Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Публицистика Николая Семеновича Лескова.↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Публицистика Николая Семеновича Лескова. Многие знают Лескова, как замечательного писателя, автора «Левшы» и «Очарованного странника». Но не всем известно, что Лесков был непримиримым, яростным публицистом и в литературе он заявил о себе именно как публицист. Эта часть его литературного наследия наименее известна современному читателю, так как многие статьи и очерки писателя никогда не публиковались после первых газетных или журнальных публикаций. Публицистика Лескова обширна и чрезвычайно многообразна. Лесков свою литературную деятельность начал статьями и корреспонденциями на социально-экономические темы («О рабочем классе», «Об ищущих коммерческих мест в России», «О найме рабочих людей», «Очерки винокуренной промышленности» и др.). Здесь затрагивает темы: взятки, откупная система, проблема пьянства и крестьянский вопрос..В дальнейшем, став выдающимся художником, Лесков никогда не оставлял и пера публициста. В публицистике, быть может, с наибольшей резкостью и очевидностью отразилась вся сложность и противоречивость идейно-творческих позиций Лескова в разные периоды его литературной деятельности. В 60-е годы это нашло выражение в страстных выступлениях на страницах «Северной пчелы», в резких выпадах по адресу революционно-демократического лагеря в очерках «Русское общество в Париже» (поднимает тему инородцев), в статьях на литературные темы. Публицистика Лескова теснейшим образом связана с его художественным творчеством. Так, уже в 60-е годы появляется ряд его статей по религиозно-церковным вопросам: о расколе, о старообрядчестве, о духовной литературе («С людьми древлего благочестия», «Искание школ старообрядцами», «Модный враг церкви» и др.). Эти темы будут устойчивы у Лескова и в дальнейшем. Художественное выражение той же проблематики мы найдем в таких произведениях, как «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Мелочи архиерейской жизни». Важной темой публицистических статей, очерков, воспоминаний является историческое прошлое России. Множество заметок, рецензий, просто сообщений на исторические темы Лесков опубликовал на страницах «Исторического вестника». Но, интересуясь историей, Лесков свою публицистику теснейшим образом связывал с современностью. Современная тематика занимала центральное место во всем творчестве Лескова. Являясь выдающимся художником слова, Лесков был и незаурядным знатоком искусства и литературы. Статьи о деятелях литературы, отклики на злободневные события литературной и театральной жизни, заметки о живописи — таков далеко не полный перечень разнообразных выступлений Лескова — критика. Для публицистики Лескова характерно: · Проба идей реальностью. · Невозмутимость интонации. · Глубоко спрятанный скепсис. · Есть характерный герой переселенец. · Интересовался людьми стыка, людьми на чужбине. · Поднимает тему инородцев («Русское общество в Париже»), тему русского за границей («Настоящее бедствие столицы»). · Возникает идеал терпеливого труженика. · К оппонентам относится очень лояльно.
СТАТЬЯ «МОДНЫЙ ВРАГ ЦЕРКВИ». В этой статье говорит о спиритизме, «который овладел уже целыми миллионами людей в Старом и Новом Свете и что ни день — делает все новые и новые успехи, как за границею, так и у нас в России». Он заметил, что наши богословы еще до сих пор не применяли усилий оспаривать это новое учение. Он показал, что, конечно, появлялись статьи, но они не наносили удар по самому главному в спиритизме, по его философской доктрине, — «против спиритизма как против явления философско-религиозно-нравственно-практического». Также он говорит о том, что люди не равнодушны к делам церкви, они ждут от нее каких-то действий. Люди полагают, «что или духовные врачи наши находят себя неискусными во врачевстве этого модного недуга, или же, что они ждут, чтобы болезнь более выяснилась, и тогда сразу могучим словом своим вырвут ее совсем, со всеми корнями». Лесков показывает, что спиритизм уже захватил умы людей Америки и это ведет к разрушению их веры Лесков рассматривает журнал Киевской духовной академии. Он говорит, что журнал находит, что все нравственные совершенства спиритов, «стоя под влиянием ненормального начала, не могут быть правильны». «Новая и действительно ужасающая сторона в спиритизме —это уклонение от небесной истины христианства в туманную область самого дикого суеверия, уклонение преимущественно в рядах высокообразованных классов общества по ту и по сю сторону Атлантического океана». Лесков делит спиритизм на опытный и философский. Опытный спиритизм - это мания странная и жалкая, но едва ли даже хоть сколько-нибудь опасная для Христовой церкви. Такие кружки лишь требуют, чтоб человек называл себя спиритом и не опасны. «Философский спиритизм» держит - новое мышление, не стремящееся быть не чем иным, как мышлением. Но, новое мышление не только не благоприятно для церкви, но идет против нее, враждебно ей и имеет своею прямою задачею разрушить «содержимую христианскою церковию», «старую религию». Также Лесков заметил интереснейшие приемы, которые употребляет спиритизм, доказывая какое-нибудь из своих положений. Здесь обыкновенно смешивается и богословие, и реализм, и правда нравственная, и правда юридическая, и любовь, и милосердие. Он говорит, что опасные враги церкви при дружественном сопротивлении, при употреблении мудрого слова могут быть легко побеждены. «В слове Христовом, гораздо более достигающего к сердцу человеческому, чем во всех теориях, не исключая той спиритской школы». Такой идеей завершает свою статью Лесков.
Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805-1827). Критические рассуждения В. характеризуются следующими особенностями: разработка шеллингианских основ для критики и поэзии, умение связать их с задачами русского романтизма и стремление преодолению самих корней романтизма. У В. говорит Платон своему ученику Анаксагору» «Философия есть высшая поэзия»(статья «Анаксагор. Беседа Платона»). В «Разборе статьи о«Евгении Онегине» (1825-первая опубликованная статья) В. развил эту идею подробнее: «Не забываем ли мы, что в пиитике должно быть основание положительное, что всякая наука положительная заимствует свою силу из философии, что поэзия неразлучна с философией?» об этой последней статье Пушкин написал: "Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Все остальное - или брань, или дичь". В. замышлял издание особого философско-литературного органа для «теоретического исследования ума», «самопознания» народа, его духа, характера («Несколько мыслей в план журнала»). Он делал вывод: кто не умеет правильно мыслить, тот не умеет и правильно действовать. Уже здесь заложены основы постановки вопроса о свободе и необходимости, о связи правильной практики с правильной теорией. Вслед за Шеллингом В. весь мир рассматривал как движение идеи. Отсюдо вытекало представление об этапах истории человечества т об определенной эволюции поэзии и ее форм. В. считал, что человечество прошло уже стадию эпической поэзии. Воспевавшей прошлое. Теперь он повсюду отмечал признаки лирического начала. Но человечеству предстоит пережить стадию поэтического развития драматическую. Вней сольются начала прежних этапов и родов творчества. Также В. написал отзывы о первой и второй главе «Евгения Онегина». В отзыве о первой главе он не без некоторых колебаний причисляет Пушкина к последователям Байрона, т.е. видит в нем романтика. В заметке о второй главе почувствовал неповторимое своеобразие образа героя: «Характер Онегина принадлежит нашему времени и развит оригинально». А в отзыве о «Борисе Годунове» подчеркивал самостоятельность Пушкина по отношению к «Истории…» Карамзина. Критик братьев Киреевских Братья Иван и Петр Васильевич Киреевские – философы, литературные критики и публицисты, одни из лидеров славянофильства. Любовь к России составляла главную черту творчества братьев Киреевских. Мечта о создании русской самобытной философии завлекла их с молодых лет: «Нам необходима философия - все развитие нашего ума ее требует» - писал И. В. Кириевский. Взоры их обращались Шеллингу и Гегелю. Но нельзя считать идеи Кириевских всего лишь переложением идей великих немецких философов. Братья Кириевские построили свое учение на самобытных, глубоко религиозных, православных основаниях. Этими незыблемыми основаниями для них стали писания святых отцов церкви. В них они нашли умозрения не менее глубокие, чем у Шеллинга. Главное же – в них они обнаружили то истинное русское благочестие, тот дух смирения, которые недоставало слишком горделивым умам Запада. Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) - один из основоположников славянофильства. С 1828 по 1834 год он выступал как прогрессивный мыслитель, искавший широкую философскую основу для русской критики. Он издавал журнал «Европеец» (1832), который на втором номере был закрыт правительством из-за статей самого издателя «Девятнадцатый век» и «Горе от ума» на Московской сцене». В первой статье Киреевский утверждал, что старые формы философии, гражданского самосознания, общественного устройства Западная Европа уже исчерпала, России же предстоит развить свои, новые формы, используя опыт Запада. В конце статьи Киреевский риторически предлагал самим читателям «сделать выводы» относительно характера просвещения в России. К. написал такие замечательные критические статьи: «Нечто о характере поэзии Пушкина», «Обозрение русской словесности за 1829 год», «О стихотворениях Языкова». В статьях проявился незаурядный критический талант Киреевского. Пушкин был доволен его содержательными суждениями. Белинский заимствовал у него несколько важных формулировок: о романтизме, о Пушкине как «поэте действительности».Вдумчивый, спокойный тон его статей высоко ценил Чернышевский. Верный своему принципу, Киреевский приучал русскую критику искать «общий цвет, одно клеймо» в творчестве разбираемого поэта. И он сам мастерски находил его у Пушкина, Веневитинова, Баратынского, Дельвига, Подолинского, Языкова. Судьбу Ивана Васильевича разделил его младший брат - Петр Васильевич Кириевский (1808-1856), который стал знаменитым фольклористом, исследователем древнерусской культуры. Петр Васильевич знал семь языков, занимался переводами произведений Байрона, Кальдерона, Шекспира. В 1331-1834 гг. Петр Васильевич путешествовал по России, собирал народные песни, пословицы, сказания, изучал народную культуру и быт. Взгляды Киреевского наиболее полно отражены в статье «О древней русской истории. Письмо к М. П. Погодину» («Москвитянин». 1845. № 3), в которой он отвергал тезис смирения и терпения национального характера русского народа. По его мнению, на всех этапах отечественной истории решающее значение играли сила, энергия и благородные порывы народа. Одну из особенностей всех славянских народов он видел в отсутствии личной земельной собственности, в принадлежности земли общине. Петр Васильевич также страстно занимался изучением русского фольклора и песен. В 1847 году он опубликовал в обществе истории российских древностей 55 собранных им песен духовного содержания. В 1852 году в «Московском сборнике» он напечатал 4 новые песни, и незадолго до смерти в 1856 году были напечатаны еще12 песен в журнале «Русская беседа». 30. Демократическая («реальная») критика. Общая характеристика (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев и др.). Основателем реальной критики считают Добролюбова. Пафос всей его деятельности заключался в сознании «великой роли.народных масс». Его критические статьи имели не только чисто литературное значение. Они служили ответами на вопросы, выдвигаемые жизнью, были формой идеологической борьбы. К. Маркс и Ф. Энгельс высоко ценили деятельность Добролюбова. Они сравнивали русского критика с Лессингом и Дидро, утверждая тем самым значение русской революционной демократии в истории мировой эстетической мысли. Реальная критика давала возможность публицистического исследования действительности, вела к осмыслению и социальному анализу изображенных в литературе общественных явлений, «к рассуждениям о той среде, о жизни, о той эпохе, которая вызвала в писателе то или другое произведение». Добролюбов исходил из положения, что действительность всегда выше искусства и что от художественного произведения требуется прежде всего верность «смыслу действительности». Однако отсюда не следует делать вывод, что Добролюбов недооценивал роль литературы в общественной жизни. Он писал: «Если бы мы думали, что литература вообще ничего не может значить в народной жизни, то мы всякое писание считали бы бесполезным. Но мы убеждены, что при известной степени развития народа литература становится одною из сил, движущих общество…». В принципе во всех методологических приемах «реальной критики» все сходно с приемами Белинского и Чернышевского. Но иногда нечто важное сужалось и упрощалось. Особенно это видно в трактовке связей критики с литературой, критики с жизнью, проблем художественной формы. Получилось, что критика — это не столько раскрытие идейно-эстетического содержания произведений, сколько приложение произведений к требованиям самой жизни. Но это только один из аспектов критики. Нельзя произведение превращать в «повод» для обсуждения актуальных вопросов. Оно имеет вечную, обобщающую ценность. В каждом произведении есть свой, внутренне сгармонированный объем содержания. Кроме того, не должны отодвигаться на задний план намерения автора, его идейно-эмоциональная оценка изображаемых явлений. «Реальная критика», как не раз разъяснял Добролюбов, не допускает и не навязывает автору «чужих явлений».Одаренность Николая Александровича Добролюбова (1836—1861) как литературного критика первым заметил Чернышевский. Прочитав присланную в «Современник» статью «Собеседник любителей российского слова» (1856), Чернышевский пригласил к себе на дом ее автора, тогда еще студента Главного педагогического института, и предложил ему постоянное сотрудничество в журнале. В 1857—1861 годах литературная критика в «Современнике» почти всецело была в руках Добролюбова. В 1858 опубликовал примерно 75 критических статей. Он откликался на все вопросы текущей литературы, писал главные статьи на самые важные темы, активно разрабатывая эстетические проблемы и проблемы «реальной критики». Добролюбов печатался под псевдонимами: Конрад Лилиеншвагер, Яков Хам, Аполлон Капелькин, Д. Свиристелев, и др. В области общефилософских принципов Добролюбов полностью солидаризировался с Белинским и Чернышевским. Это видно из общего духа его статей и нескольких прямых высказываний на эти темы. Главному вопросу эстетики — об отношении искусства к действительности — Добролюбов придавал острый публицистический поворот. В статьях «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858), «Литературные мелочи прошлого года» (1859) он говорил, что нашей литературе нечего гордиться своими мнимыми достижениями, она идет уже проторенными путями, тогда как она должна бы идти впереди жизни. Добролюбов хотел вдохновить литературу на новые подвиги. В статье «Луч света в темном царстве» (1860) ключевым понятием также остается понятие «ТЦ» и «самодурство». В протесте Катерины критик видит страшный вызов самодурной силе, вызов особенно значимый, так как исходит из недр народной жизни. С точки зрения Д, комедии Островского пьесы жизни, а Катерина героический образ, чуждый своей среде. Катерина – образ революционерки. Добролюбов устанавливает, что только в одном пункте «Гроза» Островского построена по «правилам»: Катерина нарушает долг супружеской верности и наказана за это. Но во всем остальном законы «образцовой драмы» в «Грозе» «нарушены самым жестоким образом». Драма не внушает уважения к долгу, страсть развита недостаточно полно, много посторонних сцен, нарушается строгое единство действия. Характер героини двойствен, развязка случайная. В этих статьях наиболее проявилась реальная критика Д: относится к художественному произведение, как к явлению действительности, большой интерес проявляет к общественной жизни, к ее негативной стороне; часто обращается к форме «МЫ». Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868) по праву считается «третьим», после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником. То, что он в «Русском слове» (1861—1866) время от времени полемизировал с «Современником», нисколько не меняет основного представления о Писареве как теоретике и защитнике реалистического направления в русской литературе. П. глубоко ценил произведения Чернышевского, Тургенева, Л. Толстого, Достоевского, Помяловского, Некрасова, Писемского, Гончарова, Слепцова, боролся за материалистическую эстетику, против реакции и «чистого искусства». Почти во всех столкновениях с «Современником» был неправ Писарев. Увлекающий и увлекающийся Писарев много раз указывал на связь своих идей с идеями Белинского, Чернышевского, Добролюбова, и эти связи действительно были. Но в то же время он считал, что не обязательно поклоняться «учителям». Если бы он сам, Писарев, поговорил с Добролюбовым, то «мы не сошлись бы с ним почти ни на одном пункте» («Реалисты»). Поколения 60—70-х годов запомнили Писарева как исключительно остроумного, немного склонного к парадоксам, но горячего и убежденного пропагандиста материализма. В статьях «Схоластика XIX века», «Идеализм Платона», «Наша университетская наука», он доказывал необходимость единства духовной и физической жизни людей, преодоления разрыва между умственным и физическим трудом, развития гармонического человека. Он ратовал за просвещение самых широких масс народа, выступал против религии и всякого рода предрассудков. Никогда еще проблема женской эмансипации в России не имела такого умного, блестящего защитника, как Писарев. О влиянии статей Писарева, самого их задорного тона, щедро рассыпанных в них афоризмов, убийственных сравнений свидетельствовали в своих письмах и мемуарах многие писатели, журналисты, ученые. В «Схоластике XIX века» Писарев заявил о своей полной солидарности с материализмом Чернышевского. В этой статье он высказал убеждение, что «ни одна философия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный, здоровый и свежий материализм». Совершенно нарушал Писарев необходимый исторический подход в статье «Пушкин и Белинский» (1865). Он ставил только один вопрос: следует ли нам читать Пушкина сейчас? И отвечал отрицательно. Пушкина следует сдать в архив вместе с Ломоносовым, Державиным, Карамзиным и Жуковским. Пушкин для Писарева — только «великий стилист», «легкомысленный версификатор». Никакой «энциклопедией русской жизни» и «актом самосознания» для общества роман «Евгений Онегин» не был. В самом герое, Онегине, ничего передового и симпатичного нет. Татьяна — идеальничающая посредственность. Судьба героев прошлого определяется Писаревым так: с Онегиным мы не связаны решительно ничем; Бельтов, Чацкий, Рудин лучше Онегина, без них не могло бы быть и нас, это наши учителя, но их время прошло навсегда с той минуты, как появились Базаровы, Лопуховы и Рахметовы («Пушкин и Белинский»).
16. Западники и славянофилы. Общая характеристика, их идеология, имена. Начало истории «славяно–западных» споров чаще всего связывают с публикацией в 1836 году в журнале «Телескоп» первого «Философического письма» П. Я. Чаадаева. Споры, разгоревшиеся вокруг него, послужили стимулом для кристаллизации воззрений тех, кто был не согласен с пессимистическими оценками прошлого, настоящего и будущего России. Рождение «славянофильства» историки отечественной философии обычно связывают с появлением статьи А. С. Хомякова «О старом и новом» (1839). Эта работа вместе с откликом на нее И. В. Киреевского («В ответ А. С. Хомякову», 1839) открывает историю славянофильства как оригинального течения русской мысли. Статья «О старом и новом» определяла один из центральных вопросов славянофильства: «Что лучше: старая или новая Россия?» Статья–речь Хомякова, представлявшая собой ответ на мрачный вердикт, вынесенный Чаадаевым прошлому, настоящему и будущему России, стала предметом острых дискуссий как в среде славянофилов, так и в среде «западных», с которыми в эту эпоху славянофилы встречались в московских литературных салонах. Как писал в своих мемуарах Александр Герцен, «семя было брошено». В начале сороковых годов острота полемики между западниками и славянофилами все время росла и к середине сороковых годов обострились до такой степени, что личные контакты между представителями враждующих партий почти прекратились. На сороковые годы приходится пик полемики западников и славянофилов. История славянофильства как единого направления продлилась несколько дольше, чем история «западничества». На пятидесятые годы приходится публикация важнейших в философском отношении работ теоретиков славянофильства, но западничество как особое направление русской мысли распалось, фактически, уже к концу сороковых годов. К середине пятидесятых годов размежевание русской интеллигенции на западников и славянофилов (в классической его форме) уже теряет свою актуальность.
23. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КРИТИКА (далее ЭК). А.В.ДРУЖИНИН КАК КРИТИК.
Критика Хомякова Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) писал стихи, пьесы, изредка критические отзывы, но главные его труды касались философских вопросов, поземельных отношений в России, проблем реформы, межславянской солидарности, славянофильского учения о самобытных путях России. Русский Леонардо да Винчи. Изобрел ружье по дальним целям. Считается основателем духовной поэзии, учения о соборности. Основная цель -восстановление наших частных умственных путем оживления традиций. В статье «О старом и новом» ( 1839) Хомяков в наиболее резкой форме выразил осн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.50 (0.024 с.) |