Публицистика: понятие, предмет и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Публицистика: понятие, предмет и функции.



Публицистика: понятие, предмет и функции.

П. - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты.

Для п. стиля характерно использование оценочной лексики с сильной эмоциональной окраской. Сочетание стандарта (устойчивых языковых форм выражения, типичных для политики) и экспрессии (языковых средств, которые оказывают воздействие на эмоции читающих и слушающих). Информация адресуется широким массам, всем носителям языка; необходима быстрота передачи информации.

Характеристика п.:

- это способ открытого энергичного влияния на умы, настроения и поведение

- источник воздействия занимает ясно выраженную позицию.

П. – «шире» журналистики (выступление оратора, документальное кино, плакат).

Ошибочно мнение, что всякий журналистский материал является публицистикой: п. текст должен быть насыщен идейным содержанием, быть наступательным по манере изложения.

Цель публицистики – воздействовать на общество, чётко выраженная авторская позиция нет художественного вымысла.

Предмет п. (В широком смысле) – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого, вся современная жизнь в её величии и малости, частная и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе.

Предмет п. (узк.) – социальная проблема, событие, явление, происходящее в настоящий момент или недавно произошедшее, мнение автора об этом событии или явлении.

1) функция сообщения (информирование читателей о значимых проблемах)

2) функция воздействия (убедить аудиторию)

Кроме информационной и воздействующей, тексты п. стиля и остальные присущие языку функции: коммуникативную, экспрессивную, эстетическую.

Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова.

Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи.

 


Обращение к темам культуры, искусства.

Публицистика А.И.Аджубея характеризуется обращением к различным актуальным темам и востребованным советской журналистикой жанрам, эволюция его творчества коррелируется со складывающимися политическими реалиями.

Активная обратная связь с читателем (общественные приемные, работа с письмами), бережное отношение к языку, к литературному качеству текстов, искренний интерес к проблемам обычного человека, глубокая разработка социально значимых тем характеризуют опыт работы редакций «КП» и «Известий» под руководством Аджубея.

 


Методика и стандарты использования сети Интернет как источника информации.

В последние годы Инет стал мощным инструментом для исследования. Но в то же время он остается областью информационного пространства, не вписывающейся в обычные представления. Является неструктурированным информационным ресурсом без полного управления, предлагающим смесь услуг без стандартного формата, иерархии. Пользователь, желающий получить информацию и задавшийся темой для поиска и обратившийся в этой связи к помощи одного из т.н. поиских систем, должен быть готов к тому, что до 99% предложенных ссылок не будут иметь к предмету поиска никакого отношения. Необходимость проверки и оценки источников информации, часто в список ссылок, выдаваемый в ответ на тот или иной запрос, включаются ссылки на письма из телеконференций, являющиеся, в свою очередь, ответами на другие письма, ссылки на уже убранную с серверов информацию и т.д. Однако, при всех недостатках, Интернет содержит огромное количество научной информации. Проблема в том, как ее быстрее получить.

Рационализируя тематический поиск, можно руководствоваться четырьмя принципами:

l Ясно определить потребность в исследовании;

l Определить, какого типа ресурсы возможно найти;

l Понять какие инструментальные средства поиска имеются в распоряжении, чтобы найти информацию наиболее соответствующую для потребности;

l Тщательно и критически оценить найденную информацию.

 

Если полноценность информационного источника неочевидна, следует задаться вопросами:

Что это за разновидность информации? Факт или мнение? Имеется ли что-нибудь вроде документации, библиографии, сносок, сведений об авторах, или цитировании? Реклама?

Важную роль в оценке источника играет формат его представления. Нельзя в равной мере доверять: рекламным объявлениям, правительственным сообщениям и содержанию домашних страниц. Личность автора и другие аспекты также важны, можно продолжить критическое рассмотрение, рассматривая автора, представившего информацию. Далее: инф из первичного или вторичного источника? Своевременна ли она и употребительна? Когда возник источник? Подтверждают ли ее другие источники?

Простота публикации в Интернет отменила многие правила, господствовавшие в области издания печатной продукции, регулировавшие процедуру подготовки материала, выбор места для его размещения, библиографический контроль. Практически упраздненным оказалось рецензирование. Кроме того в web отчетливо виден своего рода этический либерализм, часто граничащий со вседозволенностью. Это отрицательно отражается на лексике и терпимости к чужим убеждениям. С точки зрения использования Интернет как ресурса и хранилища информации, представляющей академический интерес, досадным обстоятельством является плохая проверяемость авторитетности и достоверности источников.

 

 


Радио

На радио надо рассказывать, а не читать. Простой разговорный язык. Первый абзац должен быть коротким и энергичным. Настоящее время (ощущение одновременности происходящего). Точные конкретные понятия, чтобы представить. Без профжаргона. Не начинать с прямой речи или с утверждений без ссылки на источник.

Теле

Телевизионный текст в отличие от радийного всегда предполагает наличие картинки, чем упрощает жизнь телеведущему.

Большая часть информации, звучащей в эфире, приходит на станцию из печатных источников. Ее нужно переписать для чтения в эфире и вдохнуть в нее жизнь.

1. Всегда перечитайте текст заранее.

2. Убедитесь, что текст подготовлен для чтения в эфире.

3. Расставьте интонационные и логические ударения.

4. Перечитайте начало, разработав голос.

5. Представьте то, о чем говорится в тексте.

Использование активного залога глаголов лучше передаст событийную информацию. Отдельное настроение для каждого абзаца. Без фактических ошибок, длинных слов, не начинать сюжет со слова вчера, с малоизвестного человека.


Жанры телевизионной информации

Информационное сообщение (видеосюжет) Отчет (может выйти без журналистских комментариев) Интервью Репортаж

Жанры аналитической публицистики

Комментарий (выступление в кадре или закадровый, иллюстрируемый видеокадрами)

Обозрение (монолог и диалог) Беседа Дискуссия Ток-шоу (то же, что дискуссия, но важна личность ведущего) Корреспонденция («передача») Интервью Репортаж

Жанры художественной публицистики

Очерк (Жизненный факт-основа) Путевой очерк Зарисовка (держится на работе оператора) Сатирические жанры Документальный телефильм

Публицистика: понятие, предмет и функции.

П. - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты.

Для п. стиля характерно использование оценочной лексики с сильной эмоциональной окраской. Сочетание стандарта (устойчивых языковых форм выражения, типичных для политики) и экспрессии (языковых средств, которые оказывают воздействие на эмоции читающих и слушающих). Информация адресуется широким массам, всем носителям языка; необходима быстрота передачи информации.

Характеристика п.:

- это способ открытого энергичного влияния на умы, настроения и поведение

- источник воздействия занимает ясно выраженную позицию.

П. – «шире» журналистики (выступление оратора, документальное кино, плакат).

Ошибочно мнение, что всякий журналистский материал является публицистикой: п. текст должен быть насыщен идейным содержанием, быть наступательным по манере изложения.

Цель публицистики – воздействовать на общество, чётко выраженная авторская позиция нет художественного вымысла.

Предмет п. (В широком смысле) – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого, вся современная жизнь в её величии и малости, частная и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе.

Предмет п. (узк.) – социальная проблема, событие, явление, происходящее в настоящий момент или недавно произошедшее, мнение автора об этом событии или явлении.

1) функция сообщения (информирование читателей о значимых проблемах)

2) функция воздействия (убедить аудиторию)

Кроме информационной и воздействующей, тексты п. стиля и остальные присущие языку функции: коммуникативную, экспрессивную, эстетическую.

Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова.

Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.013 с.)