стихотворения Вл. Соловьева, отражение в них философских исканий, их роль в становлении символизма. Философская поэзия Д. Мережковского, Н. Минского.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.171 (0.008 с.) |